В октябре 2008г беседовал с уроженкой Чечни, проживающей сейчас в Кромах. Оказалось, что наши клички Гында и Бугос имеют прямое отношение к чеченским или осетинским словам: Гында – это река, а Бугос – «копна сена»? В словаре «Мифология» нашёл сведения о том, что одна из кавказских богинь называлась Гунда. В с.Гнилец Троснянского района, где я жил 6 лет, есть Какуевы, а в Кромах – Аушевы. В Новодеревеньковском районе существует село Чеченёво, второе его название – Солдатское. А может быть, Чеченево?! В с.Протасово Малоархангельского района родилась Герой Советского Союза Марина Чечнева, настоящая фамилия которой – Чеченева! Была она смуглой, мало похожей на славянку. Её мать прожила 106 лет… В том же с.Гнилец я видел местных доярок, поразительно похожих на …калмычек. Да и моя тётя по отцу вышла замуж в село Становой Колодезь за Шманёва=Шаманова? Соседом отца был Николай Мартынович Шманёв, также своим видом напоминавший калмыка… .
Всё это говорит о том, что наши предки, для защиты южных рубежей России, переселялись к истоку Оки не только с юго-востока Украины, но и с Северного Кавказа. А может быть, правы те учёные, которые утверждают, что и хазары давали земли у истока Оки осетинам и прочим представителям Кавказа?!
Река Крома – кромка, граница. Севернее пгт. Глазуновка и до сих пор течёт речка Сторожёво. Овраги с подобным названием – Сторожевой – мы находим везде, где проходят дороги. До сих пор в Троснянском районе сохранилась балка Застава. Фермер Л.П.Пешехонов обнаружил здесь фундамент бывшей крепости…
Для защиты края призывались самые смелые и сильные люди со всех мест. Орловщина, как и Алтай – родина ста народов. И тот, кто бросает на произвол судьбы исток Оки, рискует потерять и всю Оку с её московскими притоками…
Война с немцами породила целое поколение брошенных и предоставленных самим себе ребят. Переростки, учившиеся вместе с нами, плохо знали задания, но зато преуспевали во всяких выдумках. Они, например, мочились в кружку, стоявшую на бачке с водой, а то переправляли старую учительницу, идущую с двоечными журналами и тетрадями по весенней ростепели, по заведомо ложной дамбе и т.п. Потом второгодники куда-то растворились, и я оказался самый старший среди своих ребят. Мы были детьми совсем другого поколения, чем те ребята, которые понюхали порох войны. Ушёл И.В.Сталин, пришло время надежд. Я неплохо учился в школе. Имею похвальные грамоты за 4-й и 5-й классы.
В 1961 году, в марте, в возрасте десяти лет ушёл из жизни брат Николай. Он был очень способным, хорошо рисовал. Многие врачи оставили на память его рисунки. Отпевали его тело в Волниковской церкви, сделанной из дерева. Батюшка подошёл ко мне и долго объяснял о сущности Триединого Бога, о других религиозных понятиях. Потом я услышал о том, что здешний храм разобрали и брёвна свезли в Орёл, якобы, на реставрацию. Так, обманывая людей, власть приближала свой конец.
Мы росли, мужали, что-то хорошее делала и страна… Помню, как в начале 50-х годов ХХ века на дорожную насыпь завезли речной песок. Потом появились строители с машинами и камнями. Умельцы (говорили, что это были пленные немцы), сидя на больших подколенниках, ловко укладывали гладкие камни приблизительно одного размера в песок, выравнивая их ударами молотка. Затем на умытую дождями каменную трассу положили асфальт. Зимой, уже более взрослые, мы катались на коньках по накатанному шинами льду, застывшему на дороге. Иногда цеплялись железными крюками за борта гружёных машин, тяжело поднимавшихся на подъём. Падали, если полозья коньков доставали до асфальта, но вновь поднимались и лихо, удивляя местных девчонок, катались за счёт лошадиных сил машин. В пятый класс я стал ходить в соседнее село Становой Колодезь, отстоящее от моего дома ровно четыре километра. Автобусов тогда не было, и домой я доползал иногда, едва волоча портфель.
Помню и первое очарование от незнакомой местности, от поворота шоссе… Зимой устраивали прямо на дороге хоккейные баталии, для чего просили самого маленького зрителя следить за появлением машин. Тогда железные кони тревожили нас редко, но с каждым годом их становилось всё больше и больше. И вот настал момент, когда однажды, приехав к отцу, я не мог с ним спокойно разговаривать от бесконечного гула автомашин. В ста метрах от шоссе на восток, напротив моего родительского дома, проходит железная дорога, по которой сновали то «кукушки», то тепловозы. В 50-х годах появились электровозы, удивляя и вместе с тем разочаровывая местных жителей. Дело в том, что электрический свет в редькинских домах засиял только 1 января 1966 года, когда я уже служил в армии. На так называемой Будке – доме путевого обходчика, прозванного местными Турком, – свет включили на 7 лет раньше. Мы то воровали яблоки в саду обходчика, а то смотрели у него в доме телевизор, казавшийся нам неизвестно каким чудом света. А дома включали керосиновую лампу… .
Правительство решило наказать редькинцев. А повод был один – «неперспек-тивная деревня». Со стороны власти, находившейся в городе Орле, деревня Редькино действительно располагается как бы на границе, далеко от райцентра. И есть хороший, якобы, повод: переселить редькинцев поближе к центру, к цивилизации… Сказано, надо делать! Но никто почему-то не подумал своей серой башкой: а зачем переселять людей, если населённый пункт находится на дороге, до остановок электричек – в сёлах Становой Колодезь и Хотетово – всего по 2,5 км, рядом – поворот на дорогу Редькино-Лаврово-Орёл! Луга, пашни – простор! Однако лидеры КПСС не шутили: требовали отчёта каждый день, сколько выселено, куда…
Но всё, что удалось сделать исполнительной власти – это ликвидировать посёлок Крюковка, расположенный в 500-х метрах от Редькино, через железнодо-рожное полотно. Крюковцев морили долго. Сначала закрыли железнодорожный переезд, связывающий посёлок с остальным миром, напротив дома моего отца. Потом и переезд, отстоящий от посёлка в двух километрах. В Крюковку перестали носить почту, а за электрический свет и никто не заикался. И редькинские мужики тоже ломали головы: как быть?! Везде люди наслаждались морем электрического света, но не было его лишь в Редькино. Решили сверху, что не должно быть на карте деревни Редькино, значит не должно! А потому не выделяли никаких средств. Когда станут голодными, то сами переселятся, порешили сверху.
Но деревня не сдавалась. И тогда мужики пошли ва-банк: сделаем у себя свет в обход начальства. Напилили в луговых зарослях и железнодорожных посадках немного кривых, но – главное – достаточно высоких деревьев, закопали их в землю, натянули провода – и «лампочка Ильича» пришла в дома редькинцев. Конечно, были и в райкомах светлые головы, смотрящие на такие «проделки» сквозь пальцы… По телевизору и радио, которое пришло к нам до моего отбытия в армию, трубили о мудром дедушке Ленине, уверявшем западного писателя, как светло заживём мы в недалёком будущем.
Но этого самого будущего совсем не было у редькинцев и крюковцев, не говоря о других «неперспективных» населённых пунктах! В том, что Редькино уцелело, пусть даже за счёт присоединения его к Становому Колодезю, заслуга многих. Но мне хотелось бы отметить, прежде всего, жителя деревни Ивана Борисовича Студенникова. Его первая супруга прожила недолго, а второй раз он женился на подруге моей матери, тёте Лене. И наши дома поддерживали между собой дружеские отношения. Иван Борисович, как и мой отец, работал в Вагонном депо станции Орёл, они часто вместе добирались, обычно рано утром и поздно вечером, на электрички. И так много лет. А уйдя на пенсию, он решил послужить и себе, и людям. Он не был, как сейчас говорят, видным, т.е. на виду, ради красного словца, общественником, депутатом. Но он часто приходил ко мне, как к самому близко живущему старшекласснику с различными просьбами.
А самая распространённая просьба у него была одна: правильно, с точки зрения грамотности, написать письмо в вышестоящие инстанции. И я писал в Москву, в центральные газеты и журналы, о просьбах редькинцев провести электрический свет, пустить рейсовый автобус, поставить автобусную будку и о прочем другом. Иван Борисович был первым в моей жизни человеком, всего себя отдававшего людям, их интересам. Он жил в небольшой избе, вросшей в землю, узенькие окна едва пропускали солнечный свет. Вторая жена часто упрекала его в неспособности сделать что-то для себя, для улучшения тех же жилищных условий. Но… Иван Борисович только вежливо выслушивал супругу, что-то подправлял на завалинке, а потом в очередной раз обдумывал очередную просьбу…
Его сын Владимир от первой жены-красавицы, прозванный в народе Бельчиком, рос сорви-головой. Это он заставил промочить ноги в воде учительницу, несущую на вытянутой руке домой журналы с тетрадями. Но, став взрослым, выучился на пилота самолётов, где-то бороздил воздушный океан. Отец же был на удивление спокойным, обходительным, уважительным ко всем, в том числе и к нам, молодым. Придя из армии домой, я тоже стал писать письма-требования в вышестоящие организации. Дела по улучшению жизни редькинцев, пусть и не так быстро, шли вперёд. Сначала пустили из города Орла рейсовый автобус до села Калиновка (колхоз «Россия»), потом и до Редькино, и до Хотетово.
И здесь нужно сказать «спасибо» бывшему предрику Орловского района Николаю Андреевичу Володину, настоящему хозяйственнику, который смело решал многие вопросы по улучшению жизни людей, невзирая на вышестоящие решения. Затем, во второй половине 90-х годов, благодаря уже Егору Семёновичу Строеву, в Редькино пришли: и водопровод, и газ, и остановка электричек (на том месте, где был когда-то переезд), и новая объездная скоростная трасса на Тамбов. Радовались этому, со слезами на глазах, и бывшие жители Крюковки, так как величественное шоссе пролегло рядом с их бывшим посёлком. А ведь со времени ликвидации последнего дома в посёлке Крюковка до появления объездного шоссе прошло всего-то 18 лет! До сих пор помню грустные глаза последних обитателей Крюковки – Бакиных. Их дочь Шура, долгое время работавшая почтальонкой, не могла взять престарелых родителей к себе. Она и до сих пор не может спокойно говорить о бездушии властей!..
Сейчас у многих ностальгия по бывшим советским временам. В декабре Россия отметит 100-летие Л.И.Брежнева. Кто-то скажет, что это был настоящий лидер, думающий о народе и прочее. Но вряд ли согласятся с этим крюковцы и многие редькинцы. Обвиняя Н.С.Хрущёва в волюнтаризме и своеволии, его последователь ничего не сделал для того, чтобы отменить эти самые «волевые» решения. Иными словами, проявил полное «безволие». В 1964 году на моих родителей местные власти, выполняя решение Н.С.Хрущёва, наложили штраф за то, что у нас были поросёнок и овца. Так не должно быть! – требовали сверху. И мать, напуганная 1938-м годом, пошла, после долгих напоминаний из сельсовета, платить 60 с лишним рублей, что составляло месячную зарплату отца. Было это в сентябре или начале октября, накануне снятия Никиты Сергеевича. Когда убрали «волюнтариста», мать вновь отправилась в сельсовет за своими деньгами, выплаченными в качестве штрафа, надеясь вернуть их себе. Отец начал строить из шпал дом – и деньги ой как были нужны.
Но бухгалтер сельсовета вежливо отказала ей в этом, поскольку никаких бумаг-указаний из Москвы по возврату денег не было. Домой мать вернулась грустной. Я до сих пор помню её слова, жёстко сказанные в адрес правительства: «Что при Хрущёве, что при Брежневе – всё будет по-прежнему!» Такой вывод ей дался нелегко. Она посоветовала мне, чтобы я не искал счастья в деревне. Ушла из жизни в 1983г, когда я работал редактором Малоархангельской районной газеты «Звезда».
Отец пережил её на 20 лет. Незадолго до его кончины, я в очередной раз приехал навестить родительский дом. Отец едва меня узнал: был слаб, потом в забытье повторял, как молитву, слова: «А Сталин сказал: «Не виновен!» Конечно, хотелось бы мне поговорить с тем честным человеком (или хотя бы с его родственниками), который оправдал моего отца, ведь ему ничего не стоило сказать: «Враг народа!». Следователь, пусть и защитившись бумагами, подписанными бедными редькинцами, взял на себя смелость решить главное: отпустить человека, совершенно не имеющего отношения к врагам СССР!
Увы, были у власти и те, кто на безвинного человека говорили: «Виновен!», ибо, прежде всего, думали о себе. Оказались «виновны» и жители посёлка Крюковка, поскольку имели неосторожность в начале ХХв выделиться из общей массы и толпы. А это не входило в систему ценностей ЦК КПСС…
Но, несмотря на все козни властей, хутор-деревня Редькино живёт. Не процветает, до этого далеко, но и не голодает. В январе 1969г дер. Редькино стала улицей с.Становой Колодезь. В газетах часто появляется имя местного фермера Степановича, облагораживающего окрестности моей родины. На Редькинском пруду, созданном у истоков реки Стижь, он соорудил не только ферму, но и баню. Ближе к домам, на плато, недалеко от «Агашковых копаней», один из Оптинских старцев, отец Илий, мой земляк, уроженец Редькино, соорудил часовню.
На том самом месте, недалеко от бьющего ключа, где он в детстве услышал голос: «Стань здесь и трижды помолись!» С благословения старца Илия восстановлена красавица церковь в селе Становой Колодезь, а рядом с нею ещё ранее построена новая школа, 28 марта 2006 года отметившая своё 145-летие. Директор школы Л.А. Студенникова приветствовала в актовом зале и тех, кто ещё до войны окончил учебное заведение, и тех, кто покинул стены школы в прошлом году.
Одиннадцать лет назад сюда приезжал А.И.Солженицын в сопровождении Е.С.Строева, много сделавшего по возрождению местного края. (На снимке: мои одноклассники. Выпуск 1965г. Встреча 31.05. 2008г на порожках новой школы).
Когда-то в церковных стенах Покровского храма с.Становой Колодезь, переоборудованных под учебное заведение, я и учился с 5 по 11 классы. Подсчитали, что из 30 учителей моей школы более половины переболели раком, якобы, потому, что занимали помещение, которое для этого не предназначалось. Не исключено, что учительская комната находилась в том месте, где были сильны магнитные поля... Сейчас недалеко от школы, юго-западнее, там, где козиновская дорога устремляется в сторону села Становой Колодезь, старец Илий из Оптиной пустыни вместе с местными отцами соорудил Святой колодезь, куда приезжают паломники из многих областей. Мой друг одноклассник Иван Ноздрин, проживаю-щий ныне в г.Мценске, прислал свои воспоминания и фото на фоне местной деревянной Волниковской церкви, разрушенной в 70-е годы ХХ века. На фото он вместе с сыном… И этот храм восстанавливается с благословения отца Илия.
Теперь никто не говорит о том, что Редькино «неперспективная деревня», ибо понимает, что стоит объявить какую-то часть организма «недееспособной», как отмирает весь организм. Течёт и р.Стижь, своим своенравным характером напоминая всем о своей силе и свободе. И как бы ни усмиряли её, превращая в тихий, заросший тиной и гнилью, водоём, окутанный вечной тишиной (Стишь?), она гремит, особенно весной, прорывая плотины, сокрушая всё на своём пути. Тяжело людям шагать вперёд, если кто-то мешает в пути. Но идти надо, иначе новые исполнители, с ведома бездушных властей, перепашут и чарующий Рубеж, или сделают его границей между новыми племенами и народами…
Недавно был в родительском доме, у племянника Сергея и его жены Марины. При въезде в деревню по-прежнему красуются на обочине дорожные указатели, как и в детстве, бередят душу и наполняют её гордостью за родной отчий край: «Редькино»! Реть-среча-встреча-встрел-Орел-Орёл! Да, г.Орёл своим именем тоже обязан слову «реть». Читайте мои очерки об Орле, хотя это уже другая история…
*
29,30 сентября-1,2,3 октября 2006 года.