«Эти предания возникли не на пустом месте. В средневековых европейских генеалогиях приводится подробная и обширная родословная вендо-ободритских королей и князей. Согласно этой родословной, Рюрик и его братья Сивар и Трувар, ставшие, как она же утверждает, «основателями русского правящего дома», были сыновьями ободритского князя Годлиба (Godlieb), убитого в 808г датчанами. В начале XVIIIв в Германии звучали споры по поводу народности Рюрика.
В 1716г, в связи с заключением брака мекленбургского герцога Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей Петра I, вспыхнула дискуссия между Фридрихом Томасом и Георгом Фридрихом Штибером.
Первый из них в своих работах затронул два вопроса: о родстве между русскими и южнобалтийскими славянами (венедами) и о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями.
Отвечая положительно на оба вопросы, Фридрих Томас отверг скандинавское происхождение Рюрика и вывел его из славянской Вагрии. О приходе варягов на Русь именно с южных берегов Балтийского моря говорит не только приведённый исторический материал, но и другие источники.
Так, в 1922г Н.М. Петровский, а в 1954г Д.К. Зеленин пришли к выводу, что близость в языке и чертах народного быта новгородцев и балтийских славян объясняется лишь фактом переселения последних на озеро Ильмень, которое, по мнению Зеленина, произошло так рано, что до летописца XIв «дошли лишь глухие предания об этом».
В 40 – 50-х гг. П.Я. Черных напомнил давно подмеченный факт, что в русском языке почти нет ни одного достоверно норманского слова, тогда как в шведском языке заимствованы весьма значимые слова из древнерусского, например, ладья (грузовое судно), торг (рынок, площадь) и другие.
С керамическими свидетельствами полностью совпадают антропологические данные. Как считает археолог В.В. Седов, «ближайшие аналогии раннесредневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащих ободритам».
К тому же типу, по его мнению, принадлежат и черепа из курганов Ярославского и Костромского Поволжья, активно осваиваемого новгородцами.
Важные антропологические исследования, проведённые в 1977г среди населения Псковского обозерья, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространён у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики...».
Нумизматический материал также свидетельствует, что самые ранние торговые связи Руси на Балтийском море фиксируются не со Скандинавией, а с его южным побережьем. Так, на Готланде нет кладов ранее IXв, а в Швеции древнейший клад относится лишь к середине этого столетия.
В славянском же Поморье ранние клады датируются VIII веком.
В 1966г А.В. Арциховский справедливо заключил, что «первые транзитные торговые пути через Восточную Европу были проложены не скандинавами, а на Запад восточные монеты проникли при внутриславянской торговле».
Таким образом, о родине варягов – южном береге Балтийского моря – утвердительно говорит наша самая древняя летопись – ПВЛ, на эту же территорию указывает «августианская» легенда второй половины XVв, олицетворявшая собою традицию, издавна бытовавшую в нашем Отечестве.
Та же традиция, сохранившаяся в Малороссии в народной памяти, была зафиксирована в связи с политической ситуацией в универсале Богдана Хмельницкого 1648г и в Синопсисе 1674 года. В пользу южнобалтийского происхождения варягов убедительно свидетельствуют показания иностранцев – Герберштейна, Селлия, Мармье, западноевропейские генеалогии.
О том же говорят археологические (прежде всего керамические и нумизматические), лингвистические и антропологические данные. Именно на южно- и восточнобалтийском побережье находились единственные в Балтийском Поморье четыре Руси. Это остров Рюген, устье Немана, устье Западной Двины, западная часть Эстонии (Роталия-Русия) с островами Эзель и Даго.
В каких-либо других местах Поморья Русий более не существовало. Не было её и в Скандинавии. Никогда не стоит забывать и тот факт, что норманская теория возникла в политической сфере и изначально имела антирусскую направленность.
Её появление в шведской историографии XVIIв было вызвано притязаниями Швеции на господство в Балтийском регионе, чему противостояла Россия. Тезисом о норманском, германском происхождении Киевской Руси Миллер и Шлёцер усилили политическое звучание варяжской проблемы. Тому ещё больше способствовали рассуждения немецких философов XIXв об «исторических» и «неисторических» народах, способных и неспособных создавать государства, т.к. к первой группе народов были отнесены германцы, а ко второй славяне.
В нацистской Германии идея превосходства германской нации над славянской достигла своего апогея. Как утверждал Гитлер: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство».
Ему вторил другой «мыслитель» Третьего рейха Гиммлер:
«Этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны много столетий назад, когда эти люди призывали варягов, когда они приглашали Рюриков».
Варяжскую карту в антирусских целях довольно часто пытались разыграть недруги России. Пытаются разыграть её и сейчас. С рубежа 80-90-х гг. многие отечественные СМИ и определённые, но весьма влиятельные политические круги внутри страны, прибегая к разным примерам, в том числе и к примеру призвания варягов, принадлежавших, по их мнению, к германскому этносу, усиленно внушают нам мысль о мессианской роли Запада, который, как показывает история, всегда проводил в отношении России только одну политику, политику, в корне противоречащую её национальным интересам и её безопасности, политику, враждебную России".
(Роман-журнал XXI век; №9 – 2001г.)
Русь и славяне. Выпуск № 49.
Компьютерный набор – Ю.В. Третьяков.
Подписано в печать 7.04.2004г.