Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
29 декабря ’2012
01:21
Просмотров:
22125
5. В.Агошков.
Краев.поэма о Тросне,
часть-5.
БОР. ПОБОР. БАЗАР и БОРТ. Логичнее возводить КРЕПОСТИ - ЗА+БОРЫ из ДУБА, а словом БОР называть и дубовые леса, а не только сосновые?! И вновь обращаемся за помощью к Далю. Он приводит такие примеры: БОРА’ – местная приморская буря необычайной жестокости, ураган на восточном побережье Чёрного моря. Конечно, Тросна не на Чёрном море, но Барково по отношению к Тросне находится на востоке.
Река Тросенка, Малая Тросна течёт- падает на северо-восток, а посему её берега вместе с жителями данных населённых пунктов будут открыты холодным зимним ветрам. Не потому ли и назвали деревню Барково= Борково, что она находится на северо-востоке, и отсюда на Тросну обрушиваются холодные зимние холода?!
Есть у Даля и ещё одно БОРА’, борина, борок, бор (от БРАТЬ). Кафтан с борами (теперь говорят: с оборками.-В.А.). БОР – это и низаное ожерелье, несколько низок бисера, бус, янтарей, корольков. Продай, муженёк, корову, купи ожерелье, жемчужный борок! И в этом случае деревня Барково могла быть складом, если её хозяева БРАЛИ: то ли пошлину, то ли оброк.
Деревня БАРКОВО могла звучать и как БОРТКОВА. Мы уже писали о слове ВАРКИ – грядки, боковая охрана в телеге. Однако и БОРТ, по Далю, это край, крома’, полоса с краю, кайма, окраина, бок, сторона; пола’, край или полоса запашно’й одежды, запа’х.
У моряков – бок судна: бросить за борт корабля, в море…
Есть БОРТ – дуплявый пень, в котором водятся пчёлы. Колода для пчёл. Бортничать – заниматься пчеловодством. Не значит ли, что Барково-Бортково и было таким бортническим местом, где находились пасеки?!
Однако и это не всё. Купцы говорили: бору нет, спросу на товар (не берут). А в Костромской губернии словом БОР обозначали: торг, базар, рынок, торжок; новинный бор, холщёвый базар.
Бор – это и СБОР, ПОБОР, ПОДАТЬ, ДЕНЕЖНАЯ ПОВИННОСТЬ. Не исключаем того, что Тросна являлась в древности местом сбора дани. Бо’ром, борко’м брать, руками, рвать.
Бор ягод – сбор. Бор рыбы – клёв. Брать товар на бор, в бор, в долг, не за наличные. БОР – это и красный, или хвойный лес.
У истока реки Мураль находится лес Красный: сосновый или хвойный?!
У деревни Барково бор тоже был, но, скорее всего, небольшой?
В картах: подбор красной масти – БОРОВИКИ’, а чёрной – ВО’РОНОВО КРЫЛО.
Деревня БАРКОВО – боровики, село ВОРОНЕЦ – вороново крыло?!
Противопоставление КРАСНОЙ и ЧЁРНОЙ «мастей» можно проследить и по другим топонимам: д.Чернодье, р.Щернодье, п.Рудовский, с. Чернь, д.Чермошное, п.Дегтярный, с. Гнилец, д.Красавка, п. КрасноПавловский, п.Вечерняя Заря, д.Красный Клин, д. КрасноГорская.
Другие цвета: д.Голубовка, д.Беляевка, п. НовоРыжковский, п.Белый Немёд, п.Чистые Бугры.
БОР. БОРЕЙ. БОРОТА. Безусловно, сгт. Тросна собирала не только «дань и поборы», но и легенды, поверья, мифологию.
БАРГ – у лакцев, аварцев, лезгин, даргинцев, рутульцев, божество, персонификация СОЛНЦА.
ВА’РА – в иранской мифологии – убежище, обитель праведников.
ВА’РМА - А’ВА – у мордвы – дух, хозяйка ветра.
БОР («рождённый») – в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев – Вили и Ве.
Вили – деревня РазноВилье (?) в Троснянском районе. Была и ещё одна деревня Разновилье, ныне это Павлово.
ВЕ – это ВЕтер. ВИЛИ – от «виться, вьётся».
ПАВЛОВО = ПАЛОВО, т.е. «палёное» место, где пылал священный огонь в честь Солнца?!
Но: ВИЛЫ – рожки; не есть ли ПАЛОВО= // ~ЛАПОВО – от «лапа»?! Отсюда и Лапухинка, где ПОЛЫХАЛИ костры?! БОРЕЙ – в греческой мифологии бог северного ветра.
БОРИСФЕН – у скифов божество одноименной реки (современный Днепр), дочь которого, вступив в брак с Папаем, стала матерью Таргитая и прародительницей скифов (Геродот).
ПАПАЙ (Папа)= БАБАЙ (Баба): академик Б.А. Рыбаков, видимо, справедливо считал ТАРГИТАЯ родоначальником славян. ТАРГИТАЙ= ТОР + ГИТАЙ (Китай!).
ГИТАЙ= // ~ТАГИЙ: село Тагино Глазуновского района. ТАГИН = ТАЙГА /Тайгин/: в древности от Мценска к истоку Оки шёл ТАЙЧУКОВ ЛЕС!
У осетин есть бог БОРА’ТА=БОРО’ТА («богатство, счастье»): Борота очень напоминает наше слово ВОРОТА. Откуда у нас осетины? Известно, что ХАЗАРЫ в 8-10 веках переселяли с юга на север, к истоку Оки, и осетин, чтобы укрепить свои границы.
Поэтому не исключено, что кромское село ВОЖОВО могли основать и осетины = асы: АСО ВО = АЖОВО =ВОЖОВО!
Кстати, и у южных славян существует персонаж БОЖИЧ, упоминаемый в колядках наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначаю-щими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом. Учёные сравнивают Божича со Сварожичем – сыном Сварога: оба почитают Солнце. Все эти и другие боги могли иметь место и на троснянской земле.
БАРКОВО=БОРОТА первой встречала солнце и ветер. Укрывала в крепости всех праведников… ТРОСНА, как Зо-лотые Ворота (ЕФРАТОВО), стоящая на Свином, плодовитом (ПЛОД+ВИТА) шляхе, могла действительно считаться началом пути и времени года! ВОРОТА= БОРОТА: Воротынск = Боротынск – счастливый, богатый город!
См.6
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №212121600853
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи