16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 869Зрителей: 65 985
Авторов: 56 884

On-line14 292Зрителей: 2785
Авторов: 11507

Загружено работ – 2 115 348
Социальная сеть для творческих людей
  

Картинная галерея. На колесах.

Литература / Очерки / Картинная галерея. На колесах.
Просмотр работы:
15 сентября ’2023   10:00
Просмотров: 2046

Когда я приехал в Пакистан, рассчитывал, конечно, только на свой английский. Каково же было моё удивление, когда, сказав «на пробу» пару–тройку фраз на хинди (все-таки 3 года командировки в Индию не прошли даром), услышал в ответ комплимент: «О, мистер, да вы урду неплохо знаете!»
Вот сюрприз: не думал, не гадал, что урду, национальный язык Пакистана, и хинди окажутся, выражаясь лингвистическим термином, взаимопонятными языками, то есть такими, носители которых смогут понимать друг друга сходу, без предварительной подготовки. Отказаться пришлось лишь от одного-единственного слова – «намасте». Это традиционное индийское приветствие здесь не в ходу, вместо него используется знакомое всем нам «салам алейкум» - страна-то мусульманская.
Все, конечно, знают о тюнинге автомобилей. Нигде, однако, он не принял таких своеобразных форм, как в Пакистане. Во время моей командировки по дорогам страны колесили никак не менее 180 тысяч единиц грузового транспорта. 90 процентов этих фур, трейлеров, грузовиков было… украшено. Не покрашено (в этом не было бы ничего удивительного), а именно украшено. Чем? Живописью. Да-да, причём я бы сказал живописью на достаточно высоком художественном уровне. Немногим известно, что Пакистан давно уже стал лидером этого оригинального «грузового тюнинга», опередив другие страны Юго-Восточной Азии, где практикуется подобное – Индию и Афганистан.
Есть даже специальный термин «truck art», что можно перевести с английского, как «живопись на грузовиках». Корни явления, которому уже около ста лет, уходят в далёкие 20-е годы прошлого века – время появления в тех краях первых грузовых машин, привезённых из Англии. Каждая транспортная компания разрабатывала в те времена свой фирменный знак, или как бы сейчас сказали, логотип, и помещала его на грузовик. Естественно, владельцам хотелось, чтобы рисунок привлекал потенциальных заказчиков, а потому они старались сделать его ярким и заметным. К тому же людям, зачастую неграмотным, было легче ориентироваться именно в «картинках», а не в надписях. С этого и начало разрастаться необычное ремесло украшения грузовиков.
Что же рисуют на машинах (а нередко и на автобусах)? Орнаменты, пейзажи, цветы, птиц, животных, бабочек, купола мечетей, болливудских красавиц, знаменитых игроков в крикет (чрезвычайно популярная в стране спортивная игра), глаза (часто заплаканные), пронзённые стрелами сердца, свечи, ножи и т.д. – наверное, проще было бы перечислить, чего на них НЕ рисуют. Не остается буквально ни одного «свободного» сантиметра кабины, кузова и бампера. Встречаются даже орнаменты, выполненные из верблюжьей кости! Пожалуй, не будет таким уж большим преувеличением сказать, что некоторые из машин представляют собой эдакие картинные галереи на колёсах.
Нередко рисунки сопровождаются строчками из арабской поэзии, различными высказываниями. Например, «Не влюбляйтесь в нас, водителей, мы приехали издалека. Мы не изменяем, но мы всегда уезжаем». Или «Ссадины на моих уставших ногах спрашивают: почему моя любимая живёт так далеко?» Либо вот такой мрачноватой философией: «Смерть лучше убогой жизни – по крайней мере, можно глубоко заснуть». Нередко деревянные части автомобилей украшаются резьбой. Для полноты картины добавьте к этому разноцветные лампочки, закрепленные по низу цепи и колокольчики, мелодично звенящие во время движения.
Трудно сказать, прошли бы подобные «отюнингованные» транспортные средства техосмотр в нашей стране, но по дорогам Пакистана они передвигаются без проблем.
Центром «грузовой живописи» стал в 50-х гг. прошлого века – и остаётся поныне - Карачи, крупнейший город на юге страны. Здесь в мастерских, специализирующихся на художественной «росписи» автомобилей, работают десятки тысяч человек. Есть такие мастерские и в других городах – Лахоре, Пешаваре, Равалпинди. Цена вопроса может начинаться от нескольких тысяч долларов и доходить до 15 тысяч «зелёных»! Для совсем небогатой страны суммы запредельные. Но считается, что чем нарядней и богаче выглядит грузовик, тем больше доверия клиента к владеющей им компании.
Довольно долго к «грузовой живописи» относились достаточно пренебрежительно, как к картинкам для простолюдинов, для «низов». Но со временем даже некоторые «серьезные» пакистанские художники стали включать элементы этого наивного искусства и в свои работы. На международных выставках такие картины пользуются успехом, что, в свою очередь, заставляет относиться к этому явлению более уважительно. Пакистанский художник Хайдер Али, выучившийся этому ремеслу от своего отца, получил мировую известность и работал во многих странах, включая США, Англию, Турцию и Индию.
Ну, а для самих шоферов, далеких от «высокого искусства», и проводящих в кабине многие часы и дни, разукрашенные фуры являются прежде всего источником душевного комфорта и гордости. Стоит ли удивляться тому, что пакистанские водители часто с любовью называют свои грузовики «невестами»?
Свидетельство о публикации №446160 от 15 сентября 2023 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 15 сентября ’2023   12:39
Не помню где, может у Вас я видела снимки с разрисованными грузовиками. Это,конечно, куда лучше, чем наши убогие граффити, появляющиеся на любой мало-мальски подходящей плоскости. С интересом почитала.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
ВО ИМЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ! + 2 КОНКУРСА.СПАСИБО!

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft