16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 242Зрителей: 65 399
Авторов: 56 843

On-line18 428Зрителей: 3638
Авторов: 14790

Загружено работ – 2 109 536
Социальная сеть для творческих людей
  

39. В.Агошков. ВЛАДИМИР ЧИВИЛИХИН. ПАМЯТЬ.

Литература / Очерки / 39. В.Агошков. ВЛАДИМИР ЧИВИЛИХИН. ПАМЯТЬ.
Просмотр работы:
25 мая ’2013   23:20
Просмотров: 21271

39. В.Агошков.

ВЛАДИМИР ЧИВИЛИХИН. ПАМЯТЬ.
Роман-эссе (отрывки).

«Любознательный Читатель. Меня особо заинтересовало слово «русь» в перечислении племён, со старейшинами которых Гостомысл согласовал призвание Рюрика. Конечно, это могла быть новгородская колония западных славян, согнанных датчанами и немцами с родных мест в первой половине IX века. Только откуда все же могло взяться это слово, которым назвалась впоследствии наша великая страна с её великой историей?

– До сего дня почти все исследователи выводят слово «русь» из иностранных источников. О близкозвучных этнонимах «руты» или «руги» мы уже говорили. Уточню: во II – III веках нашей эры меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руги. В V веке они зафиксированы на среднем Дунае.

Ещё Тацит называл их «Reudignii». Ученые возводят это племенное имя к термину, означающему «корчеватели леса», – значит, руги занимались земледелием. Один автор предлагает взять за исходное понятие, образовавшее этноним «русь», слово «медведь», ибо оно во многих западноевропейских языках имеет общий корень «urs», другое – немецкое «Russ» – «сажа», третий – близкозвучное, сарматское, означающее в переводе «красный».

Финны и карелы, далее, словом «руотси» называли дружинников и варягов. В смысловой основе этого термина лежали понятия «весёлые люди», «гребные воины», но он в равной степени относился к славянам и шведам»!

Есть в то же время исследования, выводящие имя нашей родины от днепровского притока Рось, и вся эта пестрота мнений даёт повод новым и новым дискуссиям. Истина же, быть может, находится посредине, – Русь, Россия, исходное имя нашей родины, возможно, исторически сложилось из многих источников, среди коих был и летописный этноним «русь».

– На неё натолкнул меня замечательный учёный, великий словак Павел Шафарик – лингвист, диалектолог, этнограф, историк, знаток славянских древностей и языков. Родился он в 1795 году, окончил университет в Иене, учительствовал в Сербии, редактировал первый чешский иллюстрированный журнал, много занимался научными изысканиями в Праге.

Павел Шафарик первым доказал, что славяне вместе с романскими и германскими народами внесли равноценный вклад в формирование европейской цивилизации, его работы сыграли исключительную роль в подъёме национального самосознания всех славянских народов.

Он оставил большое научное наследие по славянскому языкознанию и истории, в котором главное место по праву занимает его многолетний труд «Славянские древности», в котором, как писали тогда, «под пеплом древности» автору «удалось найти столько света, что не только история славян, но и их старых соседей – скифов, кельтов, германцев, сарматов, финнов и др. – получила неожиданную ясность и достоверность»...

Люди Земли издревле жили в горах и пустынях, в тундре и джунглях, у морей или в степях, живут и сейчас. Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках.

Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота.

И еще одно, очень важное – никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах... Наши далёкие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийского хрониста Прокопия в VI веке нашей эры. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озёра, источники.

Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась «руса» («rusa»). Так, Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна.

Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине, Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье приток Полиста и прочие.

Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге» (Иловайский Д. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с. 70–71).

А однажды мне посчастливилось найти старый сборник статей русских историков, археологов, учёных, любителей старины. В публикации профессора Ф.И. Кнауэра «О происхождении имени народа Русь» высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал.

Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах «Ригведы» упоминается мифическая река Rasa, «великая матерь», текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. А в «Авесте», священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом, позже у Персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии.

Скрупулёзным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги – Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян.

Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с неё на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa.

Автор считает, что «...имя народа «русь» чисто славяно-русского происхождения» и «в точной передаче слова означает не что иное, как «приволжский народ» (Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902, названная статья, с. 1–19).

Приступим к главному. Великое множество племён и народов на земле назывались по месту их преимущественного обитания, многие отставшие в общественном развитии в зависимости от этого обстоятельства называют себя и до сего дня. Самоназвание приморских чукчей – ан калын («морские жители»), эвенков – оленеводов и охотников – дункан («жители сопок»), бедуины – значит «степные», «жители пустынь», селькупы – шёш куль («таежный человек»), африканские тервины – «лесные», индейцы сенека – нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»), индонезийские батаки – «живущие на воде».

А восточнославянские раннесредневековые поляне – это «жители полей», дреговичи – «жители болот», древляне – «жители дебрей, лесов», однако различия существовали только для них самих, и все они с незапамятных времен селились вдоль рек...

А я вот решаюсь высказать предположение, которое, как мне кажется, выдерживает требования исторической лингвистики, топонимики, истории, логики.

Если «руса» – это «река» – извечное место поселений наших предков, с которой всегда были так тесно связаны их образ жизни и верования, «русло» – «ложе реки» и это слово и понятие сохранилось только в русском языке, «рус» – праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов лишь в русском народном говоре, Рус – в глубокой древности – мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» издревле значил «живущие на реках», «жители рек», «речной народ»...

Полностью согласен с выводом современного украинского исследователя А.П. Знойко: «Могучая Киевская держава IX–XIII вв. была только одним из позднейших фактов истории Руси (курсив мой. – В.Ч.), стародавняя же история и культура её ещё ждут широких исследований».

Многие учёные считают, что наши отдалённые предки были автохтонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы.

Снова вспомним преобладающий лексический компонент главных гидронимов Причерноморья – «дн». Реки Дон, Донец (Северский – большая, длиной более тысячи километров река), Днепр, Днестр, Дунай. Учёные пришли к выводу, что названия всех этих рек образовались от одного понятия, принадлежавшего древнейшему народу, что жил в этих местах с незапамятных времен.

– Неизвестно какому?
– Это были предки ариев (арьев), то есть всех индоевропейцев, в том числе славян, чья прародина локализуется наукой в степном Поволжье и Причерноморье.
– Что значит арии?

– «Этноним арии, – пишет современный исследователь Я.В. Чеснов в сборнике «Этнографы рассказывают», выпущенном институтом этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая (М., 1978, с. 26), – многие тысячелетия назад означал «пахари», а затем стал названием господствующего народа в древней Индии»...

Возможно, добавлю, что между словом «арии» и общим в своей коренной основе для всех балтославянских народов словом, означающим это исходное понятие, есть связь.

Литовская, например, форма слова «пахать» – arti, ariu, в народном говоре «пахарь» – arijas, латышская – art, ar’u, сербскохорватская орати, польская orac, чешская – orati, старорусская – орати, и т.д.

В Индии же слово aryia приобрело значение «благородный», «верный», и в наши дни целый штат этой великой страны населён народом индуистского вероисповедания, носящим название ориев...

Штат этот именуется Орисса, а язык ория... Так вот, если возвратиться к названиям северочерноморских рек, то в древнейшем памятнике арийской культуры «Ригведе» слово «дану» обозначает реку вообще. В поздних произведениях санскритской священной литературы, появившихся в Индии, это слово-реликт не встречается, а на территории нашей страны сохранилось-законсервировалось в единственном языке – осетинском («скифском»), на котором слова «дун» и «дон» означают всякую воду и реку.

В своём изумительном трёхтомном труде «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьев писал: «У славян же ДОН перешло в собственное имя, а форма «дун» с окончанием «ав» образовала: Дунав и потом Дунай. Слово Дунай, служащее собственным именем известной реки, до сих пор употребляется и как нарицательное для всяких больших и малых рек; примеры можно видеть в галицких и польских песнях: «За реками за дунаями»...

Но вернемся к арьям и «Ригведе».
– Сразу множество вопросов! Что такое «Ригведа»? Когда и где она написана? Какое отношение имела древнейшая индийская литература к Причерноморью? Какая вообще может быть связь между народами, столь отдалёнными исторически, и районами, столь отдалёнными географически?

– Веды – памятники древнеиндийской литературы, написанные ещё до возникновения буддизма. Переводится слово «веды» как «знание», и мы вспомним к месту русские слова, образованные от того же древнейшего первокорня, –

«ведать», «ведомости», «ведун», «ведьма», «ведомство», «весть», «известия», «вестник». А «Ригведа», то есть «веда гимнов» – колоссальный, по объёму превосходящий «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые, сборник лирико-мифологических священных песен, созданный в районе Афганистана – Пенджаба в последней четверти II тысячелетия до нашей эры арьями – скотоводами, которые переселялись в Индию на протяжении примерно пяти столетий.

– Откуда?
– Из степной и лесостепной зоны Восточной Европы, с междуречий Урала – Волги – Дона – Днепра – Днестра – Дуная, где в III тысячелетии до нашей эры сложилась индоиранская, или арийская (индоевропейская), языковая и культурная общность.

На основании мифологии ведических гимнов, сложенных арьями, А.Н. Афанасьев пришёл к выводу, что «первоначальной родиной их прародительского племени была страна умеренного пояса, сходная по климату со среднею Россией, – страна, чуждая и тропиков, и стужи земель, ближайших к полюсу...»

Арьи тесно соседствовали или даже составляли близкородственную общность с протобалто-славянскими племенами. Одно из главных научных подтверждений этого факта – поразительное сходство санскрита ведических арьев со славянскими, особенно восточнославянскими языками – по основному лексическому фонду, грамматическому строю, роли формантов и множеству других частностей».

(С). В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213052401955






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 26 мая ’2013   10:18
Оригинальная версия насчёт ариев!!!БРАВО!!!С уважением Виктор.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Конкурсные песни. Заходите.

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft