ТОРГОВЫЙ ДЕНЬ – ПЯТНИЦА. Отдают люди дань Праскеве Пятнице – 28 октября, когда и урожай собран, и скот больше не гоняют в поле; и начинаются долгие зимние посиделки; готовится приданое, женщины прядут пряжу, ткут ковры, дорожки, поют песни о нелёгкой судьбе, о Макоши. В сборниках песен, записанных и составленных орловчанкой Р. Масленниковой, представлены напевы жительницы села Навля Н.П. Кореневой (запись Т.Климовой в 1972г). Любопытно, что в текстах часто встречается имя Прасковьюшка, которая, скорее всего, однотипна Праскеве Пятнице:
Затужилась наша Прасковьюшка,
Ой, раным-рано Прасковьюшка… (№63).
На дворе метель перепырхивает,
Прасковьина мати поплакивает… (№140).
В Хотынецком районе, недалеко от дер. Кремль, находится село Пятницкое. Посёлок с таким же именем расположен и в Урицком районе. Имеются названия с основой «Пят-» и в других местах области.
АНДРЕЙ КАЙСАРОВ в своей работе «Славянская и российская мифология» (1804) пишет, что знаменитый летописец Нестор так упомянул Макошь: «Владимир Великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г.Гютри думал, что русский Макошь был Магогом в Библии». Современник А.Кайсарова Григорий Глинка в статье «Древняя религия славян» (1804) также упоминает Макошь, но в несколько иной транскрипции – МОГОШЬ: «И сей по Нестору есть так же бог скотов: однако ж надобно заметить различие между Могошем и Велесом. Первый крупного скота бог, другой же мелкого, как то, овец, коз и проч.»
Вот как выглядит изображение бога Могоша: «… с мохнатой козлиной бородою, с бараньими рогами, в шубе бараньей на выворот, в руках палка или пастуший посох, в ногах у него быть положен барашек. Сей бог так же имел по городам свои храмы; а почитаем был более поселянами».
Выдающийся учёный Борис Рыбаков в книге «Язычество русских славян» (1981) тоже подчёркивает, что «в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землёй», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой и христианской форме (богородица, «матушка-владычица») как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX века».
Автор отмечает, что Макошь как женское божество является одним из наиболее загадочных, не существует ответа на вопрос о географическом диапазоне её культа. Так что нет ничего удивительного, если предки шаблыкинцев верили в эту богиню и в её честь построили город Домогощь.
МАКОШЬ – ЭТО ЖИЗНЬ. Интересно и следующее наблюдение учёных. В индийской языческой мифологии существовал таинственный образ бога Тримурти: Брахма – творец мира; Вишну – его хранитель; Шива – разрушитель. В первом тысячелетии до нашей эры формировались предки славян, как одна из ветвей индоевропейских народов. В это время возрастает роль Шивы (буквально: жизнь, бог жизни), имя которого было заимствовано другими племенами: Жива, Сива (не отсюда ли выражение: вещая Сивка-Бурка!), Дива («див» – инд. бог; назван в «Слове о полку Игореве»), Дева, Дзива, Зива, Циза, Зизе (зизя у поляков: «грудь женщины»: у нас «сися»).
«Польский» след мы обнаруживаем в Шаблыкинском районе: лес вокруг Маговки зовут ЗЮЗЯ.
Жива, Шива, по мнению учёных, соотносится с Макошью – подательницей благ, отсюда слова: жильё, жито, па’жить (пастьбище), жировать и др. Это отражено и в топонимике.
В Болховском районе есть две деревни Сивкова; в Залегощенском – д.Жирово; в Кромском – д.Жирятино; в Болховском районе – Житные Дворы и т.п. Не исключено, что вятичи, радимичи и северяне, жившие на западе Орловской области, связаны с жизнью: vita (жизнь) – витачи – вятичи? Cива – сиверяне? Ратай (пахарь) – ратимичи – радимичи?!
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ. Читатели могут не отождествлять город ДОМАГОЩЬ (ДОМОГОЩЬ) с языческой богиней МАКОШЬ (МОКОШЬ). Что ж, это право каждого, поскольку и среди учёных до сих пор нет чётких ответов на данную тему. Академик Б.А. Рыбаков писал: « Не ясна не только этимология имени Макоши, но даже его орфография. Принимая часто встречающуюся в источниках форму МАКОШЬ, это слово связывали с глаголом «мокнуть» или же с финским племенным названием «мокша», хотя у самой мордвы-мокши такого божества нет».
Но так ли это, ведь есть же река МОКША!
Составитель Пискарёвского летописца даёт две формы: Макошь, или Мокошь. В.И. Даль приводит пословицу: «Бог не Макешь – чем-нибудь да потешит». Акающая форма: Маговка, Домагощь, Домашовка, Домаха – присутствует и на наших картах. Однако, на наш взгляд, следовало бы писать МОКОШЬ, МОГОВКА, ДОМОГОЩЬ. В источнике 980г приводится общеизвестный текст: «И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Смарьгла, и Макошь».
В «Слове об идолах» Мокошь стоит впереди Перуна: «…богам требу кладут и творят и словеньский язык: вилам, и Мокшьи диве, Перуну, Хърсу…». Упоминается в этом источнике и Геката, а рядом с ней вторично Мокошь: жертвенной кровью «мажють Екатию богиню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть…»
Б.А. Рыбаков считает, что «Геката, греческая богиня, и Мокошь – это одно и то же. Образ Гекаты проделал в античном мире сложную эволюцию от богини, повелевавшей всей Вселенной, до покровительницы человеческого благосостояния, дарующей удачу в делах и победу в состязаниях».