КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ №1
( разгромная)
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит...
Знаю точно, где найду второго,
Мне бы только третьего найти.
Алиса Деева
Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий, указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность.
Увы! Эта уродующая действительность оказалась способна исказить и личность поэта.
Дитя эпохи безвременья, представитель потерянного поколения, Лермонтов поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, он отвергал окружающий его мир мир ненавистных ему духовных холопов, но и сам не мог абстрагироваться от этого мира.
Рассмотрим, для примера, одно стихотворение, считающееся некоторыми вершиной русской (и даже мировой) поэтической лирики.
Итак, " Выхожу один я на дорогу“. О чём эта, как говаривал Виссарион Белинский, пиеса?
Стихотворение не имеет названия, и это понятно неангажированному читателю, ибо мы видим, что и сам автор не вполне отдаёт себе отчёт, о чём он пишет; достаточно прочесть первые две строки пьесы, чтобы возникло множество вопросов (если не сказать больше).
Итак. "Выхожу один я на дорогу". Зададим себе вопрос: "какова новизна, оригинальность, информативность этого текста?". Да ведь такая (и ей подобные) фраза произносилась/писались в течение веков многократно, в том числе, и в литературе.
Только, только в первой строке упомянута дорога, как во второй строке она возникает вновь, только уже под псевдонимом "путь", причем неизвестно почему и зачем - "кремнистый". Видимо для того, чтобы использовать глагол "блестит" в рифме с глаголом "говорит". Больше этот блеск в пьесе ни для чего не нужен и никак на содержание стиха не влияет.
Сразу же бросается в глаза довольно простенькая перекрёстная рифма (любимая каждым начинающим поэтом) с использованием двух самых простых форм рифмовки с мужскими и женскими рифмами, неуклонно повторяемыми по всему пространству текста. Избыточное применение шипящих звуков не только не вызвано нобходимостью, но даже, в конце-концов, раздражает. Начальная часть стиха является пейзажной
зарисовкой с неудавшейся попыткой оживить этот пейзаж мнимыми разговорами Бога с пустыней (?!) и звёзд меж собой(?!). Видимо, эти скучные разговоры приводят автора к желанию заснуть, но сон ему видится в совершенно необычном ракурсе, напоминая, можно сказать, сон летаргический. Проблема содержания тут предстаёт, скорее, в медицинском аспекте, чем в лирико-поэтическом. Отдельно следует сказать, что значительно более живописные и психологически верные картины вселенной мы можем найти в уже давно известных стихах других поэтов (Ломоносов, Державин и др.).
Забавно, что небольшое произведение разделено на 5 катренов с соответствующей нумерацией. Кому и для чего это нужно - остаётся только догадываться. Возможно, сам автор сомневался в какой последвательности следует читать катрены и сделал для себя пометки. Думается, что этим объясняется и то, что в разных изданиях стихотворение печатается как с нумерацией, так и без оной. Необходимо отметить и многочисленное употребление существительных, подобранные по принципку наибольшей "волнительности" читателя. Тут и дорога, и туман, и ночь, и звезда (не одна), и небеса, и сиянье, и свобода, и покой, и сон. После кошмарной "могилы" упомянута грудь, причём беспременно дважды. Ну, и после обязательной "любви" - знаменитый дуб, о котором ниже.
Мы уже сказали несколько слов о первом катрене. Посмотрим пристальнее и на последующие.
Второй катрен чётко распадается на две половины: первая - о торжественных и чудных небесах, а вторая - о болезнях и трудностях автора, причём очевидно удивление по поводу такого несовпадения красоты мира и ущербности автора. Но тут поэт делает резкий переход к 3-му катрену, в котором всё, кроме желания сна и покоя, оказывается несущественным ("не жаль мне прошлого ничуть" и "не жду от жизни ничего я"). Поэт хочет заснуть и забыться. Впрочем, как мы уже упоминали, с медицинской точки зрени сон этот - летаргический. Автор надеется (см. 5-й катрен) во сне всё видеть и всё слышать,
причём пение, которому он хотел бы внимать, обязательно должно исполняться сладким голосом, и чтоб беспременно про любовь. Музыкальная сцена завершается пейзажной картиной с почти обязательным(в высокой русской поэзии) дубом, склоняющимся над автором, причём, по совершенно непонятным причинам, этот дуб по желанию поэта зачем-то должен быть тёмным (?). Причины этого литературоведами пока не выяснены
Автору настоящей статьи думается, что для высокой оценки рассмотренной нами пьесы требуются и столь же тёмные, как указанный дуб, читатели.
КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ №2
(хвалебная)
Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий, указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность.
Дитя эпохи безвременья, представитель потерянного поколения, Лермонтов поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, неведомый избранник отвергал окружающий его мир мир ненавистных ему духовных холопов. Мих. Юр. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью; внес в лирику глубокий и сложный психологизм.
Рассмотрим, для примера, лишь одно стихотворение - вершину лермонтовской (шире - русской и даже мировой) поэтической лирики, написанное за несколько дней до роковой дуэли, практически, - как завещание.
Итак, " Выхожу один я на дорогу“. О чём это великое произведение великого поэта ?
Стихотворение не имеет названия, однако достаточно одной первой строки, чтобы читателю стало многое ясно, чтобы возникло ощущение вовлечённости во внутренний мир поэта, в его обособленность от ненавистного ему "общества"; дальнейшее чтение стихотворения
укрепляет нас в этом предощущении, мы всё более вовлекаемся в тему одиночества автора в окружающем его человеческом мире и его желании слится с космосом и с родной планетой. Перед нами в кратких строках развёртываются величественные картины безмерных звёздных миров и прекрасная картина визуально и аудийно успокаивающей земной природы, в слиянии с автором этого выдающегося стихотворения.
Интересна и оригинальна структура произведения. Все пять катренов как бы отделены друг от друга цифровыми обозначениями. Идея нумерации катренов не случайна: автор хотел, чтобы именно в таком порядке знакомился с текстом читатель, чтобы он
почувствовал развитие темы и и ощутил архитектуру композиции, которую вершает 5-й катрен, в 4-х строфах содержащем сокровенную мечту поэта.Внимательный читатель заметит, что композиция стихотворения делится на две части. В первой дан великолепный почти космический пейзаж, не уступающий широко известным ломоновскому или державинскому. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи (...звезда с звездою говорит; Ночь тиха.
Пустыня внемлет богу). Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям.
Мы видим и кремнистый путь, и сиянье голубое, и яркие звезды, ощущаем
торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту больно и трудно от того, что нет свободы и покоя. Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям.
Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания, самовопросы. Все в стихотворении устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения "я" и союза "чтоб" придают повествованию условно-сослагательное наклонение.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения лирический монолог, искренняя исповедь. Риторические вопросы и ответы на них: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
В конце много существительных, имеющих особое смысловое ударение: прошлое, жизнь, покой, свобода, сон, силы.
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием мужской (ударение на последнем слоге) и женской (на предпоследнем) рифмы. Рифмовка простая перекрестная без особых изысков и не отвлекающая от главного.. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков: выхоЖу, НоЧь тиХа,
торЖественно, Чудно, Что, Чего, Чем, Жду ит.д.) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. Рифмы разнородные, большей частью 2-сложные с точными и богатыми созвучиями,естественные и простые в восприятии.
Познакомимся подробнее с каждым из катренов.
1-й катрен сразу косвенно заявляет о трудном и одиноком пути автора стихотворения.
Образ "кремнистого пути" многозначен (от представления читателем горных дорог Кавказа, до трудностей жизненного пути поэта). Пейзаж тихой ночи в пустыне величественен и гармоничен, тих, но не безмолвлен. Незримый Бог произносит невидимую и не каждому слышимую проповедь. Звёзды беседуют меж собою. В каждой строке всех катренов мы отмечаем 2 цезуры, делящие строки на 3 части, что делает текст легко читаемым и воспринимаемым.
2-й.катрен Космический пейзаж чуден и торжественен. Любители поэзии здесь не могут не вспомнить о великолепных описаниях Вселенной Ломоносова и Державина (Открылась бездна, звезд полна...). Казалось бы всё прекрасно, но неожиданно вторые 2 строки вносят
диссонанс в эту прелестную картину: ему и трудно и больно, по причине, не ясной и для самого автора (как часто это свойственно людям).
В 3-м катрене поэт пытается разобраться в своих чувствах. Ему не жаль прошлого, он ничего хорошего не ждёт от будущего. Сокровенные чаяния автора мы читаем в двух последних строках катрена : свободу и покой хотел бы обрести поэт, причём обрести их не в реальной жизни, что, видимо, для него невозможно, а во сне.
4-й катрен.Однако это не обычный сон и не вечный (т.е. смерть). Это сон необыкновенный, при котором спящий сохранет жизненные силы и чувствует себя живым.
5-й катрен является продолжением-завершением мечты поэта. Музыкальность 5-го катрена (и всего стиха в целом) признаётся многими знатоками поэзии (романс - муз. Е.Шашина). Но в заключительном катрене существенен не только аудиообраз, но и пейзжная сторона В финальных строках стихотворения появляется образ великана-дуба
символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
И в заключение скажем, что растет именно такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта.