9. В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ после Великой Октябрьской социалистической революции в Кромском уезде усиленно стали создаваться партийные ячейки. Руководить ими доверялось наиболее преданным делу партии людям. Поэтому уком посылал для их укрепления своих товарищей. Так, из Короськовской волости были отозваны М.Н. Соложеницын — член президиума уездного исполкома, комбедовец, С.И. Фомин — из коллегии комиссариата продовольствия. И.К. Тарасов — член уездной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.
Им на смену в волостную партийную организацию пришли другие большевики: Г.П. Чистяков, Я.В. Грачев, А.В. Фетисов, С.И. Черников. Последний впоследствии, после окончания Воронежского лесного института, вырос в крупного работника Министерства сельского хозяйства Украины.
Самой большой в Кромском уезде была Короськовская волостная ячейка партии. К концу 1918 года вместе с сочувствующими она насчитывала в своих рядах 33 человека. Некоторые товарищи погибли от кулацких пуль. Среди них — И. К. Тарасов. Он работал сначала в волостной ячейке, затем в уездной и губернской ЧК. 12 сентября 1919 года был зверски убит политическим бандитом Силаевым.
5 июля 1920 года от вражеской пули из засады погиб Д.И. Сажнев, военный комиссар Кривчиковской волости, а в боях с Врангелем сложил голову П. Артёмов.
В августе 1918 года была организована ячейка большевиков из 9 человек в Жерновецкой волости под председательством И.Г. Сарычева. В протоколе своего первого организационного собрания товарищи, как свою первейшую задачу, записали: «Идти навстречу всем распоряжениям и декретам, исходящим от Совета Народных Комиссаров во главе с товарищем Лениным, и поэтому для закрепления добытых кровью завоеваний революции нашли необходимым организовать ячейку партии коммунистов-большевиков».
Из актива этой партийной ячейки выделялся член РКП (б) с 1917 года рабочий-столяр М.Г. Овчинников, энергичный, преданный делу народа человек, работавший председателем волостного комитета бедноты, затем в продземорганах.
Дальнейшая работа по организации партячеек в уезде несколько замедлилась в связи с переключением внимания на организацию комитетов бедноты и, наряду с укреплением этих организаций, вновь развернулась.
В сентябре 1918 года были организованы волостные ячейки партии в Кировской, Коровье-Болотской и позже в других волостях. Там, где не было возможности создать организации партии, брались на учёт большевики-одиночки. Из состава волостных ячеек и большевиков-одиночек активной деятельностью отличались А.Ф. Шелобоков и Г.Ф. Ларин в Кировской волости, Н.М. Гасилин в Сосковской волости, Я.П. Туинов в Коровье-Болотской волости, A.А. Щёголев и П.М. Щёголев в Черкасской волости, А.Н. Кузнецов в Гуторовской волости, С.К. Тюрин и И.Г. Мельников в Гостомльской во-лости, B.А. Михалёв и М.3. Великанов в Воронецкой волости, С.И. Попрядухин в Муравльской волости.
Некоторые из них, как А.А. и П.М. Щёголевы, И.М. Гасилин, Я П. Туинов, С.И. Попрядухин, С.К. Тюрин, И.Г. Мельников, хорошо зарекомендовали себя на последующей работе в уездных организациях. Отдельные, как И.Г. Мельников, показавший себя хорошим вожаком бедноты, были вновь возвращены на работу в волости.
А.А. Щеголев, бывший токарь Дружковского завода на Украине, работавший в социал-демократических кружках ещё в царском подполье, большевик с 1917 года, был членом коллегии уездной ЧК. В апреле 1919 года в составе первой группы добровольцев кромчан ушёл на Колчаковекий фронт. После ранения снова возвратился в Кромы, затем трудился в Орле. Умер в годы Великой Отечественной войны.
П.М. Щёголев, матрос Северного флота, работал военным комиссаром, затем председателем исполкома Черкасской волости. С 1919 года — активный работник органов ВЧК, потом начальник Кромской уездной милиции, позже был на руководящей партийной, советской и хозяйственной работе в Кром-ском и других районах области.
Эсеровское отребье активно действовало и на Орловщине. С участием члена Центрального Комитета партии эсеров Камкова было организовано кулацкое восстание в Ливенском уезде в августе 1918 года. Но под руководством Орловского губернского комитета партии и губисполкома, с участием интернационального отряда и отряда железнодорожников г.Орла, было вскоре ликвидировано.
Однако Орловский комитет «левых» эсеров до конца верил политике своего Центрального Комитета, руководившего контрреволюционным повстанческим движением против Советов. Их газета «Соха и молот» помещала на своих страницах статьи с контрреволюционными выпадами против партии большевиков и Советской власти. Дошло до того, что эсеры, боясь возможных репрессий против их действий, выкрали председателя Орловской губернской ЧК Ульянова с его квартиры и в течение недели держали у себя в качестве заложника.
Вызывающе вели они себя и в Кромах.