Последнее время мне все чаще приходит на память, расположенная невдалеке от моей деревни, улица моего раннего детства - небольшой овражек с двумя рядами землянок. Здесь залечивали раны, потрепанные в боях батальоны. Это моя первая детская площадка, где мы играли гильзами от артиллерийских снарядов.
А рядом, ещё не ушедшая в прошлое, стоит перед глазами современность, с её разрухой мирного времени, моё поколение опять в центре событий, и опять как жертва, только теперь уже в силу своего преклонного возраста, оказавшееся нищим и обобранным молодыми и наглыми, которые растаскивают всё ценное, созданное усилиями наших поколений.
Землянки моего детства, проблемы сегодняшнего дня, трансформировались у меня в своеобразную картину, отражающую смысл происходящих событий.
Обострённая фантазия художника с синтетическими глазами, аналитический взгляд наблюдателя, воспалённый ум программиста, оказавшегося не у дел, которые, помогая, дополняя друг друга, рождают сначала виртуальный мир, который затем воплощается в произведение, под названием 'Русская сказка'.
В нём переплетаются реальные образы нашей жизни, прошлое и настоящее, и художественный вымысел. Связующим звеном между ними являются произведения А.С. Пушкина и сказка Ершова 'Конек-Горбунок'.
На переднем плане видится как бы иллюстрация начала сказки Пушкина 'Сказка о рыбаке и рыбке'. Босой старик стоит на берегу моря и закидывает невод, и с мольбой протягивает к небесам руку. Позади его догорает костёр, опрокинутый вверх дном пустой котелок, сушится на солнце, рядом валяется на песке тухлая рыба. На переднем плане в центре картины, удерживаясь на гребне морской волны, золотая рыбка блестит в лучах своего сказочного света, способная исполнить любые желания, но не посягающие на её могущество и не допускающая даже мысли о том, что она слуга народа. В отличие от сказки, у стариков, привыкших жить не богато, скромные пожелания – дать жить им по-человечески без ежедневных унижений.
В тёмной землянке перед лучиной, лампочкой Чубайса, сидит старуха и прядёт свою пряжу. И венчает эту иллюстрацию разбитое корыто, символизирующее собой потерянные иллюзии и уже несбыточные надежды на будущее, как бы говоря, что ты лишен всякой возможности, изменить свою жизнь. За тебя, не спросившись, решают всё другие, власть держащие, не уставая твердящие о правах человека. Но не обольщайтесь, не о твоих правах они пекутся, ты же не человек, а пенсионер, довольствуйся тем, что тебе подают.
Затем невольно на ум приходит сказка 'Конёк-Горбунок':
За горами, за долами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле,
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина;
Средний - так и сяк;
Младший - вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу,
А столица та была
Не далече от села…
Кстати, сказка 'Конёк-горбунок' это первая книжка купленная мне в детстве отцом, которая долгое время путешествовала вместе со мной, а затем осталась невозвращенной мне кем-то из нерадивых моих читателей. Такого полного издания сказки я никогда больше не встречал.
С левой стороны композиции расположено село, где когда-то жил старик со своей старухой до переселения в землянку, а с правой – град-столица.
Под вечер два брата, украв у младшего двух коней, с опаской оглядываясь по сторонам, ведут их в столицу на базар. За их спинами возвышаются их дома, с церковкой рядом, где они замаливают свои очередные грехи.
Младший же их брат, дурак, в поле нашёл перо Жар-птицы и с удивлением рассматривает его, внимая речам своего двугорбого друга. На правой же стороне, вглубь композиции, не ограничившись пером, Иван ловит уже саму Жар-птицу. Одна из птиц норовит клюнуть его сзади в затылок, третья, испугавшись, улетает прочь. Вдали виднеется купеческое судно с заморскими товарами.
Перед Иваном на подносе стоит вино и закуски, по другую сторону композиции голодный старик перед разбитым корытом. На ум так и приходит ассоциация между Жар-птицей и голодными стариками, являющимися этой птицей, которых немилосердно обирают новоявленные Иваны, ловцы Жар-птиц, наживая свои несметные богатства. Легче всего грабить немощных и незащищённых стариков, не спрашивая которых, можно решать их судьбу.
Над землянкой раскинулся могучий дуб с учёным котом, как здесь не вспомнить известные каждому русскому слова:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Над дубом, сидя задом наперёд, держась за хвост, на белогривом коне скачет Иван, в сбившейся набок шапке, пытаясь усмирить непокорный нрав своей воровки, шевелившей пшеницу.
Истинно русский герой, кот учёный, перекочевавший из русской сказки в нашу действительность и заседающий в Государственной Думе, и плодящий невиданных зверей в человеческом обличье!
С небес, из своего волшебного дворца, беспристрастно созерцает на происходящее внизу, небесное светило.
Обострённая фантазия художника с синтетическими глазами, аналитический взгляд наблюдателя, воспалённый ум программиста, оказавшегося не у дел, которые, помогая, дополняя друг друга, рождают сначала виртуальный мир, который затем воплощается в произведение, под названием 'Русская сказка'.
не громко ли сказано?
по-моему этого достаточно было...
не громко ли сказано?
по-моему этого достаточно было...