-- : --
Зарегистрировано — 123 259Зрителей: 66 362
Авторов: 56 897
On-line — 13 396Зрителей: 2632
Авторов: 10764
Загружено работ — 2 120 679
«Неизвестный Гений»
80. В.Агошков. Домагощь. Могучая река Мог.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
22 февраля ’2013 23:43
Просмотров: 21356
80. В.Агошков. Домагощь.
Могучая река Мог.
ДОМ – ДОМОВИНА – ДОМОВИЩЕ: псковское, гроб, однодеревый, долблёный, какой любят крестьяне в Новгородской, Вологодской, Костромской и др. губерниях. Дома – нет, а домовище будет. На чужбинке, словно в домовинке. Домовище – в старину также обозначало стан, притон, всякое жильё, кроме собственного дома, бараки, блиндажи и пр. Даёт Даль и слово ДОМАХА: домашка, домовня (псковское), домоседка, домовница, добрая хозяйка. А в Новгороде домахой звали засидевшуюся дома девку.
Слово ДОМОВИЩЕ – гроб можно также связать со словом МОГИЛА – большая древняя насыпь, курган, где, по преданью, погребены могутники, богатыри. В южных губерниях могилой называли курган или холм вообще.
Итак, можно сделать вывод о том, что населённые пункты ДОМАХА, ДОМАГОЩЬ и др. могли быть основаны как в местах стоянки, так и гибели богатырей. Вспомним русского богатыря СВЯТОГОРА (Святая гора!), на смену которого пришёл Муромец.
СВЯТОГОР. Былина о Святогоре записана П.Н. Рыбниковым в Олонецкой губернии в начале 60-х годов XIX века от крестьянки Дмитриевой. Былина – редкая, рассказывает о том, как «снарядился Святогор во чисто поле гуляти, заседлает своего добра коня и едет по чисту полю. Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени. Вот и говорит Святогор: «Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял».
Наезжает Святогор в степи на маленькую сумочку перемётную; берёт погонялку, пощупает сумочку – она не скрянется, двинет перстом её, – не сворохнется, хватит с коня рукою, – не подымется: «Много годов я по свету езживал, а эдакого чуда не наезживал, такого дива не видывал: маленькая сумочка перемётная не скрянется, не сворохнется, не подымется!» Слезает Святогор с добра коня, ухватил сумочку обема рукама, поднял сумочку повыше колен: и по колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слёзы, а кровь течёт. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему и было кончение». Тяги-то земли он нашёл, прибавила рассказчица, а бог его попутал за похвальбу…
МОГУЧАЯ РЕКА МОГ. Местные краеведы были, видимо, не совсем правы, когда написали, что село Молодовое стоит вдали от шумных городов и больших быстротечных рек. Есть основания для вывода о том, что на этом месте когда-то находился город Домагощь, или, вернее, Домогощь! Город, в котором жили могучие, могутные люди, богатыри.
Даль под словом МОГА дал такие значения: рязанское, тульское (т.е. вятическое.-В.А.) – мога’, могута, мочь, сила, власть, достаток, богатство. Мога’чь – сильный, богатый человек. Могачёвы хоромы не нашим чета. Могти’ – быть здоровым. Каково мо’жете. Народ говорит: могём, могешь. Всякому по моготе’ и силе. Сверх могуты’ и конь не скачет. И лошадка в хомуте везёт по могуте. Осторожно – всё можно. И нельзя, и можно. Могутный – могучий, могутно’й.
Могущество плеч богатырских. Могучесть русской бранной рати. Могу’тник, могуча’н, могу’т, могута’й, могыт – силачь, богатырь, великан, волот, сильный и рослый человек. Могуществовать – владеть, управлять полновластно. (Волот – велет – веле’ть. Волот – Волос – Велес. Об этом читайте наш очерк «Вольный Елец – город Велеса»).
Была сильной и река Мог, стремительно неся свои воды в Навлю.
Итак, город Домагощь (Домогощь) был не простым местом, а таким, откуда князья управляли местностью; сюда, скорее всего, привозили дань, поскольку Домагощь не испытывал ни в чём недостатка. А коль это так, то в Домагощи жил богатырь или божество. Нам известна языческая богиня МАКОШЬ. Но прежде, чем рассказать о ней, откроем книгу «Мифы древних славян» (Саратов, 1993г.) Составители А.И. Баженова и В.И. Вардугина на стр. 75 дают небольшую статью.
ДОМОВЫЕ ДУХИ. Мы позволим себе ознакомить с нею наших читателей. – «Неперсонифицированные божества эти (а также лесные, полевые и др. духи) древнее самых древних из известных славянских богов – Перуна, Велеса, Макоши. Их называли упыри и берегини. Берегини хранили благополучие различных мест и видов природы, а также дом.
Упыри, навьи (птицы с душами умерших, прилетающих из вырия (ирия) – рая, неведомой земли на востоке), напротив, причиняли зло. Особенно злыми могли быть души умерших «не своей смертью» и умерших на чужбине, не погребённых по всем обычаям рода с заклинаниями и т.д. Потому навьям топили баню и выставляли на ночь еду, чтобы задобрить.
Специалисты считают, что упыри и берегини получили имена примерно в XVI в. Домовых духов множество…».
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в статье «Домовой» (см. «Мифология», Москва, 1998г.) пишут, что «некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового». «При переезде в новый дом нужно было угодить Домовому, иначе беды не избежать».
Интересно такое замечание авторов: «Иногда считалось, что Домовой имеет семью – жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть МАРА».
Может быть, это и есть ответ на то, почему урочище рядом с селом Сомово назвали ДОМОРИЩЬ (Шаблыкинский район). Доморищь – ДоМАРИщь. Рядом с Сомово впадает в реку Навлю ручей Муравка (от Маравка?) Южнее находится районный центр Брянской области Комаричи (от КО+МАРИЧИ?!). Восточнее Комаричей, в Дмитровском районе Орловской области, находим село УПОРОЙ.
Ранее мы определяли его значение, как «до упора»: старая дорога Карачев-Упорой упиралась в этом месте в другую дорогу Орёл-Севск. Но не исключено и такое определение села Упорой – от «упыри». Село Домаха – от «жены домового»?! Пгт. Комаричи – от «женского духа до’ма – мары»?!
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100782
Могучая река Мог.
ДОМ – ДОМОВИНА – ДОМОВИЩЕ: псковское, гроб, однодеревый, долблёный, какой любят крестьяне в Новгородской, Вологодской, Костромской и др. губерниях. Дома – нет, а домовище будет. На чужбинке, словно в домовинке. Домовище – в старину также обозначало стан, притон, всякое жильё, кроме собственного дома, бараки, блиндажи и пр. Даёт Даль и слово ДОМАХА: домашка, домовня (псковское), домоседка, домовница, добрая хозяйка. А в Новгороде домахой звали засидевшуюся дома девку.
Слово ДОМОВИЩЕ – гроб можно также связать со словом МОГИЛА – большая древняя насыпь, курган, где, по преданью, погребены могутники, богатыри. В южных губерниях могилой называли курган или холм вообще.
Итак, можно сделать вывод о том, что населённые пункты ДОМАХА, ДОМАГОЩЬ и др. могли быть основаны как в местах стоянки, так и гибели богатырей. Вспомним русского богатыря СВЯТОГОРА (Святая гора!), на смену которого пришёл Муромец.
СВЯТОГОР. Былина о Святогоре записана П.Н. Рыбниковым в Олонецкой губернии в начале 60-х годов XIX века от крестьянки Дмитриевой. Былина – редкая, рассказывает о том, как «снарядился Святогор во чисто поле гуляти, заседлает своего добра коня и едет по чисту полю. Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени. Вот и говорит Святогор: «Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял».
Наезжает Святогор в степи на маленькую сумочку перемётную; берёт погонялку, пощупает сумочку – она не скрянется, двинет перстом её, – не сворохнется, хватит с коня рукою, – не подымется: «Много годов я по свету езживал, а эдакого чуда не наезживал, такого дива не видывал: маленькая сумочка перемётная не скрянется, не сворохнется, не подымется!» Слезает Святогор с добра коня, ухватил сумочку обема рукама, поднял сумочку повыше колен: и по колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слёзы, а кровь течёт. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему и было кончение». Тяги-то земли он нашёл, прибавила рассказчица, а бог его попутал за похвальбу…
МОГУЧАЯ РЕКА МОГ. Местные краеведы были, видимо, не совсем правы, когда написали, что село Молодовое стоит вдали от шумных городов и больших быстротечных рек. Есть основания для вывода о том, что на этом месте когда-то находился город Домагощь, или, вернее, Домогощь! Город, в котором жили могучие, могутные люди, богатыри.
Даль под словом МОГА дал такие значения: рязанское, тульское (т.е. вятическое.-В.А.) – мога’, могута, мочь, сила, власть, достаток, богатство. Мога’чь – сильный, богатый человек. Могачёвы хоромы не нашим чета. Могти’ – быть здоровым. Каково мо’жете. Народ говорит: могём, могешь. Всякому по моготе’ и силе. Сверх могуты’ и конь не скачет. И лошадка в хомуте везёт по могуте. Осторожно – всё можно. И нельзя, и можно. Могутный – могучий, могутно’й.
Могущество плеч богатырских. Могучесть русской бранной рати. Могу’тник, могуча’н, могу’т, могута’й, могыт – силачь, богатырь, великан, волот, сильный и рослый человек. Могуществовать – владеть, управлять полновластно. (Волот – велет – веле’ть. Волот – Волос – Велес. Об этом читайте наш очерк «Вольный Елец – город Велеса»).
Была сильной и река Мог, стремительно неся свои воды в Навлю.
Итак, город Домагощь (Домогощь) был не простым местом, а таким, откуда князья управляли местностью; сюда, скорее всего, привозили дань, поскольку Домагощь не испытывал ни в чём недостатка. А коль это так, то в Домагощи жил богатырь или божество. Нам известна языческая богиня МАКОШЬ. Но прежде, чем рассказать о ней, откроем книгу «Мифы древних славян» (Саратов, 1993г.) Составители А.И. Баженова и В.И. Вардугина на стр. 75 дают небольшую статью.
ДОМОВЫЕ ДУХИ. Мы позволим себе ознакомить с нею наших читателей. – «Неперсонифицированные божества эти (а также лесные, полевые и др. духи) древнее самых древних из известных славянских богов – Перуна, Велеса, Макоши. Их называли упыри и берегини. Берегини хранили благополучие различных мест и видов природы, а также дом.
Упыри, навьи (птицы с душами умерших, прилетающих из вырия (ирия) – рая, неведомой земли на востоке), напротив, причиняли зло. Особенно злыми могли быть души умерших «не своей смертью» и умерших на чужбине, не погребённых по всем обычаям рода с заклинаниями и т.д. Потому навьям топили баню и выставляли на ночь еду, чтобы задобрить.
Специалисты считают, что упыри и берегини получили имена примерно в XVI в. Домовых духов множество…».
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в статье «Домовой» (см. «Мифология», Москва, 1998г.) пишут, что «некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового». «При переезде в новый дом нужно было угодить Домовому, иначе беды не избежать».
Интересно такое замечание авторов: «Иногда считалось, что Домовой имеет семью – жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть МАРА».
Может быть, это и есть ответ на то, почему урочище рядом с селом Сомово назвали ДОМОРИЩЬ (Шаблыкинский район). Доморищь – ДоМАРИщь. Рядом с Сомово впадает в реку Навлю ручей Муравка (от Маравка?) Южнее находится районный центр Брянской области Комаричи (от КО+МАРИЧИ?!). Восточнее Комаричей, в Дмитровском районе Орловской области, находим село УПОРОЙ.
Ранее мы определяли его значение, как «до упора»: старая дорога Карачев-Упорой упиралась в этом месте в другую дорогу Орёл-Севск. Но не исключено и такое определение села Упорой – от «упыри». Село Домаха – от «жены домового»?! Пгт. Комаричи – от «женского духа до’ма – мары»?!
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100782
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 23 февраля ’2013 06:19
ЗДОРОВО!!!!!!
|
averjanov125
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор