16+
Лайт-версия сайта

Гумилёв - конквистадор русской поэзии

Литература / Очерки / Гумилёв - конквистадор русской поэзии
Просмотр работы:
10 апреля ’2010   17:02
Просмотров: 27372

Начало 20 века было отмечено высоким и ярким взлётом поэзии, которая была преисполнена новизной, дерзостью и праздничностью.Заметный след в литературе того времени оставили В.Брюсов ,В.Иванов, Ф.Сологуб, А.Белый, М.Волошин, И.Северянин, К.Бальмонт, З.Гиппиус, А.Блок и другие. Среди них достойное место занимает и поэзия Николая Гумилёва(фамилия имеет немецкое происхождение: Hummel-Шмель). Гумелёв родился в Кронштате(1886),который стал определённым символом, предзнаменованием будущей судьбы поэта, отданной странствиям по морям и континентам. Крёстным отцом был его дядя-адмирал флота Л.Львов(прадед учавствовал в сражении под Аустерлицем). Царское село, где прошло детство и отрочество будущего поэта, сыграло в его жизни огромную роль.Там всё дышало поэзией, гением Пушкина, а директором Николаевской царскосельской гимназии,где учился Гумилёв, был поэт И.Анненский.
Но помимо этого в отрочестве Гумилёва было ещё одно сильное впечатление - Кавказ, куда семья на время переехала жить. Гумилёв три года учился в тифлисской гимназии и этот период в жизни юного Гумилёва был достаточен для формирования эстетизма в его стихах. Будущая яркая декоративность, свойственная автору "Чужого неба" и африканских стихов,получила толчок именно в созерцании живописных долин и ущелей Кавказских гор,экзотики старого Тифлиса.Здесь в Тифлисе появились в печати и первые стихотворения Гумилёва,одно из них "Я в лес бежал из городов" было опубликовано в газете "Тифлисский листок" в сентябре 1902 года.В этих стихотворениях чувствуется подражание Бальмонту. Гумилёв в ту пору тяготел к романтической поэзии и подумывал уже о сборнике "Горы и ущелья":
"Люблю я чудный горный вид,
Остроконечные вершины,
Где каждый лишний шаг грозит
Несвоевременной кончиной."
В 1903 году семья Гумилёвых вернулась в Царское село и Гумилёв продолжил своё образование в гимназии. Поэт Анненский, по всей видимости, оказал определённое влияние на направление поэтического развития Гумилёва.Изданный в 1905 году сборник стихов "Путь конквистадоров" был подарен Гумилёвым Анненскому с дарственной стихотворной надписью.В этих стихах появилось мужественное волевое начало, которое сделается со временем неотъемлемой приметой гумилёвской лирики:
"Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду".
Пора первоначального формирования Гумилёва была временем расцвета русского декаденса. Ставя в центре мира свою личность, поэт-декадент был склонен к эпатажу, к броскому и демонстративному подчёркиванию своей неповторимой индивидуальности. Вполне в духе времени и в соответствии с собственной натурой Гумилёв создал маску конквистадора. К моменту окончания гимназии в 1906 году муза дальних странствий,манившая его ещё в детстве за кронштатский горизонт, помогла ему в то лето уйти в морское плаванье(поэт поступил в Морской корпус):
"Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака."
Через год Гумилёв уехал в Париж для продолжения образования в Сорбонне, где слушал лекции по французской литературе.Он наладил переписку с Брюсовым,издавал журнал "Сириус", где были напечатаны и первые стихи Анны Ахматовой(Горенко). В Париже вышел второй сборник Гумилёва "Романтические цветы", где вновь была и романтика подвига, и экзотика:
"Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймёт намёк старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы".
Осенью 1908 года Гумилёв совершил свою первую поездку в Африку(Египет, Судан). Африканский континент пленил поэта, сделав его первооткрывателем африканской темы в русской поэзии (сборник "Шатёр"):
"Между берегом буйного Красного Моря
И Суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа, страна."
Вернувшись из поездки, он сделался слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета,а в 1910 году вышел его следующий сборник "Жемчуга" с посвящением В.Брюсову:
"На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель."
В этот период Гумилёв вновь отправился в Африку(Абиссинию) в составе научной экспедиции. Там он собрал местный фольклор, послуживший основой для цикла "Абессинских песен":
"Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф."
Вернувшись в Россию, Гумилёв женился на поэтессе Анне Ахматовой и вскоре стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах.Он вошёл в редакцию журнала "Аполлон", где регулярно печатал свои так называемые литературно-критические этюды.В конце 1911 года Гумилёв возглавил "Цех поэтов" и выступил идейным вдохновителем нового литературного напрвления - акмеизма.Через год он выпустил сборник стихов "Чужое небо", в который вошли и стихи, посвящённые Анне Ахматовой:
"Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха."
В этом сборнике наметились новые мотивы творчества Гумилёва.Он сформулировал новую концепцию поэтического слова и своё понимание человека, как существа, осознающего свою природную данность.
В 1914 году Гумилёв стал добровольцем лейб-гвардии уланского полка и служил в конной разведке.Его корреспонденции сделались основой документальной книги "Записки кавалериста". Гумилёв получил офицерский чин и был награждён двумя Георгиевскими крестами:
"Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь."
В книге "Колчан",изданной в 1916 году, наряду с итальянскими зарисовками зазвучала и русская тема. В стихотворении "Памяти Анненского" поэт с горечью отмечает закат былой эпохи,называя учителя "последним из царскосельских лебедей."
Поэт не был очевидцем революционных событий 1917 года.В это время в составе русского экспедиционного корпуса Гумилёв находился заграницей (Париж-Лондон).Его творческие искания этого периода отмечены интересом к восточной культуре - китайской классической поэзии (сборник "Фарфоровый павильон"). Стихотворения, вошедшие в сборник "Костёр"(1918) отразили напряжённость духовных поисков поэта. Мир в его стихах всё больше предстаёт как божественный космос.В Париже Гумилев влюбился в юную красавицу Елену Дюбуше,которой поэт посвятил цикл стихотворений, вошедший в посмертный сборник «К Синей звезде»:
"Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой,
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой."
Вернувшись из Европы, Гумилёв активно включился в литературную жизнь Петрограда.Он вошёл в состав редколлегии издательства "Всемирная литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский эпос "Гильгамеш", стихи Г.Гейне, Р.Саути, С.Колриджа.В 1921 году Гумилёв был избран сопредседателем Петроградского отделения Союза поэтов. В этом же году вышла его книга "Огненный столп"-вершина поэтического творчества Гумилёва, где он размышляет о непознанном и,обогащённый внутренним духовным опытом, устремляется в "Индию духа":
"Когда же слово Бога с высоты
Большой Медведицею заблестело,
С вопросом, — кто же, вопрошатель, ты? —
Душа предстала предо мной и тело."
И вдруг неожиданно для всех жизнь поэта трагически обрывается...Хотя, подобно Блоку,поэт был полон предчувствия трагической кончины,которое носило черты ясновидения:
"И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще."
Потрясенный почти одновременной смертью двух лучших поэтов России, М.Волошин посвятил памяти Блока и Гумилёва стихи:
"Темен жребий русского поэта.
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, Русь..."






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft