ЕКАТЕРИНА II В ТРОСНЕ (См. №1) (Славянские боги у истоков Оки)
Краеведческая поэма.
ТРОСНА – ВОРОТА. В Троснянском районе Орловской области многие знают легенду о том, что императрица Екатерина 2 была в Тросне, у знаменитого графа Потёмкина, где ей приснились ТРИ СНА. Якобы, по этой причине и стали звать место, где ночевала царица, ТРОСНОЙ.
В книге «Тросна» (1994г) мы высказали мнение о происхождении имени Тросна: от «тора-тура» – дверь, ворота, поскольку второе название Тросны – Ефратово-Фратово-Вратово-Воротово тожь. Именно «тура» породила реки Турьи и Турейка, по которым и плыли из Днепра в Оку купцы и послы. Кто-то же предполагает, что гидронимы Турьи и Турейка образовались от животных ТУРОВ, которые жили некогда на их берегах.
И всё же: крымский ФОРОС и ТРОСНА= ФРАТОВО= ФОРОТ(=с)ОВО тожь означают: ВОРОТА! Готское daur – “ворота”, древне-верхне-немецкое turi – “двери”, греческое thura – “дверь”, латинское foris – “дверь”, древнеиндийское dvaras – “двери”.
Дверь=Тверь=Двор.
Тросна=Ворота и Начало, Князь – от КОН – начало: следовательно, Тросна – ДВОР КНЯЗЯ города ВОРОТЫНСКА?! Летописи сообщают о г.Воротынске, однако учёные располагают его у города Новосиль, где есть село Воротынцево, никак не обосновывая свои решения. Поэтому и мы имеем право на то, чтобы сгт.Тросну-Фратово тожь считать бывшим городом...
И попытаемся это объяснить. ВОРОТ=ВЕРТЕТЬ (с перегласовкой О//Е): то, что вертится, поворачивается, вращается. Старое значение – ШЕЯ (не отсюда ли п.ШЕЙКА на Оке). Слово ШИВОРОТ: от “шив” – шея, ВЫЯ – тоже шея. Если имеется пос. Шейка, то должен быть и пос. Выйка? Видимо, пос. ВИННЫЙ в Воронецком сп. и есть переиначенное ВЫЯ=ВЫЙНЫЙ= ВИЙНЫЙ?!
Имеются в районе и две деревни с одинаковым названием – РАЗНОВИЛЬЕ= РАЗНОвилы – от “выя-вилы”?! Разновилы – разные ВЫИ=ШЕИ?! Правда, у русалок=вилы – “разные” ноги-плавники. Или РУСАЛКИ должны иметь две ШЕИ и две ГОЛОВЫ, а не только “ноги” в виде раздваивающегося хвоста, или мы неверно истолковали топоним Разновилье. Впрочем, трёхголовые чудовища в сказках встречаются, а посему могли быть и русалки с двумя головами. ШИВ – шея+ВОРОТ= ШИВОВОРОТ: в результате гаплологии, т.е. сложения двух слогов ВО и появилось слово ШИВОРОТ.
Если слово ШИВЪ и исчезло, то ВШИВЫЙ – осталось, как и глагол сШИВать=уШИВ=поШИВ. Существует выражение ШИВОРОТ НАВЫВОРОТ: 1) в обратном порядке, в противоположном направлении, наоборот; 2) не так, как следует, не так, как полагается... Юмористы говорят о том, что ЖЕНА – это ШЕЯ, а МУЖ – ГОЛОВА: куда ШЕЯ захотела повернуть ГОЛОВУ, туда она и смотрит… А когда дурная шея умной голове покоя не даёт, то всё получается шиворот-навыворот…
Правда, это совсем не относится к ТРОСНЕ: районный центр является ВОРОТАМИ, откуда можно следовать в противоположных направлениях, причём не только на север-юг, запад-восток, но и на северо-запад, юго-восток и прочее. Если ШЕЯ поворачивается только налево и направо, то ТРОСНА – на все 360 градусов, полностью вращается вокруг своей оси.
Тросна – это ОСЬ ВОРОТ (ТУР+ОС+НА), ВТУЛКА КРУГА. Втулка= Тулка=Тула и Тросна=Туросна=Тура: ТУЛА// ТУРА. Поэтому г.Тула и сгт.Тросна – одноимённые названия (“Л”//“Р”).
ТРОСНА – ВОРОТА СОЛНЕЧНЫХ БОГОВ. Доктор наук В.Н.Дёмин упоминает московскую ВШИВУЮ ГОРКУ, которая в дохристианские времена звалась как ШВИВАЯ. Археологи обнаружили здесь древнее языческое святилище. Автор производит ороним от древнеарийской основы ЗИВА – “благой, приносящий счастье”, от которого в дальнейшем было образовано имя бога ШИВЫ.
А.С.Кайсаров (1782-1813) писал: “СИВА была богиня плодов (славян), которые почитали её божеством плодородия и жизни. Изображали её в виде нагой девицы, у которой голова была украшена венком. Волосы её висели до колен; в правой руке она держала яблоко, а в левой – виноградную кисть…”.
В.Н.Дёмин анализирует и связку ЗИВА= СИВКА-БУРКА (волшебный конь русских народных сказок). А мы не исключаем того, что бог СИВА дал СИВЕРЯН=СИВЕРЦЕВ – предков курян и троснянцев. Сейчас пишут СЕВЕРЯНЕ (И//Е): отсюда – Новгород-Северское княжество, г.СЕВСК. СВАПА, разделяющая Троснянский и Фатежский районы, могла быть рекой ЗИВА=СИВА/ПА/. СИВА – это СВА=СОЛНЦЕ, светлое, золотое начало; ПА//БА – бог?! Река СВАПА – место, где поклонялись СИВЕ – Солнечному богу?! ПА=ПАПА =ПАПАЙ – бог, прародитель славян; БА=БАБА= БАБАЙ – тоже языческий бог…
ТРОСНА, как и Полярная Звезда (=Сива?) для Неба, является центром данной местности. И в то же время она – ВОРОТА=ВОР: древнерусское ВОРЪ – “ограда, забор”, от *verti – «запирать». Родственные слова: ВЕРИГИ – цепи, оковы; ОТВОРИТЬ, СВЯЗЫВАТЬ, ЗАКРЫВАТЬ (диалектное ВЕРАТЬ), ВЕРЕНИЦА, ВЕРЕТЕНО, ВОРОЧАТЬ. Таким образом, ВОРОТ – первоначально ШЕЯ, т.е. то, на чём вертится ГОЛОВА.
Наверное, ВОРОТ и ГОЛОВА тоже имеют общее происхождение: ВОРОТ=ВОЛОТ =//ГОЛОТ=ГОЛОВА? ВОРОТА – это широкие, обыкновенно двухстворные проходы или проезды в ограде, в стене. В своё время мы будем говорить и о деревне БАРКОВО и о том, что рядом с нею мог быть ПОРТ: интересно, что в болгарском языке ВРАТА – не только «дверь», но и ПОРТА.
Ещё раз обратим внимание на то, что крымский ФОРОС и ТРОСНА= ФРАТОВО= ФОРОТ(=с)ОВО тожь означают: ВОРОТА! Латинское foris – “дверь”. ФОРОС=ХОРОС, ТРОСНА= ФОРОСОВО=ХОРОСОВО, foris=ХОРИС: ХОРСК= КОРСК= КУРСК. Следовательно, наши предки верили в бога ХОРСА!
СОЛНЦЕ – это “ворота”, начало всего живого (=Сивого, т.е. светлого!) на Земле. Языческие боги, как видим, тоже произошли от ВОРОТ, ШЕИ, ВЫИ. Швивы=ЗивиВы= СиВыВы= ЖиВы=СеВ – СЕЯТЬ. Таким образом, ЖИЗНЬ и СВЕТ идут рядом, и своё начало берут у ВОРОТ=ВРАТ. Видимо, РАЙ – от ВРАЙТ? “Олл райт” – говорят анличане: all rite, всё хорошо.
Все мы вышли из «ворот», из РАЯ?! ВОРОТА=РОТ=РОД: ротились-родились-воротились /на Землю/?! Ратились=РАТЬ= РЕТЬ. Деревня РЕДОГОЩЬ= РЕТОГОСТ= ВРАТОГОСТ – ворота для гостей?! Или ВОРОТА в РАЙ?! ПОГОСТ – место для «гостей» или БОГОСТ – стан бога!
ОЛЛ РАЙТ= АЛАТЫРЬ?! ВалаТырь=Влатарь= ВРАТАРЬ…
ТРОСНА – ВОРОТА СТА НАРОДОВ. Есть смысл сказать и о том, что в словацком, польском и чешском языках первый звук «В» в слове ВОРОТА поменялся на «Б» (vrata=brana, wrota=brama). Да и древнерусском языке, оказывается, ВОРОТА – это БОРОНЬ! То есть ОБОРОНА= ОБОРОНЯТЬСЯ!
Поэтому несомненно одно: ТРОСНА – это КРЕПОСТЬ=ОСТРОГ! Не значит ли, что и ВОРОНЕЦ= БОРОНЕЦ, село, которое держало оборону. А чтобы обороняться, нужна крепость.
Греческое «тура» и славянское «ворота» есть одно и то же слово, но с переставленными, метатезными слогами: ТУРА= ТОРА//РОТА= О+РОТА= ВОРОТА. Ворота=Орота= Ратай? Воин=ратник, стоявший на воротах? Ратай-Вратай-Вратарь! Если заменить в слове РАТАЙ первое «р» на «л» (а такое возможно; сравни ТУРА=ТУЛА! РАЛО=//ЛАРЬ), то получим ЛАТАЙ= АЛТАЙ.
Есть выражение, что Алтай – родина ста народов. Через территорию Орловщины, находящуюся у истока Оки, прошло не менее этого числа племён и родов… Ратай=Латай=Алтай дают слово АЛАТЫРЬ, известное как волшебный камень, которому древние люди преподносили дары и жертвоприношения.
В Чувашии на реке СУРА видим населённый пункт (=нп.) АЛАТЫРЬ. В Горьковской области течёт река АЛАТЫРЬ, которая является левым притоком реки…Сура. Ещё одна Сура – в Пензенской области. Столица Мордовии – Саранск (Суранск?). Можно вспомнить и САРАТОВ (Суратов?) на Волге. Реки Суры (Сурьи) имеются и в Орловской области.
Убеждены в том, что СУРА=ТУРА! Ибо и в селе городского типа (=сгт.) ТРОСНА обнаруживаем Малую Тросну=Суровцово тожь! Там, где ВОРОТА=ТУРА=СУРА, там и АЛАТЫРЬ?! Поэтому в Тросне и в других населённых пунктах располагались такие волшебные камни, о которых мы и расскажем далее…
Похожие названия в Крыму и на Волге говорят о том, что Тросна была связана и с этими территориями. Именно через исток Оки византийцы проникали в Волжскую Булгарию!.. Ратаи Тросны ОТРывали=оТ(К)Рывали ВОРОТА.
Должны разрушить стереотип о том, что вятичи, северяне и радимичи, населявшие берега Верхней Оки и её притоков, были, мол, «дикими и замкнутыми племенами». Достаточно сказать, что в пгт. Кромы великий археолог Т.Н.Никольская нашла обломки … византийской тарелки, а в Шаблыкинском районе – древние ручки для письма, иконку и многое другое, говорящие о том, что наши предки были в гуще мировых событий и вели торговлю со многими странами.
Купцы Византийской империи через Днепр-Оку везли товары в Булгарию. Существовала и сухопутная дорога из Крыма к истоку Оки и далее в сторону Брянска, Вязьмы и Москвы. А что касается кладов, то их в Земле Вятичей найдено больше, чем в других местах.
РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Мы не станем обвинять большевиков и их последователей в том, что многие троснянцы и орловцы не слышали о таком загадочном камне наших предков, как АЛАТЫРЬ. Да и как они могли знать о нём, если ни Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Москва, «АЗЪ», 1995г), ни Современный толковый словарь русского языка (Автор проекта и главный редактор С.А.Кузнецов, СПб, «Норинт», 2004г), ни даже Академический Словарь русского языка в 4-х томах (Москва, «Русский язык», 1985г) не упоминают волшебный камень.
Всему своё время: сейчас идёт духовное возрождение России, русского народа. Печатаются книги, рассылаемые с помощью журнала «Книга-Почтой». И если все мы проникнемся болью за будущее нашей страны, перестанем верить сказкам о «дикости и варварстве» Руси, примем участие в обновлении страны по заветам предков, то станем сильнее и мудрее. Ибо и в прошлые времена существовала не примитивная языческая вера («Живём в лесу, молимся колесу!», а большая, если не великая, философия, основанная на исследованиях Земли, Космоса, всей Вселенной.
Достаточно сказать о том, что на территории Кольского полуострова учёными обнаружены ДВЕ ПИРАМИДЫ, сделанные руками человека 9000 лет назад, намного ранее, чем воздвигнуты знаменитые подобные египетские сооружения! Писатель-исследователь В.Н.Дёмин и его друзья открыли на севере России храм-обсерваторию на берегу Сейдозера (9-8 тысячелетие до новой эры).
Поэтому жители КОЛЬского полуострова могли молиться и КОЛЕСУ, т.е. СОЛНЦУ, так как КОЛО (=КРУГ) и есть СОЛНЦЕ!
Велись работы по обнаружению высокоразвитой цивилизации и в районе горы НИНЧУРТ («Женские Груди») и у скалы КУЙВЫ (скорее всего, Куйвы имеет начальный звук Х: есть женщина, должен быть и мужчина!-В.А.).
В.Н.Дёмин пишет, что «практически ровный срез скальной породы вертикально идёт от самой вершины вниз на глубину нескольких десятков метров. Невольно на ум приходит мысль об искусственном происхождении скола…».
К сожалению, мы не можем или не хотим, всходя на трон, отделять плевелы от зёрен, а потому вместе с водой выплёскиваем и …ребёнка, т.е. то хорошее, что накопила прежняя цивилизация! Большевики стали писать свою Историю, забыв о том, что было до них. Некоторые священники, подвергшиеся опале со стороны «красных», сегодня тоже «ищут и всюду находят» пресловутых «язычников» и «их деяния».
Безусловно, и в язычестве были свои минусы. Но то, что оно уцелело после стольких веков гонений и по-прежнему притягивает к себе взоры исследователей, говорит о нём, как о большой силе. У язычников было много небесных покровителей, и порою трудно разобраться в книгах, написанных современными учёными: какие из богов выдуманы, а какие являются правдой!
Мы тоже не обладаем обширным видением языческой веры и философии. Однако взялись за эту тему, чтобы донести хотя бы начальные сведения о прошлом края нашим читателям, и, прежде всего, молодым. И пусть мы будем даже не правы, наивны, корявы в объяснении каких-то легенд, но данный разговор всё равно принесёт пользу: кто-то же должен сделать первый шаг к познанию своего «Я», хотя бы с помощью местной топонимики!
ТРОСНА И БАРКОВО. В нашей книге «Тросна» (1994г) мы называли гору-холм ССАНКА=СОСАНКА у села Старые Турьи, что тоже следовало бы перевести, как «Грудь» (от древнерусского СЪСЪ – «грудь»). Причём холмов здесь два, а это предполагает существование поверья-легенды о кормилице-земле, матери-природе, обязательную связь местности со звёздами и Солнцем.
А между сгт. Тросной и деревней Барково, северо-восточнее, находится долина, заросшая травой и деревьями. Однако и в таком виде левый берег долины, растянувшийся на 150-200 метров, производит впечатление, как очень крутой и отвесный. Вообще-то меня поразили не крутизма и отвесность, так как приходилось видеть и более крутые берега, а отсутствие в этой крутизне каких-либо перепадов, выступов, террас. В результате действия подземных вод земля сползает. Однако здесь такое впечатление, что данный берег, как кусок сливочного масла, был ровно отрезан большим ножом. Но отрезан не прямо, а под некоторым углом, видимо, по направлению к Полярной Звезде.
Появились сомнения: идеальную крутизну вряд ли могли сделать люди только для защиты от врагов. А может быть, наши предки таким образом принимали сигналы из космоса, с помощью земляной, немного вогнутой АНТЕННЫ?!
Топоним БАРКОВО или БОРКОВО= БОРОВО, конечно, мог возникнуть от фамилии первопоселенца. Но в современном Телефонном справочнике Троснянского района людей с такой фамилией мы не обнаружили, хотя родовые корни должны были бы сохраниться. Имя деревни БАРКОВО, скорее всего, возникло от слова «барка» – лодка, разновидность баржи. БАРЖА – грузовое (обычно плоскодонное) судно. В древности, когда водЫ было в реках больше, деревня Барково образовалась рядом с портом, где разгружали привозимые со всего света товары.
Появление на карте Барково рядом с Тросной-Ефратово-Воротово тожь подтверждает нашу точку зрения, высказанную ещё в 1994 году, о том, что на месте районного центра ранее был город-склад!
Обратим внимание: баржа – ГРУЗОВОЕ (!) судно, имеющее плоское дно, что позволяло купцам провозить наибольшее количество товаров по неглубоким рекам. Поскольку между деревнями Ефратово (Вратово-Воротово) и Барково расстояние 1-1,5 километра, то и складом являлось Барково?
Не говорит ли это о том, что в древности существовали два города, два ОГОРОЖЕННЫХ детинца-кремля: Барково и Ефратово-Тросна?! Или Барково тоже звучало как БОРКОВО= БОРОВО= //ВОРОВО и далее ВОРО(то)ВО= ВОРОТЫНСК!
Замена звуков «б» на «в» известна. Так, греческое VITA и латинское BIO – “жизнь”. Учебник по Биологии греки бы назвали Виталогия. Мы употребляем ВИТАМИНЫ, называем детей ВИТАЛИЯМИ, да и певец ВИТАС – от “вита”?
ВАРЯГИ И ВОРЫ. Барково могло быть и ВАРКОВО, своего рода ВОРКОМ, огороженным местом не только для содержания скота, но и СКЛАДОМ. У Даля “ВОРОК, ВОРКИ – от ВАРЯТЬ: упреждать, опереживать; предостерегать, оберегать.
ВАР, ВАРОК, ВАРУШКА, тамбовское, рязанское, курское, что ВАРИТ, ОХРАНЯЕТ. Это и задний скотный двор при избе или где отдельно: загон, стойло, баз, базок (одного корня с сербским ВАРОШ, городок, острожек, от ВАРЯТИ в значении БЕРЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, немецкое Wahren.
Есть и слово ВАРКИ – грядки, боковая охрана в телеге. ВАРЯТЬ? – заниматься развозною торговлей по селениям, от этого ВАРЯГ – мелочной наезжий купец, разносчик; а может статься и то и другое от ВОР, ВОРЯГА, ВОРОВАТЫЙ»…
Переведём дух после чтения Толкового словаря В.И.Даля. Понятно: там, где торговля, там и ВОРЫ, хотя мы допускаем и наличие честных продавцов, просто не умеющих по своему душевному складу обманывать покупателей: такой человек лучше своё отдаст, чем возьмёт чужую копейку…Но вначале о том, что деревня БАРКОВО=ВАРКОВО могла быть КРЕПОСТЬЮ, которая БЕРЕГЛА, СТЕРЕГЛА, упреждала нападения врагов на Тросну.
Поскольку ТРОСНА являлась крепостью по отношению к землям, лежащим севернее от истока Оки, то её неприступности уделяли повышенное внимание. Существовал ОСТРОГ и на месте деревни Барково=Варково.
Если окинуть взглядом территорию нынешней Тросны, то можно увидеть, что она окружена со всех сторон то реками, то долинами с крутыми склонами. И самый удобный, а для врага – самый безопасный – подход к Тросне и был со стороны Барково-Варково, хотя между данными населёнными пунктами и есть речушка, но небольшая. Читатели могут заметить, что шоссе Москва-Белгород проходит по сгт. Тросна с севера на юг, оставляя Барково в стороне, и поэтому наши рассуждения не совсем правильны. Однако, несмотря на очевидное выравнивание местности при строительстве трассы, и сейчас сложно, даже на машине, взобраться на горку, ведущую к центру Тросны, со стороны пгт. Кромы. Большая выемка существует и при пересечении реки Малая Тросна-Тросенка.
Стоит сгт. Тросна на водоразделе, откуда начинаются реки Белый Немёд, Турья, Тросна, Тросенка (приток Ракитни) и другие. Вели наблюдение ратники Тросны и за шляхами, идущие по суше. Крепость в основном охраняла подходы со стороны Царёвой дороги (от села Знаменское-Червяк бывшего Кромского уезда, ныне Свердловского района) и Бокаева (Бакаева) шляха, идущего от городов Ливны, Малоархангельска и пгт. Поныри – на село Ломовец и далее к Кромам и на Карачев.
На географической карте, к сожалению, мы видим не все дороги и шляхи. Хорошо представлена трасса Глазуновка- Тагино-Тросна, которая упирается в шоссе Орёл-Курск. Однако в древности глазуновский шлях уходил не прямо на Тросну, а чуть восточнее, к селу Ломовец, к истоку реки Ракитня. Здесь он соединялся со Свиным шляхом. По одному из его отростков ныне проходит железная дорога Орёл-Железногорск. Поскольку сгт. Тросна стоит у истоков рек и речек, то она находится на самом высоком месте. Это, кстати, учли и телевизионщики, соорудив здесь свою вышку.
Ещё одна дорога между реками проходит от села Высокое к селу Макеево Кромского района. И тоже рядом с Тросной, образуя вместе с глазуновским шляхом КРЕСТ. Причём, Тросна была в центре такого креста. Если центр Тросны представить в виде КРУГА-СОЛНЦА, то уходящие во все стороны дороги будут лучами этого солнца.
Заметим, что архитекторы троснянской автостанции были настоящими мастерами своего дела, поскольку интуитивно учли такой расклад территории и изобразили на фасаде небольшого здания две колонны с перекладиной, т.е. ВОРОТА! Надпись «ТРОСНА» выше такой «перекладины» приобрела законченный вид. И, если бы пришлось рисовать герб Тросны, то я разделил бы его на две части. В верхнюю часть поместил герб Орла – птица орёл восседает на башне, а в нижнюю – фотоснимок троснянской автостанции. Между «перекладиной» и «фронтоном» нарисовал Солнце с лучами – в виде ромашки, о чём мы скажем далее…
ВАРИТЬ И ОРИТЬ. Устроители Тросны-Ефратово, прежде всего, укрепили восточную сторону – Барково, выходившую в сторону Дикого Поля, сделали здесь ГРЯДКИ – боковую охрану и заодно – торговый склад. Деревни Нижняя Морозиха, Средняя Морозиха, Верхняя Морозиха, стоящие у истоков реки Тросна (не путать с другой речкой – Тросенка, или Малая Тросна, – притоке реки Ракитня, где и находится сгт. Тросна), напоминают своими начальными слогами имя села Муравль-Моровль. Не исключено, что Морозиха – это испорченное Моровиха, как и Воронец – это Моронец=Муровец?!
Если кто-то будет сомневаться по поводу «испорченности» названий, то я готов дать и примеры. До начала ХХв село Тросна произносилось, как ТРоСНА, с ударением на первом слоге, волость была ТРоСНЕНСКАЯ. Теперь же район – ТРОСНяНСКИЙ! Деревню СОБОРОВКУ сто лет назад называли САБУРОВКОЙ, как и село Сабурово под Орлом.
Данные троснянские территории, принадлежавшие когда-то ближайшему помощнику Екатерины 2, фавориту Потёмкину, как бы в «отместку» своему высокому положению, величались по-крестьянски, просто и без затей. Достаточно вспомнить о том, что здесь мы находим такие населённые пункты, как: дд. Горбуниха, Бувиха, Лебедиха, уже упоминаемые Морозихи, посёлки Село, Кулига, Пальцо, Лужок и Шейка. Не говорят ли такие топонимы о глубокой древности края, его пограничном положении, когда приходилось жителям постоянно испытывать «лихо» со стороны Дикого Поля?! В книге «Тросна» мы называли замечательный гидроним Долгое Длинное Озеро, находящийся у села Воронец.
Если на востоке было БАРКОВО, то на западе, у начала дороги на Тросну, на границе, у реки Белый Немёд, поставили крепость ГРАНКИНО. Ближе к истоку Оки мы находим деревню Соборовку, исток реки Брусовец (Курская область), посёлок Бобрик, левый приток реки Оки – Бударин (он же Дубарин, поскольку «буда» означает «дуб»?!), а западнее – дер. Берёзовку. Все эти названия имеют начальное, или корневое БАР= БОР= БЪР. БОР, как известно, состоит из сосновых деревьев. А Берёзовка – от «берёзы»? Или БОР был из пород других деревьев, или БЕРЁЗОВКА – от БОРОЗОВКИ?!
Начальный звук «Б» иногда превращался в «М» и наоборот: не значит ли это, что нп. МОРОЗИХА = БОРОЗИХА, а МУРАВЛЬ=БУРАВЛЬ= БОРОВЛЬ?! БОР- ЗАБОР: вокруг города-склада ТРОСНЫ- ЕФРАТОВО - ВОРОТОВО тожь создавались крепости, заставы… ЗАБОР= //РОБАЗ=РУБАЖ, т.е. РУБЕЖ?!
