Я не хочу рифмовать это… Впихивать чувства в размер, проверять ударения. Они и так непонятны, необъяснимы, разбиты на миллион осколков. Это когда вроде все хорошо, ходишь, занимаешься своими текущими делами, и вдруг какой-нибудь из осколков повернется острием к сердцу, начинает колоться. Важность дел улетучивается, и начинаешь просто плакать и вспоминать… Вспоминаешь себя, своих близких, невольно начиная примерять на себя беду. Мысленно, не понимая, как она будет сидеть на тебе, испытывая от этого животный ужас, и ругая себя за эту примерку, в который раз…
Казалось бы, огромное расстояние между Питером и Кемерово, но нет… Если сотню лет назад произошло бы что-то страшное так далеко, пришли бы, может, слухи, через полгода о каком-то огромном пожаре, спалившем целый город, схватились бы мы за голову, прошептав «батюшки, свят-свят», да пошли бы разносить слух дальше. А потом успокоились бы. Что делать? Время все равно прошло…
Но у нас теперь есть телевизоры, и интернет, мы все узнаем молниеносно, и одновременно. И нет расстояний. Как же мы близки…
Как похожи наши дома, школы, поликлиники и торговые центры, мы носим одинаковую одежду из сетевых магазинов, мы любим кататься на коньках, бросать шары в боулинге, в наших кинотеатрах идут одни и те же премьеры, мы гладим животных в контактных зоопарках, наши дети обожают мороженое...
На самом деле, хоть мы и имеем какой-то постоянный адрес, у нас, как правило, несколько домов, это те места, в которых мы проводим большее количество времени. Школа – второй дом для моих дочерей, торговый центр «Ока» - наш общий дом в воскресенье. Привыкли к нему, удобный, все там знаешь, программа сложилась определенная: каток, тир, зверушек навестить в контактном зоопарке, покупка продуктов на неделю, в кино можно заглянуть иногда…
Скорее всего, я глупая и недальновидная, и привыкла к шаблонности. Садясь в кресло самолёта, переходя дорогу, я принимаю вероятность разбиться или быть сбитой автомобилем, твержу себе «будь осторожной, за себя, за детей». Но при этом спокойно оставляю их в зале кинотеатра, а сама иду присмотреть себе что-то модное на новый сезон, планируя вернуться к концу сеанса. А что может случиться в зале кинотеатра с моими уже немаленькими девочками?..
Скорее всего, случись пожар, или потоп, или землетрясение, я бы никого не спасла, я бы стояла, как столб и хлопала глазами, ведь до меня доходит обычно все, как до жирафа, и меня саму пришлось бы спасать...
Мне кажется, мои дети это тоже понимают, и от этого кажутся мне взрослее. Я немногословна в тревоге, но у них есть глаза…
- Мама, а что происходит с людьми, когда они умирают? – младшая дочь.
- Думаю, они становятся невидимыми…
- А я тоже бы стала невидимой, если бы в нашем кино начался пожар?
- Я не пойду больше в кино, - старшая дочь, - не смогу больше сидеть там и смотреть фильм.
- Перестаньте! Все, о чем вы думаете, вовсе не должно сбыться…
Это ложь. Я сама думаю об этом. Иногда даже накатывает странное ощущение: мы тоже были в воскресенье в торговом центре, мы тоже смотрели мультфильм, может быть, нам всем снится сон, что мы живы?
Я бы точно никого не спасла… Знаю. Когда-то давно я работала в детском доме, и у меня на руках умер ребенок. Он очень ждал весну, мечтал разбить палкой лед глубокой лужи, первым открыв сезон корабликов. Он умер почти моментально, какая коварная болезнь-невидимка, менингит, спит себе, а потом уносит жизнь за два часа. Пока надеешься на парацетамол, пока бегаешь за врачом в другое крыло, пока вызываешь скорую, пока носишься в истерике по территории от одних ворот к другим, встречая машину…
И нет ничего более, ни лужи, ни корабликов, остаются только несбывшиеся мечты не наступившей для кого-то последней весны, которые приходят к тебе во сне, терзают твою душу, и снова, и снова ты просыпаешься в слезах с извечным вопросом: «А почему? А почему я ничего не смогла сделать? Почему нельзя нажать Ctrl – Z несколько раз»?
И так вырабатывается постоянное ощущение ожидания. Очень похоже на бдительность.
Может быть, так и надо, смотреть эти сны, последней чьей-то весны, представлять последние шаги, слова, вздохи и впечатывать их в себя, как клеймо ответственности за тех, кто тебе доверен. А иначе – никак, иначе нет души…
НЕТ! ОСТАНОВИСЬ! SOS!!!
Прекрати истерику, у тебя именно истерика. Перепиши с правильным вектором эту работу, ОТРЕДАКТИРУЙ. Велеслава, ты взрослая девочка, но сделала ошибку. Нельзя никогда на себя примерять ничью беду. У каждого своя жизнь, свои грабли, свои ошибки и просчеты, свой опыт. Мы соболезнуем, молимся, уповаем на Бога - это самое верное и достаточное на настоящий момент. Но м не можем всех спасти, все предотвратить и всем помочь. И нельзя в этом себя корить, это неправильно.
Сделай работу над ошибками и всегда думай, прежде чем думать, тем более писать.
Ира, не колышит то, что через себя не пропущено, никогда. Тот кто испугался, сбежал первым, не помог, отключил сигнализацию, устроил пробку на выезде, запутался в инструкциях, решил сэкономить на монтаже, на эксплуатации, вовремя не принял меры, что по-твоему должны сейчас чувствовать? Это важно, пойми! Разобраться в том, что чувствуешь. Это самое главное. Можно продолжать чувствовать страх, но это неправильный путь, надо идти через него, на себя со стороны взглянув, иначе ничему не научишься, пусть гибнут хоть пачками все. Каждый мог оказаться на месте билетера, охранника и бегущих в ужасе мужиков, сметающих на своем пути детей. И это может случится в будущем, такие уроки дают не напрасно.
А ты там была? Ты откуда про закрытую дверь, про сбежавших... Случилось то, что случилось, я не об этом писала, не о событии. Не надо себя пеплом посыпать. То, что ты неравнодушна и соболезнуешь, правильно, но это твои чувства и переживания и только. В состоянии стресса никому неизвестно, как поведет. Ты пишешь, что ты бы стояла.... зачем? Зачем это БЫ? Тебя там не было. Ты призываешь учиться, примеряя? Это в корне неправильно. Воспитывать нужно правильно детей, быть бдительными самим, не абстрагироваться от чужой трагедии, но все равно никто не может ничего предвидеть. Я считаю, что все в руках не наших, такие трагедии знак свыше.
Ира, но знаки, свыше или сниже, сюда направлены, в наши глаза. Неспроста!!! А как еще учиться? Об этом еще в школе говорили, требуя прямого ответа на вопрос: а ты бы как поступил на его месте, и к чему это потом приведет? Подумай-ка мозгом! И отсутствие этого умения с мелочей начинает быть видно, а уж в крупном размере, как взрыв термоядерный.
Ввергать себя в такую тревогу - это слишком большая ответственность. Прежде всего перед близкими тебе людьми, ведь эта тревога перекладывается на них. Этим не повысишь бдительность и никого не спасёшь. И не нужно никого спасать. Нужно делать так, чтобы БЫЛО НЕНУЖНО НИКОГО СПАСАТЬ.
А я как раз об этом, Дима. Я тоже хочу, чтобы не нужно было никого спасать. Но мы не на конкурсе утопий. Это как раз без осознания не дается. Без осознания ты просто не вырастаешь. Я никогда не поверю в такие вещи, как в знаки свыше в виде несчастных случаев и смертей из-за халатности. Знак свыше - это метеорит или комета. Это знаки от самих себя, от собственных косяков по жизни. У каждого есть косяки, иначе мы бы уже были в царствии небесном, причисленные к ликам святых. Можно сколько угодно обвинять кого угодно, администраторов, охранников, владельцев, это, конечно, вариант, только ради справедливости предлагаю взглянуть и на себя тоже.
Вот тут - в самую точку, всему виной косяки.
В этой истории столько если: если бы не были закрыты двери, если бы были аварийные выходы, если бы работали, как положено, системы пожарной сигнализации и оповещения, если..., если..., если бы нашёлся за пару недель до этого какой-нибудь неравнодушный гражданин, знакомый с пожарными нормами и правилами, а потом ещё хороший пожарный инспектор, который грамотно провёл бы проверку. Вот как раз тогда и не пришлось бы никого спасать.
К сожалению, чтобы выжить в современном мире, нужно слишком много знать, но это нелегко. А люди хотят, чтобы было легко, отсюда незнание и, как следствие, косяки.
Конечно так, и косяки - это творения людей. Именно из-за этого я и призываю к осознанию серьезности. Я очень давно работаю с детьми. И у меня бзик на безопасности, у меня был очень хороший урок по жизни. А приходится работать с людьми, которые видят, как один ребенок ставит подножку другому рядом со столом, стульями, кучей мебели с острыми краями, либо прыгает через скакалкой с жвачкой во рту, и ничего не говорят им. У них не было подобного опыта, они не верят мне о серьезности таких вещей, отмахиваются порой, как от назойливой мухи. Я не хочу никого обвинять, я хочу просто чтобы все максимально прочувствовали ситуацию со своего места, ощутив свою ответственность, подумали, все ли мы делаем, что от нас требуется, мы сами, а не кто-то там далеко наверху.
Нужно знать хотя бы то, что требуется конкретно от тебя на твоем месте. А если не уверен, либо учись, либо не берись, если объемы информации кажутся большими. Но никто не верит в серьезность, вот что самое плачевное, пока картинки не покажут.
Желательно, до конца дней своих. Не маленькие же, в самом деле, сколько можно надеяться на удерживающий фактор в виде загробных сковородок? Лучше же до сковородок предпринять меры какие-нибудь с собственной совестью.
И не надо сомневаться. Там у меня нет ничего про пессимизм, есть про ощущения. А мы, помнится, с тобой как-то беседовали на эту тему. Я там не к пессимизму призываю, а к бдительности и честности! На самом деле, я думаю, всё получилось, судя по откликам)))
Велеша, заканчивай самобичевание! Нельзя к каждой ситуации примерять себя, да еще делать такие изуродованные выводы. Я уверена, что ты бы спасла! потому что ты неравнодушна, потому что ты хочешь спасать! Если тогда ты не спасла, в том нет твоей вины!!! Ты просто не знала как. Ты снишь эти сны, потому что винишь себя. Покайся на коленях перед Господом, выпусти эту боль, и, я думаю, это прекратится.
Велеша! у тебя двое детей, ты дала им жизнь, ты растишь их здоровыми - а значит спасаешь каждый день!!! ты умеешь спасать, не греши Богу, будто он создал тебя неполноценной... ТЫ БЫ СПАСЛА.
Танюша, ты очень хорошая, но я не верю в Господа сильнее, чем собственная совесть каждого. Я сню эти сны и буду снить, независимо от самообмана, что всё прошло. Даже не потому что виню себя, а больше потому что такое не забывается. И оно не должно забываться, Танечка, иначе мы ничему не научимся и опыт наш не будет стоить гроша ломаного, он и должен идти через боль ( ты ведь знаешь, что палец резать больно, и стоит быть осторожнее с ножом), просто стоит осознавать значение этой боли, связь видеть.
тебе нравится мазахизм, извини...ты говоришь чушь. Ты ведь не режешь свой палец каждый день для того, чтобы запомнить боль и не повторять ее. Но походу тебя не переубедить, я хоть попыталась
Это не мазахизм, это воспоминание, его не вычеркнуть из памяти, не стереть. Мазахизм не при чем. Я не режу палец каждый день, я просто помню, что это больно, и стараюсь не подставится больше под нож. А для чего тогда нужно такое многообразие чувств? Чтобы выбирать, что чувствовать, при этом выбирая лишь сладость? А кровь пусть льет дальше, всё равно не больно? Танюша...
я не о том, что надо забыть! просто не надо истязать себя каждый день! уверена, что у всех есть болезненные воспоминания, но если их снить каждый день, недолго сойти с ума.
Таня!!! Ты ж общаешься со мной! Неужели я похожа на воплощение беспрерывного самобичевания в обличии маниакально-депрессивного психоза?))) Я и не истязаю себя. Я просто помню, каково это. И когда я узнаю о людях, потерявших детей, к переживаниям за них присоединяются и собственные. А ощущения по жизни у меня именно такие. Я теряюсь и пугаюсь в экстремальной ситуации, и уверена, что теряются и пугаются очень многие, и тоже считаю, что забывать об этом качестве небезопасно, это еще легко сказано. Я просто была честна, вот и всё.
Велеслава! Ты поведала такую историю от первого лица, выставила слабости и сомнения на всеобщее обозрение!!! Смелая ты, однако, но не думаю, что много найдешь единомышленников в своем порыве. Людям не свойственно признавать свои ошибки публично, даже, если они их осознают. Это слишком личное. Которое в немногих случаях становится общественным в суде.