16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 876Зрителей: 65 991
Авторов: 56 885

On-line4 649Зрителей: 896
Авторов: 3753

Загружено работ – 2 115 427
Социальная сеть для творческих людей
  

"Царство саков. Казахстан" (слова от автора) Даны Мукановой-Хуршудян

Литература / Проза / "Царство саков. Казахстан" (слова от автора) Даны Мукановой-Хуршудян
Просмотр работы:
25 июля ’2009   18:16
Просмотров: 27484

Степь – начало объединительное.
Рерих Ю.Н.



От автора


Делая первые шаги в третье тысячелетие нашей эры, мы все чаще оглядываемся назад, стараясь через века узреть, “воссоздать” облик тех, кто в невероятно далекие древние времена жил на просторах Евразии. В наши дни тема кочевого Востока зазвучала с новой силой, как “вызов” времени, угрожающему навсегда сокрыть в своих глубинах кочевые культуры прошлого.
Этнический состав населения степей менялся в ходе многотысячелетней истории. Согласно реконструкции событий ранней истории индоевропейцев, предложенной выдающимся петербургским историком и языковедом И.М. Дьяконовым “в целом эта языковая семья сформировалась к V тыс. до н.э. между Дунаем, Волгой и Рейном, и только к III тыс. до н.э., в процессе распада и расселения, началось ее распространение южнее и восточнее первоначальной прародины” [Дьяконов 1982]. Евразийские степи между Волгой и Енисеем еще в V-II тыс. до н.э. занимали индоевропейские племена европеоидного расового типа . Преобладающими в восточной части Евразийских степей были древнейшие иранские языки, на которых создавалась Авеста и проповедовал Зороастр. Именно в среде ариев и возникла первая мировая религия зороастризм.
К рубежу III и II тыс. до н.э. поднимается первая волна передвижений индоевропейских конно-кочевых племен из северного степного пояса в направлении Малой Азии и Армянского нагорья, Ирана, Месопотамии. К этому времени уже обозначилось разделение индоевропейской общности на арийские (иранские) и индоарийские (индийские) племена, их общим самоназванием был этноним “арья” . Использование боевого коня, воинские доспехи и оружие из железа создают превосходство этих племен в ведении военных действий. Державы Древнего Востока покоряются пришельцам, создаются новые государства и этнические образования. На арене истории появляются древние индоевропейские племена: лувийцы, касситы, хетты и митанни [Дандамаев 1985].
В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации – скотоводческое кочевое хозяйство. Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня. Здесь же произошло приручение верблюда, дикой овчарки, горного барана [Рерих 2004].
В начале II тыс. до н.э. регионы евразийского степного пояса объединены искусством расписной керамики. Локальные варианты культуры этого времени известны современной науке, как носители андроновской (степи Западной Сибири и Казахстана, Алтая) и срубной культур (в Прикаспии и юг России). Андроновские племена степей к концу II тыс. до н.э. были потеснены носителями карасукской культуры, пришедшими из глубины Центральной Азии. В результате слияния андроновских и карасукских элементов в степях Казахстана и Средней Азии возникли новые культуры, например, как бегазы-дандыбаевская. В плане этнической истории эти события можно было бы истолковать как наложение какого-то центральноазиатского, неиндоиранского и вообще неиндо¬европейского субстрата на протоиранскую основу (привнесение некоторых дальневосточных элементов культуры и монголоидного расового типа) [Пьянков 1995]. Происходил процесс сложения восточноиранской, скифской в широком смысле, этнической общности.
В период 1900-1500 гг. до н.э. происходит крупное передвижение арийских племен из Туркестанского Двуречья в сторону Афганистана и Индии. Эта волна дала Индии основы ее арийской культуры, обогатила пантеон древних богов. Итогом первой волны арийской экспансии в страны Древнего Востока стала их культурная и этническая трансформация. Как заметил Ю.Н. Рерих: “арии вдохнули свежие силы в умирающие земледельческие цивилизации” [Рерих 2004].
Первая волна арийского переселения сменилась новой волной, которая к началу I тысячелетия до н.э. заложила эпоху преобладания иранских племен, эпоху Ахеменидской державы и скифской гегемонии на огромных пространствах. Около 1000 г. до н.э. арии Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки – ираноязычные кочевые племена скифов. К VI веку до н.э. устанавилась их гегемония на Юге России. В Центральной Азии они назывались саками, и их культура от Монголии и Алтая до Тянь-Шаня и Памира вошла в историю под названием Сакской кочевой культуры.
Скифо-сакский мир объединил разные этнические группы с общей кочевой культурой. Сведения о них мы находим у Гиппократа, Аристотеля, Страбона, Птолемея и Геродота. Геродот в своей “Истории” сообщает нам следующее: “саки, они же скифы… это были амиргийские скифы, но назывались они саками, потому что персы всех скифов зовут саками” [Геродот, VIII, 64], то есть персы распространили самоназвание одного из ираноязычных племен Sacaе на весь кочевой мир Евразийских степей. Античные авторы именовали этих кочевников скифами, древнеиндийские источники – турами, китайские – народ сэ.
Скифов-саков мы встречаем на закате одного из самых значительных государств Древнего Востока - Ассирии и на заре Мидийского царства. Скифо-сакские племена сыграли важную роль в создании Парфянской и Кушанской держав. Способс¬¬твуя распаду некоторых старых рабовладельческих держав Востока, скифы вместе с тем “культурно связывали разрозненные области древнего мира” [Граков 1971]. Геополитическое объединение огромных пространств усиливало экономический и культурный обмен между отдаленными областями, способствовало распространению более прогрессивных форм хозяйства и государственного управления. Таким образом, кочевники великой степи были не только “всераз¬рушающими варварами”, но и большой творческой силой, определившей ход историко-культурного процесса древних цивилизаций.
Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, “звериный стиль” в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX-VIII вв. до н.э. и просуществовала, по крайней мере, до II в. до н.э.











Сака – др.-перс. Saka-tigrakhauda, Saka-haumavarga, Saka-paradraiya … Где истоки этих волнующих названий, вошедших в современные учебники истории символом нераскрытой тайны времен Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках: клинописные наскальные надписи ахеменидских царей и сочинения греко-римских авторов, начиная с Геродота. Загадочные саки, запомнившиеся потомкам по наскальной надписи персидского царя Дария I, высеченной на знаменитой Бехистунской скале, не просто вышли из тени забвения, но обозначили свое место в развитии человечества.
Невообразимая даль времени отделяет сегодняшний день от эпохи бронзы. Саки - субстратное население, обитавшее в эпоху бронзы в Великой степи, и сегодня, подобно живым корням, питающее крону самобытной культуры казахов, пройдя сквозь горнило тысячелетий, этот народ остался, сохранил себя в нас и продолжает множить поколения. Где, когда началась их череда Бог весть! Археологи находят неопровержимые свидетельства великой материальной культуры “сакского мира”, объясняющие и укореняющие существо культуры духовной.
Деятельность археологов и историков приобретает особое значение сейчас, в период духовного возрождения нации. Открытия казахских археологов – раскопки знаменитого сакского кургана близ Алматы и подводные исследования киргизских ученых на высокогорном озере Иссык-Куль позволяют с уверенностью говорить о древнейшей кочевой цивилизации Центральной Азии.
Сотни веков назад обитатели бескрайних евразийских просторов пасли стада, тренировали коней и создавали подлинные шедевры искусства. От легкого дуновения ветерка также волновалась ковыль, а над степью струился горьковатый запах полыни, где-то среди заснеженных горных вершин раздавалось рычание барса и уж совсем высоко, почти в зените, парил орел... И жили люди, поклонявшиеся единому богу – Ахура Мазде, и пели они гимны, призывавшие быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Не эту ли идею всеобщего мирового братства почти четыре тысячелетия назад возвещал над степью Зороастр? При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Этот тезис актуален и поныне.

Каждое новое поколение, чтобы состояться, обращает свои вопросы к ВЕЧНОСТИ: кто они - наши протопредки? Не знавшие письмена или их письмом был код, состоящий из звериных образов. Кто знает, может быть ученые смогут вырвать у времени и эту тайну, чтобы поведать всему миру, что здесь в центре кочевой Азии, в солончаках, в толще песков никогда не переставало биться сердце Азии и ни на минуту не замирала глубинная жизнь степи.
Не знаю, что меня подтолкнуло к созданию серии картин “на сакскую тему”, то ли возвращенный из небытия “Золотой человек” или Пазырыкские курганы, явившие своим потомкам, нетленные образцы в области духа и мастерства. А может быть, прочитанная книга “Зороастрийцы: Верования и обычаи”, крупнейшего современного исследователя зороастризма, профессора Мэри Бойс [Бойс 2003], где в предисловии к русскому изданию есть такие строки: “Пророк Зороастр (древнеперс. Заратуштра) жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка изложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги”.
Три тысячи лет назад в стране Арианам Вайджа, что значит “Простор ариев” провозгласил Зороастр веру в единого несотворимого и вечного бога – Ахура Мазду. И в этой стране, по воле Ахуры, Йима Прекрасный создал тот тип поселений, который назван в Авесте “вар размером в бег на все четыре стороны”. Выстроенный из глины и земли, вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ [Авеста, с. 178-179]. Археологи, работавшие на пространстве между реками Уралом и Иртышом, обнаружили десятки именно таких андроновских поселений XVII-XVI вв. до н.э. с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен (Древности Урало-Казахстанских степей, 1991). Согласитесь, что все это вызывает неподдельный интерес. Ох, и правы были Рерихи, считая Центральную Азию колыбелью человечества.
Искусство страны Саков, открывшееся миру в последние годы, представлено богатой коллекцией великолепных произведений древних ювелиров, мастерски работавших с золотом, серебром, бронзой и полудрагоценными камнями. Поразительно, но многие элементы сакской культуры, отстоящей от нас на три тысячелетия, сохранились в генетической памяти казахов, в их национальных традициях и обрядах (см. картину “Праздник обновления”), в их неповторимом декоративно-прикладном искусстве. Это ли не самое убедительное материальное свидетельство глубочайших исторических корней нации, ее органической связи с этой благодатной землей?
Конечно же время неумолимо разрушает все, что создает человек; но земля бережно хранит свои сокровища и то немногое, что она возвращает нам, рождает необыкновенно сильное и глубокое чувство - своей ошеломляющей явью, своей материальной и духовной неоспоримостью. Это чувство и побудило к созданию картин, над которыми я работаю более двух лет. Каждая из картин, подобно “кирпичикам”, составляющим “Храм памяти” и я пытаюсь возродить этот “храм” в сознании нынешнего поколения, изрядно порушенный за минувшие века. Стараюсь черпать свою силу в истоках древнейшей культуры ранних кочевников. Несколько работ из этой серии уже экспонировалось на выставке “Возвращение из забвения”, в ноябре 2005 года в галереи “Вернисаж Дома художников” Союза художников РК.
Хотелось бы отметить, что полудрагоценные камни (аметист, лазурит, горный хрусталь, бирюза, сердолик и др.), украшающие рамы картин несут свою идейную нагрузку, сводя воедино многовековую историю наших протопредков с тысячелетней “жизнью” каменных элементов природы. Кто знает, быть может, именно эти природные частицы бессмертные как птица Феникс, были свидетелями расцвета и гибели степных цивилизаций.
Мы уже никогда не узнаем, кто сделал тот или иной амулет, кто создал непревзойденные по изяществу и многообразию форм тончайшие керамические сосуды, кого изображают загадочные статуэтки из глины и камня или кому принадлежит авторство произведений так называемого “звериного стиля”. Но я приглашаю Вас совершить удивительное путешествие в Историю Степи и в тишине вещего озарения уловить пульс, живое натяжение нити, протянувшейся от рук неведомого мастера к нам, а через нас – в будущее.











FROM AUTHOR

Steppe - the beginning unifying.
Rerich J.N.

Taking our first steps into third millennium of our era, we frequently look back at our past, trying recognize and “recreate” the shape of those who inhabited Eurasian steppes since ancient times. Currently, history of the nomadic East began to sound with is ever more relevant, as we want to stop the past from disappearing forever.
The ethnic composition of the population of the Steppes changed over the thousands of years of its history. As the outstanding the Petersburg historian and linguist M. Dyakonov wrote about the early history of Indo-Europeans “as a whole their language family was established around the V millennium B.C. between the Danube, Volga and Rhine Rivers. Around the III millennium B.C., migration of Indo-Europeans brought them south and to the east of their initial ancestral home” [Dyakonov1982]. The Eurasian steppes between Volga River and Yenisei were inhabited by Indo-European tribes of European racial type in the V-II millennia B.C. In Eastern regions of the Eurasian steppes ancient Iranian languages were mainly spoken, this is where was written Avesta and preached Zoroaster. Zoroastrianism, the first world religion, appeared among the Aryans of the eastern steppes.
By the III - II millennia B.C., first migration of the Indo-European horse-nomad tribes started from the northern steppe-belt in the direction of Asia Minor and the Armenian plateau, to Iran, and Mesopotamia. By this time, eastern Indo-Europeans formed “Aryan” tribes: Aryan (Iranian), and Indo-Aryan (Indian) tribes was already designated, their general self-name was ethnonym “Arya”. Their military superiority was achieved by the use of the first military armour for men and horses, and weapon crafted from iron. Ancient Eastern Empires succumb to the newcomers, new states and ethnic groups are formed: Luvians, Kassits, Hetts, and Mittani [Dandamajev 1985].
In northern steppe-belt of Central Asia one of the early forms of civilization - cattle herding nomadic culture. Significant achievement of the Neolithic Age in the Central Asia was domestication of the horse, camel, the wild shepherding dog, and mountains ram [Rerich 2004].
In the beginning of the II millennium B.C., Eurasian steppe-belt was unified by the art of painted ceramics. Several variations of cultures from that time are known to today, such as Andronov culture (steppes of Western Siberia, Kazakhstan, and Altai) and the “Srub” culture (in the Precaspian and Southern Russia). The Andronov tribes were displaced by the Karasuk culture around the end II millennium B.C. The Karasuks came from the depth of Central Asia. As a result of the two cultures merging new cultures, are born on the territory of Kazakhstan and Central Asia, such as Beghazy-Dandybaevskaya. Thus, a complex ethnic mix of Mongolian and other Eastern prototype superimposed on a Proto-Iranian substrate creates Scythian ethnic group. [P’iankov 1995].
During 1900-1500 B.C. a large migration of Aryan tribes from Turkestani Amur Darya – Syr Darya toward the territory of Afghanistan and India takes place. This migration gave India the foundation of its Aryan culture, and brought new deities into the land. Thus, Aryan expansion brought on cultural and ethnic transformation of the local tribes, into the Ancient East. As J.N. Rerich wrote: “Arias inhaled new life into the dying agrarian civilizations” [Rerich 2004].
The first wave of Arian resettlement was followed by another wave, commencing an epoch of Iranian tribal domination in the Ist millennium B.C., as well as Achaemenid and Scythian hegemony over vast territories. Around 1000 B.C., the Aryans of the Urals, Kazakhstan and Central Asia assimilated and intermixed with different ethnic groups, including the Mongoloid tribes, and their successors in the Great Steppe were the nomadic, Iranian-speaking tribes. By the VI century B.C. Scythian hegemony in the Southern territories of present day Russia was established. In Central Asia they are called Sakas. The culture of people living in the open spaces between Mongolia and Altai up to Tien-Shan and the Pamirs is known as Sakas Nomadic Culture.
The Scythian-Sakas culture united different nomadic ethnic groups. We read about them in the Greek writings of Hippocratis, Aristotle, Strabo, Ptolemaeus, and Herodotus. Herodotus, in his “History”, tells us this, “Sakas, who are also Scythians… they were Amyrgian Scythians, but were called Sakas, because Persians called all Scythians Sakas” [Herodotus, VIII, 64]. Persians coined the name of one of the Iranian-speaking tribes Saca to all other nomadic people of the Euroasian steppes. Thus, Greek antique authors referred to these nomads as Scythians, old Indian sources, - as Turas, and ancient Chinese – Sai people.
We meet Scythian-Sakas during the decline of one of the most powerful empires of the Ancient East - Assyrian and the Midian Empires. The Scythia-Saka tribes played an important role in creation of the Parthian and Kushan Empires. Leading to the disintegration of old slaveholding powers of the East, Scythians also “culturally connected isolated areas of the ancient world” [Grakov 1971]. Scythians, migrating over vast, geographically remote areas, strengthened economic and cultural exchange, and promoted the spread of more progressive farming practices and governance. Thus, the nomads of the Great Steppe were not just “all-destroying barbarians”, but also a creative force, which had a significant impact on development of ancient civilizations.
Types of arms peculiar to Scythians, their horse-harnesses, specific Scythian clothes, “animal style” art, as testified by archeological finds from Qian Han to Danube River, is the basis for what we know as the Scythian-Saka culture, which appeared and blossomed in the steppes between IX and III centuries B.C.

Sakas - Old.-Pers. Saka-Tigrakhauda, Saka-Haumavarga, Saka-Paradraiya? What are origins of these stirring names, which are in our history books as symbols of undiscovered mysteries of time? There are two sources of information about the Sakas: rock inscriptions of Achaemenid Kings, and the writings of the Greeko-Roman authors, starting with Herodotus. The enigmatic Sakas etched in their descendants’ memory by the rock inscription carved on the famous Behistun crag, by the Persian King Darius I, have led Sakas of oblivion, and established their place in the history of mankind.
Inconceivable remoteness of time separates present day from the Bronze Age. Sakas - the substratum population, which inhabited the Great Steppe during the Bronze Age, is like a living root of a mighty oak, is feeding the crown of Kazakh culture today. Having passed the trials of millennia, Sakas remained and continued in us. Where and when did this seedling first sprout? God only knows! Archeologists are finding irrefutable evidences of great Sakas culture.
Archeological and historical research is especially relevant now at the time of spiritual revival of the Nation. Discoveries of Kazakh archeologists – finding of the famous Saka’s Kurgan near Almaty, as well as the evidence found by the Kyrgyz scientists at the high-mountainous Issyk-Kul Lake, allow us to speak with confidence about the ancient nomadic civilization of Central Asia.
Thousands of years ago nomadic people, inhabitants of the vast territories of Eurasia herded cattle, trained horses, and left us original artistic masterpieces. Light breeze worried feather grass, above steppe the wafted bitter smell of wormwood, and somewhere in the snow-covered mountain peaks growled snow-leopard, while in the absolute highest the eagle soared... And there lived people, who worshipped one God – Ahura Mazda, and they sang him hymns, calling for benevolence, moderation in thoughts and passions, life and friendship. Perhaps, this idea of a brotherhood of men was first said above the steppe nearly 4, 000 years ago by Zoroaster? The main the ethical doctrine of Zoroastrianism is the thesis that truth and kindness, as well as suffering and anger, is a choice that people make, and thus create their own destiny. This idea is valid even today.
Each new generation turns the questions to ETERNITY: who are they - ours proto-ancestors? They, who did not have a written languages, or perhaps, they communicated by drawing animal images. Who knows, may be one day the scientists will find the answer to this secret, and tell the world that it is here, in the center of nomadic Asia, in saline soils, in the thick sands of Asia heart never beating, and not for a minute the life of the steppe ceased.
I do not know what exactly compelled me to creation of a series paintings “on the theme of Sakas”, whether it was the revived “Golden man”, or the Pazyryk Kurgans, which revealed to their descendants eternal examples of spirit and artistic skill. Possibly, it was the book “Zoroastrians: their Beliefs and Customs”, the leading modern researcher of Zoroastrianism, Prof. Mary Boyce [Boyce 2003]. In the foreword to the Russian edition of her book, there are the following lines: “Prophet Zoroaster (Old-Pers. Zaratushtra) lived in such distant antiquity, that his followers had forgotten when and where it was, and in the past, various Iranian countries applied for a pious role of his native land. For a long time it was believed, that he lived in present day Azerbaijan, northwest of ancient Iran. Modern researches have proven that this is not possible. Based on the text of Zoroaster’s hymns, it is now established that actually he lived in the territory of Asian steppes, to the east from Volga”.
