Предоставим слово автору, который решил обелить Мамая.
В 1380 году Московский князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле разбил войско Татарского эмира Мамая. Но какое отношение это важное событие имеет к Запорожской области?
Вспомним Советские книги по истории Южной Украины: после нескольких фраз об ужасах Монгольского нашествия в 1237-40 годах и о Польско-Литовском завоевании обычно шёл рассказ о Запорожских казаках, появившихся в конце XV века.
А между этими датами живописно зияло «белое пятно» размером в две с половиной сотни лет. Одним словом – Дикое Поле, населённое дикими ордами... Но совсем другую картину рисуют свидетельства путешественников и дипломатов прошлого, побывавших в наших степях.
Они сообщают о множестве руин татарских городов в плавнях Великого Луга. Вот что, например, писал в своём отчёте Московский посол Василий Тяпкин в XVII веке:
"На реке Конке есть остатки каменной мусульманской мечети и жилищ старинного поселения, разрушенного от древности лет. Крымские гонцы говорили, что эти жилища принадлежали татарам при хане Мамае"
И ещё: "На речке Овечьи Воды, впадающей в Днепр, мы видели постройки крымских татар, совершенно разрушенные от древности. Крымцы говорили, что в тех местах издавна были владения хана Мамая. Они опустели, когда Мамая победил на Куликовом поле Дмитрий Иванович Донской".
А вот слова из «Книги Большому Чертежу» XVI века: "На 30 вёрст ниже реки Московки (р-н Запорожского автовокзала) на Днепре находится городок Мамаев Сарай" («сарай» по-татарски – дворец).
В XVIII веке князь Мышецкий писал о татарских городах в устьях Конки (ныне с.Приморское), Янчекрака (ныне с. Каменское, куда в 1795 году был направлен первый рекрутский набор из Слобожанщины (Харьковщина, Полтавщина) для охраны южных кордонов: козачьи семьи Сапа, Кущ и Жук.), Карачекрака (ныне с. Подгорное) и Маячки.
Сейчас все эти сёла относятся к Васильевскому району Запорожской области. Он же упоминал и город Мамай на речке Мамай-Сурке, построенный ханом Мамаем. Эта речка и рядом с ней – курган Мамай-гора находятся в Каменско-Днепровском районе. Местные жители ещё в XIX веке рассказывали предания о Мамае и связывали с ними средневековые городища.
Выходит, совсем не Диким Полем был наш край во времена татарского владычества. Здесь жили те же народы, что и до завоевания – половцы, славяне, аланы. Да, народа с названием «половцы» сейчас нет. Но зато есть крымские татары, язык которых не имеет ничего общего с тем, на котором говорили татары-завоеватели в XIII веке. Этот народ говорит на по-ловецком языке.
На землях, где еще в XIX веке жили татары, многие реки до сих пор сохраняют половецкие названия (как, например, Кушугум, Карачекрак, Утлюг, Токмак в Запорожской области). И ещё не так давно на курганах стояли тысячи каменных баб – портретов уважаемых половецких предков.
Могло ли случиться такое, если бы население наших степей поменялось после татарского нашествия? Конечно, нет. О том же, что произошло на самом деле, повествует средневековый арабский историк Ал-Омари:
"В старину Золотая Орда (татарское государство) была землёй половцев, но когда ею завладели татары, то половцы сделались их подданными. Затем татары и половцы смешались и породнились. И половецкая земля взяла верх над природными и расовыми качествами татар. И все они стали совсем как половцы, — как будто они одного с половцами рода".
Попросту, завоеватели растворились в среде побеждённых, оставив им только своё имя – татары. Такое нередко бывает в истории, вспомните хотя бы, как ещё совсем недавно на Западе всех Советских называли русскими.
В XIV веке на Днепре, так же, как и во всей необъятной Золотой Орде (от Прута до Западной Сибири и Средней Азии) было множество городов и сёл. Ханы, заинтересованные в получении пошлин и налогов, поощряли ремёсла и торговлю. Буквально на пустом месте, как грибы после дождя, вырастали новые города. Они не окружались укреплениями, ведь могущество ханов было так велико, что оборонительные стены были просто не нужны.
Невиданного расцвета достигла торговля – купец из Европы мог отправиться в Китай, совершенно не опасаясь разбоя и войн. Удивляла современников и веротерпимость татар: хотя государственной религией с конца XIII века стал ислам, в Орде в мире и согласии рядом жили люди разной веры (например, наш край населяли язычники, мусульмане и христиане). Казалось, могущество Орды будет длиться вечно и её ждёт ещё более великое будущее. Но история распорядилась иначе...
В 1346-47 годах всю Евразию поразила ужасная эпидемия чумы — Чёрная Смерть. Население многих стран сократилось на треть или наполовину. Природные катаклизмы: саранча и сушь, сменяемая морозами, породили неурожаи и страшный голод. А в 1357г хан Джани-бек был убит своим сыном Берди-беком, и разгорелась смута – начало конца Золотой Орды.
В это время и вышел на сцену истории эмир (военачальник) Мамай. Местом своего пребывания он выбрал Днепровский Великий Луг – подальше от беспокойной ордынской столицы – города Сарай-Берке на Волге. Мамай 20 лет (1360-1380) фактически правил государством, пока на престоле Орды сменилось аж 25 «карманных» ханов.
Сам Мамай к ханскому роду не принадлежал, но всё же остался ханом в памяти крымских татар.
*Фото.
В июне 1913 года на Красном холме (предполагаемое место ставки Мамая) был заложен храм в честь Сергия Радонежского по проекту А.В. Щусева http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2855/
*
Кто знает, каких высот достиг бы ещё эмир, если бы в 1380 году не пожелал привести к покорности Московского князя, который за время смуты перестал платить дань... После поражения на Куликовом поле Мамай был разбит ханом Тохтамышем и бежал в Крым. Другой соперник Тохтамыша – эмир Тамерлан – в 1396 году направил в Орду свои полчища и учинил невиданный разгром. Орда подняться уже не смогла. Руины испепелённых городов занеслись землёй и заросли бурьяном...
В 1953 году лопата археолога потревожила развалины одного из городов Мамаевых времён. За один сезон раскопок на песчаных кучугурах Великого Луга в Васильевском районе были открыты остатки мечети, бани, дворцового здания и жилищ простонародья.
Если в XIV веке на Западе горожане с верхних этажей выливали помои и ночные горшки прямо на немощеные улицы и головы прохожих, а короли и князья в прямом смысле не подтирали зады и неделями не мылись, забивая смрадный запах тела целыми флаконами благовоний, то в это самое время центральные улицы восточных городов были за-мощены и обсажены деревьями, граждане регулярно посещали общественные бани, состоятельные люди жили в домах с водо-проводом, местной канализацией и подпольным отоплением.
И даже простолюдины спали на лежанках со специальными каналами для подогрева от печи...
Сколько таких городов было на Великом Лугу? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Потому что уже 50 лет, как Великий Луг превратился в запорожскую Атлантиду – вонючее, мутное и грязное Каховское водохранилище. А города, затопленные им, так и остались необследованными, хотя у археологов было время для работы. Продолжать раскопки не позволял штамп официальной идеологии: "Наши враги – татары превратили степь в Дикое Поле, а цивилизацию сюда принесла Российская империя".
http://mitya-gontar.ya.ru/replies.xml?item_no=598
*
Мы видим идеализацию карьериста Мамая и несправедливый поклёп на «Российскую империю», имея в виду СССР. Кому надо, те и копали, и истории писали. Хрущёв, Брежнев, Горбачёв были «хохлами». Настоящие империи Крымы не раздаривали! Россию забросили – всё республикам…
Да и название Дикое Поле есть на самом деле Дивное Поле. Не случайно в Слове о полку Игореве на верху дерева кличет половецкий Дий.
См. ПЯ. Черных (стр.253, том 1): болгарское дИвост (т.е. дикость), чешское дивоку=дикарь. Древнерусское с 12 века: ДИК, ДИКЫЙ, и ДИВИЙ с одинаковым значением.