Так, при влиянии представителей Мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ра-нее для них не характерная, как и обычай сооружения кольце-вых оград. В верховьях Оки, до впадения в неё Угры, процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам.
Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит, начиная с IX—X веков. Указан-ный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы.
Жилища вятичей представляли собой землянки (4 метра на 4 метра, обложенные изнутри деревом; над землёй возвы-шались бревенчатые стены с двускатной крышей.
Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как пра-вило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубоки-ми рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты.
В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
Известны городища вятичей в Глазуновском районе Ор-ловской области (Тагинское городище), Малоярославецком районе Калужской области и на территории Кремля в Москве.
Вятичская красавица.
1 – вариант Государственного исторического музея.
2 – вариант Музея истории и реконструкции г.Москвы.
Вятичи, по сообщениям летописцев, жили в лесах, посему важную часть их быта составляла охота (пушниной они платили дань хазарам), сбор мёда, грибов и диких ягод. Они также зани-мались подсечным и, затем, пашенным земледелием (просо, ячмень, пшеница, рожь) и скотоводством (свиньи, коровы, козы, овцы).
В хозяйстве вятичи использовали железные топоры, соху, серпы. Вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (пред-положительно 27 августа 1115 года).
Над мёртвыми вятичи совершали тризну, а затем креми-ровали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца.
О балтском влия-нии на вятичей (через местные племена Мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, кото-рые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв.
Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неиз-вестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах. В XI-XII столетиях курга-ны указанного региона имеют уже характерный вятичский об-лик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток.
Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым рас-положением курганов (до нескольких десятков).
«Повесть временных лет» так описывает погребальный об-ряд вятичей: «И если кто умрёт, совершают над ним тризну. По-сле неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают.
После этого, собрав кости, складывают их в малый со-суд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Тако-му же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.
Треть вятичей умирала ещё в детском возрасте. Продолжи-тельность жизни у мужчин редко превышала 40 лет, у женщин значительно ниже.