16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 494Зрителей: 65 630
Авторов: 56 864

On-line4 679Зрителей: 898
Авторов: 3781

Загружено работ – 2 112 827
Социальная сеть для творческих людей
  

БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ

Литература / Проза / БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ
Просмотр работы:
18 января ’2011   00:31
Просмотров: 26030

БЕЗЫМЯННАЯ РУСЬ

– Вы уходите? – промолвил Паклин.–
Где вы живёте, по крайней мере?
– А где придётся.
…– Вы всё по приказанию Василия Николаевича действуете?...или…Сидора Сидорыча?...или Вами распоряжается безымянный какой?
Машурина уже перешагнула порог.
– А может быть, и безымянный! –
Она захлопнула дверь. Паклин долго стоял неподвижно перед этой закрытой дверью.
– «Безымянная Русь!» – сказал он наконец.
И.С.Тургенев, роман «Новь», 1876г.
*
     1) С 1972 по 1978 годы я жил и работал в Гнилецкой 8-летней школе Кромского (теперь – Троснянского) района. В начале 70-х в школе было более 400 учащихся, к концу же десятилетия число их сократилось наполовину.
      Сейчас, несмотря на то, что школа стала средней, в ней обучается менее 100 человек.
Жители покидали насиженные места по разным причинам. Но основная заключалась в том, что сюда не было дороги с твёрдым покрытием. В непогоду до села можно было добраться только на тяжёлом тракторе. Гнилец и близлежащие сёла ещё в середине 19 века принадлежали знаменитым По-тёмкиным, один из которых был фаворитом Екатерины 2. Видимо, по этой причине через Гнилец был проложен так называемый Екатерининский тракт.
      Самое удивительное было в том, что я в 70-е годы ещё застал небольшой отрезок этого шляха, расположенный на выезде из села в Курскую сторону. Помню, что меня поразила не только весточка из далёкого 18 века, но и мудрая целесообразность при устройстве полевой трассы. Широкое, словно отутюженное, полотно дороги было покрыто густой травой, по краям тракта – небольшие насыпи-валы, позволявшие людям уже ранней весной ходить по ним, в любую распутицу. 
      Южнее Гнильца, за деревней Соборовкой, стоящей на самой границе Орловской и Курской областей, этот тракт соединялся у села Ольховатки с другим трактом, идущим со стороны пгт. Глазуновки. В Ольховатке ночевала Екатерина 2. 
      Кстати, легенды и сказания о поездке царицы до сих пор живут среди орловцев.  Так, в Тросне вам расскажут о том, что здесь Екатерина 2 ночевала три дня и ночи, почему и село назвали Тросной.
В Кромах царица уронила в реку Недну колечко. Долго слуги искали драгоценный предмет, но так и не нашли, оправдывая свой промах тем, что в речке «нет дна!» Отчего и речку, мол, назвали Недна!...
         Екатериниские тракты, как нитки для бус, скрепляли между собой населённые пункты, привязывали к себе вновь образуемые. И, хотя шляхи шли по водоразделам, а сёла и деревни располагались по рекам, больших неудобств жители не чувствовали, так как каждый населённый пункт имел и свои дороги, связанные с Большими трактами.
       К тому же трактов было в той же Орловщине достаточно много. Скажем, из Карачева, ныне Брянской области, шла прямая дорога в Кромы, другая – в Орёл. Из райцентра Шаблыкино можно было попасть по ещё одной дороге и в г.Дмитровск, и в г.Кромы, и в г.Орёл, и в г.Карачев, и в более северные поселения. Сейчас из Шаблыкино идёт только одна асфальтированная дорога – на Орёл.
       Через Кромы пролегал путь в г.Киев, в г.Карачев, в г.Орёл, в г.Курск. К истоку Оки можно было попасть и так называемой Царёвой дорогой, идущей чуть восточнее Кром. Одним словом, власти думали о людях, а не только о том, как быстрее попасть в столицу, к себе домой…
     Если сейчас асфальтированная дорога в Курск из Орла идёт только через Кромы и Тросну, то раньше, как мы уже сказали, тракты в соседний город пролегали и по Кромам-Тросне, и по Глазуновке-Малоархангельску. Лишь не так давно соединили дорогой с твёрдым покрытием и города Железногорск Курской и Дмитровск Орловской областей.
2.
     В середине 19 века, с прокладкой шоссе, стали рушиться и вековые связи населения с древними дорогами. Так, трасса с твёрдым покрытием прошла через Кромы и Тросну, а село Гнилец осталось в стороне. Если до революции у крестьян были лошади, то во времена коллективизации тягловую силу отобрали. И люди стали двигаться пешком. В середине и второй половине ХХ века Гнилец был в центре бездорожья. От шоссе Орёл-Курск нужно было пройти 13-15 километров пешком, чтобы попасть в село.
    Помню, как однажды по ноябрьской грязи нёс на плечах своего годовалого сынишку. Потом, с непривычки, целый месяц чувствовал тяжесть в плечах. Написали ученики (все 365 человек!) письмо в газету «Сельская жизнь» с просьбой выделить автобус колхозу для поездок той же молодёжи в центры культуры. Вскоре прибыл на машине один из заместителей райисполкома и первым делом спросил меня:
          – «А что у вас много чернил и бумаги!»
      Я не выдержал:
       – «А вы бы пронесли 14 километров своего сына на плечах, да ещё по осенней распутице!»
Работник райисполкома (исполнительного комитета) помягчел, поговорил с нами, учителями и техслужащими, убедился, что мы уже, в отсутствие транспорта, на пределе, и уехал с обещанием выделить автобус через год. Мы, конечно, не думали, что именно он, заместитель председателя райисполкома, не хотел выделять нам автобус.   
        Видимо, кто-то сверху специально тормозил отпуск таких автобусов на село: то ли по дури, то ли по злому умыслу, чтобы молодёжь толпами уез-жала в города и другие республики, где до каждого туалета был проложен асфальт.
А то жители других республик, как нам объясняли политпропагандисты, могли сказать:
          – «А зачем нам социализм?!»
То есть мы своим бездорожьем в центре России несли знамя передовых идей на окраины.
Возможно, думали в Кремле, что без дорог и автобусов село обойдётся, поскольку есть огород и картошка…
       Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше! Это выражение было тогда у многих на устах. Вот и устремлялись многие из Кромского района за синей птицей в поисках счастья, куда глаза глядят, лишь бы не месить свою родную грязь…
Автобус через год и ещё один квартал (после наших дополнительных писем) всё-таки выделили. Помню, как председатель колхоза вместе со своими бухгалтерами отправлялись в центр с отчётами. Удавалось иногда доехать на автобусе и нам, учителям, вместе с радостными учащимися…
3.
         Было бы неправильно обвинять только  местных чиновников. Главные коммунисты, сидевшие в ЦК, придумали, на первый взгляд, в общем-то, правильную, но извращённую на деле программу сселения так называемых «неперспективных» населённых пунктов. В это число попала и моя родная деревня Редькино, стоявшая на дороге Орёл-Ливны, и хутор Крюковка, находившийся через железную дорогу, и посёлок Краснопавловский Никольского сельсовета Кромского района Орловской области.
       Почему я именно вспомнил данный посёлок?
Дело в том, что председатель Никольского сельсовета Калашников незадолго до принятия программы по ликвидации неперспективных поселений, построил здесь неплохой кирпичный дом, стоявший в красивом месте, с протекавшей рядом речушкой. Смешно теперь вспоминать грустную историю о том, как сам Калашников голосовал на бумаге за сселение своего родного посёлка, но фактически всё делал для того, чтобы этот посёлок существовал. А вернее, ничего не делал по его ликвидации.
        – Никак не пойму, – возмущался за рюмкой водки председатель сельсовета (я был депутатом сельсовета, и иногда, как директор школы, заезжал в гости к жителю посёлка Краснопавловский), – почему наш посёлок должен считаться неперспективным, если он недалеко от центра, если здесь много домов, молодых семей?!
      В том, что посёлок Краснопавловский живёт и здравствует до сих пор, есть немалая заслуга его жителя, бывшего председателя местного сельсовета Калашникова. Но дочку он, глядя на такую жизнь, отправил в город Харьков, оказавшийся сегодня в Украине…
           А что стало с теми сотнями хуторов и слободками, в которых не жила местная власть, гадать нечего: они просто исчезли с лица земли. В ту же Крюковку власть не дала электрический свет, закрыли переезд через железную дорогу, сюда не носили почту и прочее. Мою родную дер. Редькино сселить не удалось, так её просто-напросто лишили имени: теперь она влита в село Становой Колодезь.
           Я помню, как соседи-мужики искали в середине 60-х годов ХХ века (всего 40 лет назад!) столбы для электрического света, в обход всем предписаниям Москвы. И первые столбы у нас были не ровные и стройные, а кривые, т.е. добытые самими редькинцами в лесополосах и луговых зарослях. Потом, когда в 1969 году д.Редькино было влито в с.Становой Колодезь, то это позволило решать хоть какие-то проблемы по раз-витию данного населённого пункта за счёт всего села.
4.
        В начале 90-х годов, с приходом к власти Е.С.Строева, жизнь орловцев стала улучшаться. Нечего скрывать: как третий человек государства, будучи главой сенаторов, наш руководитель мог кое-что добыть и для Орловской области. Была забетонирована трасса Тросна-Глазуновка (западная часть), от которой пришли ветки и в село Гнилец, и в усадьбу известных фермеров Пешехоновых, и в село Муравль, и в деревню Турейку.
      Теперь несколько раз в день курсируют здесь автобусы, связывая жителей и с Тросной-Орлом и Глазуновкой. Осталось довести трассу и до деревни Соборовка, а затем не мешало бы дойти до курского асфальта, чтобы без помех добираться и в город Курск в любую погоду. Успешно внедряется строевская программа газификации Орловщины. 
         Недавно видел своего бывшего ученика из села Гнилец. Он похвалился, что теперь и гнильчане не чувствуют себя обделёнными: есть дорога, газ, вода, рейсовые автобусы:
       – «Эх, пораньше бы всё это! – и молодёжь бы осталась в селе…».
       В середине 90-х годов пришло голубое топливо и в деревню Редькино, теперь Становой Колодезь. На зажжении первой газовой плиты присутствовал и сам Е.С. Строев, которого встречал председатель сельсовета, мой одноклассник В.В. Пресняков. Потом областная администрация соорудила напротив моего родительского дома остановку электричек, что ещё больше улучшило жизнь местных жителей. И, хотя я редко бываю в Редькино, но мне тоже хотелось бы искренне поблагодарить областную администрацию за большой вклад по социальному благоустройству моего края.
        Это особенно заметно после Хрущёвско-Брежневских вывихов по поводу сселения и дер. Редькино и хутора Крюковка. А в конце 90-х, на другой стороне железной дороги, была открыта скоростная трасса Орёл-Тамбов.
Теперь по самой дер. Редькино машин значительно меньше, что улучшило экологическую обстановку. Протянули по деревне и водопровод. Правда, люди предпочитают больше брать воду из колодцев, поскольку в водопроводе она ржавая.
5.
      Наряду с материальной, человеку необходима и духовная пища. Когда я был директором Гнилецкой школы, то учитель труда, ветеран войны и труда Сергей Иванович Кондрашин подошёл ко мне с просьбой помочь ему отыскать помещение для размещения музея боевой славы. Несмотря на то, что школа занималась в две смены, мы нашли помещение – и самое хорошее – для музея. Кондрашин изготовил ещё несколько стендов, поставил в центре комнаты и «пятую» стену с фотографиями ветеранов, защитников края…
         УчителЯ проводили в музее уроки истории, географии, литературы, другие предметы. Село Гнилец оказалось в центре боёв на северном фасе Курской битвы, что давало большой материал по патриотическому воспитанию школьников.
Немцы учли, что Гнилец был когда-то на тракте, поэтому и ударили не по трассе Орёл-Курск, пролегавшей по участку Кромы- Тросна-Фатеж, где наши установили тысячи и тысячи мин и заграждений, а в сторону Ольховатки, откуда в хорошую погоду, по рассказам местных жителей, виден Курск, так как стоит на возвышении. И отсюда, под уклон, текут к Курску реки Снова и Тускарь.
         Именно у Ольховатки, Гнильца, Молотычей, Соборовки и развернулись самые тяжёлые бои между русскими и немецкими войсками. Обо всём этом вы можете прочитать во многих книгах, в том числе и в эпопее Анатолия Иванова «Вечный зов», а также в моём топонимо-краеведческом издании «Тросна».
         Когда наступила эра доллара, телеэкранной жестокости и прочей рыночной атрибутики, то стали и молодые гнилецкие учителя, ведомые директором-предпринимателем, выращивать капусту, а музей просто забыли. Мало того, при встрече со мной С.И.Кондрашин пожаловался, как бывшему директору школы, что кто-то из практикантов умудрился забить гвоздь в портрет Героя Советского Союза, чтобы вешать стенды и плакаты. А потом была отобрана комната, хотя учеников было кот наплакал. Но кому-то музей был, как бельмо на глазу.
          Давно замечено, что дух наживы и дух патриотизма не-совместимы. С уходом на пенсию С.И.Кондрашина музей был, по его словам, расформирован...
6.
      Как-то поинтересовался у местных жителей, а как называется ручей, который течёт по центру села Гнилец. Никто не смог мне назвать имя. В лучшем случае отвечали так: кажется, Безымянный. А ведь спрашивал я не у первого встречного, а у преподавателей, у педагогов, людей, которые по роду своей деятельности просто обязаны были знать это. Увы!..
        Не проявил должной настойчивости тогда и я. И лишь через десять с лишним лет, работая над книгой «Тросна», в архивах обнаружил карты прошлых веков. На одной было на-чертано: речка Гнилец, на другой – речка Бударик. Стал искать «правду». В журнале «Новый мир», №2 за 1969 год, в статье С.Б. Веселовского «Род и предки Пушкина» говорится о том, что бывший в 1648 году воеводой во Мценске Пётр Михайлович Пушкин (Желтоух) имел большую вотчину в Орловском уезде – селе Тагино.
(Тагино располагается в 5-7 км от села Гнилец, на северо-восток. Между сёлами проходила граница Орловского и Кромского уездов Орловской губернии).
Дьяк Насонов, прибыв из Москвы в Тагино, увидел: «Дубовый острог на высоком берегу реки Оки при впадении в неё Бобрика, был уже ветх…»
          Итак, мы выяснили, что в середине 17 века в Оку впадала речка Бобрик, текущая от д.Соборовки на север. Ручей Гнилец, или Бударик, был её левым притоком. А теперь смотрим в Топографическую карту «Орловская область» (М., 1997г), подготовленную в печать работниками военно-топографического управления Ген. штаба. Видим: в Оку вместо Бобрика впадает речка Бударин!
Обнаруживаем несоответствия: 1. Бударик-Бударин и 2. Бобрик-Бударин(к). Теперь речка Бобрик получается правым притоком речки Бударин(к).
        Потом мы заметили и другие несоответствия в данной карте. В аннотации читаем: «Карта Орловской области… предназначена для использования широким кругом потребителей… с целью изучения, оценки местности и свободного ориентирования на ней, выбора оптимальных путей движения по дорогам области…».
      Такая аннотация предназначена только для того, чтобы эту карту покупали люди, поверив Генеральному штабу. О том, что у нас были и раньше плохие карты, тоже известно. Так, немцы разгромили наших лыжников в 1943 году в районе села Чувардино и по той причине, что они, как говорят местные жители, вместо троснянского населённого пункта Гранкино, высадились в кромском Гранкино. На границе Белоруссии и Украины есть БерезОвка, а есть и Берёзовка. Мы привыкли писать вместо «Ё» – «Е». Как считают авторы, русские войска поплатились за такое невнимание, попав снова не туда, куда им советовали. А всё дело в недобросовестно подготовленных картах, пусть даже и Генеральным штабом.
          Изучаем карту Орловской области дальше. Так, от села Гнилец на юг красным цветом обозначена дорога с твёрдым покрытием, идущая в сторону дер. Соборовка. На полпути она снова сворачивает на запад, в сторону д.Красавка, и соединяется с трассой Тросна-Никольское-Красавка. Иными словами, в любую погоду можно проехать по асфальтированной дороге от Гнильца до центра сельской администрации – с.Никольское. 
       Увы, насколько мне известно, подобная трасса, если и существует, то только на бумаге, но строительство её пока приостановлено из-за отсутствия средств. Возможно, что подобное опережение событий как-то оправдано. Картографы зная, что трасса строится и вот-вот должна быть сдана в эксплуатацию, решили, что пока карта издаётся, покрасить в красный цвет весь участок дороги, что значит – асфальт есть везде.
       Но как объяснить следующее? От посёлка городского типа Кромы, если верить карте, проложена асфальтированная трасса на запад, к селу Апальково через посёлки Марьинский, Красный Пахарь. Однако на самом деле, кроме грунтовки, здесь ничего нет. А дорога на Апальково идёт севернее, через д.Стрелецкая. В то же время топографы не выкрасили путь в д.Лешню, по левой стороне реки Крома, как и не показали шоссе в село Кутафино…
          Может быть, топографы просто не успевают за событиями. А может, просто не хотят поспевать за ними. И далее. От села Коровье Болото Кромско-го района идёт асфальтированный путь на г.Орёл через населённые пункты Себякино и Салтыки. Однако на карте Генерального штаба дорога с твёрдым покрытием к трассе Орёл-Курск обозначена через Агеевку и Горки. На самом же деле асфальта через последние пункты – нет!
            Как будет командовать на данной территории Генеральный штаб, не ясно. Вспоминаю, как ранней весной в 70-е годы я оказался на чужом тракторе на нынешней трассе Тросна- Глазуновка. Тогда она представляла собой сплошное месиво из луж и грязи. В метрах в 300 от дороги Орёл-Курск увидели водителя легковой машины в безнадёжном состоянии. – «Да вот, поверил карте, что здесь асфальт!» – чуть не с плачем сказал он. 
    Один мой хороший юморист как-то заметил, что военные топографы таким образом запутывают иностранцев, врагов Родины. Но, в первую очередь, московские издатели морочат головы орловцам и их гостям, верящим во всём напечатанным картам.
7.
       Виктор Чумаков в материале «Боевой товарищ алфавит» («Российская газета» от 21 января 2000 года) писал следующее: «…немецкие специальные карты нашей территории были не только топографически более точными, чем наши, но они были безупречными и топонимически. Уж если Орёл, то Орёл, если Березовка, то БерезОвка, что на Украине, а не Берёзовка, которая в Белоруссии.
У нас же на картах полная неразбериха, и, хочешь, не хочешь, всё это пришлось отлаживать в ходе наступления и огромных потерь населения и территории. А что мы имеем на нашимх картах сейчас? Абсолютно то же, что и в 1941-м».
       Ещё во времена Сталина топографы не только Генерального штаба, но и прочих мест, стремились не искажать названия, бывшие до революции. Так, на карте Кромского района в 1952 году была обозначена река Тишимль. Хрущёв, буквально всё делавший наоборот, чем Сталин, не очень-то заботился не только о букве «Ё», но и о сохранности в первозданном виде всего топонима. Уже в 1957 году появляется на карте района река Тишим? Ещё через 10 лет – Тишинка.
А река писателя Н.С. Лескова Гостомль превращена в …Гостомку. Ещё немного и р.Гостомль (вспомним Тишимль) превратится в …Гостонку.
      Нужно отдать должное Орловским дорожникам, которые заменили по моей просьбе указатель «Река Гостомка» на «Река Гостомль», хотя и пошли на дополнительные расходы. Прислушаются ли к нашим просьбам топографы, сказать трудно, хотя надежды имеются, поскольку изготовители карты «Орловская область» «примут с благодарностью» все предложения и замечания.
Так записано в аннотации карты. Тогда исправьте, пожалуйста, название левого притока реки Крома с непонятного Кримеги на Кромеча, или, хотя бы, Кремеча.
        Тот же Виктор Чумаков отмечает:
«Смотришь на современные иноземные карты нашей усечённой с юга территории и видишь на латинице все названия с «Ё» имеются, например, в таком диковинном написании: Orёl, Olenёk. Не правда ли, серьёзная демонстрация уважения к фонетике и орфографии языка потенциального противника. А мы?»
Может быть, доживём, наконец, до такого времени, когда наши карты действительно станут серьёзным документом для правильной оценки местности и свободного ориентирования на ней.

29.01.2000г, пгт.Кромы
*Статья написана почти 10 лет назад...






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 января ’2011   11:26
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!!

Оставлен: 18 января ’2011   15:24
Новых успехов Вам, Василий!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
🍂Клином летят журавли 🍂

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft