Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
06 июля ’2012
00:39
Просмотров:
23091
90. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
РАБОТА ПО КАРТЕ
НАШЕГО КРАЯ (4)
Смотрим с севера на юг населённые пункты Орловского уезда, которые располагались по реке Рыбнице. Деревня Рыб-ница-Чистая тожь. Село Быстрик-Никулино тожь. Село Путимец. (несколько названий, на речке Путимец), Справа – деревня Верховье Вишневец. На реке Рыбнице был и Хутор без названия.
Село Богородское-Змиёво тожь располагалось в очень жи-вописном месте, где справа и слева в Рыбницу впадали речки Вишневец и Малая Рыбница. Можно сказать, что реки и речки «кишели» здесь, словно змеи в клубке.
Считаю, что имя данного села дало толчок для названия и железнодорожной станции Змиёвка. Народная легенда утверждает, что станция Змиёвка названа в честь «плохого» местного помещика, который сосал кровь у трудового народа. Многие этому верили, получая за работу в колхозах «палочки».
Справа, на реке Вишневец, находился Мельничный двор. Был он рядом с дорогой, что вполне естественно для развития экономических связей. Южнее – сельцо Починки-Вишневец тожь. Речка Аганянча//Аганянга//Аганянка. Хутор? Аболмасов.
Западнее: деревня Лыковка, овраг Ржавец, севернее – овраг Балахов Ржавец, между ними – деревня с непонятной подписью – Михайлово?
Севернее села Змиёво видим овраги: Топкой, Средней, Сидоницевый? Овраг Берёзовый. Ещё один не читается: Кахинеец?
Овраг Говники!
Такие названия тогда не редкость. У В.М. Неделина в его книге «Орёл изначальный» (Орёл, 2001) сообщается о том, что в реку Оптуха впала речка Говна! Коротко и ясно: такие топонимы имеют право на существование.
Сделаем предварительный вывод: в первую очередь крестьяне селились по берегам рек, там, где имелись ключи и низменные места. А водоразделы застраивались уже во вторую очередь, но в тех местах, откуда начинались речки и реки, чтобы можно было пользоваться поблизости от дома водой.
Иными словами, колодцы наши предки не рыли, а брали воду из реки.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204030474
91. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
НАШИ ПРЕДКИ - ВЯТИЧИ
Вя;тичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Ря-занской, Смоленской, Тульской и Липецкой областей).
Археологические памятники представлены Ромено-Борщевской архео-логической культурой. Согласно народно-этимологической версии, приведённой в «Повести временных лет», название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — умень-шительной формы от славянского имени Вячеслав:
«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой – Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи».
Одна из гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праслав. vet). На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей (*v;titji) восходит к корню праслав. *v;t- «большой», и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды, венеты и вандалы, восходящими к тому же корню. Все эти этнонимы имеют значение «большой народ».
Территория, населённая вятичами, в арабских источниках называлась страной Вантит. По данным археологии она имела следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны, вдоль долин Угры и Оки вплоть до впа-дения Москвы в Оку. Крайняя восточная граница распростране-ния семилопастных височных колец — Переяславль- Рязанский.
Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верх-нем Дону, на территории современной Липецкой области.
Помимо «Повести временных лет», вятичи упоминаются (как В-н-н-тит) и в более раннем источнике — письме хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е годы), в котором отражена этнополитическая ситуация конца VIII — середины IX веков.
В одном из арабских источников древний автор Гардизи писал о тех местах: «И на крайних пределах славянских есть ма-дина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит)». Арабское слово «ма-дина» могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу. В древнем источнике «Худуд аль-Алам» говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны сла-вян) похожи на русов.
Повествование идёт о тех временах, когда здесь ещё не было русов, и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя «свиет-малик». Отсюда шла дорога в Хазарию, в Волжскую Булгарию, и только позднее, в XI веке, состоялись походы Владимира Мономаха.
Тема Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусона.
Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи бы-ли «от рода ляхов», то есть западных славян. По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы). Большинство исследователей считают, что суб-стратом вятичей являлось местное балтское население.
Предше-ственниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III-IV векам мощинской культуры. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отне-сти её носителей к балтоязычному населению.
Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI—VIII веках. В IX-X веках, согласно «Повести Временных лет», вятичи выпла-чивали дань Хазарии по щелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. Как у прочих славян, управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.
Когда Олег Вещий образовал в IX веке Киевскую Русь (из полян, кривичей, радимичей, северян и древлян), то вятичи ещё не входили в состав его государства.
Около 965 года в результате похода князя Святослава вя-тичи были временно подчинены Киевской Руси.
Сын Святослава — Владимир вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. До конца XI века они сохраняли определённую политиче-скую независимость; упоминаются походы против вятичей кня-зей этого времени.
В «Поучении Владимира Мономаха» упомяну-ты предводители вятичей — Ходота с сыном: «А въ вятичи ходи-хом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму.» Во время усобиц XII века, упоминаются города вяти-чей, возникшие в более ранние эпохи. По мнению Б.А. Рыбако-ва главным городом вятичей был Корьдно (отождествляется с селом Корно Мосальского района).
У меня Корьдно соотносится с Курабом-городищм, кото-рый находится у реки Оки, на территории Кривчиковского посе-ления Кромского района Орловской области. См. статью.
В последний раз вятичи упоминаются летописью под сво-им племенным именем в 1197г.
Их земли впоследствии вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского кня-жеств. С VIII века начинается заселение верховьев Оки славян-ским населением, Мощинская культура сменяется археологиче-ской культурой, которая сопоставляется учёными с Роменской и Борщевской культурами.
Считается, что при этом балты не поки-нули прежних мест расселения, а вступили в культурное взаимо-действие с пришедшими славянами.
см2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204030477
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи