-- : --
Зарегистрировано — 123 983Зрителей: 67 036
Авторов: 56 947
On-line — 27 421Зрителей: 5431
Авторов: 21990
Загружено работ — 2 133 468
«Неизвестный Гений»
Как я саботировал трудотерапию в советской школе
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
15 сентября ’2023 20:35
Просмотров: 2489
Итак, месяц сентябрь, самый “любимый” месяц детворы. Путин, в неутомимых заботах о подрастающем поколении, подписал указ о трудовом воспитании. Вот об этом давайте и поговорим.
Честно говоря, я не знаю как относиться к этому закону. Честно говоря, у меня так и не сформировалось окончательного мнения на этот счёт. Вроде бы и всё правильно, и дело хорошее, но… И вот этих “но” получается слишком много.
Люди, моего и старшего поколения. помнят ещё те времена, когда в советских школах, в порядок этого самого воспитания, помимо традиционного образования, детям давали ещё всякие дополнительные нагрузки, дабы выработать в них хоть некоторое усердие и уважение к труду.
На мой взгляд, получалось это плохо.
Так, например, существовали классные дежурства. За каждым классом было закреплён свой кабинет и после занятий, в порядке очереди, ученики должны были самостоятельно убирать этот кабинет. Нужно было вымести мусор из парт, помыть полу, протереть парты. В общем, ничего сложного. Работали обычно по парам и обязаловка превращалась в приятное времяпрепровождение.
Наверное для тех, кого дома заботливо берегли от бытовых трудностей, это было довольно поучительно, но в воспитательном отношении не играло абсолютно никакой роли. Дежурства эти выпадали на долю каждого не более чем пару раз в месяц, в других классах тоже были свои дежурные, однако количество выгребаемого из парт мусора меньше не становилось. На чужой труд всем было наплевать, да и на свой тоже. Да и за труд это, честно говоря, как-то не воспринималось.
Ещё были разовые мероприятия по уборке пришкольной территории. Если это происходило вместо уроков, то воспринималось на ура! Если после занятий - тоже ничего страшного.
Ну про ленинские субботники, плановые акции по сбору макулатуры и металлолома, думаю, достаточно упомянуть только мимоходом. Не знаю, была ли с этого какая-нибудь польза государству, но принимая во внимание клиническую бесхозяйственность того времени, сильно сомневаюсь. В дальнейшем, в бытность мою на одном из заводских предприятий нашего города, мне приходилось видеть такие груды металла бракованных изделий - и это было в порядке вещей, что нетрудно было понять, что государство, способное позволить себе подобную расточительность, едва ли нуждалось в “подачках” советских пионеров. Единственное, что было пользы от этих акции - на улицах города становилось меньше металлического хлама. По сути мы выполняли работу дворников.
Ясно, что никакого трудового энтузиазма эта пионерская клоунада пробудить ни у кого не могла. Наиболее сознательные пионэры эти мероприятия просто саботировали.
Но было кое-что и посерьёзней.
Например школьная практика.
Каждое лето, с четвёртого по седьмой класс мы должны были, согласно штатному расписанию, отработать положенное количество часов. Где угодно! Там, где школьное руководство посчитает нужным тебя использовать. Это могли быть работы в школьном саду - скажем, прополка грядок, посадка чего-то там, сбор ягод в каком-нибудь совхозе, который попросит о помощи. То есть распределяли в зависимости от необходимости, сообразно каким-то обстоятельствам. Я не знаю каким, и даже не помню, сколько дней она длилась. Потому что отрабатывал я её только раз, да и то условно.
Получилось так.
В первый раз отработка школьной практики выпала на август месяц и нас отправили собирать чернику… даже не знаю куда, возили на автобусе и мне было как-то по барабану. В первый же день я чётко уяснил для себя, что работа эта не по мне - муторно, скучно и неинтересно. По счастью, в нашем школьном саду требовались дежурные - следить за тем, чтобы всякие хулиганы не обрывали яблоки, которые предназначались для школьной столовой. Эту обязанность так же возложили на нас. Правда на яблоки эти особо никто и не покушался, благо, что на той же улице, через дорогу, располагался целый яблоневый сад в открытом доступе - не знаю, что за сорта - жуткая кислятина, но на компот годились, так что наше присутствие там было чисто символическим, но два человека должны были по три часа находиться на территории школьного сада и за это засчитывался день практики. Мы с приятелем быстро сообразили, что к чему и записались на все дни и на ягоды больше не выезжали.
Дальше было следующие.
Обратив внимание, что во время прохождения практики, нашего классного руководителя с нами не было, а школьная работница, которая нас организовывала не знала нас в лицо и даже не имела списка тех, кто должен был в данный период времени проходить эту практику, и поэтому записывала и отмечала только тех, кто сам подходил к ней отмечаться, что отметка о прохождении практики ни где не ставится, и вся эта система по большему счёту толком никак не контролируется, я решил, что делать там больше нечего - в крайнем случае своим можно сказать, что отрабатывал с другим классом в другую смену - это было возможно, и на следующий год не явился на практику вовсе.
Конечно мои родители, которых я не стал посвящать в тонкости моих наблюдений и сделанных из этих выводов этого не знали.. Каждое утро мама будила меня в положенное время, снаряжала, провожала до дверей, а я выходил из дома и …отправлялся по своим делам. Когда несколько лет спустя после окончания школы, я поведал эту историю своей матери, она сказала: “Я в тот год летом видела твою классную руководительницу, как раз когда ты проходил практику, и она сказала, что видит, как ты каждое утро идёшь на практику”. Объяснить этот казус можно только одним - сам бог был на моей стороне, видимо, он тоже считал, что практику отрабатывать нет никакой необходимости. Потому что выходя из дома я шёл на троллейбусную остановку, садился на первый же троллейбус и отправлялся самостоятельно изучать город, а классная руководительница, также идущая в сторону остановки, надо полагать, на этот троллейбус просто не успевала и уезжала на следующем. В общем, фортель прокатил и обман не вскрылся. Ну а убеждать маму в её неправоте и размусоливать эти нюансы я не стал, как говорится - блажен, кто верует.
В шестом классе я в числе прочих нерадивых учеников остался по алгебре “на осень”. Кто не знает, что это такое - поясняю. Осень - это недельные занятия в школе по два часа в день в летний период времени, как правило, в самом начале лета - педагогам тоже в отпуск хочется. Подразумевалось, что за двенадцать часов учебного времени, я должен был освоить материал, который не смог осилить за весь учебный год! Бред - он бред и есть, но поскольку эта самая “осень” на тот год совпала с периодом прохождения практики нашим классом, то вопрос о её прохождении отпал сам собой. Проходить её с другим классом и в другое время, я, конечно же, и не подумал.
Ну а что там было после седьмого класса, я, честно говоря, и не помню. Может даже её просто и не было. На фоне начавшихся катаклизмов и неурядиц в стране, очень даже могло быть и так! А может только я её не проходил, а другие проходили?.. Точно не помню, а врать не хочу. Я - точно не проходил, а остальные - не знаю.
Но и это ещё не всё.
Был ещё выезд на картошку. Или на свёклу. Или на морковь. Раз на раз не приходилось. В порядке оказания помощи колхозам в сборе урожая. В сентябре месяце. Преимущественно во второй половине. Иногда даже в октябре. Тогда урожай собирали именно в это время. Вместо занятий. О том, что эти поездки в сущности были ничем иным, как эксплуатацией детского труда, к слову говоря, запрещенного конституцией Советского Союза, как и о том, что пропущенные занятия придётся потом наверстывать ускоренным темпом, в силу слабой организации детского ума никто из нас, конечно же, не задумывался. Как ни странно, об этом не задумывались и взрослые. Надо полагать, в силу тех самых причин. Мозги простого советского человека были тогда зашорены капитально, умение думать - нонсенсом, а умение думать самостоятельно - нонсенсом в квадрате, редким исключением из правил. Очень редким. Что же касательно данного вопроса, то и учителя, и родители тогда искренне считали, что ничего плохого в этих поездках нет, что детей нужно сызмальства приучать к труду, ну а уж помогать колхозу - дело вообще святое!
Никаких денег нам, конечно же, не платили, да мы и не знали, что за это полагается платить. В нашем детском представлении это было чем-то вроде добровольной помощи государству, которое бесплатно учит тебя, лечит, и вообще создаёт все блага простому человеку, но иногда и ему требуется твоя помощь. И вообще, разве может советский пионер не гореть желанием помогать своему государству?!. А раз так, то в автобус и поехали… И мы ехали. Безо всяких рассуждений.
Тема студенческих выездов на картошку, так или иначе ни раз обыграна и отражена в советских фильмах, та же тема со школьниками по умолчанию обходилась стороной. Не потому ли, что сами инициаторы подобных мероприятий прекрасно понимали всю антиконституционную составляющую этого действа и не хотели привлекать излишнего внимания?
Правда как-то раз, на общем построении, директор поздравил нас с трудовыми успехами и даже озвучил сумму, которую колхоз обещал заплатить за нашу помощь, но денег этих мы, разумеется, так и не увидели. Зато потом, на родительских собраниях, вместо благодарности за халявный труд, учителя, подводя итоги, хвалили детей, которые отличились больше остальных и порицали тех, кто работал хуже, будто точно такой же расклад не имеет места быть вообще во всех рабочих коллективах, и когда-то было иначе! Одни родители гордились своими детьми, другие досадовали на своих.
Выезды осуществлялись всем классом, под контролем классного руководителя. Саботировать в таких условиях было не в пример труднее. Но у нас с приятелем это получилось. Нет, мы не придумывали специально никаких хитрых планов и вообще всё получилось спонтанно. Сработали, что называется, без репетиций. Просто явившись как-то раз по какому-то наитию к месту сбора на час раньше положенного - может время перенесли, а мы прохлопали ушами, может ещё по какой причине, мы, я уж не помню, что подумали - то ли, что мы опоздали и нас не стали ждать, то ли решили, что раз уж так получилось, то не грех и прогулять один день, и без долгих размышлений отправились на троллейбусную остановку, и поехали в город слоняться по городу. Поколобродив в своё удовольствие, мы вернулись домой, а на следующий день история повторилась заново. И ещё на следующий день... и ещё... и ещё…
Я не помню сколько было этих дней. В школе уже шли занятия, а мы всё ещё продолжали ездить “в колхоз”, и наши родители были уверены, что мы туда и ездим. Я не помню как это вскрылось. Но был скандал и общий разбор в присутствии завуча, нашей классной руководительницы и наших родителей. Совместный прессинг взрослой аудитории не смог сломить нашего упрямства. Мы твёрдо стояли на своём - мы ездили в колхоз! С кем? Да какая-то тётенька… Учительница для вас какая-то тётенька?!. Мы не знаем по какому она предмету…
Эх, знать бы нам тогда про конституцию!..
С тем и остались.
Но я увлёкся.
Ради чего, собственно, я затеял весь этот разговор? Понятно же, что никакая насильственная трудотерапия не сможет привить детям любви к труду, если это не передалось по роду, не заложено на генетическом уровне, не привито родителями. Почему трудом считается только физическая деятельность? А семь уроков в школе и столько же заданных на дом - это не труд для подростка? Плюс дополнительная нагрузка вроде спортивных секций, хорошо ещё если по собственному желанию, а не в угоду тщеславным и амбициозным родителям!
Больше чем уверен, что вся эта президентская ахинея о трудовом воспитании - это из той же области, что и уроки патриотизма в школах, вопреки закону запрещающему втягивание детей в политические мероприятия и изучение истории не выигранной ещё войны. Как попытки введения единой школьной формы. Поставить в строй, заставить всех выглядеть и думать одинаково! Чушь! Никакая форма не сделает детей одинаковыми! Один только вид навороченного смартфона, которым пользуется подросток и крутизна автомобиля, на котором он был доставлен к порогу школы, сразу расставляют всех в ранге социальной иерархии.
Раньше всё это хотя бы имело оправдание. Да, так буквально, конечно, не было никогда, но в самой политике советского государства как бы подразумевалось, что в некоторых вопросах советские люди должны быть абсолютно одинаковы и могут думать только в унисон со всеми. По крайней мере это регламентировалось, об этом кричала пропаганда, многие верили! В советской школе детей готовили к дальнейшей трудовой жизни. Подразумевалось, что все они будут жить и трудиться на благо своей великой родины, честно зарабатывать себе на хлеб! Существовала установка, что каждый труд почётен! Пусть даже это было лишь формально и мы помним, к чему привёл этот формализм. Но это регламентировалось! А что сейчас?
Жёсткое социальное расслоение и фактически предопределённое будущее всех и каждого? Понятно же, что подросток, которого доставляет к школе роскошный Volkswagen Phaeton, вряд ли когда-нибудь будет зарабатывать себе на жизнь стоя у токарного станка или выучится на тракториста. Вряд ли освоит профессию каменщика или агронома. Вряд ли когда-нибудь сумеет самостоятельно отремонтировать собственный автомобиль. А оно ему надо? За него и для него это сделают другие. А он только барским жестом отслюнявит им несколько купюр и заплатив по минимуму, будет уверен, что дал втрое больше положенного.
И кто-то взаправду думает, что подросток с таким будущим будет собирать чернику и копать картошку на колхозном поле наряду с остальными? Ой ли?!.
А как думаете, многие ли из тех, кто ещё не вступил во взрослую жизнь, и кому ни в коем случае и близко не светит ничего подобного, мечтают овладеть рабочими специальностями? Другой вопрос - чем им придётся овладеть в действительности!
Интересно, а сейчас в школах пишут сочинения на тему: “Кем я хочу стать, когда выросту”?
И над кем же вы, господа хорошие, нынче собрались осуществлять трудовое воспитание ?
Знаете, в умопомрачительно унылых условиях советской школы было всё-таки и нечто очень положительное. Это уроки труда. Да, те самые уроки, на которых многие ребята, особенно не имеющие отцов, получили первое представление о том, как держать в руках рубанок и напильник, как восстановить проводку и самостоятельно отремонтировать водопроводный кран. Что такое токарный станок, с какого боку к нему подходить, и что вообще на нём можно делать. И знаете, самое интересное, что этот урок пользовался уважением даже у тех, кто и не тяготел ни к одному из этих видов деятельности. Но ведь приятно же уметь делать что-то реально ощутимое своим собственными руками! В конце концов, это было просто интересно! А главное, что в той или иной степени, на каком-то этапе жизни пригодилось всем и каждому. Потому что это были знания практические! Может поэтому этих уроков никто особенно и не стремился прогуливать?
Я не знаю как это происходит в современных школах, но у нас эти уроки шли попарно - по два урока за раз. Мальчики и девочки занимались отдельно и учились разныму мастерству. Я не знаю чему там учили девочек, но думаю, тоже чему-то очень полезному, что могло пригодиться в жизни и о чём должна иметь представление всякая более или менее приличная женщина. Программа была регламентирована министерством, хотя, наверное, талантливый педагог мог что-то добавить и от себя. И вот на мой взгляд, это тот самый урок, который в порядке трудового обучения, следовало бы возродить в школах. А всё остальное - блажь и чепуха! А компьютерные технологии нынешние дети в состоянии освоить и сами, хотя соглашусь, что в реалиях современной жизни может быть и имеет смысл выделить всё это в отдельный предмет, ибо в жизни, конечно же, пригодится. Но те знания, которые давали на уроках труда в советской школе, никакими “технологиями” заменить невозможно.
P. S. Где-то в одном из дальних чемоданов у меня до сих пор хранится почётная грамота и магнитные шашки, полученные в шестом классе, за изделие, которое мы изготовляли на уроке труда. Моё изделие оказалось самым лучшим. Правда сам я это изделие запорол, и до ума его доводил уже мой отец. Но это уже, как говорит Леонид Каневский - совсем другая история!
Честно говоря, я не знаю как относиться к этому закону. Честно говоря, у меня так и не сформировалось окончательного мнения на этот счёт. Вроде бы и всё правильно, и дело хорошее, но… И вот этих “но” получается слишком много.
Люди, моего и старшего поколения. помнят ещё те времена, когда в советских школах, в порядок этого самого воспитания, помимо традиционного образования, детям давали ещё всякие дополнительные нагрузки, дабы выработать в них хоть некоторое усердие и уважение к труду.
На мой взгляд, получалось это плохо.
Так, например, существовали классные дежурства. За каждым классом было закреплён свой кабинет и после занятий, в порядке очереди, ученики должны были самостоятельно убирать этот кабинет. Нужно было вымести мусор из парт, помыть полу, протереть парты. В общем, ничего сложного. Работали обычно по парам и обязаловка превращалась в приятное времяпрепровождение.
Наверное для тех, кого дома заботливо берегли от бытовых трудностей, это было довольно поучительно, но в воспитательном отношении не играло абсолютно никакой роли. Дежурства эти выпадали на долю каждого не более чем пару раз в месяц, в других классах тоже были свои дежурные, однако количество выгребаемого из парт мусора меньше не становилось. На чужой труд всем было наплевать, да и на свой тоже. Да и за труд это, честно говоря, как-то не воспринималось.
Ещё были разовые мероприятия по уборке пришкольной территории. Если это происходило вместо уроков, то воспринималось на ура! Если после занятий - тоже ничего страшного.
Ну про ленинские субботники, плановые акции по сбору макулатуры и металлолома, думаю, достаточно упомянуть только мимоходом. Не знаю, была ли с этого какая-нибудь польза государству, но принимая во внимание клиническую бесхозяйственность того времени, сильно сомневаюсь. В дальнейшем, в бытность мою на одном из заводских предприятий нашего города, мне приходилось видеть такие груды металла бракованных изделий - и это было в порядке вещей, что нетрудно было понять, что государство, способное позволить себе подобную расточительность, едва ли нуждалось в “подачках” советских пионеров. Единственное, что было пользы от этих акции - на улицах города становилось меньше металлического хлама. По сути мы выполняли работу дворников.
Ясно, что никакого трудового энтузиазма эта пионерская клоунада пробудить ни у кого не могла. Наиболее сознательные пионэры эти мероприятия просто саботировали.
Но было кое-что и посерьёзней.
Например школьная практика.
Каждое лето, с четвёртого по седьмой класс мы должны были, согласно штатному расписанию, отработать положенное количество часов. Где угодно! Там, где школьное руководство посчитает нужным тебя использовать. Это могли быть работы в школьном саду - скажем, прополка грядок, посадка чего-то там, сбор ягод в каком-нибудь совхозе, который попросит о помощи. То есть распределяли в зависимости от необходимости, сообразно каким-то обстоятельствам. Я не знаю каким, и даже не помню, сколько дней она длилась. Потому что отрабатывал я её только раз, да и то условно.
Получилось так.
В первый раз отработка школьной практики выпала на август месяц и нас отправили собирать чернику… даже не знаю куда, возили на автобусе и мне было как-то по барабану. В первый же день я чётко уяснил для себя, что работа эта не по мне - муторно, скучно и неинтересно. По счастью, в нашем школьном саду требовались дежурные - следить за тем, чтобы всякие хулиганы не обрывали яблоки, которые предназначались для школьной столовой. Эту обязанность так же возложили на нас. Правда на яблоки эти особо никто и не покушался, благо, что на той же улице, через дорогу, располагался целый яблоневый сад в открытом доступе - не знаю, что за сорта - жуткая кислятина, но на компот годились, так что наше присутствие там было чисто символическим, но два человека должны были по три часа находиться на территории школьного сада и за это засчитывался день практики. Мы с приятелем быстро сообразили, что к чему и записались на все дни и на ягоды больше не выезжали.
Дальше было следующие.
Обратив внимание, что во время прохождения практики, нашего классного руководителя с нами не было, а школьная работница, которая нас организовывала не знала нас в лицо и даже не имела списка тех, кто должен был в данный период времени проходить эту практику, и поэтому записывала и отмечала только тех, кто сам подходил к ней отмечаться, что отметка о прохождении практики ни где не ставится, и вся эта система по большему счёту толком никак не контролируется, я решил, что делать там больше нечего - в крайнем случае своим можно сказать, что отрабатывал с другим классом в другую смену - это было возможно, и на следующий год не явился на практику вовсе.
Конечно мои родители, которых я не стал посвящать в тонкости моих наблюдений и сделанных из этих выводов этого не знали.. Каждое утро мама будила меня в положенное время, снаряжала, провожала до дверей, а я выходил из дома и …отправлялся по своим делам. Когда несколько лет спустя после окончания школы, я поведал эту историю своей матери, она сказала: “Я в тот год летом видела твою классную руководительницу, как раз когда ты проходил практику, и она сказала, что видит, как ты каждое утро идёшь на практику”. Объяснить этот казус можно только одним - сам бог был на моей стороне, видимо, он тоже считал, что практику отрабатывать нет никакой необходимости. Потому что выходя из дома я шёл на троллейбусную остановку, садился на первый же троллейбус и отправлялся самостоятельно изучать город, а классная руководительница, также идущая в сторону остановки, надо полагать, на этот троллейбус просто не успевала и уезжала на следующем. В общем, фортель прокатил и обман не вскрылся. Ну а убеждать маму в её неправоте и размусоливать эти нюансы я не стал, как говорится - блажен, кто верует.
В шестом классе я в числе прочих нерадивых учеников остался по алгебре “на осень”. Кто не знает, что это такое - поясняю. Осень - это недельные занятия в школе по два часа в день в летний период времени, как правило, в самом начале лета - педагогам тоже в отпуск хочется. Подразумевалось, что за двенадцать часов учебного времени, я должен был освоить материал, который не смог осилить за весь учебный год! Бред - он бред и есть, но поскольку эта самая “осень” на тот год совпала с периодом прохождения практики нашим классом, то вопрос о её прохождении отпал сам собой. Проходить её с другим классом и в другое время, я, конечно же, и не подумал.
Ну а что там было после седьмого класса, я, честно говоря, и не помню. Может даже её просто и не было. На фоне начавшихся катаклизмов и неурядиц в стране, очень даже могло быть и так! А может только я её не проходил, а другие проходили?.. Точно не помню, а врать не хочу. Я - точно не проходил, а остальные - не знаю.
Но и это ещё не всё.
Был ещё выезд на картошку. Или на свёклу. Или на морковь. Раз на раз не приходилось. В порядке оказания помощи колхозам в сборе урожая. В сентябре месяце. Преимущественно во второй половине. Иногда даже в октябре. Тогда урожай собирали именно в это время. Вместо занятий. О том, что эти поездки в сущности были ничем иным, как эксплуатацией детского труда, к слову говоря, запрещенного конституцией Советского Союза, как и о том, что пропущенные занятия придётся потом наверстывать ускоренным темпом, в силу слабой организации детского ума никто из нас, конечно же, не задумывался. Как ни странно, об этом не задумывались и взрослые. Надо полагать, в силу тех самых причин. Мозги простого советского человека были тогда зашорены капитально, умение думать - нонсенсом, а умение думать самостоятельно - нонсенсом в квадрате, редким исключением из правил. Очень редким. Что же касательно данного вопроса, то и учителя, и родители тогда искренне считали, что ничего плохого в этих поездках нет, что детей нужно сызмальства приучать к труду, ну а уж помогать колхозу - дело вообще святое!
Никаких денег нам, конечно же, не платили, да мы и не знали, что за это полагается платить. В нашем детском представлении это было чем-то вроде добровольной помощи государству, которое бесплатно учит тебя, лечит, и вообще создаёт все блага простому человеку, но иногда и ему требуется твоя помощь. И вообще, разве может советский пионер не гореть желанием помогать своему государству?!. А раз так, то в автобус и поехали… И мы ехали. Безо всяких рассуждений.
Тема студенческих выездов на картошку, так или иначе ни раз обыграна и отражена в советских фильмах, та же тема со школьниками по умолчанию обходилась стороной. Не потому ли, что сами инициаторы подобных мероприятий прекрасно понимали всю антиконституционную составляющую этого действа и не хотели привлекать излишнего внимания?
Правда как-то раз, на общем построении, директор поздравил нас с трудовыми успехами и даже озвучил сумму, которую колхоз обещал заплатить за нашу помощь, но денег этих мы, разумеется, так и не увидели. Зато потом, на родительских собраниях, вместо благодарности за халявный труд, учителя, подводя итоги, хвалили детей, которые отличились больше остальных и порицали тех, кто работал хуже, будто точно такой же расклад не имеет места быть вообще во всех рабочих коллективах, и когда-то было иначе! Одни родители гордились своими детьми, другие досадовали на своих.
Выезды осуществлялись всем классом, под контролем классного руководителя. Саботировать в таких условиях было не в пример труднее. Но у нас с приятелем это получилось. Нет, мы не придумывали специально никаких хитрых планов и вообще всё получилось спонтанно. Сработали, что называется, без репетиций. Просто явившись как-то раз по какому-то наитию к месту сбора на час раньше положенного - может время перенесли, а мы прохлопали ушами, может ещё по какой причине, мы, я уж не помню, что подумали - то ли, что мы опоздали и нас не стали ждать, то ли решили, что раз уж так получилось, то не грех и прогулять один день, и без долгих размышлений отправились на троллейбусную остановку, и поехали в город слоняться по городу. Поколобродив в своё удовольствие, мы вернулись домой, а на следующий день история повторилась заново. И ещё на следующий день... и ещё... и ещё…
Я не помню сколько было этих дней. В школе уже шли занятия, а мы всё ещё продолжали ездить “в колхоз”, и наши родители были уверены, что мы туда и ездим. Я не помню как это вскрылось. Но был скандал и общий разбор в присутствии завуча, нашей классной руководительницы и наших родителей. Совместный прессинг взрослой аудитории не смог сломить нашего упрямства. Мы твёрдо стояли на своём - мы ездили в колхоз! С кем? Да какая-то тётенька… Учительница для вас какая-то тётенька?!. Мы не знаем по какому она предмету…
Эх, знать бы нам тогда про конституцию!..
С тем и остались.
Но я увлёкся.
Ради чего, собственно, я затеял весь этот разговор? Понятно же, что никакая насильственная трудотерапия не сможет привить детям любви к труду, если это не передалось по роду, не заложено на генетическом уровне, не привито родителями. Почему трудом считается только физическая деятельность? А семь уроков в школе и столько же заданных на дом - это не труд для подростка? Плюс дополнительная нагрузка вроде спортивных секций, хорошо ещё если по собственному желанию, а не в угоду тщеславным и амбициозным родителям!
Больше чем уверен, что вся эта президентская ахинея о трудовом воспитании - это из той же области, что и уроки патриотизма в школах, вопреки закону запрещающему втягивание детей в политические мероприятия и изучение истории не выигранной ещё войны. Как попытки введения единой школьной формы. Поставить в строй, заставить всех выглядеть и думать одинаково! Чушь! Никакая форма не сделает детей одинаковыми! Один только вид навороченного смартфона, которым пользуется подросток и крутизна автомобиля, на котором он был доставлен к порогу школы, сразу расставляют всех в ранге социальной иерархии.
Раньше всё это хотя бы имело оправдание. Да, так буквально, конечно, не было никогда, но в самой политике советского государства как бы подразумевалось, что в некоторых вопросах советские люди должны быть абсолютно одинаковы и могут думать только в унисон со всеми. По крайней мере это регламентировалось, об этом кричала пропаганда, многие верили! В советской школе детей готовили к дальнейшей трудовой жизни. Подразумевалось, что все они будут жить и трудиться на благо своей великой родины, честно зарабатывать себе на хлеб! Существовала установка, что каждый труд почётен! Пусть даже это было лишь формально и мы помним, к чему привёл этот формализм. Но это регламентировалось! А что сейчас?
Жёсткое социальное расслоение и фактически предопределённое будущее всех и каждого? Понятно же, что подросток, которого доставляет к школе роскошный Volkswagen Phaeton, вряд ли когда-нибудь будет зарабатывать себе на жизнь стоя у токарного станка или выучится на тракториста. Вряд ли освоит профессию каменщика или агронома. Вряд ли когда-нибудь сумеет самостоятельно отремонтировать собственный автомобиль. А оно ему надо? За него и для него это сделают другие. А он только барским жестом отслюнявит им несколько купюр и заплатив по минимуму, будет уверен, что дал втрое больше положенного.
И кто-то взаправду думает, что подросток с таким будущим будет собирать чернику и копать картошку на колхозном поле наряду с остальными? Ой ли?!.
А как думаете, многие ли из тех, кто ещё не вступил во взрослую жизнь, и кому ни в коем случае и близко не светит ничего подобного, мечтают овладеть рабочими специальностями? Другой вопрос - чем им придётся овладеть в действительности!
Интересно, а сейчас в школах пишут сочинения на тему: “Кем я хочу стать, когда выросту”?
И над кем же вы, господа хорошие, нынче собрались осуществлять трудовое воспитание ?
Знаете, в умопомрачительно унылых условиях советской школы было всё-таки и нечто очень положительное. Это уроки труда. Да, те самые уроки, на которых многие ребята, особенно не имеющие отцов, получили первое представление о том, как держать в руках рубанок и напильник, как восстановить проводку и самостоятельно отремонтировать водопроводный кран. Что такое токарный станок, с какого боку к нему подходить, и что вообще на нём можно делать. И знаете, самое интересное, что этот урок пользовался уважением даже у тех, кто и не тяготел ни к одному из этих видов деятельности. Но ведь приятно же уметь делать что-то реально ощутимое своим собственными руками! В конце концов, это было просто интересно! А главное, что в той или иной степени, на каком-то этапе жизни пригодилось всем и каждому. Потому что это были знания практические! Может поэтому этих уроков никто особенно и не стремился прогуливать?
Я не знаю как это происходит в современных школах, но у нас эти уроки шли попарно - по два урока за раз. Мальчики и девочки занимались отдельно и учились разныму мастерству. Я не знаю чему там учили девочек, но думаю, тоже чему-то очень полезному, что могло пригодиться в жизни и о чём должна иметь представление всякая более или менее приличная женщина. Программа была регламентирована министерством, хотя, наверное, талантливый педагог мог что-то добавить и от себя. И вот на мой взгляд, это тот самый урок, который в порядке трудового обучения, следовало бы возродить в школах. А всё остальное - блажь и чепуха! А компьютерные технологии нынешние дети в состоянии освоить и сами, хотя соглашусь, что в реалиях современной жизни может быть и имеет смысл выделить всё это в отдельный предмет, ибо в жизни, конечно же, пригодится. Но те знания, которые давали на уроках труда в советской школе, никакими “технологиями” заменить невозможно.
P. S. Где-то в одном из дальних чемоданов у меня до сих пор хранится почётная грамота и магнитные шашки, полученные в шестом классе, за изделие, которое мы изготовляли на уроке труда. Моё изделие оказалось самым лучшим. Правда сам я это изделие запорол, и до ума его доводил уже мой отец. Но это уже, как говорит Леонид Каневский - совсем другая история!
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор