Одним из заблуждений человечества является мысль о том, что живая природа не наделена ни чувствами, ни разумом. Конечно, чувства природы – это не человеческие эмоции, не разум в доступном понимании. Это нечто другое, нам пока неведомое. Свидетельством тому является случай, который произошел в одном из небольших русских городков на Средней Волге.
Жила в деревянном доме на самой окраине женщина по имени Екатерина. Небогато жила. Беда у нее несколько лет назад случилась: серьезно заболел муж. Средств на необходимую операцию не было. А детей, которые бы помогли деньгами, да и просто поддержали участливым словом, Бог не дал. Единственной отдушиной в беспросветной жизни Екатерины являлось разведение цветов. Благо рука у нее, как в народе говорится, была легкая. Сунет черенок в воду, через некоторое время тот корни дал. Посадит в горшочек, продаст. Тем и пополняла скудный семейный бюджет.
Было еще одно обстоятельство, помимо болезни мужа, которое огорчало Екатерину. Ее любимая китайская роза не хотела цвести. У соседки, бывало, зайдет в гости, смотрит, малюсенькая такая розочка стоит, вся в махровых красных цветах. А у нее, Екатерины, сколько ни ухаживай, роза только в лист идет, вымахала с полкомнаты, а цвета как не было, так и нет. И стала вдруг женщина замечать, что чахнет роза. Мужу с каждым днем все хуже, и роза лист теряет. Словно печалится. Одно беспросветное отчаянье.
Однажды супруг Екатерины заявил, что, мол, недолго ей осталось с ним мучиться. Чувствует – конец близко. Заплакала Екатерина, запричитала. Что делать-то буду? Страшно одной оставаться на белом свете. Есть единственная сестра, да только далеко она, на другом конце страны. Вроде как брат старший есть от первого брака отца, да с ним связи никакой. Подруг болезнь мужа от их дома отвела. Как жить-бедовать одинёшенькой, Екатерина не представляла. И вдруг супруг предложил обвенчаться. Это перед самой-то смертью! Подумала Екатерина: все одно, а ему хоть какое-никакое успокоение. И пошла под венец на старости лет, прожив в браке почти сорок лет.
Вначале подумала, показалось ей. На огромном кусте розы, на самой верхушке, появился бутон. Боялась, что скинет роза свой зародыш. Но тот держался стойко. И через некоторое время увидела Екатерина распустившийся цветок. Цвета праздничного кумача, махровый, величиной с ладонь. Недолго цвел, короткая жизнь у цветка. Но через две недели обнаружился новый бутон, потом еще и еще. Один за другим появлялись цветы. Не переставала удивляться Екатерина. Столько лет не цвела роза, а тут вдруг стала глаз радовать. Поднялось настроение. В церковь пошла. Самую большую свечу поставила иконе Богородицы. Благодарила за милости. Об одном просила, чтобы продлил Господь дни ее мужа. И вдруг ужаснулась просьбе своей: ведь для себя благости от Создателя просит. За спиной неотступно стоит призрак будущего одиночества. Покаялась на исповеди. Сняла грех с души. А сердце щемит болью. Что делать – не знает. Снова в церковь пошла. Встала перед иконой. А мыслей никаких нет. На этот раз ничего не просила. Поблагодарила Создателя за все, что у нее есть. Знать, не много усилий в жизни приложила, коль имеет так мало. Но и за то спасибо. Все свое, не обманным путем нажито.
А через неделю вдруг пришло заказное письмо. Долго вертела его в руках Екатерина. Все не могла поверить, что брат объявился. Ищет ее. Оказалось, человек он состоятельный, большой пост занимает. Овдовел. С детьми отношения не очень складываются. Вот и решил кровь родную отыскать на старости лет. Он-то и помог оплатить необходимую операцию мужу Екатерины, причем сделал это без какой-либо просьбы с ее стороны.
Роза не переставала цвести до поздней осени. Сбросит увядший цветок – и снова бутоны дает. Муж пошел на поправку, с братом чуть ли не каждый день перезванивалась. Сестра с семьей после долгих лет разлуки в гости приехала. Все у Екатерины в жизни наладилось. И роза радовалась вместе с нею. Удивлялась Екатерина прозорливости цветка. Как почувствовал перемену в ее жизни? И малообразованная Екатерина вдруг отчетливо поняла, что одним из заблуждений человечества является мысль о том, что живая природа не наделена ни чувствами, ни разумом.