16+
Лайт-версия сайта

Рахманинов на Тифлисской сцене

Литература / Очерки / Рахманинов на Тифлисской сцене
Просмотр работы:
15 апреля ’2010   14:55
Просмотров: 27666

Грузию Рахманинов впервые посетил в 1911 году.Приезд Рахманинова совпал с пребыванием там Иосифа Гофмана. Великолепный праздник музыкального искусства не изгладился из памяти тех, кому посчастливилось бывать на концертах обоих знаменитостей.В концерте, состоявшемся в Тифлисском казённом театре в ноябре 1911 года, Рахманинов исполнял своё капитальное произведение — Первую сонату, ряд прелюдий, юмореску, элегию «Полишинеля». В этот период в Тифлисе состоялся и второй концерт Рахманинова, сопровождавшийся не менее шумным успехом, чем его первый. Программа концерта была посвящена исключительно симфонической музыке. После увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила», исполненной с увлечением оркестром под управлением Ивана Палиашвили — дирижёра Тифлисской оперы, — Рахманинов сыграл с оркестром два концерта:свой Третий концерт, посвящённый Иосифу Гофману, и концерт Чайковского. Гофман, присутствовавший на концертах Рахманинова в Тифлисе, с восторгом аплодировал ему. Когда же Гофман сыграл Второй концерт Рахманинова, то пианист,обняв Гофмана,сказал:
« Я только сейчас понял красоту моего концерта». На концертах Рахманинова в Тифлисе, проходивших при переполненном зале, ему были поднесены венки с надписью: «Гордости русского искусства».В газете «Кавказ» отмечалось: «Рахманинов, по справедливости, занимает одно из первых мест среди современных композиторов мира».
Тифлисская публика задолго до приезда Рахманинова была уже знакома с его сочинениями. На сцене Тифлисского оперного театра в 1904 году ставилась его опера «Алеко», а в камерных собраниях местного отделения Русского музыкального общества исполнялись с огромным успехом его Соната для фортепиано и виолончели, Элегическое трио, некоторые прелюдии, Баркарола и другие. Участниками ансамблей были местные педагоги, окончившие Московскую консерваторию.
После концерта,Рахманинов и представители музыкальной элиты были приглашены к С.Мирзоеву, известному богачу, меценату, директору Тифлисского отделения Русского музыкального общества. Мирзоев, обожавший Рахманинова и желавший хоть что-нибудь иметь на память от него, предложил Сергею Васильевичу продать ему рояль фабрики Бехштейна, который Рахманинов обычно возил с собой во время концертных поездок. Мирзоев убеждал Рахманинова, что ввиду большого потока отъезжающих ему трудно будет погрузить рояль сначала в вагон поезда,следовавшего до порта Батуми, а затем оттуда на пароход. Рахманинов согласился. Этот рояль позднее был приобретён у Мирзоева Тбилисской консерваторией.Рахманинов посетил также Музыкальное училище, слушал учеников с интересом, внимательно и хвалил особо отличившихся. После прослушивания Рахманинов с группой преподавателей училища был приглашён на дачу к директору музыкального училища Е.Ряднову на окраину Тифлиса в Ортачала,откуда открывался великолепный вид на Куру, на Ортачальские сады,на серные бани «Гогило» в глубине скалы.
Концерты Рахманинова и Гофмана в Тифлисе организовывались пианистом и педагогом Адольфом Швейгером.По окончании концертов Рахманинова Швейгер обычно устраивал банкеты, на которых бывали профессора Музыкального училища.Несмотря на утомительные концерты, Рахманинов на этих банкетах, устраиваемых в его честь, радовал собравшихся своей великолепной игрой.
В 1913 и 1915 годах, когда Рахманинов вновь концертировал в Грузии, он посетил известный в Тифлисе салон княгини Лизы Орбелиани,где собиралась видная грузинская интеллигенция. В её салоне Рахманинов встретился с художницей Анастасией Амираджиби (ученицей В. Серова), пианисткой-композитором Варварой Амираджиби, окончившей с медалью Московскую консерваторию,скрипачкой Александрой Прокопович-Кобиашвили.
Внимание Рахманинова привлекла сама Лиза Орбелиани. Прекрасно владея французским языком, она перевела «Демона» Лермонтова на французский язык,а также знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».На вечере у Орбелиани бывали многие видные музыкальные деятели и среди них грузинские композиторы Дмитрий Аракишвили, Захарий Палиашвили, Константин Мегвинет-Ухуцеси. Они беседовали с Рахманиновым о своих творческих планах.Собиратель народных песен,этнограф и композитор Аракишвили рассказывал о работе над оперой «Сказание о Шота Руставели»,в которой рисуется эпоха грузинской царицы Тамары и жизнь великого поэта Шота Руставели. Палиашвили познакомил Рахманинова с избранной им для оперы легендой «Абесалом и Этери», Мегвинет-Ухуцеси — с исторической легендой об Амирани (Прометее).
К концу вечера неизменно подымались бокалы, наполненные добрым кахетинским вином,за здравие и за дружбу и неизменно затягивалась «Мравалжамиер» — застольная песня — «многолетие» — как пожелание в честь Рахманинова.






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 15 апреля ’2010   15:12
+10!!!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ты на память мне оставил...

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft