16+
Лайт-версия сайта

5. В.Агошков. Краев.поэма о Тросне, часть-5.

Литература / Очерки / 5. В.Агошков. Краев.поэма о Тросне, часть-5.
Просмотр работы:
29 декабря ’2012   01:21
Просмотров: 22512

5. В.Агошков.

Краев.поэма о Тросне,

часть-5.

БОР. ПОБОР. БАЗАР и БОРТ. Логичнее возводить КРЕПОСТИ - ЗА+БОРЫ из ДУБА, а словом БОР называть и дубовые леса, а не только сосновые?! И вновь обращаемся за помощью к Далю. Он приводит такие примеры: БОРА’ – местная приморская буря необычайной жестокости, ураган на восточном побережье Чёрного моря. Конечно, Тросна не на Чёрном море, но Барково по отношению к Тросне находится на востоке.

Река Тросенка, Малая Тросна течёт- падает на северо-восток, а посему её берега вместе с жителями данных населённых пунктов будут открыты холодным зимним ветрам. Не потому ли и назвали деревню Барково= Борково, что она находится на северо-востоке, и отсюда на Тросну обрушиваются холодные зимние холода?!

Есть у Даля и ещё одно БОРА’, борина, борок, бор (от БРАТЬ). Кафтан с борами (теперь говорят: с оборками.-В.А.). БОР – это и низаное ожерелье, несколько низок бисера, бус, янтарей, корольков. Продай, муженёк, корову, купи ожерелье, жемчужный борок! И в этом случае деревня Барково могла быть складом, если её хозяева БРАЛИ: то ли пошлину, то ли оброк.

Деревня БАРКОВО могла звучать и как БОРТКОВА. Мы уже писали о слове ВАРКИ – грядки, боковая охрана в телеге. Однако и БОРТ, по Далю, это край, крома’, полоса с краю, кайма, окраина, бок, сторона; пола’, край или полоса запашно’й одежды, запа’х.

У моряков – бок судна: бросить за борт корабля, в море…
Есть БОРТ – дуплявый пень, в котором водятся пчёлы. Колода для пчёл. Бортничать – заниматься пчеловодством. Не значит ли, что Барково-Бортково и было таким бортническим местом, где находились пасеки?!

Однако и это не всё. Купцы говорили: бору нет, спросу на товар (не берут). А в Костромской губернии словом БОР обозначали: торг, базар, рынок, торжок; новинный бор, холщёвый базар.

Бор – это и СБОР, ПОБОР, ПОДАТЬ, ДЕНЕЖНАЯ ПОВИННОСТЬ. Не исключаем того, что Тросна являлась в древности местом сбора дани. Бо’ром, борко’м брать, руками, рвать.
Бор ягод – сбор. Бор рыбы – клёв. Брать товар на бор, в бор, в долг, не за наличные. БОР – это и красный, или хвойный лес.

У истока реки Мураль находится лес Красный: сосновый или хвойный?!
У деревни Барково бор тоже был, но, скорее всего, небольшой?

В картах: подбор красной масти – БОРОВИКИ’, а чёрной – ВО’РОНОВО КРЫЛО.
Деревня БАРКОВО – боровики, село ВОРОНЕЦ – вороново крыло?!
Противопоставление КРАСНОЙ и ЧЁРНОЙ «мастей» можно проследить и по другим топонимам: д.Чернодье, р.Щернодье, п.Рудовский, с. Чернь, д.Чермошное, п.Дегтярный, с. Гнилец, д.Красавка, п. КрасноПавловский, п.Вечерняя Заря, д.Красный Клин, д. КрасноГорская.
Другие цвета: д.Голубовка, д.Беляевка, п. НовоРыжковский, п.Белый Немёд, п.Чистые Бугры.


БОР. БОРЕЙ. БОРОТА. Безусловно, сгт. Тросна собирала не только «дань и поборы», но и легенды, поверья, мифологию.
БАРГ – у лакцев, аварцев, лезгин, даргинцев, рутульцев, божество, персонификация СОЛНЦА.
ВА’РА – в иранской мифологии – убежище, обитель праведников.
ВА’РМА - А’ВА – у мордвы – дух, хозяйка ветра.
БОР («рождённый») – в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев – Вили и Ве.

Вили – деревня РазноВилье (?) в Троснянском районе. Была и ещё одна деревня Разновилье, ныне это Павлово.
ВЕ – это ВЕтер. ВИЛИ – от «виться, вьётся».
ПАВЛОВО = ПАЛОВО, т.е. «палёное» место, где пылал священный огонь в честь Солнца?!

Но: ВИЛЫ – рожки; не есть ли ПАЛОВО= // ~ЛАПОВО – от «лапа»?! Отсюда и Лапухинка, где ПОЛЫХАЛИ костры?! БОРЕЙ – в греческой мифологии бог северного ветра.
БОРИСФЕН – у скифов божество одноименной реки (современный Днепр), дочь которого, вступив в брак с Папаем, стала матерью Таргитая и прародительницей скифов (Геродот).
ПАПАЙ (Папа)= БАБАЙ (Баба): академик Б.А. Рыбаков, видимо, справедливо считал ТАРГИТАЯ родоначальником славян. ТАРГИТАЙ= ТОР + ГИТАЙ (Китай!).

ГИТАЙ= // ~ТАГИЙ: село Тагино Глазуновского района. ТАГИН = ТАЙГА /Тайгин/: в древности от Мценска к истоку Оки шёл ТАЙЧУКОВ ЛЕС!

У осетин есть бог БОРА’ТА=БОРО’ТА («богатство, счастье»): Борота очень напоминает наше слово ВОРОТА. Откуда у нас осетины? Известно, что ХАЗАРЫ в 8-10 веках переселяли с юга на север, к истоку Оки, и осетин, чтобы укрепить свои границы.

Поэтому не исключено, что кромское село ВОЖОВО могли основать и осетины = асы: АСО ВО = АЖОВО =ВОЖОВО!

Кстати, и у южных славян существует персонаж БОЖИЧ, упоминаемый в колядках наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначаю-щими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом. Учёные сравнивают Божича со Сварожичем – сыном Сварога: оба почитают Солнце. Все эти и другие боги могли иметь место и на троснянской земле.

БАРКОВО=БОРОТА первой встречала солнце и ветер. Укрывала в крепости всех праведников… ТРОСНА, как Зо-лотые Ворота (ЕФРАТОВО), стоящая на Свином, плодовитом (ПЛОД+ВИТА) шляхе, могла действительно считаться началом пути и времени года! ВОРОТА= БОРОТА: Воротынск = Боротынск – счастливый, богатый город!


См.6

(С) В.И. Агошков.


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №212121600853






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 29 декабря ’2012   01:57
интересно!

Оставлен: 30 декабря ’2012   15:10
Василий Иванович,с удовольствием читаю ваши интересные статьи!!!С уважением Виктор.                 


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

НОВЫЙ ГОД, ОН ПРИХОДИТ НА ПОРОГ

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft