16+
Лайт-версия сайта

БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ

Литература / Проза / БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ
Просмотр работы:
18 января ’2011   00:31
Просмотров: 26219

БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ

– Вы уходите? – промолвил Паклин.–
Где вы живёте, по крайней мере?
– А где придётся.
…– Вы всё по приказанию Василия Николаевича действуете?...или…Сидора Сидорыча?...или Вами распоряжается безымянный какой?
Машурина уже перешагнула порог.
– А может быть, и безымянный! –
Она захлопнула дверь. Паклин долго стоял неподвижно перед этой закрытой дверью.
– «Безымянная Русь!» – сказал он наконец.
И.С.Тургенев, роман «Новь», 1876г.
*
     1) С 1972 по 1978 годы я жил и работал в Гнилецкой 8-летней школе Кромского (теперь – Троснянского) района. В начале 70-х в школе было более 400 учащихся, к концу же десятилетия число их сократилось наполовину.
      Сейчас, несмотря на то, что школа стала средней, в ней обучается менее 100 человек.
Жители покидали насиженные места по разным причинам. Но основная заключалась в том, что сюда не было дороги с твёрдым покрытием. В непогоду до села можно было добраться только на тяжёлом тракторе. Гнилец и близлежащие сёла ещё в середине 19 века принадлежали знаменитым По-тёмкиным, один из которых был фаворитом Екатерины 2. Видимо, по этой причине через Гнилец был проложен так называемый Екатерининский тракт.
      Самое удивительное было в том, что я в 70-е годы ещё застал небольшой отрезок этого шляха, расположенный на выезде из села в Курскую сторону. Помню, что меня поразила не только весточка из далёкого 18 века, но и мудрая целесообразность при устройстве полевой трассы. Широкое, словно отутюженное, полотно дороги было покрыто густой травой, по краям тракта – небольшие насыпи-валы, позволявшие людям уже ранней весной ходить по ним, в любую распутицу. 
      Южнее Гнильца, за деревней Соборовкой, стоящей на самой границе Орловской и Курской областей, этот тракт соединялся у села Ольховатки с другим трактом, идущим со стороны пгт. Глазуновки. В Ольховатке ночевала Екатерина 2. 
      Кстати, легенды и сказания о поездке царицы до сих пор живут среди орловцев.  Так, в Тросне вам расскажут о том, что здесь Екатерина 2 ночевала три дня и ночи, почему и село назвали Тросной.
В Кромах царица уронила в реку Недну колечко. Долго слуги искали драгоценный предмет, но так и не нашли, оправдывая свой промах тем, что в речке «нет дна!» Отчего и речку, мол, назвали Недна!...
         Екатериниские тракты, как нитки для бус, скрепляли между собой населённые пункты, привязывали к себе вновь образуемые. И, хотя шляхи шли по водоразделам, а сёла и деревни располагались по рекам, больших неудобств жители не чувствовали, так как каждый населённый пункт имел и свои дороги, связанные с Большими трактами.
       К тому же трактов было в той же Орловщине достаточно много. Скажем, из Карачева, ныне Брянской области, шла прямая дорога в Кромы, другая – в Орёл. Из райцентра Шаблыкино можно было попасть по ещё одной дороге и в г.Дмитровск, и в г.Кромы, и в г.Орёл, и в г.Карачев, и в более северные поселения. Сейчас из Шаблыкино идёт только одна асфальтированная дорога – на Орёл.
       Через Кромы пролегал путь в г.Киев, в г.Карачев, в г.Орёл, в г.Курск. К истоку Оки можно было попасть и так называемой Царёвой дорогой, идущей чуть восточнее Кром. Одним словом, власти думали о людях, а не только о том, как быстрее попасть в столицу, к себе домой…
     Если сейчас асфальтированная дорога в Курск из Орла идёт только через Кромы и Тросну, то раньше, как мы уже сказали, тракты в соседний город пролегали и по Кромам-Тросне, и по Глазуновке-Малоархангельску. Лишь не так давно соединили дорогой с твёрдым покрытием и города Железногорск Курской и Дмитровск Орловской областей.
2.
     В середине 19 века, с прокладкой шоссе, стали рушиться и вековые связи населения с древними дорогами. Так, трасса с твёрдым покрытием прошла через Кромы и Тросну, а село Гнилец осталось в стороне. Если до революции у крестьян были лошади, то во времена коллективизации тягловую силу отобрали. И люди стали двигаться пешком. В середине и второй половине ХХ века Гнилец был в центре бездорожья. От шоссе Орёл-Курск нужно было пройти 13-15 километров пешком, чтобы попасть в село.
    Помню, как однажды по ноябрьской грязи нёс на плечах своего годовалого сынишку. Потом, с непривычки, целый месяц чувствовал тяжесть в плечах. Написали ученики (все 365 человек!) письмо в газету «Сельская жизнь» с просьбой выделить автобус колхозу для поездок той же молодёжи в центры культуры. Вскоре прибыл на машине один из заместителей райисполкома и первым делом спросил меня:
          – «А что у вас много чернил и бумаги!»
      Я не выдержал:
       – «А вы бы пронесли 14 километров своего сына на плечах, да ещё по осенней распутице!»
Работник райисполкома (исполнительного комитета) помягчел, поговорил с нами, учителями и техслужащими, убедился, что мы уже, в отсутствие транспорта, на пределе, и уехал с обещанием выделить автобус через год. Мы, конечно, не думали, что именно он, заместитель председателя райисполкома, не хотел выделять нам автобус.   
        Видимо, кто-то сверху специально тормозил отпуск таких автобусов на село: то ли по дури, то ли по злому умыслу, чтобы молодёжь толпами уез-жала в города и другие республики, где до каждого туалета был проложен асфальт.
А то жители других республик, как нам объясняли политпропагандисты, могли сказать:
          – «А зачем нам социализм?!»
То есть мы своим бездорожьем в центре России несли знамя передовых идей на окраины.
Возможно, думали в Кремле, что без дорог и автобусов село обойдётся, поскольку есть огород и картошка…
       Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше! Это выражение было тогда у многих на устах. Вот и устремлялись многие из Кромского района за синей птицей в поисках счастья, куда глаза глядят, лишь бы не месить свою родную грязь…
Автобус через год и ещё один квартал (после наших дополнительных писем) всё-таки выделили. Помню, как председатель колхоза вместе со своими бухгалтерами отправлялись в центр с отчётами. Удавалось иногда доехать на автобусе и нам, учителям, вместе с радостными учащимися…
3.
         Было бы неправильно обвинять только  местных чиновников. Главные коммунисты, сидевшие в ЦК, придумали, на первый взгляд, в общем-то, правильную, но извращённую на деле программу сселения так называемых «неперспективных» населённых пунктов. В это число попала и моя родная деревня Редькино, стоявшая на дороге Орёл-Ливны, и хутор Крюковка, находившийся через железную дорогу, и посёлок Краснопавловский Никольского сельсовета Кромского района Орловской области.
       Почему я именно вспомнил данный посёлок?
Дело в том, что председатель Никольского сельсовета Калашников незадолго до принятия программы по ликвидации неперспективных поселений, построил здесь неплохой кирпичный дом, стоявший в красивом месте, с протекавшей рядом речушкой. Смешно теперь вспоминать грустную историю о том, как сам Калашников голосовал на бумаге за сселение своего родного посёлка, но фактически всё делал для того, чтобы этот посёлок существовал. А вернее, ничего не делал по его ликвидации.
        – Никак не пойму, – возмущался за рюмкой водки председатель сельсовета (я был депутатом сельсовета, и иногда, как директор школы, заезжал в гости к жителю посёлка Краснопавловский), – почему наш посёлок должен считаться неперспективным, если он недалеко от центра, если здесь много домов, молодых семей?!
      В том, что посёлок Краснопавловский живёт и здравствует до сих пор, есть немалая заслуга его жителя, бывшего председателя местного сельсовета Калашникова. Но дочку он, глядя на такую жизнь, отправил в город Харьков, оказавшийся сегодня в Украине…
           А что стало с теми сотнями хуторов и слободками, в которых не жила местная власть, гадать нечего: они просто исчезли с лица земли. В ту же Крюковку власть не дала электрический свет, закрыли переезд через железную дорогу, сюда не носили почту и прочее. Мою родную дер. Редькино сселить не удалось, так её просто-напросто лишили имени: теперь она влита в село Становой Колодезь.
           Я помню, как соседи-мужики искали в середине 60-х годов ХХ века (всего 40 лет назад!) столбы для электрического света, в обход всем предписаниям Москвы. И первые столбы у нас были не ровные и стройные, а кривые, т.е. добытые самими редькинцами в лесополосах и луговых зарослях. Потом, когда в 1969 году д.Редькино было влито в с.Становой Колодезь, то это позволило решать хоть какие-то проблемы по раз-витию данного населённого пункта за счёт всего села.
4.
        В начале 90-х годов, с приходом к власти Е.С.Строева, жизнь орловцев стала улучшаться. Нечего скрывать: как третий человек государства, будучи главой сенаторов, наш руководитель мог кое-что добыть и для Орловской области. Была забетонирована трасса Тросна-Глазуновка (западная часть), от которой пришли ветки и в село Гнилец, и в усадьбу известных фермеров Пешехоновых, и в село Муравль, и в деревню Турейку.
      Теперь несколько раз в день курсируют здесь автобусы, связывая жителей и с Тросной-Орлом и Глазуновкой. Осталось довести трассу и до деревни Соборовка, а затем не мешало бы дойти до курского асфальта, чтобы без помех добираться и в город Курск в любую погоду. Успешно внедряется строевская программа газификации Орловщины. 
         Недавно видел своего бывшего ученика из села Гнилец. Он похвалился, что теперь и гнильчане не чувствуют себя обделёнными: есть дорога, газ, вода, рейсовые автобусы:
       – «Эх, пораньше бы всё это! – и молодёжь бы осталась в селе…».
       В середине 90-х годов пришло голубое топливо и в деревню Редькино, теперь Становой Колодезь. На зажжении первой газовой плиты присутствовал и сам Е.С. Строев, которого встречал председатель сельсовета, мой одноклассник В.В. Пресняков. Потом областная администрация соорудила напротив моего родительского дома остановку электричек, что ещё больше улучшило жизнь местных жителей. И, хотя я редко бываю в Редькино, но мне тоже хотелось бы искренне поблагодарить областную администрацию за большой вклад по социальному благоустройству моего края.
        Это особенно заметно после Хрущёвско-Брежневских вывихов по поводу сселения и дер. Редькино и хутора Крюковка. А в конце 90-х, на другой стороне железной дороги, была открыта скоростная трасса Орёл-Тамбов.
Теперь по самой дер. Редькино машин значительно меньше, что улучшило экологическую обстановку. Протянули по деревне и водопровод. Правда, люди предпочитают больше брать воду из колодцев, поскольку в водопроводе она ржавая.
5.
      Наряду с материальной, человеку необходима и духовная пища. Когда я был директором Гнилецкой школы, то учитель труда, ветеран войны и труда Сергей Иванович Кондрашин подошёл ко мне с просьбой помочь ему отыскать помещение для размещения музея боевой славы. Несмотря на то, что школа занималась в две смены, мы нашли помещение – и самое хорошее – для музея. Кондрашин изготовил ещё несколько стендов, поставил в центре комнаты и «пятую» стену с фотографиями ветеранов, защитников края…
         УчителЯ проводили в музее уроки истории, географии, литературы, другие предметы. Село Гнилец оказалось в центре боёв на северном фасе Курской битвы, что давало большой материал по патриотическому воспитанию школьников.
Немцы учли, что Гнилец был когда-то на тракте, поэтому и ударили не по трассе Орёл-Курск, пролегавшей по участку Кромы- Тросна-Фатеж, где наши установили тысячи и тысячи мин и заграждений, а в сторону Ольховатки, откуда в хорошую погоду, по рассказам местных жителей, виден Курск, так как стоит на возвышении. И отсюда, под уклон, текут к Курску реки Снова и Тускарь.
         Именно у Ольховатки, Гнильца, Молотычей, Соборовки и развернулись самые тяжёлые бои между русскими и немецкими войсками. Обо всём этом вы можете прочитать во многих книгах, в том числе и в эпопее Анатолия Иванова «Вечный зов», а также в моём топонимо-краеведческом издании «Тросна».
         Когда наступила эра доллара, телеэкранной жестокости и прочей рыночной атрибутики, то стали и молодые гнилецкие учителя, ведомые директором-предпринимателем, выращивать капусту, а музей просто забыли. Мало того, при встрече со мной С.И.Кондрашин пожаловался, как бывшему директору школы, что кто-то из практикантов умудрился забить гвоздь в портрет Героя Советского Союза, чтобы вешать стенды и плакаты. А потом была отобрана комната, хотя учеников было кот наплакал. Но кому-то музей был, как бельмо на глазу.
          Давно замечено, что дух наживы и дух патриотизма не-совместимы. С уходом на пенсию С.И.Кондрашина музей был, по его словам, расформирован...
6.
      Как-то поинтересовался у местных жителей, а как называется ручей, который течёт по центру села Гнилец. Никто не смог мне назвать имя. В лучшем случае отвечали так: кажется, Безымянный. А ведь спрашивал я не у первого встречного, а у преподавателей, у педагогов, людей, которые по роду своей деятельности просто обязаны были знать это. Увы!..
        Не проявил должной настойчивости тогда и я. И лишь через десять с лишним лет, работая над книгой «Тросна», в архивах обнаружил карты прошлых веков. На одной было на-чертано: речка Гнилец, на другой – речка Бударик. Стал искать «правду». В журнале «Новый мир», №2 за 1969 год, в статье С.Б. Веселовского «Род и предки Пушкина» говорится о том, что бывший в 1648 году воеводой во Мценске Пётр Михайлович Пушкин (Желтоух) имел большую вотчину в Орловском уезде – селе Тагино.
(Тагино располагается в 5-7 км от села Гнилец, на северо-восток. Между сёлами проходила граница Орловского и Кромского уездов Орловской губернии).
Дьяк Насонов, прибыв из Москвы в Тагино, увидел: «Дубовый острог на высоком берегу реки Оки при впадении в неё Бобрика, был уже ветх…»
          Итак, мы выяснили, что в середине 17 века в Оку впадала речка Бобрик, текущая от д.Соборовки на север. Ручей Гнилец, или Бударик, был её левым притоком. А теперь смотрим в Топографическую карту «Орловская область» (М., 1997г), подготовленную в печать работниками военно-топографического управления Ген. штаба. Видим: в Оку вместо Бобрика впадает речка Бударин!
Обнаруживаем несоответствия: 1. Бударик-Бударин и 2. Бобрик-Бударин(к). Теперь речка Бобрик получается правым притоком речки Бударин(к).
        Потом мы заметили и другие несоответствия в данной карте. В аннотации читаем: «Карта Орловской области… предназначена для использования широким кругом потребителей… с целью изучения, оценки местности и свободного ориентирования на ней, выбора оптимальных путей движения по дорогам области…».
      Такая аннотация предназначена только для того, чтобы эту карту покупали люди, поверив Генеральному штабу. О том, что у нас были и раньше плохие карты, тоже известно. Так, немцы разгромили наших лыжников в 1943 году в районе села Чувардино и по той причине, что они, как говорят местные жители, вместо троснянского населённого пункта Гранкино, высадились в кромском Гранкино. На границе Белоруссии и Украины есть БерезОвка, а есть и Берёзовка. Мы привыкли писать вместо «Ё» – «Е». Как считают авторы, русские войска поплатились за такое невнимание, попав снова не туда, куда им советовали. А всё дело в недобросовестно подготовленных картах, пусть даже и Генеральным штабом.
          Изучаем карту Орловской области дальше. Так, от села Гнилец на юг красным цветом обозначена дорога с твёрдым покрытием, идущая в сторону дер. Соборовка. На полпути она снова сворачивает на запад, в сторону д.Красавка, и соединяется с трассой Тросна-Никольское-Красавка. Иными словами, в любую погоду можно проехать по асфальтированной дороге от Гнильца до центра сельской администрации – с.Никольское. 
       Увы, насколько мне известно, подобная трасса, если и существует, то только на бумаге, но строительство её пока приостановлено из-за отсутствия средств. Возможно, что подобное опережение событий как-то оправдано. Картографы зная, что трасса строится и вот-вот должна быть сдана в эксплуатацию, решили, что пока карта издаётся, покрасить в красный цвет весь участок дороги, что значит – асфальт есть везде.
       Но как объяснить следующее? От посёлка городского типа Кромы, если верить карте, проложена асфальтированная трасса на запад, к селу Апальково через посёлки Марьинский, Красный Пахарь. Однако на самом деле, кроме грунтовки, здесь ничего нет. А дорога на Апальково идёт севернее, через д.Стрелецкая. В то же время топографы не выкрасили путь в д.Лешню, по левой стороне реки Крома, как и не показали шоссе в село Кутафино…
          Может быть, топографы просто не успевают за событиями. А может, просто не хотят поспевать за ними. И далее. От села Коровье Болото Кромско-го района идёт асфальтированный путь на г.Орёл через населённые пункты Себякино и Салтыки. Однако на карте Генерального штаба дорога с твёрдым покрытием к трассе Орёл-Курск обозначена через Агеевку и Горки. На самом же деле асфальта через последние пункты – нет!
            Как будет командовать на данной территории Генеральный штаб, не ясно. Вспоминаю, как ранней весной в 70-е годы я оказался на чужом тракторе на нынешней трассе Тросна- Глазуновка. Тогда она представляла собой сплошное месиво из луж и грязи. В метрах в 300 от дороги Орёл-Курск увидели водителя легковой машины в безнадёжном состоянии. – «Да вот, поверил карте, что здесь асфальт!» – чуть не с плачем сказал он. 
    Один мой хороший юморист как-то заметил, что военные топографы таким образом запутывают иностранцев, врагов Родины. Но, в первую очередь, московские издатели морочат головы орловцам и их гостям, верящим во всём напечатанным картам.
7.
       Виктор Чумаков в материале «Боевой товарищ алфавит» («Российская газета» от 21 января 2000 года) писал следующее: «…немецкие специальные карты нашей территории были не только топографически более точными, чем наши, но они были безупречными и топонимически. Уж если Орёл, то Орёл, если Березовка, то БерезОвка, что на Украине, а не Берёзовка, которая в Белоруссии.
У нас же на картах полная неразбериха, и, хочешь, не хочешь, всё это пришлось отлаживать в ходе наступления и огромных потерь населения и территории. А что мы имеем на нашимх картах сейчас? Абсолютно то же, что и в 1941-м».
       Ещё во времена Сталина топографы не только Генерального штаба, но и прочих мест, стремились не искажать названия, бывшие до революции. Так, на карте Кромского района в 1952 году была обозначена река Тишимль. Хрущёв, буквально всё делавший наоборот, чем Сталин, не очень-то заботился не только о букве «Ё», но и о сохранности в первозданном виде всего топонима. Уже в 1957 году появляется на карте района река Тишим? Ещё через 10 лет – Тишинка.
А река писателя Н.С. Лескова Гостомль превращена в …Гостомку. Ещё немного и р.Гостомль (вспомним Тишимль) превратится в …Гостонку.
      Нужно отдать должное Орловским дорожникам, которые заменили по моей просьбе указатель «Река Гостомка» на «Река Гостомль», хотя и пошли на дополнительные расходы. Прислушаются ли к нашим просьбам топографы, сказать трудно, хотя надежды имеются, поскольку изготовители карты «Орловская область» «примут с благодарностью» все предложения и замечания.
Так записано в аннотации карты. Тогда исправьте, пожалуйста, название левого притока реки Крома с непонятного Кримеги на Кромеча, или, хотя бы, Кремеча.
        Тот же Виктор Чумаков отмечает:
«Смотришь на современные иноземные карты нашей усечённой с юга территории и видишь на латинице все названия с «Ё» имеются, например, в таком диковинном написании: Orёl, Olenёk. Не правда ли, серьёзная демонстрация уважения к фонетике и орфографии языка потенциального противника. А мы?»
Может быть, доживём, наконец, до такого времени, когда наши карты действительно станут серьёзным документом для правильной оценки местности и свободного ориентирования на ней.

29.01.2000г, пгт.Кромы
*Статья написана почти 10 лет назад...






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 января ’2011   11:26
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!!

Оставлен: 18 января ’2011   15:24
Новых успехов Вам, Василий!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft