16+
Лайт-версия сайта

Гумилёв - конквистадор русской поэзии

Литература / Очерки / Гумилёв - конквистадор русской поэзии
Просмотр работы:
10 апреля ’2010   17:02
Просмотров: 27370

Начало 20 века было отмечено высоким и ярким взлётом поэзии, которая была преисполнена новизной, дерзостью и праздничностью.Заметный след в литературе того времени оставили В.Брюсов ,В.Иванов, Ф.Сологуб, А.Белый, М.Волошин, И.Северянин, К.Бальмонт, З.Гиппиус, А.Блок и другие. Среди них достойное место занимает и поэзия Николая Гумилёва(фамилия имеет немецкое происхождение: Hummel-Шмель). Гумелёв родился в Кронштате(1886),который стал определённым символом, предзнаменованием будущей судьбы поэта, отданной странствиям по морям и континентам. Крёстным отцом был его дядя-адмирал флота Л.Львов(прадед учавствовал в сражении под Аустерлицем). Царское село, где прошло детство и отрочество будущего поэта, сыграло в его жизни огромную роль.Там всё дышало поэзией, гением Пушкина, а директором Николаевской царскосельской гимназии,где учился Гумилёв, был поэт И.Анненский.
Но помимо этого в отрочестве Гумилёва было ещё одно сильное впечатление - Кавказ, куда семья на время переехала жить. Гумилёв три года учился в тифлисской гимназии и этот период в жизни юного Гумилёва был достаточен для формирования эстетизма в его стихах. Будущая яркая декоративность, свойственная автору "Чужого неба" и африканских стихов,получила толчок именно в созерцании живописных долин и ущелей Кавказских гор,экзотики старого Тифлиса.Здесь в Тифлисе появились в печати и первые стихотворения Гумилёва,одно из них "Я в лес бежал из городов" было опубликовано в газете "Тифлисский листок" в сентябре 1902 года.В этих стихотворениях чувствуется подражание Бальмонту. Гумилёв в ту пору тяготел к романтической поэзии и подумывал уже о сборнике "Горы и ущелья":
"Люблю я чудный горный вид,
Остроконечные вершины,
Где каждый лишний шаг грозит
Несвоевременной кончиной."
В 1903 году семья Гумилёвых вернулась в Царское село и Гумилёв продолжил своё образование в гимназии. Поэт Анненский, по всей видимости, оказал определённое влияние на направление поэтического развития Гумилёва.Изданный в 1905 году сборник стихов "Путь конквистадоров" был подарен Гумилёвым Анненскому с дарственной стихотворной надписью.В этих стихах появилось мужественное волевое начало, которое сделается со временем неотъемлемой приметой гумилёвской лирики:
"Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду".
Пора первоначального формирования Гумилёва была временем расцвета русского декаденса. Ставя в центре мира свою личность, поэт-декадент был склонен к эпатажу, к броскому и демонстративному подчёркиванию своей неповторимой индивидуальности. Вполне в духе времени и в соответствии с собственной натурой Гумилёв создал маску конквистадора. К моменту окончания гимназии в 1906 году муза дальних странствий,манившая его ещё в детстве за кронштатский горизонт, помогла ему в то лето уйти в морское плаванье(поэт поступил в Морской корпус):
"Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака."
Через год Гумилёв уехал в Париж для продолжения образования в Сорбонне, где слушал лекции по французской литературе.Он наладил переписку с Брюсовым,издавал журнал "Сириус", где были напечатаны и первые стихи Анны Ахматовой(Горенко). В Париже вышел второй сборник Гумилёва "Романтические цветы", где вновь была и романтика подвига, и экзотика:
"Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор чёрный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И — кто поймёт намёк старинной тайны? —
В них девушка в венке великой жрицы".
Осенью 1908 года Гумилёв совершил свою первую поездку в Африку(Египет, Судан). Африканский континент пленил поэта, сделав его первооткрывателем африканской темы в русской поэзии (сборник "Шатёр"):
"Между берегом буйного Красного Моря
И Суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа, страна."
Вернувшись из поездки, он сделался слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета,а в 1910 году вышел его следующий сборник "Жемчуга" с посвящением В.Брюсову:
"На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель."
В этот период Гумилёв вновь отправился в Африку(Абиссинию) в составе научной экспедиции. Там он собрал местный фольклор, послуживший основой для цикла "Абессинских песен":
"Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф."
Вернувшись в Россию, Гумилёв женился на поэтессе Анне Ахматовой и вскоре стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах.Он вошёл в редакцию журнала "Аполлон", где регулярно печатал свои так называемые литературно-критические этюды.В конце 1911 года Гумилёв возглавил "Цех поэтов" и выступил идейным вдохновителем нового литературного напрвления - акмеизма.Через год он выпустил сборник стихов "Чужое небо", в который вошли и стихи, посвящённые Анне Ахматовой:
"Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха."
В этом сборнике наметились новые мотивы творчества Гумилёва.Он сформулировал новую концепцию поэтического слова и своё понимание человека, как существа, осознающего свою природную данность.
В 1914 году Гумилёв стал добровольцем лейб-гвардии уланского полка и служил в конной разведке.Его корреспонденции сделались основой документальной книги "Записки кавалериста". Гумилёв получил офицерский чин и был награждён двумя Георгиевскими крестами:
"Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь."
В книге "Колчан",изданной в 1916 году, наряду с итальянскими зарисовками зазвучала и русская тема. В стихотворении "Памяти Анненского" поэт с горечью отмечает закат былой эпохи,называя учителя "последним из царскосельских лебедей."
Поэт не был очевидцем революционных событий 1917 года.В это время в составе русского экспедиционного корпуса Гумилёв находился заграницей (Париж-Лондон).Его творческие искания этого периода отмечены интересом к восточной культуре - китайской классической поэзии (сборник "Фарфоровый павильон"). Стихотворения, вошедшие в сборник "Костёр"(1918) отразили напряжённость духовных поисков поэта. Мир в его стихах всё больше предстаёт как божественный космос.В Париже Гумилев влюбился в юную красавицу Елену Дюбуше,которой поэт посвятил цикл стихотворений, вошедший в посмертный сборник «К Синей звезде»:
"Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой,
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой."
Вернувшись из Европы, Гумилёв активно включился в литературную жизнь Петрограда.Он вошёл в состав редколлегии издательства "Всемирная литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский эпос "Гильгамеш", стихи Г.Гейне, Р.Саути, С.Колриджа.В 1921 году Гумилёв был избран сопредседателем Петроградского отделения Союза поэтов. В этом же году вышла его книга "Огненный столп"-вершина поэтического творчества Гумилёва, где он размышляет о непознанном и,обогащённый внутренним духовным опытом, устремляется в "Индию духа":
"Когда же слово Бога с высоты
Большой Медведицею заблестело,
С вопросом, — кто же, вопрошатель, ты? —
Душа предстала предо мной и тело."
И вдруг неожиданно для всех жизнь поэта трагически обрывается...Хотя, подобно Блоку,поэт был полон предчувствия трагической кончины,которое носило черты ясновидения:
"И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще."
Потрясенный почти одновременной смертью двух лучших поэтов России, М.Волошин посвятил памяти Блока и Гумилёва стихи:
"Темен жребий русского поэта.
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, Русь..."






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft