16+
Лайт-версия сайта

84. В.И. Агошков. Домагощь. Явь, Навь и Правь.

Литература / Очерки / 84. В.И. Агошков. Домагощь. Явь, Навь и Правь.
Просмотр работы:
23 февраля ’2013   22:11
Просмотров: 21503

84. В.И. Агошков. Домагощь.

Явь, Навь и Правь.

В конце концов, Геката стала восприниматься греками как мрачная богиня заклинаний и гаданий, связанная с миром мёртвых. Екатия на русской почве могла дать Екатерину. В Шаблыкинском районе, в Молодовском сельсовете, мы видим посёлок Катино; две Екатериновки (село и деревню) находим соответственно в Ливенском и Колпнянском районах.

Местные краеведы так объясняют происхождение топонима Катино: «По преданию, у барина Теплова была дочь Катя. На день рождения он ей подарил село, которое стало называться Катино. Действительно, в первой половине XIX века помещицу звали Екатериной». Кто-то посчитает наши доводы «кабинетными измышлениями», не связанными с действительностью, но мы не станем отчаиваться, ведь чтобы построить дом, следует начертить вначале его план. Так что польза от данных топонимических очерков будет в любом случае.



ЯВЬ, НАВЬ И ПРАВЬ. Уверен, что многие читатели испытывают особое чувство к имени реки Навля. И это так, поскольку за гидронимом стоит не просто обозначение предмета природы, а целая философия.

Академик Ю.К. Бегунов в статье «Обретение «Велесовой книги» писал, что «главное богатство «Велесовой книги» не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идёт вразрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценными дополнениями оказались свидетельства древних руссов о трёх основных субстанциях мира: ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ».

С.Я. Парамонов отмечал, что Явь – это видимый, материальный, реальный мир. Навь – это мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. Правь – это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т.е. в первую очередь Явью. Душа человека после его кончины из Яви переходила в Навь, затем достигала Ирия – Рая, где жил и Сварог, Сварожичи и родоначальники руссов. Наши предки верили, что душа может вернуться из Нави снова в Явь, но только по прежнему пути.

По древнему обычаю тела покойников выносились через пролом в стене, который тут же заделывался с тем условием, чтобы душа не могла вернуться в дом и беспокоить людей. Так было вынесено через пролом в стене тело Владимира Великого, хотя он и его окружение были уже христианами. Не было понятия ада, а магия Нави дожила до современных дней, о чём мы уже писали, ссылаясь на В.И. Даля. Существовал «Навый день», т.е. день поминовения покойников. Есть выражение: «навые чары», т.е. обладающие гипнозом.

Таким образом, на шаблыкинской земле под Явью мы можем подразумевать дер. Маговку. Богиня Макошь дала сему населённому пункту не только название, но и благополучие, плодородие, обеспеченную жизнь. Река Навля, как выражение Нави, – это потусторонний мир. «Смертное начало» несут и топонимы Смородиновка, Муравейник. По мнению А. Баженовой, один из древнейших восточнославянских богов – Велес, покровитель охотников и скота, также обозначает «духа убитого зверя»: вел – корень слова в значении «мёртвый».

Кроме того, Велес – это бог богатства. Корни «воло» и «вло» образовали, например, такие понятия, как «володеть, владеть». В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день – 11 февраля.
Велес «породил» и волхвов.

Конечно, мы лишь наметили темы исследований для наших любознательных читателей. Б. Рыбаков пишет, что материал о древних славянских богинях невелик и крайне лаконичен. Очень слабо изучена топонимика, сохраняющая подчас то, что не попало в наши письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перу на Дубрава», «Ярилова Плешь» и т.д.

И далее: «Тщательно и широко собранные названия урочищ во всех славянских землях могут дать в будущем значительно более полную картину распространения тех или иных божеств, чем та, которая создаётся по крайне фрагментарным письменным источникам».
Последнее предложение учёного есть и ответ нашим оппонентам по поводу того, а стоило ли тратить время на шаблыкинскую топонимику, и приглашение ко всем читателям помочь в поисках необычных названий урочищ, балок, оврагов, лесов, полян и т.п.

ЛЕТОПИСНЫЙ ГОРОД ДОМАГОЩЬ
И ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГИНЯ МАКОШЬ.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №12.

Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.

(С) В.И.Агошков, 2003г.





© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100811






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 февраля ’2013   06:24
Интересно!!!!

Оставлен: 25 февраля ’2013   12:36
Василий Иванович,читая Ваши статьи,ещё раз убеждаюсь,до чего же бога русский язык!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.                       


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Легенда о верности. Пора поэтов Музыка небес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft