(Театральная афиша, как исторический источник изучения театра).
Афиша в древности.
Как и все исторические источники, театральная афиша имеет свою историю и предысторию. Еще в древней Греции и Риме глашатай созывал публику на сценические игры. Афиши появились в Греции приблизительно в 4 веке до н.э., Риме- в 1 веке до н.э. Афиши древности были двух видов: рисованные и написанные. РИСОВАННЫЕ афиши вставлялись в рамы и вывешивались у театральных дверей. Они делились на три рода:
1. простое изображение сценической маски (комической, трагической, сатирической, мимической),
2. изображение всех масок пьесы, соединенных в одной раме в форме здания с колоннами и фронтоном,
3. изображение одной из главных сцен драмы.
В качестве непосредственных материальных источников можно рассматривать и древние театральные билеты. Как правило, они изготавливались из слоновой кости. На одной стороне изображался АПОЛЛОН МУСАГЕТ или историческое лицо – правитель, во времена которого устраивались театральные представления. На другой стороне – номер клина и седалища.
Такой же была реклама, зазывавшая на бой гладиаторов или приглашавшая купить рабов или посетить винный погребок: например,
«Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сарикус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания».
Подобные объявления на камне или меди являются афишными инкунабулами. Они были обнаружены при раскопках древних Помпей и в Египте.
« В золотой век ПЕРИКЛА за право входа в театр полагалась небольшая плата. Но малосостоятельных афинских граждан это не должно было смущать. По закону, проведенному при Перикле, они получали в праздничные дни особое пособие из государственной казны в два обола специально на посещение театра – так называемые «зрелищные деньги»-
ТЕОРИКОН. И вот со свинцовыми марками в руках, удостоверявшими их право на вход в театр, зрители спешили через орхестру подняться к своим местам. Места эти, по-видимому, были нумерованы. На свинцовых марках обозначался лишь сектор, отведенный для граждан
той или иной филы. Первые ряды мест у орхестры предназначались для особо почетных посетителей театра: жрецов бога Диониса, должностных лиц афинского
государства и граждан, удостоенных особых почестей за какие-либо заслуги перед государством». ( Каллистов Д.П. Античный театр, Искусство, Лен.отд.,
1070,. стр 25).
Афиша нового времени.
В 1445 году Гуттенберг изобрел печатный станок. В 1482 году была отпечатана первая реклама о новом издании книги Эвклида.
На ранних театральных афишах имена авторов и исполнителей не указывались. Сведения об авторах пьес и исполнителях появились только в 17 веке. Изобретение афиши нового времени приписывается современнику Сервантеса – поэту д Овиедо. После Французской революции 1789 года афиша стала выполнять функцию постоянного театрального извещения. Позднее афиши разных театров стали отличаться цветом бумаги. Первые афиши являлись монополией церкви и государства. К 1830 году на Западе афиша уже сформировалась и имела определенный внешний вид: оформление и текст были выполнены со знанием дела. Но основное классическое требование к афише – привлекать внимание, и в связи с этим, заставлять совершать определенные волевые акты: покупать, выбирать, одобрять.
Рисованная информация.
Афиша в 19 веке является одним из самых активных видов рисованной информации и по силе воздействия на психику человека, и по своей эстетической и художественной привлекательности.
Существует классическая схема поэтапного воздействия рекламы на психику человека. Она носит название АИДА.
Attention – внимание
Interet = интерес
Desire = желание
Action = действие
К рекламным текстам тоже предъявляются особые требования. Они должны содержать краткую информацию, не быть перегруженными
умозаключениями, привлекать разные слои населения своим простым и доступным языком.
В «Петербургском дневнике театрала» за 1904 год можно прочитать о том, что в « … Нью-Йорке и Париже недавно появились афиши,
печатаемые на тротуарах и мостовых валиками огромных колес
автомобиля».
Достижения в области рисованной информации прежде всего надо связывать с высоким художественно – изобразительным уровнем исполнения и состоянием полиграфической промышленности. Разные виды рекламы для многих людей являются порой первыми попавшимися на их жизненном пути произведениями искусства.
Театральная афиша – это тоже вид рекламы, требующий и талантливых художников, и знаний некоторых законов и закономерностей, необходимых для их выполнения.
Афиша и эстетика.
Часто задаются вопросом: афиша – искусство ли это?
Афиша – это графическое средство выражения какого-либо события, от которого можно ждать высокой эстетической ценности или выдумки.
Афиша – это отражение вкусов, образа жизни, уровня культуры своей эпохи.
Общеизвестно, что знаменитые французские художники: Шере, Домье, Тулуз-Лотрек, Боннар, Пикассо, Ван-Донген, Кокто, Мари Лорансен и другие занимались оформлением афиш. К концу 19 века цветная афиша, изобретенная в 1869 году Жюлем Шере, была распространена по всей Европе, США и России. Но только во Франции по-настоящему имелось искусство афиши. Один из известнейших художников афиши – Анри Тулуз-Лотрек
« … пользовался преимущественно двумя элементами литографии: острой линией и интенсивным пятном. Им выполнено около 30 афиш, которые отличаются особенной сложностью и изощренностью композиции и вместе с тем афиши эти рассчитаны на кратковременное восприятие на ходу, из окна фиакра. Своими афишами Тулуз-Лотрек определил все дальнейшее развитие искусства плаката:
афиши его современника – Боннара, строятся на такой же активности цветовых пятен и гротескности силуэтов».
(Очерки по истории и технике гравюры,т.9,. стр. 365-366).
Надо сказать, что будущая гротескность многих афиш была воспринята из многочисленных гиперболизированных образов литографий Домье. И постепенно, приближаясь хронологически к 20 веку, художники все больше и больше будут обращаться к искусству афиши. Если Тулуз-Лотрек начал с 30 афиш, то например, Пикассо выполнил их уже около 290. С 1895 по 1900 год в Париже было выпущено в свет пятитомное иллюстрированное издание
«Les maitres des afiches».
Среди других иностранных художников можно назвать великолепного МУХУ и менее известных нам: Стейнлена, Харди, Маталони, Ван Каспела,
Рида, Гинайса.
В 1791 году во Франции был принят закон, требующий выполнять официальные афиши на белой бумаге черными буквами. Наконец, закон 1881 года, регламентирующий права на расклейку афиш, т.н. «афишное право», имеющее целью воспрепятствовать распространению вредных и опасных объявлений.
Как считают французы – законодатели афишной моды – самая эмоциональная комбинация цветов на афише такова:
Красный на светло-голубом
Красный на сером
Красный на желто-зеленом
АФИША, как исторический источник, произведение искусства и вид рекламы выполняет следующие функции:
1. информационную
2. эстетическую
3. психологическую
4. историческую
5. утилитарную
Существуют афиши политехнические, коммерческие, туристические, кинематографические и афиши спектаклей. Это прежде всего афиши театров, цирков, мюзик-холлов, кабаре, танцевальных групп, эстрадных певцов и коллективов.
Афиша в России.
В России право печатать афиши для всех театров являлось монополией Дирекции императорских театров и ее контрагентов: ( ГОПП- в Петербурге и ЛЕВЕНСОН – в Москве). Эта монополия была введена актером Рыкаловым
Василием Федотовичем (1771-1813). Читаем у П.Арапова: «Русская труппа в конце 18 века состояла из 21 актера и 22 актрис, в числе коих были замечательные артисты… в том числе и Рыкалов Василий Федотович представлял превосходно стариков в мольеровских комедиях… Большой успех имела «Модная лавка», оригинальная комедия И.А.Крылова в трех
действиях, где между прочим при обыске контрабанды находят помещицу Сумбурову в шкафу, где она скрывалась из боязни быть настигнутою мужем в модной лавке. Рыкалов был превосходен в роли Сумбурова».
П.Арапов. Летопись русского театра, стр.90).
Афиша в России была уже известна в 18 веке, если доверять упоминанию об этом Э.Бескина в «Истории русского театра». Он пишет: «В начале тридцатых годов (18 века) в Петербург приезжают немецкие кукольники-
«кунштмастеры»- с кукольным театром. В сохранившейся афише этого театра читаем: известно, что недавно прибывшие сюда немецкие показатели выпускных кукол смотрения достаточную комедию представлять будут:
о преступлении прародителей Адама и Евы , где показаны будут виды неба, ада и красного рая с различными зверями и приятным пением птиц…
Коме этого ставились и дошли до нас афиши еще семи комедий».
В Театральном музее имени А.Бахрушина сохранилась шрифтовая афиша Петровского театра в Москве 1791 года спектакля «Пустельга».
«В 1785 году возникло неудовольствие в публике, что нередко не исполняется Дирекцией то, что публикуется в афишах, и поэтому 2 декабря 1785 года состоялось Высочайшее повеление, дабы при объявлении публике о балетах, непременно и с крайней точностью все было исполняемо, если же чего против объявления дано не будет, то при выходе из театра зрителям возвращать ими заплаченные деньги».
Из собрания афиш, имевшихся в Императорской публичной библиотеке, было видно, что с 1812 года была объявлена подписка на афиши с оплатой 10 рублей в год.
Среди русских художников упоминаются незнакомые нам имена: И.Галкин, В.Тим, В.Андреев, Н.Орлов, И. Порфиров.
Афиша и цензура.
«Предварительно надо заметить, что цензурное ведомство того времени сносилось по интересующим его вопросам по преимуществу с Петербургскою дирекцией, что и понятно, так как и московские театры, за весьма редким исключением, шли в репертуаре за петербургскими. Большинство авторов и переводчиков представляли свои пьесы прямо в Петербург и Московские театры получали репертуарный материал, цензурованный помимо их участия. Таким образом, Московское театральное управление в значительно меньшей степени переживало остроту и неудобство непосредственных столкновений с цензурой. Открыв свою
цензурную деятельность в апреле 1828 года, 3-е Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии три первые свои требования заявило уже в июле того же года… 6 июля 1828 года Канцелярия просила С-Петербургскую контору театров «строго наблюдать, чтобы артисты императорских театров не объявляли пьес, прежде одобрения оных цензурою…
24 июля того же года затребовано было от Петербургской дирекции представления их на сцене…до получения из оной таковой
программы обратно, отнюдь не печатать в афишах описанного в оной
нового балета или дивертисмента».
(В.Погожев. Столетие организации Имп. Московских театров. Вып.,1,кн.3,
1908, стр.74-75)
Афишный репертуар рассматриваемого периода.
60 – 70 годы 19 века для русского театра – период такого расцвета, который в этом столетии более не повторится. Национальная школа драматургии, созданная А.Н.Островским и блестящая плеяда русских актеров занимают в художественной культуре своего времени места не меньше, чем романы И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, живопись передвижников, музыка композиторов «Могучей кучки».
На афишах второй половины 19 века мы можем встретить такие спектакли, как «30 лет или жизнь игрока», «Ревизор» или «Горе от ума» с М.С.Щепкиным, М.Садовский привлечет наше внимание спектаклями «Жених из ножевой линии» и «Женитьба». С.В.Шумский будет занят в таких спектаклях, как «Карьера» и «Разбойники». Г.Федотова и А.Ленский удивляли своих современников в шекспировской «Строптивой». Такие имена, как Н.Никулина – Косицкая, Львова – Синецкая встретятся нам в спектаклях «Честность», «Гроза», «Ольга – русская сирота». Спектакли «Птички певчие» и «Цыганские песни в лицах» будут связаны с именем М.Лентовского. Великая трагическая актриса М.Ермолова не однажды
привлечет наше внимание в афишах и программах. От Пушкинского театра Бренко, Антреприз Лентовского, выступлений Шаляпина в Мамонтовской частной опере, Оперы С.Зимина, Семейных садов в Петровском парке, Летних театров в Подмосковье до обширно представленной театральной провинции и некоторых театров Петербурга. От первых постановок спектраклей МХТ до гастролей Сары Бернар, Марии Гай и Айседоры Дункан. Таков далеко не полный перечень театров, антреприз и великих имен, которые можно встретить на афишах ГЦТМ имени А.Бахрушина.
Листая подшивку театральных афиш за 1857 год, обращаем внимание на то, что «… в пользу актера Владимира Александровича Дмитревского в первый по возобновлении дают пьесу
«Двумужница или зачем пойдешь – то и найдешь» кн. Шаховского. Эта афиша отсылает нас к интересному случаю, описанному у Погожева: « 22 октября 1832 года кн. Волконский прислал кн. Гагарину афишу пьесы «Двумужница», назначенную в бенефис актрисы Ежовой, замечанием Его Величества о неприличных названиях играемых пьес».
В 1883 году была отменена Монополия императорских театров, и частные театры и антрепризы хлынули потоком. Не остается в стороне и М.Лентовский. «Первая попытка создать народный театр «Скоморох» закончилась неудачей. Он открылся первый раз в 1881 году и скоро закрылся. « В Москве на Сретенском бульваре находилось круглое здание панорамы «Константинополь». Это здание и решил Лентовский приспособить под театр. В его театре должный были быть партер и два яруса. Число мест достигало 2600. Галерея была стоячая. Цены на места решено было установить от 10 коп. до рубля.
Второй раз открылся «Скоморох» 23 ноября 1886 года, и успех его определился сразу… На открытии пошла пьеса «Бедность не порок» А.Н.Островского, принимала ее публика восторженно… До конца своих дней сохранил Лентовский благоговейное отношение к Станиславскому и руководимому им театру. Когда начали строить новое здание для Художественного театра в Камергерском переулке, он принял в этом участие и помог оборудовать сцену сложными машинами…
Лентовский считал обязательным уже в афише сообщать о всех тех чудесах, какие зрителям предстояло увидеть. Мало того, афиша сообщала сколько на оформление спектакля истрачено материала, а частенько и стоимость постановки. Так, объявляя, что в августе 1884 года пойдет феерия «Черти на земле», Лентовский тут же сообщил: постановка обошлась в 30 тысяч рублей. Плакаты для него постоянно делал молодой Ф. Шехтель».
( из книги Дмитриева «Михаил Лентовский», 1978,.стр.99)
Программы
Термин «программа», которым теперь пользуются в театральном деле, состоит из греческих слов: про- прежде и графо – пишу. Прежде пишу о том,
что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете. Раньше программы назывались афишками и оформлялись с большим вкусом. Особенно отличались изысканностью программы Большого театра, выполненные художником С.Ягужинским, Кружка любителей русской музыки – художник И.Бондаренко, Малого театра – художник П.Афанасьев. А красочные программы Русского Охотничего клуба были выполнены на тончайшей полупрозрачной бумаге и украшены изящными виньетками и рисунками.
Редкая программа капустника Московского Художественного театра отсылает нас к 1888 году, когда К.С.Станиславским было основано Общество искусства и литературы. Устав общества гласил: «Московское общество искусства и литературы имеет целью способствовать распространению познаний среди своих членов в области искусства и
литературы, содействовать развитию изящных искусств, а также: давать возможность проявлению и способствовать развитию сценических, музыкальных, литературных и художественных талантов». Именно здесь зародились шуточные представления, устраивавшиеся во время «капустоедения» или Великого поста.
Вкладыш несохранившейся программы неизвестного капустника, состоявшегося на сцене Никитского театра зазывает зрителя следующим образом:
«В феатре Никитском, в том самом, где Сабуровские прелестницы зело московских людей прельщали, февраля 13 дня, сиречь в понедельник второй седмицы Великого поста, установлено нами капустоедение великое, на какой предмет и учрежден капустник, сиречь замечательное людей мусикийских, и комедиантов, и ломальщиков, и куриозных рассказчиков, и веселых плясунов и прочих забавных персон, с почтеннейнею публикой купно, для занятного и отменно поучительного лицедейства и для радостного смеха собрание. А подряд взяли: старший мельпоменин дворовый человек Михайло Томашевский, да плясун феатральный Владимир Кузнецов, да еще сочинитель мусикийский Никола Маныкин-Невструев, для присмотру за голосами и для изрядного сочинительства, да еще господа хорошие многие, которые веселиться охочи. И кланяемся мы тебе земно: не погнушайся нашей забавой и приходи повеселиться на славу».
Капустники были полны выдумок и остроумия. А капустники МХТ отличались обилием жанров и удивляли зрителя своими представлениями. Например, … «Московский художественный театр под водой», великое зрелище- пантомима при участии ¾ труппы МХТ и 5 ведер воды.
(Отделение 5-е или 10-е): « В зрительном зале и на сцене. В публике ее любимцы: Станиславский, Бахрушин и его биограф Лебедев, Немирович-Данченко, кн. Сумбатов и его друг Вишневский, Ф.И.Шаляпин, видные депутаты 111 Государственной думы, кумир московской публики Качалов…
Освещение а джорно. Дирекция капустников, не жалея громадных затрат, освещает весь зал по системе барона Клодт.
Отделение 212-е и Апофеоз. Под названием «Прощайте, прощайте, пора нам уходить»… Дирекция капустника разрешает одобрение во всякой форме , хотя бы и в такой устарелой, как аплодисменты. Хлопать же глазами и ушами безусловно воспрещается, даже в случае замены артиста или его товарища другим, будь то лошадь, рыба или другое травоядное насекомое.
20 марта 1911 года.».
В связи с открытием в 1898 году Московского Художественно-общедоступного театра и театральной реформой Станиславского в зал нельзя было входить после начала спектакля. Это новшество отражалось и в тексте афиш. «После поднятия занавеса вход в зрительный зал безусловно не допускается» - гласит надпись на афише Московского Камерного театра.
Любители изящного танца – классического балета, приходя на балетные феерии Петипа или Фокина невольно обращали внимание на кордебалет. Вспомните изысканные кордебалетные пассажи в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Шопениане» или бурные половецкие пляски.
Будущие выдающиеся балерины нашего времени нередко оттачивали свое мастерство в кордебалете, обретая легкость прыжка, грацию и плавность движений. В честь кордебалета устраивались бенефисы. Сохранилась чудная программа такого бенефиса 1914! года. Балетный танец требует зрительской памяти поколений. Однако, порой балетная критика отличала некоторых из танцовщиц в своих рецензиях. И однажды сказанное было подхвачено другими. Для любого неординарного ратиста – признание его таланта – это надежда на бессмертие. Не хотелось бы забывать танец Марии Тальони, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Ольги Спесивцевой, Айседоры Дункан и выдающихся балерин нашего времени. Культура нации в ее прошлом. Но она не исчезнет только, благодаря усилиям будущих поколений.
В ГЦТМ имени А.А.Бахрушина хранятся красочные программы Московского попечительства о народной трезвости. «Первое общество трезвости было создано в 1854 году. ( но просуществовало недолго). В 80-х годах оно возродилось вновь. С введением винной монополии был учрежден институт Попечительства о народной трезвости. Главной целью его было воспитание в людях расположения к трезвости,
ограждение их от злоупотребления крепкими напитками, приучение к более благородному использованию досуга, организация народных чтений и беседований». Например, Петербургское попечительство имело свои театры, столовые, гостиницы, баню, музыкальные классы, сеть амбулаторий… «Средства попечительства составляли суммы, ассигнуемые от казны, частные пожертвования, сборы от продажи изданий, устройства общественных развлечений, в частности, спектаклей».
Так 23 марта 1903 года имел место народный спектакль, поставленный силами Московской частной оперы «Руслан и Людмила». Спектакль давался на сцене театра Солодовникова. «В конце 19 века неожиданно для московской публики и властей города … на углу Большой Дмитровки и Копьевского переулка появился огромный, почти равный Большому театру, но плохо оборудованный театральный зал. Известный московский богач Гаврила Гаврилович Солодовников содержал в центре Москвы доходные дома… Наиболее известен был солодовниковский пассаж на Кузнецком мосту, там где после его сноса в 1945 году был разбит сквер перед ЦУМом. На втором этаже этого пассажа был плохонький театрик…
Здесь Лентовский организовал театр «Буфф».
( Грибанов. Медицина в необычном., стр.160)
(Анисимов. Театры Москвы., стр.60)
И вот новый Солодовниковский театр принимал у себя Частную оперу Мамонтова. Программа предупреждала: «…просят во время исполнения не входить, не выходить и не разговаривать. Кроме того, просят не подходить к рампе для аплодисментов. Биссировать гг. артистам воспрещается».
Текст программы предельно лаконичен и требователен. Сразу приучает к порядку и трезвости ума.
«Финансовые дела Мамонтова были к этому времени подорваны, и театр пришлось переименовать в «Товарищество русской частной оперы». На этой сцене было поставлено 43 оперы. Как дирижеры и музыкальные руководители здесь работали С.В.Рахманинов и М.М.Ипполитов-Иванов.
После очередного пожара новый сезон театра открылся 23 ноября 1908 года. Но это был уже Оперный театр С.Зимина. « Чтобы подчеркнуть преемственность мамонтовских традиций, С.И.Зимин в 1916 году купил у
Саввы Ивановича Врубелевскую «Принцессу Грезу», чтобы украсить фойе этого здания.».
( А.Анисимов. Театры Москвы., М., 1984)
Русская афиша в ХХ веке.
Разнообразны шрифт и цветовая гамма афиш в России ХХ века. Достаточно взглянуть на афиши МХТ, Театра Корша, Московского столичного театра Рудольфа Труцци, чтобы убедиться в этом. Афиши выходили буквально всех цветов спектра. Сохранившись до наших дней, цвет афиш даже не потускнел.
Художники: К.Сомов, Л.Бакст, С.Самокиш, С.Судейкин, М.Дабужинский, Ф.Шехтель, А.Головин, Бродский, К.Коровин, Н.Альтман, И.Билибин, Б.Кустодиев и другие внесли свой вклад в благородное дело оформления театральной афиши. Наиболее известна художественная афиша В.Серова «Анна Павлова», запечатлевшая великую русскую балерину в позе уникального павловского арабеска.
Исследователь Эрнст Шур в книге «Современный танец»
пишет о Павловой: « … мы изгоняем нынче красоту впечатляющего движения из самого танца и таким образом изгоняем из искусства само искусство, единственно значительное, и сохраняем незначащее… Движения же, из каких состоит танец Павловой, также прекрасны, как стиль в изваянии, как ритм здания. То откровения тайной красоты. Они – нечто символическое, закономерные документы совершенства мироздания».
В Бахрушинском музее также хранится афиша Жана Кокто , на которой изображена Тамара Карсавина в балете «Видение розы».
Листая коллекцию афиш Московского Интернационального театра ( б. Парадис, Никитский, сейчас – Театр им. Маяковского) обращаем
внимание на афишу 1908 года, которая гласит: « Два вечера. Две единственные гастроли (без повторений):
Знаменитая «босоножка» Айседора Дункан».
На сцене Интернационального театра в Москве выступали гастролирующие в России Элеонора Дузе, Сара Бернар, Мария Гай, знаменитые «мейнингенцы».
В 1908 году в очередной раз состоялись гастроли Айседоры Дункан. «Мимическое, скажем даже драматическое содержание своего танца она черпает из впечатлений музыки, его сопровождающей…
В изображении душевных настроений Дункан выходит из пределов реалистического движения. Ее танец, освобожденный от стеснений
одежды, вольный, широкий бег, ей не свойственен прыжок, один из главных элементов классических балетных танцев, или движения на носке, подчиняющие весь корпус балерины, голову, руки – законам особого равновесия, голова Дункан свободно отбрасывается назад или наклоняется вперед, кисти рук, не зависимые от общего движения, руки живут самостоятельной, выразительной жизнью… Ее психологическая стихия – радость, легкое опъянение весенним солнцем, свободным бегом, ветерком, играющим складками туники. В ней что-то буколическое. Нет ни трагедии, ни эротики» - так писал Андрей Левенсон.
Принимая во внимание эту рецензию на выступление Дункан, небезынтересно познакомиться с высказываниями самой танцовщицы. Впоследствии, в 20-х годах хх века Айседора Дункан создает школу для детей России, располагавшуюся по старинному московскому адресу: Пречистенка,20. Для этой школы Дункан разрабатывает целую программу для музыкального воспитания детей, основные положения которой можно изложить так: «Изучайте движение земли, движения растений и животных, движение ветра и волн и затем изучите движения ребенка. Вы заметите, что естественное движение всегда берет свое начало внутри и стремится вылиться наружу. Я считаю, что музыка является самым могущественным средством при воспитании детей. К сожалению, лишь
весьма немногие воспитатели понимают влияние музыки на бессознательное детство. Цель школы – вести душу ребенка к источнику света». ( Из вкладыша программы выступления Дункан, Москва, 1921 год).
«В своем обзоре «Художественные выставки в Москве» 1907 года художник Дмитрий Митрохин писал: В текущем выставочном сезоне
открыло деятельность новое художественное общество имени Леонардо да Винчи. Первая, открытая этим обществом выставка – огромная коллекция иностранных и частью русских афиш и плакатов. Это собрание представляет несомненный интерес присутствием работ таких художников, как Тулуз-Лотрек, с его дивной чуткостью к движению и окраске и способностью запечатлеть, кажется, одним усилием воли самую суть вещей». На фоне высокохудожественных афиш, выполненных
французскими художниками, русская афиша тоже имела определенные достижения в области цвета, формы, разнообразия шрифтов и
композиции. Среди таких достижений, помимо прочих, можно назвать афишу Л.Бакста к Прощальному бенефису М.Кшесинской 1904 года.
Однако, с развитием кинематографа русская афиша стала привлекать европейскую публику. В зарубежных изданиях этот вид афиши прежде всего связывают с именами бр.Стенбергов, Олега Зингера и Эль Лисицкого. «На Западе реклама не дает вам покоя… Наконец, вы можете посетить специально созданный рекламный театр, где воздействие
на психику потребителя производится в значительно более мягкой и не менее убедительной театрализованной форме. Таков, например, берлинский «Первый Театр Рекламы». Он показывал специально для этого театра сочиненную пьесу «Что здесь за чертовщина». В этом обозрении целям рекламы служили и диалог, и куплеты, и танцы».
Крупнейший мастер театрального плаката – выдающийся режиссер Н.П.Акимов писал: « В этом случае известная формула «Спектакль начинается с вешалки» заменяется более выгодной: «Спектакль начинается с плаката».
(Плакат и реклама после Октября, 1926., стр.20)
Благодаря тому, что в первой четверти ХХ века и позднее в русский театр пришли такие мастера как: братья Стенберги, выполнившие афиши для Московского Камерного театра, Н.Шлепянов, К.Петров-Водкин и А.Родченко, по эскизам которых
исполнялись афиши для театра имени Мейерхольда, Е.Корбут и Н.Айзенберг – для театра «Синяя блуза», Л.Никитин, работавший в
театре С.Эйзенштейна, Н.Акимов – руководитель Ленинградского «Театра Комедии» и многие другие, русская и советская театральная афиша стала иметь свое оригинальное лицо.
В 20-е годы ХХ века, в трудные времена, в основном, это были шрифтовые афиши, шрифт которых был расположен таким образом, что мог притягивать зрителя, будоражить его воображение. Динамика текста
была ощутимой и действенной , чего и требовал новый грядущий жестокий век.
Отдельные афиши для театра исполняли :Чехонин, Розанова, Зданевич, Гончарова и Ларионов, жившие за пределами России.
Среди современных художников, посвятивших себя театральной афише есть известные нам имена: Рындин, Б.Мессерер, С.Бархин, Э.Дробицкий, Б. Бланк О.Савостюк, Ю.Кононенко, В.Ковальчук и многие другие.