Первую книгу молодого литературного критика Игоря Золотарёва выпустило в свет в 1992г тиражом в 500 экземпляров МИПП «Простор», за счёт средств автора. В предисловии отмечено, что имя Игоря Золотарёва знакомо читателям по публикациям на страницах областной газеты «Орловская правда», литературного издания «Вешние воды». Родился и вырос автор в Орле, в творческой семье, работал в сельских школах учителем.
На факультете иностранных языков пединститута овладел французским и немецким языками, на Высших литературных курсах в Москве – литературой. Книга «Долгое прощание» состоит из двух частей. В первой – читатель найдёт статьи о русских, в том числе, орловских писателях и поэтах, во второй – о фильмах зарубежья, о поэте Шарле Бодлере из Франции.
Я знаю Игоря с юных лет: во время работы в 80-е годы редактором районной газеты «Звезда» часто видел его с отцом, известным писателем Леонардом Золотарёвым, в городе Малоархангельске, куда мужчины приезжали к бабушке и маме. Так что воспитывал молодого критика не только насквозь пропитанный литературой Орёл, но и этот тихий городок, с его замечательной творческой историей, неповторимой природой и прудами.
Отсюда – недалеко до усадьбы тургеневской героини Юлии Вревской (село Мишково), тургеневского места – села Топки (Покровский район) и малой родины современного поэта Дмитрия Блынского (бывший Дросковский район).
Книга и открывается статьёй «Гармония Дмитрия Блынского». Игорь Золотарёв убедительно доказывает, что природа у поэта – источник счастья и красоты, что люди, особенно молодые, как бы заново открывают для себя такого цельного, гармоничного человека.
Это можно сказать и про другого орловца – Анатолия Шиляева, которому критик посвятил отдельный этюд. Рассказ орловского прозаика Игоря Лободина «Прощёный день» послужил толчком к названию книги молодого критика «Долгое прощание». Игорь Золотарёв рассказывает о творчестве писателей-фантастов Кира Булычёва и А. Черкасова, о «прозаических» стихотворцах И.Рыжове, С. Пискунове, Н.Калинине, прозе и стихах В.Амиргуловой, И. Семёновой.
Конечно, жить на Орловщине и не писать об Иване Тургеневе – значит обеднить книгу.
Но критик не просто говорит о своём отношении к великому земляку, а пытается проследить путь писателя к сфере таинственного, непознанного, иррационального. Игорь Золотарёв говорит словами Ремизова, что Тургенев – ясновидец, поскольку жизнь его персонажей – это явь и сон.
Продолжением данной темы служит и этюд-размышление «Фантастический ореол» – о романе Бориса Зайцева «Жизнь Тургенева». Не менее интересны миниатюры, повествующие о фильме Феллини, о переводах Бодлера.
Книга «Долгое прощание» – начало трудного пути в литературе. И если есть в сборнике какие-то невписывающиеся, расходящиеся в стороны мысли и предложения, то это идёт, наверное, от желания автора ничего не оставить на потОм.
Уместно в связи с этим вспомнить приводимые критиком слова одного из античных авторов: «Расходящееся – сходится, и возникает прекраснейшая из гармоний, и всё создаётся через борьбу».
Пусть эта борьба будет не с чиновниками, а за возможность созидать гармонию!..