ВАРЯТИ – это нынешнее слово ПРЕД+ВАРЯТИ, предварительная охрана. Барково-Варково была АВАНГАРДОМ, стояла впереди. И служили здесь самые смелые, решительные воины-ратники. Кстати, когда говорят о ВАРЯГАХ, как представителях скандинавских стран, то следовало бы почитать Даля: слово ВАРЯГ – русское и означает оно «быть впереди, охранять!» Это уже потом, когда миновала опасность войны, кое-кто из варяг превратился в «вороватых купцов-коробейников».
В.Н.Дёмин вспоминает вседержителя Вселенной, владыку земных и космических вод ВАРУНА. Имя верховного бога славянского пантеона – СВАРОГА имело также и вокализацию СВАРУН. То есть ВАРУН= СВАРУН произошли из общего словарного гнезда. Корень ВАР-, ВОР- первоначально имело в древнерусском языке значение ЖАР, ЗНОЙ, КИПЯЩАЯ ВОДА, СМОЛА, ВАРИТЬ, ВАРЯГ (с достаточной долей вероятности), ВОРОН, ВОР и др. Варна в Болгарии, Варта и Варшава в Польше.
Не следует ли отсюда, что ВОРОНЕЦ – это село бога СВАРУНА, и потому оно СВАРУНЕЦ= ВАРУНЕЦ?!
ВОРЫ, КОЛОВЫ И ДУБЫ. Слово ВОР вначале означало совсем не то, что сегодня. ВОРЫ – это «заворы (заборы?-В.А.), забойка, колова. Броды все бяху заворены ворами, сваями». Курское слово ВАРИТ, т.е. ОХРАНЯЕТ. Сейчас мы варим пищу – охраняем себя от отравления? Сварщик сваривает швы на железном листе. Броды «заворены ворами, сваями»: ЗАВОРЕНЫ – завалены?
Нет, конечно, «завалены» – это просто накиданы брёвна, которые врагу можно было бы без труда раскидать по сторонам; а наши предки такие брёвна «варили-ВОРИЛИ», т.е. ЗАБИВАЛИ в землю! Может быть, не ВОРИЛИ, а ОРИЛИ?!
Или ВОР=//РОВ, т.е. не ВОРИЛИ, а РОВИЛИ, делали РВЫ?!
Откроем Даля: «Орать, орывать землю – пахать или взрывать, для посева, сабаном, плугом, косулей, сохою, оралом, ралом. Орем землю до глины, а едим мякину. В городе не орут, не пашут, а сытей нашего едят. Орать целину, новину, подымать или ломать».
Итак, жители г.ОРЕЛ//ОРЁЛ – орили, пахали землю, троснянского с.ВОРОНЦА= ОРОНЦА, как и г.ВОРОНЕЖА= ОРОНЕЖА – орывали-оронили, а крестьяне д.ПОДЫМОВА Коптевского сп. Хотынецкого района – новину подымали, копали, а в сёлах ЛОМОВЕЦ-ЛОМОВОЕ, посёлках ЛОМЦЫ-ЛОМЫ Троснянского, Орловского, Залегощенского, Новосильского районов – целину ломали! В дд. КОСУЛИЧИ и СОФИЕВКЕ Шаблыкинского района пахали косулей и сохой. Да и в самом селе ШАБЛЫКИНО могли применять при обработке земли сабаны…
Вернёмся к значению слова ВОРЫ – колова. Любопытное КОЛОВА происходит от КОЛ, напоминает название животного – КОРОВА. А ведь КОРОВА имеет рога-колы, которыми она КОЛЕТСЯ, а не КОРЕТСЯ. Поэтому правильнее было бы поименовать корову – КОЛОВОЙ!
Однако оставим пока в стороне КОЛОВУ= КОРОВУ, а поговорим о КолОве, в смысле ВОРЫ=ОРЫ. Так, жители деревни КОЛКИ Кромского района рассказывают о том, что их населённый пункт был назван от КОЛЬЕВ, набиваемых, как забор, вокруг жилой территории с целью защиты от врагов. Наличие ЗАБОЕК= КОЛОВ и вокруг Тросны указывает на то, что КРЕПОСТЬ строилась из деревьев-кольев, причём из сосновых – ВОР=БОР. Правда, сосна хорошо горит, и поэтому лучше вкапывать в землю ДУБЫ.
И дубы – морёные, т.е. полежавшие какое-то время в воде. Такие дубы не сразу разрубишь топором, и огонь их почти не берёт. Не отсюда ли следуют названия: село Муравль-Морёвль, деревни Морозиха-Морёниха (Нижняя, Средняя, Верхняя), Воронец-Морёнец?!
БОР. ПОБОР. БАЗАР и БОРТ. Логичнее возводить КРЕПОСТИ-ЗА+БОРЫ из ДУБА, а словом БОР называть и дубовые леса, а не только сосновые?! И вновь обращаемся за помощью к Далю. Он приводит такие примеры: БОРА – местная приморская буря необычайной жестокости, ураган на восточном побережье Чёрного моря. Конечно, Тросна не на Чёрном море, но Барково по отношению к Тросне находится на востоке. Река Тросенка, Малая Тросна течёт-падает на северо-восток, а посему её берега вместе с жителями данных населённых пунктов будут открыты холодным зимним ветрам. Не потому ли и назвали деревню Барково=Борково, что она находится на северо-востоке, и отсюда на Тросну обрушиваются холодные зимние холода?!
Есть у Даля и ещё одно БОРА, борина, борок, бор (от БРАТЬ). Кафтан с борами (теперь говорят: с оборками.-В.А.). БОР – это и низаное ожерелье, несколько низок бисера, бус, янтарей, корольков. Продай, муженёк, корову, купи ожерелье, жемчужный борок! И в этом случае деревня Барково могла быть складом, если её хозяева БРАЛИ: то ли пошлину, то ли оброк.
Деревня БАРКОВО могла звучать и как БОРТКОВА. Мы уже писали о слове ВАРКИ – грядки, боковая охрана в телеге. Однако и БОРТ, по Далю, это край, крома, полоса с краю, кайма, окраина, бок, сторона; пола, край или полоса запашной одежды, запах. У моряков – бок судна: бросить за борт корабля, в море…
Есть БОРТ – дуплявый пень, в котором водятся пчёлы. Колода для пчёл. Бортничать – заниматься пчеловодством. Не значит ли, что Барково-Бортково и было таким бортническим местом, где находились пасеки?! Однако и это не всё. Купцы говорили: бору нет, спросу на товар (не берут). А в Костромской губернии словом БОР обозначали: торг, базар, рынок, торжок; новинный бор, холщёвый базар.
Бор – это и СБОР, ПОБОР, ПОДАТЬ, ДЕНЕЖНАЯ ПОВИННОСТЬ. Не исключаем того, что Тросна являлась в древности местом сбора дани, как и московский город Мытищи. Бором, борком брать, руками, рвать. Бор ягод – сбор. Бор рыбы – клёв. Брать товар на бор, в бор, в долг, не за наличные.
БОР – это и красный, или хвойный лес. У истока реки Мураль находится лес Красный: сосновый или хвойный?! У деревни Барково бор тоже был, но, скорее всего, небольшой?
В картах: подбор красной масти – БОРОВИКИ, а чёрной – ВОРОНОВО КРЫЛО. Деревня БАРКОВО – боровики, село ВОРОНЕЦ – вороново крыло?! Противопоставление КРАСНОЙ и ЧЁРНОЙ «мастей» можно проследить и по другим топонимам: д.Чернодье, р.Щернодье, п.Рудовский, с.Чернь, д.Чермошное, п.Дегтярный, с. Гнилец, д.Красавка, п.КрасноПавловский, п.Вечерняя Заря, д.Красный Клин, д.КрасноГорская.
Другие цвета: д.Голубовка, д.Беляевка, п.НовоРыжковский, п.Белый Немёд, п.Чистые Бугры.
БОР. БОРЕЙ. БОРОТА. Безусловно, сгт.Тросна собирала не только «дань и поборы», но и легенды, поверья, мифологию. БАРГ – у лакцев, аварцев, лезгин, даргинцев, рутульцев, божество, персонификация СОЛНЦА. ВАРА – в иранской мифологии – убежище, обитель праведников. ВАРМА-АВА – у мордвы – дух, хозяйка ветра.
БОР («рождённый») – в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев – Вили и Ве. Вили – деревня РазноВилье (?) в Троснянском районе. Была и ещё одна деревня Разновилье, ныне это Павлово. ВЕ – это ВЕтер. ВИЛИ – от «виться, вьётся». ПАВЛОВО=ПАЛОВО, т.е. «палёное» место, где пылал священный огонь в честь Солнца?! Но: ВИЛЫ – рожки; не есть ли ПАЛОВО=//ЛАПОВО – от «лапа»?! Отсюда и Лапухинка, где ПОЛЫХАЛИ костры?!
БОРЕЙ – в греческой мифологии бог северного ветра. БОРИСФЕН – у скифов божество одноименной реки (современный Днепр), дочь которого, вступив в брак с Папаем, стала матерью Таргитая и прародительницей скифов (Геродот).
ПАПАЙ (Папа)= БАБАЙ (Баба): академик Б.А.Рыбаков, видимо, справедливо считал ТАРГИТАЯ родоначальником славян. ТАРГИТАЙ= ТОР+ ГИТАЙ (Китай!). ГИТАЙ=//ТАГИЙ: село Тагино Глазуновского района.
ТАГИН=ТАЙГА /Тайгин/: в древности от Мценска к истоку Оки шёл ТАЙЧУКОВ ЛЕС!
У осетин есть бог БОРАТА=БОРОТА («богатство, счастье»): Борота очень напоминает наше слово ВОРОТА. Откуда у нас осетины? Известно, что ХАЗАРЫ в 8-10 веках переселяли с юга на север, к истоку Оки, и осетин, чтобы укрепить свои границы. Поэтому не исключено, что кромское село ВОЖОВО могли основать и осетины=асы: АСОВО=АЖОВО=ВОЖОВО!
Кстати, и у южных славян существует персонаж БОЖИЧ, упоминаемый в колядках наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом. Учёные сравнивают Божича со Сварожичем – сыном Сварога: оба почитают Солнце. Все эти и другие боги могли иметь место и на троснянской земле.
БАРКОВО=БОРОТА первой встречала солнце и ветер. Укрывала в крепости всех праведников… ТРОСНА, как Золотые Ворота (ЕФРАТОВО), стоящая на Свином, плодовитом (ПЛОД+ВИТА) шляхе, могла действительно считаться началом пути и времени года! ВОРОТА= БОРОТА: Воротынск= Боротынск – счастливый, богатый город!
ТРОСНА= ВОРОТА =БОРОТА =БРАТ=БРАТЬ: товары, дань, пошлину. Тросна, забирая привозимый на баржах груз, была для купцов БРАТОМ; но, отдавая его далее, становилась СЕСТРОЙ, «рекой-грудью», вскармливая, как египетская Небесная Корова, всех припадавших к её вымени богатырей!..
ТУРА=Тросна, СЪСЪ – «грудь»: следовало бы писать так – ТРОССНА= ТРОСОСНЕНСКАЯ! СъСъНА – это орловская река СОСОНА= СОСНА: СОС – «грудь»: ребёнок СОСЁТ грудь, сосцы, жеребёнок – сосунок. Тросна – «тройная» Сосна, на три стороны света, ТРЁХГРУДАЯ= ТРЁХСОСКОВАЯ.
Я не знаю, сколько грудей-сосков было у древней турицы – три или четыре (у современной коровы на вымени – четыре соска), но у ВОЛЧИЦЫ, вскормившей основателей Рима, столицы Италии, Ромула и Рема – много сосцов.
Понятно, что у МАТЕРИ-прародительницы рода должно быть МНОГО ГРУДЕЙ, а не две, как у нынешних женщин, дабы подчеркнуть её божественное происхождение. ТРОСНА в образе ТУРЫ= ТУРИЦЫ – вымершей, увы, дикой коровы – могла вскормить целый народ РОС и страну РУСЬ!
Кстати, ТУРОМ называли и горного кавказского КОЗЛА. Не поэтому ли видим недалеко от Тросны – деревни КОЗЛОВКИ: у истоков реки ТРОСНЫ и рядом с ЛОМОВЦОМ. В былинах мы встречаем восклицание: БУЙ-ТУР! И вслед называем имя князя, скажем, Владимир. Буй-Тур – «могучий, отважный воин». Добавим: БУЙный=ВУЙный?, ТОРный, Солнечный…
Когда говорят о значении того или иного населённого пункта, то нужно обратить внимание на то, а насколько многозначно его имя! Если ясен ответ, и топоним имеет всего один перевод, то, скорее всего, и село, и деревня, и даже город будут иметь в истории страны небольшое значение.
Происхождение села городского типа ТРОСНА одним значением не обьяснишь. Поэтому и ИСТОРИЯ его будет идти из глубокого прошлого.
В самом деле, корень ТУР (от французского tour – поворот, вращение) – это и «отдельный этап: второй тур президентских выборов»; и часть соревнования; и турне, поездка по кругу; и тур (вальса). ТУР – это часть сложных слов, в основном, связанных с туристами: турбаза, турпутёвка. ТУРА – это (латинское turris – башня): шахматная фигура, имеющая форму башни, ладья. Ещё больше слов порождают ТОР-ТЕР, о чём мы будем писать. БОРОТЫНСК=ПОРОТЫНСК (Б//П) = ПЕРЕТЫНСК – пересыльный, поворотный пункт из Византии в Булгарию. И наоборот…
СИДОРОВА КОЗА И ШЛЯХ СВИНАК. Рядом с очень крутой горой, похожей на «телетарелку», находится и центр Сосковского района – село СОСКОВО. К сказанному ранее о причинах названия Сосково (смотри мою книгу «Почему так названы районные центры Орловщины» /Орёл, 1999г/), добавим следующее: в татарском языке САСЪ означает «звон»: а на картах прошлых лет Сосково и писалось, как САСЬКОВО!
Проходит по Троснянскому району (на западе) и шлях Свиной, или СВИНАК, т.е. ДЗВИНАК =ЗВОНОК! СВИНЬЯ, как символ счастья, богатства. По горам, по долам основывались деревни КОЗЛОВКИ.
Козы и козлы=туры тоже имели большое значение в жизни троснянцев. Посему о них сочинялись всевозможные байки, поговорки, прибаутки… Скажем, существует выражение: «Бьёт, дерёт, как Сидорову козу, или козла». Правда, кто «бьёт» и почему, не знаем. И словари об этом ничего не говорят. Есть и «Козёл отпущения», т.е. человек, на которого сваливают чужую вину. А также «Пускать козла в огород»: давать кому-либо доступ туда, где он может быть особенно вреден, опасен; допускать кого-либо к тому, из чего он хочет извлечь выгоду.
«Отставной козы барабанщик» (человек, не заслуживающий никакого внимания, с которым не считаются). «И зачем козе баян» (пустая затея).
«На козе, на козле не подъедешь» – говорят о тех, к кому невозможно подойти, найти подход, не знаешь, как подступиться.
Может быть, троснянские деревни Козловки находятся в труднодоступных местах?! А поскольку недалеко от Козловок расположена Тросна, то следовало бы привести и такой фразеологизм: «Подъехать с Турусами» – склонять к чему-либо вздорными обещаниями, разговорами. Богатая Тросна – город-склад, мог быть гордым и твёрдо стоять на своём...
Было бы неплохо, если бы молодые люди, да и ветераны стали собирать легенды, сказки, песни своего края, записывать малоупотребляющиеся слова своих дедушек и бабушек. Вы увидите богатый мир прошлых веков, заметите, как мы отстали в эмоциональном отношении от наших предков, заглушили свои интересы ко всему необычному то с помощью окриков старших («Не трогай руками!», «Не лезь, не смотри, не высовывайся!»), то зомбирующими «телебайками», то «химией» и самогоном…
ТУРОВЕЦ= СУРОВЕЦ= МУРОМЕЦ. ЛОСЬ И РОСЬ. <font color="#000000">Топоним Тросна имеет связи и с иранской</font> мифологией. Так, ТУРА (авест.), ТУР (фарси) – родоначальник туранцев (сначала под ними понимались кочевые восточноиранские племена, а затем тюркские).
Но не только: ТУРАН – в этрусской мифологии богиня любви и плодородных сил природы. На архаических рисунках Туран изображается с крыльями, с голубем в руке, обвитая змеёй, рядом с пантерами. Считалась покровительницей царской власти в этрусских городах. В Троснянском районе в Ломовецком сп. была дер. Голубовка, в Пенновском сп и сейчас существует д. Змеевка.
А с пантерами – сложно, как и с первобытными быками, т.е. турами. ЭТРУССКИ – родоначальники нас, РУССКИХ. Созвучие слов – Туран и Тросна=Туросна – заставляет ещё раз предположить, что в ТРОСНЕ находился ЦАРЬ, или КНЯЗЬ! А в древнегерманской, в часности, скандинавской, мифологии, были и ТУРСЫ – великаны. Языческий солнечный бог ТОР не просто ТОРИЛ= Т(В)ОРИЛ = ТУРИЛ, но и оТКРывал, распахивал (землю и одежду), оплодотворял солнечными лучами всё живое на земле и в космосе. Он – ОТОРВА- СУРОВЫЙ- МОТОР?
«Однофамильцы» ТОРА: ГОР – Горел и Голил (ЗаГОЛял), ХОР – ХороХорил и Холил, Хвалил и Хулил, СОР – Сорил солнечные лучи, Сурил сурью – божественный напиток, Сулил счастливую жизнь, Солил пищу и Сарил=Царил над людьми…
А также СОР=//РОС – Росил-Орошал… (Сор=//Рос).
Рось=Русь-Россия – это Солнце и КосМос (со звёздами= светом!); не есть ли КосМос – от КОСНОС: КО- (на 4 стороны) + Солнце (М//Н)! МОС=// СОМ=СОН=Сонце (в немецком – Sonne, в украинском – Сонце, в белорусском – Сонца, в сербско-хорватском – Сунце; древнерусское название – Солонь, латинское – Sol, еврейское – Шолом (мир), арабское Салям.
В таком случае и МОСКВА – город СОЛНЦА?! Всё может быть! Библейские имена Соломон и Саломея произошли от Солнца, так же, как и деревня СОЛОЖЁНКИ в Троснянском и САЛТЫКИ – в Орловском районах...
ЛОСЬ: именно так наши предки называли созвездие Большой Медведицы. Выдающийся русский учёный В.Н.Дёмин в книге «Русь сакральная» (Москва, «Вече», 2004г) пишет, что (стр.398) «на языке современных северных народов ОЛЕНЬ сегодня зовётся ХОР, что абсолютно созвучно с древнейшим именем дневного светила или верховных божеств: ХОР (ГОР) – у древних египтян, ХОРС – у славян, ХОРМУСТА – у монголов и т.д… В древнем миропредставлении ОЛЕНЬ отождествлялся с ЛОСЕМ. Последний же сопрягался с созвездием Большой Медведицы, а в народе так и прозывался – ЛОСЕМ… У российских эвенков… Большая Медведица именуется ЛОСЕМ».
Осмелимся высказать и такую мысль: Большая Медведица, или ЛОСЬ – это РОСЬ= Россия! (Л//Р). Если ОЛЕНЯ=ЕЛЕНЯ отождествить с Лосем, то получим ЕЛЕСЯ=ЕЛЕСА=ВЕЛЕСА! Рось = Лось= ВоЛос=Велес! Т+РОС+НА и была под покровительством великана Велеса, являлась частью Руси, расположившейся под созвездием Большой Медведицы…
В.В.Иванов и В.Н.Топоров в статье «Волосыни», напечатанной в Большом Энциклопедическом Словаре «Мифология» (Москва, 1998г) пишут (стр.128): «КОЛА – Большая Медведица, представляемая в виде повозки, а ЛОСЬ – архаическое название Полярной Звезды».
В этом случае РОСЬ – Полярная Звезда! Истоки РОСИ-РУСИ следует, действительно, искать на Севере, под Полярной Звездой. В Троснянском районе мы видим д.Куликова (КОЛОКОВА), посёлок Колычёвский (КОЛО+КОВ/=л/ский). Связывались ли данные названия с Большой Медведицей, сказать сложно, но то, что бывший совхоз «Колычёвский» стоял на тракте Карачев-Ломовец-Копёнки-Курск и вытягивался в длину на много километров, могло напоминать и «повозку» и «Большую Медведицу».
Кстати, и дер.Куликова Воронецкого сельского поселения (=сп) была на тракте, но другом: Кромы-Добрынь-Воронец-Гнилец-Ольховатка-Курск. Село Большая Куликовка Орловского района тоже находилась ранее на Большой дороге.
Знаменитое Куликово Поле= Поле КолоКолоВо, о чём мы уже сообщали в своей книге «Девятая Земля». Посему и территория нынешнего Троснянского района входила в понятие Куликова Поля – Большой Медведицы. А «повозка» – это двуКОЛка!
БОЛЬШАЯ ДОРОГА – БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА = ВедМедица. Ещё со школы знаю такой перевод: Медведь – тот, кто «/сн/едает мёд». Однако в данном случае я бы обратил внимание на слово ВЕД=Ведать=Знать. ВЕДЬМА – тоже от ВЕДЕТИ – «знать» (Е – это «ять» которая, по уверениям учёных, обозначала два звука: ИЕ//ЕИ, но кратких, как Й). Поэтому ВЕДАТЬ=//ВИДЕТЬ! ЗНАТЬ-ЗНАХАРЬ=СНАХАРЬ: от СОН или СОЛНЦЕ?! Знахарь=СнаХорь? – последователь солнечного бога Хорса?!
Авторы «Краткого этимологического словаря русского языка» (Москва, 1971г) Н.М. Шанский, В.В.Иванов и Т.В. Шанская тоже определяют слово МЕДВЕДЬ, как «медоед». Однако в латинском языке МЕДВЕДЬ – это URSUS= //RUSUS? А такие эвфемистические названия медведя в русских диалектах, как космач, лесник, не говорят ли о связи Большой Медведицы с КОСМОСОМ и ОЛЕНЕМ-ЛОСЕМ?!
Чем же ведал медведь: мёдом или космосом?! Так как слово МЕДВЕДЬ мы легко превращаем в ВЕДМЕДЬ, то нельзя ли допустить, что изначально никакого «МЁДА» просто не существовало, а была…ВЕДЬМА, которая ВЕДАЛА=ЗНАЛА обо всём на свете (С+ВЕТ=ВЕД!), в том числе и о «мёде»! Ведьма – женщина, а муж – Ведьм, Ведий, Ведун (Перун)?!
ВЕДЬМА: Ведающая, Ведущая Мать; Знающая Мир; в таком случае, «муж» Ведун станет ВЕДМИРОМ, Ведающим Миром, как Владимир – Владеющий Миром. Языческие боги отличались от простых людей «двойным» измерением: так, бог Солнца ГОР, дважды повторенный, стал святым (ГОР+ГОР=) ГРИГОРИЕМ!
Поэтому ТОР – ТОРоТОРил, а ГОР=ГОЛ – ГОЛоГОЛил, т.е. ГЛАГОЛИЛ, глухой вариант – КОЛоКОЛил! А также ХОРоХОРился! Не исключено, что и ВЕДЬМА не просто ВЕДала, а дважды ВЕД+ВЕДила – и потому она ВЕДВЕДИЦА! Звук «м» в начале слова ВедВедица появился по аналогии с животным медведем, который, действительно, «едал мёд», хотя мог медведь и «ведать дом: мёд=//дом», в котором он спал всю зиму...
«В России гонения на ведьм не носили такого массового характера, как в Западной Европе, сообщает БЭС «Мифология», однако по народным представлениям (выделено нами.-В.А.) казнь ведьмы была необходима для прекращения засухи, мора и т.п. Ведьмы насылали грозовые тучи, вихри, град, похищали росу, дожди, небесные светила, молоко у коров, наводили порчу на скот и людей, устраивали сборища и оргии на «Лысой горе» (на Коляду, при встрече весны, в ночь на Ивана Купалу). Ведьмы сожительствовали с нечистой силой…».
Как видим, набор обвинений ВЕДЬМ был самым примитивным, однако это не мешало время от времени казнить их, чтобы прекращать не только «засухи», но и брожения среди людей.
ВЕДЬМА могла жить в ЕДЬМЕ, т.е. ЭДЕМЕ – Райском Саде?!
Что касается выражения «по народным представлениям», то, должны заметить, что у нас всё хорошее в стране, в том числе и казни, делаются от «имени народа»! Конечно же, сам народ тут ни при чём, если и в 21 веке большинство людей не верит всем этим сказкам. Кто знает, сколько было уничтожено так называемых русских «ведьм», если прежняя власть, в т.ч. и церковная, такие данные вряд ли разглашала?!
Зато хорошо известно, что в начале 12 века, по одним сведениям – под Мценском, у села Карандаково, по другим – под Серенском Калужской области и даже в пределах Тульской губернии, но уже в начале 13в, – был «убит вятичами» просветитель Кукша, который прославился своими чудесами. Он иссушил озеро, дождь низвёл, т.е. принёс «засуху». Если ведьм за засухи казнили, то Кукшу, наоборот, объявили Святым!
Конечно же, не хотелось бы, чтобы практика «двойных стандартов» переносилась и в наше время. Важно, чтобы и служители церкви больше заботились о состоянии души своих прихожан, а не об «искоренении поганого язычества»…
ВОЛОСЫНЯ, ВОЛОСЫ И ЛУЧИ СОЛНЦА. В.В.Иванов и В.Н.Топоров сообщили и о том, что «семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются РОЖАНИЦАМИ…и, следовательно, связываются с РОДОМ… Название Плеяд Волосыни соотносимо с культом ВОЛОСА-ВЕЛЕСА, который на севере Руси и в Поволжье соединялся с культом медведя».
И далее: «Позднее название Волосыни переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов – Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, древнерусское Власожелищи, Власожелы, Бабы и т. п…».
Авторы предполагают, что «мотив» баб в «ряде этих названий» – очевиден, и волосы девушки или замужней женщины сравнивались с волосами солнца, «как обозначение его лучей при восходе или закате». А в день Святого Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю, чтобы, например, прогнать КОРОВЬЮ СМЕРТЬ; для этого же «ЗОРНИЛИ ПРЯЖУ», т.е. выносили её на три зори.
Все эти мотивы, по мнению учёных, «ЗВЁЗДЫ, ЗОРИ, НАКАЗАНИЕ ЖЕНЩИНЫ, ПРЯЖА («ВОЛОС»), СКОТ и т.п. – отсылают к мифам и легендам о превращении женщины в звезду или женщин (сестёр) в созвездие, как результат их спасения от преследования или в наказание за вину».
Нужно заметить, что до сих пор в наших сёлах и деревнях осуждают, как правило, молча, замужнюю женщину, если она, идя по улице, щедро рассыпает волосы по своим плечам, что считается признаком дурного тона. Распущенные волосы девушки – это хорошо, нормально, а когда фривольно, на виду других людей, распустила длинные незаплетённые волосы женщина, то про неё говорят: распущенная, т.е. «пустая»! Жена должна убирать свои пышные косы под платок… В крайнем случае, может идти и без платка, если причёска – короткая!
Но атрибут платка – шарфик, лёгкая косынка, бантик, заколка и прочее – должен быть. Оппоненты могут сказать: автор то защищает «ведьм», то сам вдруг «нападает» на женщин. Так, мол, недалеко от осуждения представителей «слабого пола» за распущенные на улицах волосы перейти к «их казням»! Ответим следующее: следует различать «Божий дар» и «яичницу». Одно дело, если жена с распущенными волосами и в «ночнушке» – просвечивающейся рубашке, выходит из ванной комнаты, приняв душ, и направляется в спальную, чтобы привести себя в порядок, облачиться в красивое платье и спрятать волосы под платок, и другое, когда женщина выходит на улицу, в «чём мать родила...».
Однако слышу вновь возражения: и в тихом болоте – черти водятся, в том смысле, что и длинные юбки, и платки не спасают порой от проявления плотских страстей и «монашку». Конечно, исключения из правил бывают, но всё-таки в большинстве случаев вульгарная женщина и одевается вульгарно…
Наверняка В.И.Даль что-то сообщил по поводу открытых волос женщин…
«ПРОСТОВОЛОСАЯ баба – без платка; простоволоска, ж, – незамужняя, и вольного поведенья, самокрутка; иногда расплетает косу надвое, но платка не носит. Простоволосица, ж, – бабья потасовка, платки летят с голов, волосяница».
Не удержимся сказать следующее. Простоволоска расплетает иногда косу надвое – и это считалось в 19 веке большим грехом. Но как выглядели бы тогда 40-летние женщины, которые ныне вообще не заплетают волосы в косы, а распускают их по плечам?!
Как-то по телевизору выступала женщина «в зрелых годах», рассказывая о «погоде и вине»… Она постоянно поправляла длинные рассыпанные по плечам золотые волосы то пальцами, то жестами головы. Данная золотоволосица была в разводе, и имела полное право на распущенные волосы. Но мне всё равно стало жаль «предсказательницу», решившуюся таким образом на «соблазняющие жесты». Женщина-Мать ведёт себя другим образом! Девушка может позволить себе короткую юбку, тем более в жаркое время года. Но зачем на улице мини-юбка и распущенные по плечам волосы жене?!
Замужняя женщина должна думать не о бесконечных «соблазнениях» всё новых и новых мужчин, а о своём плоде, который она носит под сердцем, или о детях, которые уже бегают по улице. Известно, что во время любви многие птицы имеют яркие перья. Однако самки, попав в гнездо для продолжения потомства, становятся серыми и невыразительными. Почему же некоторые женщины, находясь ЗАМУЖЕМ, т.е. ЗА МУЖЕМ, всё время пытаются иметь «яркие перья»?! Или они вышли замуж не по любви, или просто нездоровы, пытаясь «пожить для себя». А жить для себя – это жить для своих детей и внуков!..
Говоря об этом, в то же время не следует думать о том, что вятички, например, были бесправны. В «Повести временных лет» летописец осуждал наших предков за то, что мужчины-вятичи выбирали себе жён, «посовещавшись с ними», а не по благословению церкви. Слово «посовещавшись» можно толковать по-разному: и как «посоветовавшихся» и как «по совести»! Археолог Т.Н.Никольская утверждает, что вятички щеголяли в шубах и полусапожках, имели красивые пряжки, тюль и другие украшения. Так что призываем наших женщин жить «по совести»! И ещё несколько наблюдений.
СОЛНЦЕ=СОЛ= //ЛОСЬ (ОСЬ?)=ВОЛОС= ВЕЛЕС= ЛУЧИ СОЛНЦА. Солонь=//Нолос= НОЛЬ? Цифра НОЛЬ своим очертанием похожа на СОЛНЦЕ. Не следует ли из этого, что именно СОЛНЦЕ стояло у истоков всех цифр?! Если это так, то тогда из двух вариантов написания цифры: НОЛЬ= НУЛЬ следует выбрать НОЛЬ! А НУЛЬ мог связываться с ЛУНой?!
В 2000 году многие спорили: является ли этот год началом 21 века или нет?! Так как СОЛНЦЕ – начало всего живого, то и НОЛЬ следует считать началом десятка… Ноль=Солнце. ДЕСЯТЬ=ДеСЕНть: Де+Солнце: один+ноль?
РОМОВЕ=МОРОВЛЬ. Всё мировоззрение язычества шло от СОЛНЦА. Имя троснянской деревни Рудово читается и как Родово=Родник, ибо стоит у начала ручья Красный, и как метатезное Рутово=//Турово, поскольку ручей Красный является правым притоком реки Турейка. У слияния ручья Красного, он же ручей Муравль, с рекой Турейка стоит село Муравль.
Не значит ли это, что и топоним Муравль тоже обозначает «красный»?! Рудово= Рута= красный; есть здесь и Красный лес. Если переставить слоги в топониме Мура(вль), то получим слово Раму. РАМИНА – второе имя языческого бога Велеса. Рамина = Ра(в)нина?! Солнечное место?! В издании А.И.Асова «Боги славян и рождение Руси» (Москва, «Вече», 2008г) есть рисунок прусского храма РОМОВЕ из книги К.Гарткноха. 1684г.
Данный храм с изображённым большим деревом, скорее всего, дубом, и протекающей рядом речкой, на берегу которой высятся дома, очень похожи на описание местности с.Муравля Троснянского района. Не есть ли и РОМО(ВЕ) – в обратном прочтении – МУРАВЛЬ=МОРОВЛЬ: Ромо= //Моро+ Вль?!
Что такое –ВЛЬ: может быть, это обозначение солнечного Велеса?! Вль= Вель= Великий! Словом, Солнечный бог Ромове заставляет вспомнить основателей Рима – Ромула и Рема. Наличие на орловской земле храма РОМОВЕ говорит об одном: венеды-славяне стояли у истоков Пруссии и Италии!
ОРЁЛ-ВОРОН-РОМАШКА. Правда, в Карпатах и на Верхней Оке венеды=вятичи предпочитали говорить не РОМОВЕ, а МОРОВЕ! Так, от берегов Балтийского моря на юг в древности шла Моравская дорога, возник на Карпатах и Моравский край. Не есть ли Моравский путь – Ромовский (он же Румынский!), т.е. в сторону РОМА=РИМА?!
Муравский (Ромовский!) шлях возник и на территориях Тульской- Орловской-Воронежской- Ростовской областях. Скорее всего, здесь он звучал, как МОРОВ=//ВОРОМ: в одних случаях образуя ОРОМ=ОРЁЛ, в других – ВОРОВО= ВОРОТОВО= ВОРОНОВО= ВОРОНЕЦ и варианты со звуком «л»: РОМОВО= ЛОМОВО (Ломовец), МОРОВ= МОЛОВ (Молочай? Молодовое= МолоДивое?), ВОРОВО = ВОЛОВО (Волобуево, Волосово).
Это и породило поговорку о том, что «Орёл и Кромы – первые ВОРЫ, Ливны – ВОРАМИ дивны, Елец – всем ВОРАМ отец, Дмитровцы – поддавцы и Карачев – им на поддачу»! Конечно, никакого отношения к настоящим ВОРАМ наш край не имел, а вот к СОЛНЦУ, как более возвышенному месту по сравнению с другими областями, безусловно!
В Сумской области Украины видим нп. Ромны, южнее – в Полтавской – Ромодан... В моём Топонимическом Словаре Орловской области, насчитывающем более 17000 слов, нет названий, имеющих в корне слогосочетание РОМО-, за исключением РОМАШКИН верх, РОМАНОВ верх.
Безусловно, РОМАШКА, похожая на СОЛНЦЕ, должна была получить солнечное имя: Ромашка= Морошка? Или: ЗаМарашка?
Поэтому, когда в Покровском районе мы обнаруживаем верх Замарай, а в Должанском – верх Замаранный, балки Замарайка, Замарайкин Верх, причём недалеко от дер. Нижняя Замарайка, Урыновского сп, а также посёлок Замарайские Дворы, то, как это ни странно, должны сказать: все эти «Замарайки» происходят от слов «За Муравским шляхом», т.е. Замарайкин – значит Замуравский!
Но т.к. почвы здесь чёрноземные, то победило название «Замарайка». На самом деле топоним Замарайский обозначает солнечное, золотое место!
Урыновское сп – это У+Рымовское =Ромовское= Моровское! Человек, загорая на солнце, будто бы “марает” себя! Марево – жаркая погода. Марьино – солнечное село.
СМУРЫЙ МУРАВЛЬ. Имя села МУРАВЛЬ могло появиться по многим причинам: и от “МУРА” (Так себе: мура! На то, о чём ты говоришь, не стоит обращать внимания – мура! С уничижительным оттенком), и от “МОРИТЬ- МАРАТЬ- СМОРИТЬ-УМОРИТЬ- РАЗМОРИТЬ”, и от СОЛНЦА! Смурый – значит бурый, т.е. рыжий или коричневый. Из-за наличия сферосидерита, т.е. железистого известняка, вода в реке Муравль – тёмно-вишнёвая, бурая. Правда, ручей называется Красным, и на его берегах находится Красный Лес.
И всё же вернее, видимо, именовать ручей из-за рыжей воды – МУРАВЛЬ (СМУРЫЙ!) В.И.Даль приводит слово МУРА: тверское, тамбовское, тюря, тюрка, крошеный хлеб в квасу. МУРИТЬ – завтракать мурою. МУРАТЬ, новгородское – дразнить. КВАС бывает разный по цвету, но в основном из-за присутствия чёрного хлеба, тёмно-красным. Жители села Муравля любили пить квас-муру и//или дразнить других?!
А посему их и прозвали МУРАВЛЬЦАМИ! Сами же муравльцы, как один, причиной появления имени села МУРАЛЬ называют траву-мураву! И об этом мы уже писали в книге “Тросна” (1994г).
Если Муравль=СМУРЫЙ, т.е. бурый, а МУРА – это ТЮРЯ, то, может быть, не зря назвали реку, в которую впадает ручей Красный (=Муравль), – ТУРЕЙКА, ранее ТУРЬЯ=ТУРА?! Одни народы поименовали реку – МУРАВЛЬ (т.е. похожая по цвету на квас), другие – ТУРЬЯ=ТЮРЬЯ (пропитанный бурым квасом хлеб – тюря!)
Конечно, вода в реке – это не квас, а похожая на квас из-за залежей железа. Какие ещё топонимы говорят о наличии руды в здешних местах?! Может быть, эти: посёлки Алмазовский, Дегтярный, Рудовский, деревни Масловка, Измайлово (Смайлово, как “смола”; не является ли Смоленск – городом СмуРенском= Смуленском?! Смурым городом из-за наличия руды.
СМУРЫЙ=Сму/г/лый=Смулый=Смолый).
В Малахово-Слободском сп, где протекает р.Турьи (ранее гидронимы именовались лучше: Большая Турейка, Малая Турейка), расположены: деревни Чермошное (чермный – тёмно-красный), Крапивка (в крапинку), Ветренка (ветряная оспа?). В Ломовецком сп есть село Чернь на реке Чернь (от “чермный”), нп. Чернодье и Щернодье. Не забудем и село Воронец.
Что касается запасов руд на территории Троснянского района, то их – много, о чём мы уже сообщали в книге “Тросна”. Из-за руды приезжали в Кромской уезд, в д.Зиновьево, учёные Д.Менделеев и А.Иностранцев в 19 в.
СМОРОДИНКА= САМОРОДИНКА= СМУРУДИНКА. У истоков ручья Красный= Муравль находится д.РУДОВО= РОДОВО. Если РОДОВО – родник, то ручей Муравль – СМУРЫЙ РОДНИК, т.е. СМУРО+ РОДНИК= СМОРОДНИК (два РО дали одно РО)! А на границе Троснянского и Фатежского районов есть ручей САМОРОДИНКА! То есть сам родился. Ручьи Смородинка и Самородинка имеются и в других местах Орловщины. Ранее мы полагали, что данные гидронимы произошли от “САМ РОДИЛСЯ”. Но как быть со “Смурым родником?!”
Неужели Смуродинка= Смородинка и Самородинка – это всё-таки разные гидронимы?! Возможно, что имя деревни РУДОВО происходит от смурой-бурой воды: от РУДА, из которой получают рыжий, тёмно-вишнёвый металл… А в научных книгах можно прочитать о том, что ягода “смородина” получила своё название от “смород, смрад”, от клопов, которые издают особый смрадный запах. На первый взгляд, всё сходится: СМОРОДИНА =СМРАД+ИНА. Видимо, где-то так и происходило. Но кто-то отдаст предпочтение объяснению имени “смородины” – от САМО+ РОЖДЕНИЕ: черенок без корней, посаженный в почву, даёт побеги и плоды! Можно и проще: СМОРОДИНА – это СМУРОДИНА= СМУРУДНАЯ, т.е. бурая, коричневая по цвету, как РУДА, что и есть на самом деле!
В былинах упоминается р.Смородина, как рубеж, который следовало бы преодолеть. Если речка СМОРОДИНКА = СМУРУДАЯ= СМУРУДИНКА, то вода её по цвету напоминает КРОВЬ?!
Былинные герои бьются на берегу Смородинки: кровь человеческая окрашивает воды реки в красный цвет. Это мы сейчас знаем о том, что вода может быть рудой по причине наличия в земле руд. А раньше люди могли думать о появлении “ржавой” воды всё, что угодно.
Заря рождается – кровь роженицы разливается по горизонту. Течёт ржавая=рожавая вода, кто-то рожает или где-то далеко бьётся герой за правое дело, проливает свою кровь…
Не случайно среди жителей села Муравль ходит легенда о битве в Поганом логу русских с татарами. Ещё одна легенда связана с так называемыми Дурными логами: люди, попав сюда, начинают испытывать беспокойство, заблуждаются.
Возможно, что здесь находятся большие залежи железа, особым образом воздействующие на психику людей. В таком случае ДУРНЫЕ лога – это РУДНЫЕ лога! (Метатеза ДУР-//РУД).
В Московской и Ярославской губерниях Даль услышал слово МУРЗА: замарашка, чумичка. Ребёнок мурзится, т.е. упрямится, дурит. Мужчина МУРЗИТСЯ – гневается, злится…
МУРЗА – это и татарский князёк, наследственный старшина.
Есть у Составителя и слово МУРИН – арап, негр, чернокожий. МУРА и МУРИН, квас и негр, похожи по тёмно-рыжему цвету.
СМОРОДИНКА – “чёрная, смурая, бурая, коричневая вода и ягода”.
(См. №3, окончание). При цитировании работы прошу указывать следующее: "Автор - Василий Иванович Агошков, член МГО СП России, пгт. Кромы Орловской области".
*