Трудно поверить, но уже 2 года нет на Соловках Петра Михайловича. Много лет он был хранителем соловецкого духа и голосом живой человечности. Он исполнял это как творческую задачу, занимаясь Соловецким радио и постановкой спектаклей в школе искусств и воскресной школе. Он жил так, принимая у себя в гостях самых разных людей, часто незнакомых. Двери его дома, души и заботливого участия были всегда открыты.
🎞 Петр Михайлович родился в Москве, но именно на Соловках нашёл свой смысл.
Московская жизнь была бурной и интересной. Он работал помощником режиссёра в Театре на Таганке, участвовал в открытии музея Высоцкого и был его первым директором.
Тем не менее, Соловки увлекли и не отпустили. В 1990-м году вместе с супругой Надеждой Арсеньевной он окончательно переехал на Соловки. Стал активно участвовать в возрождении монастыря и работе школы искусств. Беспрестанно изучал историю Соловков и с энтузиазмом участвовал в настоящем. «Соловецкое радио», узнаваемое по позывным из песни В.Вихорева «На Соловецких островах» было всегда обновляющимся, откликающимся на происходящее. Пётр Михайлович записал огромное количество интервью. Всегда записывал и проповеди на службах.
📚 Его архив поистине огромен. На сайте монастыря есть рубрика «Паломничество на Острова спасения», где представлены лишь некоторые расшифровки бесед с паломниками и священнослужителями. В последние годы Петр Михайлович был тесно связан с «Товариществом Северного Мореходства», поэтому много его публикаций есть в литературно-историческом альманахе «Соловецкое море».
➡ В этом году продолжится большая работа по расшифровке и систематизации архива Петра Михайловича Леонова. Эту важную задачу взяли на себя ребята из школы 1514 города Москвы и их руководитель Владимир Владиславович Глебкин (доктор филологических наук, кандидат философских наук). Группа под его руководством стала победителем конкурса музейно-образовательных проектов Соловецкого музея-заповедника. Совместными усилиями школьников, сотрудников музея и неравнодушных жителей поселка архив обретет новую жизнь.