Three thousand years ago, in the Airyana Vaejah (Avest. Airyanem vaējō) Country, which means “The Land of Aryans”, Zoroaster’s belief in one eternal God – Ahura Mazda was first practiced. They believed that, by Ahura’s will, Yuma the Magnificent created the type of settlements called “var the size of a run on all four sides” in Avesta. “Var” was built of clay and soil, and consisted of three concentric circles of protective soil mounds and dwellings [Avesta, p. 178-179]. The archeologists working in the area between Urals River and Irtysh River, have found dozens of Andronov settlements, dating back to XVII-XVI centuries B.C. (Antiquity of the Urals-Kazakhstan steppes, 1991). Truly, these finds generate genuine interest and inspire.
Art of Saka country, which opened to the world in the last few years, is represented by a rich collection of magnificent art works of ancient jewelers, masterful worked in gold, silver, bronze, and semiprecious stones. Amazingly, many elements of Saka culture were kept in genetic memory of the Kazakhs, in their national traditions, national ceremonies (see a picture “Holiday of renovation”), and in their unique arts and crafts despite the three millennia that separate us. Isn’t it the most convincing material testimony of the deepest historical roots of the nation, its organic link with such a land of plenty?
Certainly, time will inevitably destroys everything that people creates; but the Earth carefully stores the treasures, and the little it returns to us, begets an unusually strong and profound sense by its material and spiritual incontestability. This feeling compelled me to create the paintings on which I have been working for more than two years. Each one of the canvases, akin to the “little bricks”, build the “Temple of Memory”, and I want to bring this Temple of our Memory into the consciousness of today. The ancient culture of early nomads inspires me. Several works from this series were exhibited at a personal exhibition, “Return from Oblivion” (November, 2005), at the Art Gallery “Vernisage of the Artists’ House” of the Artists’ Union in Kazakhstan.
I would like to draw attention to the semiprecious stones (amethyst, lapis lazuli, rock crystal, turquoise, cornelian, etc.) on the picture frames, as these bear ideological significance, uniting centuries-old history of ours proto-ancestors with many thousand year old natural stones. Who knows, perhaps, these very stones, immortal as the bird Phoenix, bore witness to the blossoming and the destruction of steppe civilizations.
We shall never know who crafted this or that particular amulet, or who created those fine ceramic vessels of unsurpassed elegance and varying forms, which is represented by these mysterious stone and clay statuettes of the so-called “animal style”. Let’s me invite you to make a journey into the History of Steppe, and in the silence of prophetic light, to hear the pulse, an feel the tension of the thread having stretching from the anonymous craftsman to us across the centuries, and from us into the future.









Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 12 февраля ’2010   17:14
     

Оставлен: 14 мая ’2010   22:38
:)  :)

Оставлен: 03 августа ’2010   05:39
С интересом прочитал, меня всегда интересовала история разных племён и народов.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Присоединяйтесь! "Жми, давай!" Жду Ваши отзывы!

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft