Дарья Викторовна в своей комнате – бывшей маминой. В левой части бюро – небольшой фотопортрет. Из тёмно-вишнёвой резной рамки с лёгкой полуулыбкой и «лисинкой» в глазах смотрит красивая молодая женщина. Шляпа с цветами надета чуть набок, что придаёт Наталии Фёдоровне тонкий шарм, не знакомый официально-напряжённым портретам, боящимся пропустить «когда вылетит птичка». Мама глядит внимательно, словно чего-то ждёт.
Даша с детства привязана к родным вещам, доставшимся ей в наследство одновременно с рождением брата Юры: к серьгам с рубиновыми капельками и любимым маминым духам с ароматом лесного ландыша. Этот запах памятен ей с того зимнего пасмурного дня, когда маму положили в большой зале у окна. Прибывали знакомые и незнакомые люди, а маленькая Даша не могла понять, почему мама от разговоров не просыпается?
Примечательно появилась любимая тётя Софья (Софья Петровна Успенская) – мамина кузина. В гостях у Нестеровых она всегда была улыбчива, добра к Даше и звучно–говорлива. Но в этот раз ходила, подняв брови, и чуть обратила внимание на девочку, рассеянно погладив большой, мягкой рукой по голове. Не дойдя до мамы, тётя Софья вдруг медленно начала падать, и её еле успели подхватить под руки и усадить. Взрослые засуетились, и кто-то, однообразно чёрный, приоткрыл створки окна.
Про Дашу забыли, и она пошла проверить: не проснулась ли от этих событий мама? Мама была немножко грустная, и Даше показалось, что в ящике, обитом чёрной материей, тесно и жёстко спать. В открытое окно залетал неторопливый снежок и старался дотянуться до маминого лица.
- Уходи обратно! – строго сказала Даша и стала махать рукой на непослушные снежинки, не давая им упасть на маму. Девочку заметили, захлопнули окно, и незнакомые чёрные дамы с причитаниями повели её в детскую.
На похороны её не взяли, и Даша вновь увидела папу только поздним вечером. Она сбежала из своей кроватки, проснувшись в темноте, и нашла его в большой комнате: в костюме, безмолвно сидящим в кресле. За этот день малышка что-то почувствовала, но взрослые ничего не объясняли, а расспросить почему-то было боязно.
- Мама от нас ушла? – спросила Даша, заглядывая в папины глаза.
- Что ты, Дашенька! Мама нас ждёт.
- А она дождётся? – уточнила дочка.
- Конечно, милая. Это же – мама. Она нас дождётся.
Папа заблестел глазами, и Даше пришлось его успокоить:
- Не грусти, папочка. Раз мамочка обещала – она обязательно дождётся! – Даше не хотелось трогать грубую ткань сюртука, и она осторожно погладила блестящую чёрную повязку у папы на рукаве. Виктор Павлович благодарно посмотрел на дочь, окунув большую руку в непослушные локоны, улыбнулся ненастоящей улыбкой и снова ушёл в свои пасмурные думы.
Дашенька на всякий случай заглянула в мамину комнату, но там никого не было.
Пахло ландышами.
Читала с большим интересом, Виктор! Критиковать нечего. Можно придраться к паре словечек, например, "чуть обратила внимание", но это мелочи. Сюжетно очень тонкая работа. Мир практически глазами ребенка, через восприятие девочки произошедшей трагедии. Это и трогательно, и страшно по сути. Пишите, пишите, буду читать. И не только я.
Виктор, позвольте сделать рецензию.(как я увидела)
Сколько лет было Даше тогда ...с того зимнего пасмурного дня, когда маму положили в большой зале у окна...?
Девочка запомнила много мельчайших деталей связанных с уходом матери. Это типично для детей, тем более когда умирает их мама.
Самоё страшное для ребёнка - смерть его матери. Он чувствует это интуитивно. Его одолевает необъяснимый страх, психический дискомфорт. Он вдруг начинает неординарно реагировать на окружающий его мир, на родных.
А тут маленькая девочка понимает, что мама ...ушла... и так спокойна?
Папе, кузине, родственникам больно и горько, им всем не до неё, а девочка; не заплакала, не убежала, не спряталась, не устроила истерику.
Не верю.
Написано слишком гладко, почти по-женски. Такая трагедия: умерла при родах молодая женщина, мне хочется посочувствовать её мужу, пожалеть девочку, поплакать по умершей, но, читая текст, не получается.
Успехов!
Анна
Спасибо, уважаемая Анна, за рецензию.
Дело в том, что девочка мала, чтобы осознать трагедию сразу, поскольку раньше не сталкивалась со смертью.
Кроме того: в детской психике есть такое защитное свойство - игнорировать страшное. Поэтому она скорее поверит папе, что мама ушла. Стресс все переживают по-разному.
В моей жизни был случай, когда моему маленькому брату не сказали о смерти бабушки, хотя он даже видел, что приезжало много людей и бабушка куда-то пропала.
Описанная ситуация не совсем выдуманная...
Что написано слишком гладко - извините.
Уважаемая Анна.
Спасибо Вам на добром слове. Это глава написана как бы "глазами ребёнка". (Возможно, поэтому Вам показалось "по-женски"). Но Галина Игоревна это заметила сразу. Я согласен, что не на всех приём оказывает одинаковое воздействие. Это во многом зависит от личного восприятия действительности.
Я хотел, чтобы воспоминание о маме осталось не страшной трагедией, а светлым воспоминанием.
Если же говорить об обнажённой трагедии, был бы искренне рад услышать Ваш отзыв о маленьком рассказе "За что?" http://neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/derfghhgh/186074.html
Это - пример обжигающей правды без прикрас.
Всего Вам самого доброго.
С уважением,
В.
Смерть родных и близких воспринимается детьми очень отчуждённо,
дети не осознают величины трагедий; сужу по своим собственным
воспомонаниям далёкого детства....Виктор, Вы написали:
"Отрывок" - это отрывок из Вашей повести? Как она называется?
Виктор,восприятие у каждого свое..мне кажется,Вы очень тонко описали состояние девочки,я помню себя маленькой,я тоже не понимала глубины происшедшего.Даже будучи взрослой,хороня маму,я не могла плакать,мне казалось,что в гробу другой человек...Мне очень понравилось,как Вы пишете!
Спасибо Вам, уважаемая Людмила.
Мне очень важно было услышать это от Вас - пережившего эту трагедию человека и художника.
Мои искренние благодарности и сочувствие.
Грустная повесть, но написана с чувством большой утраты самого близкого и родного для всех нас человека!
Мягко, трогательно, нежно!
Устами младенца глаголит истина...
Взгляд ребёнка на эту печальную зарисовку.