16+
Лайт-версия сайта

Скорость написания

Литература / Проза / Скорость написания
Просмотр работы:
28 августа ’2011   10:16
Просмотров: 24514

Юна Вруз

Из цикла «ЗАРИСОВКИ ИЗ ЖИЗНИ»

Недавно я услышал, что Юрий Олеша (кто не знает – это довольно известный в советское время «прокоммунистически идеологизированный» детский писатель, прославившийся своим единственным произведением) написал сказку «Три толстяка» за 9 месяцев. Девять!!!??? Можно себе представить, чтобы изложение незамысловатой сказочной истории про циркача-канатоходца, девочку и трех империалистов-толстяков, поместившееся в 95 страниц текста, по современным оценкам – файл не более сотни килобайт, так можно ли представить, чтобы такой текст создавался девять месяцев? И сказать, что получилось бессмертное творение, уникальное произведение, по сравнению с которым Лев Толстой, Джон Голсуорси, Оноре де Бальзак и Теодор Драйзер вместе взятые просто отдыхают? Так нет, не скажешь …

Да, капризна муза, ветрена, и слава литератора непрогнозируема как направление вращения флюгера под действием переменчивого ветерка. Вот сидит автор, корпит над текстом, пишет и снова зачеркивает слова, весь в поисках наиболее точной метафоры, сравнения или черты характера героя. Спина согнута, чешет пером в затылке для стимулирования поиска, бедолага. А вот – задумчиво вперил взгляд в потолок, или в небо, если лежит не на диване, а на травке под деревцом, на литературном, так сказать, пленэре, выдумывая сюжет и неожиданные его повороты. Взгляд в бесконечность, губы слегка шевелятся, проговаривая для памяти наиболее удачные места, лоб хмурится складками напряженной мысли, сердешный. И что? Попадут они в коло бессмертных? В Пантеон от литературы, так сказать? Кто знает … Но процесс творчества - классический

А вот коллектив авторов числом два человека под собирательным псевдонимом Гай-Юлий Орловский. За восемь лет – тридцать пять книжек о подвигах и приключениях Ричарда Длинные Руки, причем каждая не менее трехсот страниц современной верстки. Как вам скорость, а? Впечатляет? А в сравнении с г-ном Олешей? Причем, результат с точки зрения вхождения в классики литературы 21 века у Орловского такой же, как у Олеши в 20-ом, то есть – практически никакой, но продуктивность работы несопоставимо, просто на порядки выше

Сравним два наугад выбранных отрывка текста. Параметры выбора такие – открываем страницу номер 13, находим второй сверху абзац и читаем …

В этом месте г-н Олеша повествует вот о чем:
Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства. Троном был торт.
Он не раскрывал глаз. Он ожидал невероятного скандала, бури – и был готов ко всему. Но случилось то, чего он никак не ожидал.
– Торт погиб, – сказал младший кондитер сурово и печально.
Потом наступила тишина. Только лопались пузыри на кипящем шоколаде.
– Что будет? – шептал продавец шаров, задыхаясь от страха и до боли сжимая веки.
Сердце его прыгало, как копейка в копилке.

А г-н Орловский в 13-ом томе своих жизнеописаний на 13-ой же странице бодро строчит о том как …
… Асмер мелодично похохатывал. Невысокий, тонкий, он показался мне жидкой молнией, даже неким компьютерным спецэффектом, что может моментально менять форму, двигаться с любой скоростью, у которого, по определению, не может быть застывшего, узаконенного облика.
Смуглый, зеленоглазый, он посмотрел на меня хитро, подмигнул.
- Да отцепись же, тварь! - заорал рассвирепевший Рудольф.
Я присел, ухватился обеими руками за челюсти. Ощущение знакомое, я сотни раз так расцеплял пасть отцовскому ротвейлеру, когда он подбирал какую-нибудь кость и пытался втихую сожрать.

Википедия описывает Олешу как мастера метафор. Возможно, фраза «Сердце его прыгало, как копейка в копилке» и есть примером такой метафоры, но чтобы это было примером мастерства? Не знаю … А уж эта метафора г-на Орловского «он показался мне жидкой молнией», как по мне, намного ярче

Кто же из этих двух авторов пройдет испытание временем и попадет в Пантеон читательской любви?






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 28 августа ’2011   16:04
Спасибо огромное!Мне понравилось.Неожиданная тема,но актуальная,заставляющая поразмышлять об всей кухне творческих людей и о том,как и какие они блюда приготовят,да и как они будут оценены по вкусу пробующуми.Очень запомнились ваше высказывание:"Да, капризна муза, ветрена, и слава литератора непрогнозируема как направление вращения флюгера под действием переменчивого ветеркаДа, капризна муза, ветрена, и слава литератора непрогнозируема как направление вращения флюгера под действием переменчивого ветерка ".Здорово!

Оставлен: 29 августа ’2011   12:11
Эта метафора взялась как бы сама собой в момент, когда я писал о мастерстве Олеши как автора метафор. Его "сердце как копейка" не показалось мне примером такого уж мастерства. Взамен родилось сравнение ветренности музы с вращением флюгера
Рад, что вам понравилось


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ветр гонит лист осений...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Ветер гонит лист осенний...


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft