16+
Лайт-версия сайта

81. В.Агошков. Вятичи, многожёнство и Кукша.

Литература / Очерки / 81. В.Агошков. Вятичи, многожёнство и Кукша.
Просмотр работы:
11 июня ’2013   10:01
Просмотров: 21670

81. В.Агошков. Вятичи, многожёнство и Кукша.


Что касается многожёнства, то это ещё не означает угнетение женщины-жены и деспотизм мужа. Главное в таких семьях уделено достойному воспитанию детей, которые уважительно относятся к старшим, а это невозможно без уважения в самой семье. Жизнь выработала особые многовековые традиции, направленные на выживание.

И роль свёкра заключалась в том, чтобы быть своего рода верховным жрецом, мирить стороны и давать своим детям, мужу и его жёнам, житейские советы, а не в том, чтобы «срамословить», т.е. бесчестить…

Летописец тут явно «перегнул палку», чтобы таким образом оправдать христианизацию «поганых».

Мы можем привести в этом случае такой показательный пример. В 19 веке не все кромчане были христианами, кто-то принадлежал к всевозможным сектам.

Служители церкви поступали так: сочиняли про жителей неугодной деревни какой-либо «анекдот» и пускали его в жизнь. Так, по их мнению, жители деревни Хитровка «были очень хитрыми – до прихода женщин выдаивали коров соседнего села».

Такие бесхитростные, на первый взгляд, «легенды» церковники сочиняли практически про все населённые пункты, города и районы. Это делалось с одной целью: приведения непокорных в христианскую веру. Были непокорными и вятичи с северянами. И про них нужно было сочинить нечто такое, что оправдывало бы служителей тогдашней церкви.

А нам главное во всём этом – отличать зерно от плевел…

Нынешняя церковь запрещает женщинам делать аборты. И это правильно. Но никак не решится на то, чтобы оправдать многожёнство мужчин, поскольку когда-то, на заре христианской веры, это было запрещено.

В России сейчас миллионы одиноких женщин. Многие из них решаются на то, чтобы и в отсутствие мужа рожать детей, дабы иметь поддержку в старости…

Автор писал, что «если женщина в среде простонародия и доселе не пользуется свойственными ей правами – жены и матери, если она осуждена на деспотическое обращение с нею мужа и свёкра, то в этом виновна не одна грубость наших простолюдинов, но и сложившийся от времён язычества взгляд на женщину, как бесправную работницу своего мужа».

Вот вам и вывод: во всём виновно язычество. Заметим, что это писалось в 1880 году, когда исполнилось 900 лет со времени крещения Святой Руси. О каком язычестве, извините, можно было говорить, если его и след простыл. А если оно было живо в народе, то тогда нужно спросить с церковнослужителей, почему же они позволяли вместе с властью деспотически относиться мужьям к своим жёнам.

Автор идёт вслед за так называемыми демократами 19 века, которые призывали Русь к топору, т.е. к свержению существующего строя. А здесь все меры были хороши, в том числе и использование женщин – «бесправных работниц своего мужа».

Не об этом ли писал в своём Указе Александр 2, когда возмущался теми, кто разлагал семью?! А разве жена трудилась только на своего мужа?

Прежде всего, она думала о себе, своих детях и о муже-кормилице, конечно! Никто не спорит, были и есть алкаши, никчёмные мужики… Автор робко приводил в качестве доказательств своих надуманных постулатов следующее: умыкание он связывал с продажей «девичьей косы, в окупе женихом невесты пред её братом или другим родственником, в различных при этом подарках и т.п.».

Язычество позволяло девушке до замужества носить распущенные волосы, после замужества она заплетала волосы, прятала их под платок. Это говорило об одном: девушка стала женой, она теперь думает только о семье и доме, о будущем ребёнке, а не о том, с кем бы ещё ей провести-прогулять вечер.

