БАЛ. БАЛАУР. БАЛАГУР. Часть села Апальково под названием Болдужи;, и с этим согласен Н.Д. Емельянов, могла быть крепостью: со всех сторон данная горка окружена оврагами и впадинами. А в районе реки Недна и до сих пор сохранились торфяные болота. В нашем очерке «Почему Змей, рождённый ползать, летает» (№23 – 2003г.) мы упоминали БАЛАУРА – в восточно-романской мифологии – змей. Балаур живёт в озёрах, болотах, но чаще – в облаках. Он высасывает воду из рек и возвращает её обратно на землю в виде дождя, ливня, града, сопровождая ветром и радугой.
Апальковцы могли верить в Балаура. Возможно, что разговорное слово БАЛАГУР – шутник, весельчак, болтливый человек – и возникло из БАЛАУРА – змея. Ведь издревле к змею славяне относились положительно, и, как писал Ю.Смирнов, люди в любовной связи девушки со змеем греха не видели. Змей, его образ, является центральным в славянском фольклоре. У балтов и белорусов змей охранял дома. Обратим внимание на то, что змей БАЛАГУРИТ, БОЛТАЕТ.
Если балаур жил на горе Болдужи, то болтать, балагурить он мог и стекающими ручьями, и ветром, и вихрем. Для этого здесь есть все условия: большие перепады высот, много ручьёв. А в тибетской мифологии известен такой персонаж, как БАЛ. Он тоже мечет молнии, посылает на землю раскаты грома, чёрные ветры… БАЛ – с девятью головами. У реки Недны тоже 9 голов, т.е. много истоков (пальцев!). БАЛУ, БААЛ – хозяин, владыка (общесемитское).
ВААЛ (греческое) – в западносемитской мифологии – прозвище богов отдельных местностей. Культ БАЛУ – бога бури, грома, молний, дождя и плодородия в эпоху эллинизма отождествлялся с Зевсом. Нами уже было сказано, что, возможно, Северское княжество, северяне – это Зеверское княжество, зеверяне, т.е. представители Зевса на земле.
Город Севск, ныне Брянской области, Зевск?! Село Апальково стояло на границе Новгород-Северского и Черниговского княжеств. Конечно же, северяне населяли исток Недны, поскольку и сейчас под Мценском – более севернее – находится село Севрюково: севрюки – это те же северяне.
ВЕЛЕС. ВАЛЕНТИН. ХОТЬ. Не исключено, что БОЛДУЖИ были местом владыки, хозяина БАЛУ, и здесь жили хазары, своего рода баскаки, которые собирали дань с местного населения. Или – греки, поклонявшиеся своему богу ВААЛУ. Но тогда Балдужи должно бы звучать, как ВАЛДУЖИ. Валдужи – Фалдужи – Фал – Вал – Вол – Волос – Велес. В очерках № 9-10 (о г.Елец) мы попытались поспорить с учёными, утверждавшими, что Велес – это скотский бог. Разговор о селе Апальково и «деревне» Болдужи вновь наталкивает нас на мысль о том, что Велес – это «фелес – фаллос», т.е. мужчина-родоначальник.
Обратим внимание на то, что и «день святого Валентина» – от «ВАЛ», т.е. Валентин – это Фалентин? Все эти праздники проводятся в моменты наивысшего подъёма природы, когда атмосферное давление круто идёт вверх, оживляя всё вокруг, наполняя силой, энергией. Таким образом, Велес – это не бог скота, а бог ХОТИ: хотеть, желать. В древнерусском языке ХОТЬ – это «жена, возлюбленная».
Учёная Г.П. Смолицкая считает, например, что посёлок городского типа ХОТЫНЕЦ и возник как место «желаний». Сюда же можно отнести и населённые пункты, находящиеся не так уж далеко от Апальково: село Хотьково, деревня Хотимль-Кузменково, село Хотетово и две деревни Хотетово – Шаблыкинского, Хотынецкого, Болховского и Свердловского районов.
КОТЫ. ЯНТАРЬ К этому же ряду нужно отнести и пос. Валуйский – Мценского и дер. Валяевка – Знаменского районов. Поскольку звуки «К» и «Х» схожи, то, не исключено, что и КОТОВКА – часть села Апальково – это ХОТОВКА. Есть деревни – Котовка – и в Новодеревеньковском, Свердловском, и в нашем Кромском районе, у села Шахово. Деревню Котово мы видим и в Урицком, дер. Коты – в Новосильском районах.
Да и село Кутафино Кромского района можно прочитать, как КОТАФИНО. Существует выражение «мартовские коты» – любвеобильные, ласковомурлыкающие. Может быть: мурлы-кать, мур- мур – от амур – любовь?! Илья Муромец – Муромурец - Мурмурец, т.е. говоря современным языком, секс-мужчина, родоначальник, князь (от КЪN – начало, начальник).
В таком прочтении и Муравский шлях – дорога любви! В Польше и Чехии была Моравская дорога, по которой возили с берегов Балтики в Грецию и Рим янтарь, солнечный, радужный, для любимых женщин.
СВИНЬЯ. ГРУДЬ. ЗЕРНО. Село Апальково стоит в обрамлении Свиных дорог. Не следует ли отсюда, что по этим дорогам мужчины возили свиней и дарили их любимым?! Такое не исключено, поскольку в древности свинья была святым животным, символом плодовитости и материнства. В Вятском крае свинью звали …дочкой!
Не случайно, видимо, из старины идёт обычай подавать перед новым годом на праздничный стол небольшого, но целого поросёнка, как символ плодовитости и благополучия.
Праздник этот называется – Косарецкий (пишу со слов местных жителей). Косарецкий// Хозарецкий: идёт со времён хазар?! Выше мы уже говорили о хазарах-баскаках…
Река Сосна могла получить своё имя от греческого слова «свинья», поскольку на её берегах находилось село Свиное, и отсюда устремлялись на север и северо-запад Свиные дороги. В русском языке было слово СЪСЪ – «грудь, сосок» (сравни: старославянское – СЪСЪ, словенское – SES – «сосок» и др.).
Западнее Апальково находится село городского типа, районный центр Сосково. Не исключено, что слово имеет основу СЪСЪ – грудь, сосок, так как село расположено рядом с Большой для наших мест горой, из-под которой сочится вода.
В книге «Тросна» (1994г.) мы упоминали место под именем Ссанка, которое представляет из себя два сочащихся холма, так напоминающих материнские груди. Учёные пишут, что первоначальное, значение слова грудь – это «возвышенность».
Латинское grandis – «величественный», греческое brenthos – «гордость». Может быть, латинское grudas – «зерно» даёт нам возможность сказать, что слова ГРУДЬ И ЗЕРНО вышли из общего корня – гнезда’?!
ИГРИЩА. Село Апальково – от «пылать, гореть», божество БАЛ – «искра, язычок пламени». Пылать – не только «сгорать», но и в смысле «желать любви». Нужно вспомнить, что писал киевский летописец Нестор и его последователи о восточных славян: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу. И браков у них не было, но устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены…».
Хочется верить, что апальковские Болдужи и есть место, где устраивались ИГРИЩА: (устар.) – праздничное собрание молодёжи с песнями и плясками. Не исключено, что нынешнее слово БАЛДЁЖ – проводить время в бездействии, в праздности – как-то связано со словом БОЛДУЖИ.
Правда, наши предки «не обалдевали», а просто жили в соответствии со своими языческими, т.е. народными, представлениями о жизни.
Киевский летописец обвинял восточных славян в том, что у них не было браков, но как он точен в описании равенства мужчин и женщин: [мужчины] «умыкали себе жён по сговору с ними!» (выделено нами – В.А.)
ВСЯ «ИДЕОЛОГИЯ» ЯЗЫЧЕСТВА была направлена на продолжение рода, на плодотворную жизнь. Язычество – это культ тела, его желаний; христианство – культ духа. Одухотворённый человек – это христианин; игривый (в хорошем смысле) – язычник! До 50 лет мы в основном – язычники, после – должны постепенно становиться христианами. Иначе – «бес в ребро»… Всему своё время – детской игре, еде, любви, возмужанию, укреплению духа … Молодость будит старость, старость остужает молодость. Лучше всего это проявляется в семье. В достаточно большой семье.