Если пожить в Интернете значительное время, то можно найти много интересного. Мы отыскали Орловский Форум, который организован Валерием Васильевичем. Я знаю одного замечательного Валерия Васильевича – это Шапочку, автора нескольких краеведческих книг по истории края. Но меня убедили, что это не он организовал Орловский Форум...
Итак, о чём говорят участники Форума.
* Про Черкасскую слободу.
Черкасами у нас называли малороссов. Появление малороссов в крае, – везде, не только в Орле, но и в Ливнах, и Кромах, и в других населённых пунктах, если иметь в виду не отдельные, капельные, проникновения, а более массовые, относится к послесмутному времени – к 30-м годам 17 века. Если брать Орёл, то это время, когда город был построен заново – то есть к концу 30-х годов 17 века. В 1636 году Орел перестал быть "Орловским пепелищем".
Малороссы – до воссоединения Украины с Россией в 1654 году – находились в составе Польши. Не у всех складывались с поляками тёплые отношения. И потому многие стали покидать Украину и селиться в России, в том числе и в Орловском крае.
Ливнах черкасы появились раньше, чем в Орле: в 1630 году. Но ведь Орла как города ещё не было – не отстроился после сожжения. В 1640 поляки потребовали выдачи всех черкасов, но Москва ответила, что в мирном договоре не сказано, чтоб отдавать перебежчиков.
Царь Михаил Романов, за спиной которого стоял его отец патриарх Филарет, принимал всех, кто придёт на южные рубежи – их по-прежнему нужно было защищать от крымчаков, а народу было мало. На обзаведение давали: "Атаману 7 рублей, есаулу 6 рублей, рядовым по 5 рублей, всем на лицо с порукою, что Государеву службу станут служити". Всем также было разрешено " на указных своих местах на вечное житье строитца, и пашню пахать, и хлеб сеять".
Сначала Черкасская слобода в Орле была ближе к современному базару – за огородами других служилых, заливаемых талой водой в весеннее время, и называлась Студёной. Наверное, сами черкасы дали ей такое нехарактерное название – им у нас было холодно – всё-таки мы живем выше 50-й параллели, за которой начинается зона рискованного земледелия.
//Скорее всего, всё-таки название было дано из-за студёных родников и болотистых, заливаемых водой почв. –В.А.//
В Орле, в отличие от Ливен и даже от Кром, в 17 веке черкасов было мало: несколько изб на левом берегу Оки.
Разумеется, черкасы, как и другие военнослужащие, ох-раняли юг от крымских татар. Но военная функция при решительном сползании территории России к югу стала замирать, и в 1702 году Орловская крепость была упразднена. По ряду причин – разрастание центра, человеческие факторы и проч. -- Студёная слобода была перемещена на современное место.
Слобода также разрослась, притом это были уже не столько черкасы, сколько местные, смешавшиеся с ними однодворцы и мещане города Орла. В плане 1778 года слобода называется … Черкасской. Думаю, переназвали её местные – орловчане. Они дали ей обиходное название по прозванию тех, кто там жил:
По плану 1779 года Черкасская слобода, как и Покровская, и Пушкарская, и Пятницкая, и Стрелецкая показаны как "градская земля". То есть земля города. После этого они прекратили свое существование в официальном плане, но в народе остались как названия районов. И церковные метрики ещё долго различали народишко, указывая, из какой части крещается или отпевается в их церкви человек. Потом перестали...
* Слободы двигали.
Их границы можно определить весьма условно, ибо карты нет. 1652 год. Пристань ещё на левом бере-гу Оки. В начале 18 века – на правом. Слобода здесь была Покровская казачья. И церковь у нее была Покровская. Правда, стояла не на месте универмага.
Потом казаков поверстали в драгуны. И слобода стала Драгунская. В Драгунской слободе бы-ли улицы. На них жили люди, были огороды. Притом, большие. Это – думаю, конец 17 века. После упразднения крепости в 1702 году всех пушкарей (102 человека), выслали на службу в Каменный Затон (на Днепровские пороги), остальных – стрель-цов, казаков и других служилых разослали в прочие места.
Но часть их родственников осталась. На месте Драгунской (Покровской) слободы жили мещане (так называли жителей городов). Занимавшихся промыслами называли "посадские люди". С 1711 года их одновременно писали и однодворцами (по документам ГАОО).
Эти люди числились приходом к Покровской церкви. Преображенская была в те времена за квартал от По-кровской, ближе к реке. Так как хлебная пристань в 1710 году была уже на своём месте, сохранилось предание, что до неё, современная набережная Дубровинского была покрыта мел-ким кустарником и остатками дубового леса, среди которого бродили кабаны. А на одном участке Советской имелось болото и водились дикие утки.
Когда действовала хлебная пристань, там, наверное, вообще никто не жил…