Поэтому появление на улице, среди посторонних мужчин, женщины-жены с распущенными волосами говорило только об одном: она распущенная – пущенная – упущенная – пустая! В народе нет более горького определения женщины, чем этого: пустоцвет! Цвела-цвела женщина, а плода нет. Всего лишь раз сады цветут! – поётся в известной песне, и это верно.

И сейчас находятся некритические последователи некоторых рассуждений рассказчиков прошлых веков.

Но есть среди рассуждений автора и интересные мысли. Он рассказал о встрече Ильи Муромца с Зюзею – местным богатырём, о том, что в Орловской губернии сохранилось предание о Соловье-разбойнике, имевшем своё логовище в темных Карачевских лесах и убивавшем своим посвистом всякого, кто ещё издали приближался к нему.

Но живой рассказ о Зюзе и Соловье-разбойнике закончен, и вновь автор увлекается рассуждениями о бедной и жалкой жизни наших предков, «пока они оставались под мраком язычества».

В чем же выражался это мрак: в том, что вятичи и северяне знали «один лишь внешний мир радостей – материального довольства и телесных ощущений».

И ещё: «Самый мир семейных радостей стеснялся многожёнством, естественностью ревностью и взаимным недоверием матерей семейства, животным произволом свёкра и отсутствием нежных чувств в среде самих детей».

Кроме чувственного мира, есть другой – высший, духовный. «Этому-то сочувствию, этой любви наши предки были обязаны тем, что и среди их раздался, наконец, голос Евангельскаго благовестия, призывавший их к новой жизни – в духе святой веры, отрадной надежды и всеобъемлющей любви, – той высокой любви, которая может усладить всякую горечь на земле», – так писал Г.Пясецкий.

В 1917 году большевики предложили русскому народу другую святую веру, отрадную надежду и всеобъемлющую любовь – коммунизм, с которым было покончено в 1991 году. Сейчас мы вновь готовим старые грабли, чтобы причёсывать исхоженные газоны.

И вновь находим в своей среде язычников и «срамословных свёкров»…

//Меня порадовало, что Патриарх Кирилл, выступая в начале мая 2013 года по ТВ, сказал о том, что до принятия Христианства у язычников была ...своя КУЛЬТУРА! И что христиане перевернули представления древних народов о мире, наполнили их новым светом и содержанием. (Цитирую по памяти!)//

*

Вятичи и Кукша.

Автор Истории Русской церкви Е.Голубинский заметил, что Вятичи – это древние Поляки в земле Русской (т.е. выходцы из Польши) потребовали от русских князей не меньших усилий для покорения их, как и современные нам Поляки. (См. том 1, 1880г, стр. 180).

Мы уже задавали себе вопрос о времени проповеди Кукши в земле Вятичей. Орловцы считают, что Кукша был в нашем крае в начале 12 века. Туляки – на век позже. Кто прав?!

Гавриил Пясецкий тоже задавал себе этот вопрос. И вот что он писал.

В Историческом словаре о святых названа дата: около 1215 года.

В Указателе святыни и священных достопамятностей Киева несколько иная: с 1215 года.

Автор не соглашается (!!!-В.А.) с этим годом, поскольку к концу 12 века Земля Вятичей начала терять свою независимость и современники едва ли бы усвоили имя Вятичей. В Рязани с 1198 года существовала особая епископия. Черниговские архипастыри свободно в конце 12 века путешествуют среди вятичей и не встречают здесь никакой вражды. В свою очередь, церковники уже не называют вятичей погаными, т.е. некрещёными.

Историк Соловьёв полагал проповедь Кукши во второй половине 11 века, а Карамзин – к исходу 11 и началу 12 века.

Пясецкий сделал вывод: проповедь Кукши среди вятичей была в 12 веке, и притом не в первом десятилетии, когда жив был ещё преподобный Нестор, который о Кукше ничего не сказал. Это время между 1113 и 1123 годами.

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213061000932






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 13 июня ’2013   11:12
БРАВО ЗА ЧЁТКУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ!!!С уважением Виктор.                     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

60
"Про Новый Год", "Стихи от 19 ноября 2018 года"

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft