16+
Лайт-версия сайта

83. В.И. Агошков. Домагощь. Макошь - это жизнь.

Литература / Очерки / 83. В.И. Агошков. Домагощь. Макошь - это жизнь.
Просмотр работы:
23 февраля ’2013   22:10
Просмотров: 21954

83. В.И. Агошков. Домагощь.

Макошь - это жизнь.


ТОРГОВЫЙ ДЕНЬ – ПЯТНИЦА. Отдают люди дань Праскеве Пятнице – 28 октября, когда и урожай собран, и скот больше не гоняют в поле; и начинаются долгие зимние посиделки; готовится приданое, женщины прядут пряжу, ткут ковры, дорожки, поют песни о нелёгкой судьбе, о Макоши. В сборниках песен, записанных и составленных орловчанкой Р. Масленниковой, представлены напевы жительницы села Навля Н.П. Кореневой (запись Т.Климовой в 1972г). Любопытно, что в текстах часто встречается имя Прасковьюшка, которая, скорее всего, однотипна Праскеве Пятнице:

Затужилась наша Прасковьюшка,
Ой, раным-рано Прасковьюшка… (№63).
На дворе метель перепырхивает,
Прасковьина мати поплакивает… (№140).


В Хотынецком районе, недалеко от дер. Кремль, находится село Пятницкое. Посёлок с таким же именем расположен и в Урицком районе. Имеются названия с основой «Пят-» и в других местах области.


АНДРЕЙ КАЙСАРОВ в своей работе «Славянская и российская мифология» (1804) пишет, что знаменитый летописец Нестор так упомянул Макошь: «Владимир Великий велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г.Гютри думал, что русский Макошь был Магогом в Библии». Современник А.Кайсарова Григорий Глинка в статье «Древняя религия славян» (1804) также упоминает Макошь, но в несколько иной транскрипции – МОГОШЬ: «И сей по Нестору есть так же бог скотов: однако ж надобно заметить различие между Могошем и Велесом. Первый крупного скота бог, другой же мелкого, как то, овец, коз и проч.»

Вот как выглядит изображение бога Могоша: «… с мохнатой козлиной бородою, с бараньими рогами, в шубе бараньей на выворот, в руках палка или пастуший посох, в ногах у него быть положен барашек. Сей бог так же имел по городам свои храмы; а почитаем был более поселянами».

Выдающийся учёный Борис Рыбаков в книге «Язычество русских славян» (1981) тоже подчёркивает, что «в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землёй», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой и христианской форме (богородица, «матушка-владычица») как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX века».

Автор отмечает, что Макошь как женское божество является одним из наиболее загадочных, не существует ответа на вопрос о географическом диапазоне её культа. Так что нет ничего удивительного, если предки шаблыкинцев верили в эту богиню и в её честь построили город Домогощь.


МАКОШЬ – ЭТО ЖИЗНЬ. Интересно и следующее наблюдение учёных. В индийской языческой мифологии существовал таинственный образ бога Тримурти: Брахма – творец мира; Вишну – его хранитель; Шива – разрушитель. В первом тысячелетии до нашей эры формировались предки славян, как одна из ветвей индоевропейских народов. В это время возрастает роль Шивы (буквально: жизнь, бог жизни), имя которого было заимствовано другими племенами: Жива, Сива (не отсюда ли выражение: вещая Сивка-Бурка!), Дива («див» – инд. бог; назван в «Слове о полку Игореве»), Дева, Дзива, Зива, Циза, Зизе (зизя у поляков: «грудь женщины»: у нас «сися»).

«Польский» след мы обнаруживаем в Шаблыкинском районе: лес вокруг Маговки зовут ЗЮЗЯ.
Жива, Шива, по мнению учёных, соотносится с Макошью – подательницей благ, отсюда слова: жильё, жито, па’жить (пастьбище), жировать и др. Это отражено и в топонимике.
В Болховском районе есть две деревни Сивкова; в Залегощенском – д.Жирово; в Кромском – д.Жирятино; в Болховском районе – Житные Дворы и т.п. Не исключено, что вятичи, радимичи и северяне, жившие на западе Орловской области, связаны с жизнью: vita (жизнь) – витачи – вятичи? Cива – сиверяне? Ратай (пахарь) – ратимичи – радимичи?!


НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ. Читатели могут не отождествлять город ДОМАГОЩЬ (ДОМОГОЩЬ) с языческой богиней МАКОШЬ (МОКОШЬ). Что ж, это право каждого, поскольку и среди учёных до сих пор нет чётких ответов на данную тему. Академик Б.А. Рыбаков писал: « Не ясна не только этимология имени Макоши, но даже его орфография. Принимая часто встречающуюся в источниках форму МАКОШЬ, это слово связывали с глаголом «мокнуть» или же с финским племенным названием «мокша», хотя у самой мордвы-мокши такого божества нет».

Но так ли это, ведь есть же река МОКША!
Составитель Пискарёвского летописца даёт две формы: Макошь, или Мокошь. В.И. Даль приводит пословицу: «Бог не Макешь – чем-нибудь да потешит». Акающая форма: Маговка, Домагощь, Домашовка, Домаха – присутствует и на наших картах. Однако, на наш взгляд, следовало бы писать МОКОШЬ, МОГОВКА, ДОМОГОЩЬ. В источнике 980г приводится общеизвестный текст: «И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Смарьгла, и Макошь».

В «Слове об идолах» Мокошь стоит впереди Перуна: «…богам требу кладут и творят и словеньский язык: вилам, и Мокшьи диве, Перуну, Хърсу…». Упоминается в этом источнике и Геката, а рядом с ней вторично Мокошь: жертвенной кровью «мажють Екатию богиню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть…»

Б.А. Рыбаков считает, что «Геката, греческая богиня, и Мокошь – это одно и то же. Образ Гекаты проделал в античном мире сложную эволюцию от богини, повелевавшей всей Вселенной, до покровительницы человеческого благосостояния, дарующей удачу в делах и победу в состязаниях».


(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100804






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 февраля ’2013   06:13
Замечательно!!

Оставлен: 25 февраля ’2013   12:31
Очень интересная работа!!!Я учусь!!!С уважением Виктор.                   


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

36
Про керосинку, Мотивы осени, Июльские мотивы

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Разоррвут тебя на части,
Раснесут во все концы...
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft