16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Доронин И.В.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Доронин И.В.
Просмотр работы:
03 июня ’2014   11:17
Просмотров: 20159

Доронин Иван Васильевич родился 05.05.03 г. в селе Каменка Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Учился в школах в городах Берёзово и Балаково Саратовской области.
В РККА с 1920 г. Окончил курсы флотских техников. Летом 1921 г. плавал на миноносце "Уссуриец" Балтийского флота, затем учился в военно-морском училище.
Весной 1924 г. был откомандирован в Егорьевскую школу авиации Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота[1].
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий[2]: "Егорьевск, тихий небольшой городок. В нем было несколько текстильных фабрик, которые и определяли его облик, род занятий жителей. После Петрограда этот населенный пункт казался убогим, захолустным...
В Егорьевском монастыре располагалась авиационная школа... Там же находилось наше общежитие. В каждой келье размещалось по два-три курсанта. Учебный корпус располагался неподалеку от монастыря, в двухэтажном здании, каких в городе имелось не так много. Все изучаемые в школе предметы были по-своему интересными...
Трудно давались лекции по теории авиации, механике, сопротивлению материалов. Не располагали мы достаточной подготовкой по математике и физике. Многое приходилось принимать на веру, заучивать наизусть, как стихи. Никому не хотелось попасть в число тех, кого отчислят и отсеют, кто попадет в "неизбежные" катастрофы.
Изучали и метеорологию. В школе имелась метеостанция, где проводились практические занятия. Погода и полеты на заре нашей авиации были понятиями неотделимыми. Каждый полет всецело зависел от "небесной канцелярии". И умение предсказывать погоду считалось для нас весьма важным. Желание летать без аварий и катастроф заставляло нас глубоко вникать в авиационную науку...
К осени наша школа перебазировалась в Ленинград, слилась с такой же школой, переведенной из Киева, и на улице Красных курсантов начала свое существование Военно-теоретическая школа. Наша "монастырская" жизнь кончилась.
Размещались в казарме. Увольнение в город только по субботам. Строжайший внутренний распорядок, десять - двенадцать часов напряженных ежедневных занятий. Не всем это нравилось. Не всем пришлась по душе размеренная, строго определенная уставами жизнь. Мы учились так, как учатся в общевойсковых военных школах. Правда, теоретическая подготовка была шире.
Попытка организовать в школе практические полеты не удалась. Первое упражнение - "рулежку", которое мы отрабатывали на комендантском аэродроме, так и не удалось довести до конца. Не все смогли даже посидеть в кабине, так как единственную машину, предоставленную в наше распоряжение, мы тут же разбили...
Усилиями преподавателей Военно-теоретической школы в какой-то степени удалось сгладить разницу в образовании курсантов. Познавая азы аэродинамики, навигации, метеорологии, изучая материальную часть самолетов, их вооружение, мы достигли определенного уровня в наших знаниях. Однако в общем развитии курсанты по-прежнему стояли на разных ступенях[3]".
В сентябре 1924 г. Доронин был переведён в Высшую школу красных морских лётчиков[4] в Севастополе, которую окончил в 1925 г.
В его выпускной характеристике отмечалось: "Годен к полётам как инструктор, разведчик, истребитель и пилот тяжёлых машин".
После окончания авиашколы Доронин служил летчиком в ВВС Черноморского флота, а затем был летчиком-инструктором в школе морских летчиков и летнабов им. Сталина.
С 1930 г. работал летчиком в ГВФ. Во время летнего сезона 1930 г. он летал вторым пилотом в экипаже Чухновского[5], обслуживая суда Карской экспедиции.
В ноябре 1930 г. он был переведен в распоряжение начальника Восточно-Сибирского управления. Работал пилотом на авиатрассе Иркутск - Якутск.
В 1932 г. начались изыскания авиатрассы из Якутска на Колыму. Зам. начальника Главного управления ГВФ Я. Анвельт так характеризовал её: "С точки зрения и изысканий, и строительства, и в отношении эксплуатации труднейшая из всех, существующих в мире".
В марте 1933 г. выполнить полёт по этой трассе попытался В.Л. Галышев. Однако ему удалось долететь только до Оймякона. Для продолжения полёта там не оказалось необходимого количества бензина.
В июне 1933 г. Доронин и бортмеханик А. Дараган продолжили трассу до её конечного пункта - Среднекана. Доронин писал об этом перелёте: "Предстояло лететь через Верхоянский хребет. Общая высота его достигает трёх тысяч метров, а отдельные горы выше. Через горы надо лететь час...
Представляете себе наше положение: летим в незнакомой местности, кругом горы, карты неточны. Нет ни одного места для посадки, а бензина в обрез. Озеро Алысардах расположено на высоте 1150 метров над уровнем моря; за ним идут горы свыше 3000. Я заправился бензином, но, когда захотел вылететь на Колыму, не смог оторваться от воды: большая высота снижала мощность мотора, а для дальнейшего перелёта нужно было поднять бензина минимум на 6 часов. Всё-таки оторвался и пошёл через горы...
На обратном пути из Среднекана, в дополнение ко всему, пришлось лететь с несоответствующим сортом горючего, от детонации которого мог сгореть мотор".
За безупречное выполнение этого перелёта Якутское правительство наградило экипаж грамотами, а Доронину преподнесло ещё и охотничье ружьё, на серебряной пластине, прикреплённой к прикладу, было выгравировано: "За первый исторический перелёт"[6].
В течение летней навигации 1933 г. Доронин выполнил ещё три рейса до Среднекана, установив таким образом регулярную воздушную связь с колымской группой районов.
В 1934 г. принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода "Челюскин", затертого во льдах. Для этого в сложнейших метеоусловиях на самолете ПС-3 совершил перелёт Хабаровск - Ванкарем протяжённостью 5860 км.
17.03.34 г. в составе звена под командованием Галышева Доронин вылетел из Хабаровска в Уэллен. Водопьянов попал в снегопад и вернулся в Хабаровск. Догнать улетевших вперед товарищей он смог только в Охотске.
22.03.34 г. все трое вылетели из Охотска. Вскоре попали в такую болтанку, когда почти мгновенно терялась высота на несколько сот метров. Полёт усложнялся сильным встречным ветром. Казалось, самолёты висят на месте. В бухте Нагаево летчикам пришлось ждать хорошей погоды шесть суток.
29.03.34 г. они взяли курс на Каменское. Добрались уже в сумерках. Первым на посадку у зажжённых костров, обозначивших посадочную площадку, пошёл Доронин. Его самолёт попал на надув плотного снега и подломал шасси.
Он предложил Водопьянову и Галышеву лететь дальше одним, но они отказались, решив помочь ему с ремонтом. Самолет за ночь они починили, но разыгралась пурга, и еще трое суток им пришлось ждать ее улучшения.
В Анадыре в двигателе самолета Галышева отказала бензиновая помпа. Для того, чтобы устранить эту неисправность было необходимо снять мотор. Водопьянов и Доронин хотели помочь Галышеву с ремонтом, но он приказал им лететь в Ванкарем самостоятельно, т.к. погода могла в любой момент снова испортиться.
В Ванкарем они полетели через Анадырский хребет, над которым до этого не летал еще никто. Этот путь был вдвое короче и во много раз опаснее. Если бы в воздухе отказал мотор, среди скал и ущелий садиться было бы негде.
11.04.34 г. Доронин прибыл в Ванкарем. 5860 километров по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Охотск - бухта Нагаево - Гижига - Каменское - Анадырь - мыс Северный - Ванкарем он преодолел за три с половиной недели.
В тот же день Доронин вылетел в ледовый лагерь и, несмотря на повреждение шасси, вывез на Большую землю двух человек.
Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: "Вернувшись из очередного рейса, я увидел на аэродроме в Ванкареме еще одну новую машину, а через пять минут знакомился с летчиком Иваном Дорониным. Он рассказал, каких трудов ему стоило добраться до Ванкарема, сколько дней пробыл в плену у злой мачехи - пурги, и тут же высказал пожелание завтра чуть свет лететь со мной в лагерь...
Вечером мы долго беседовали с Иваном Васильевичем Дорониным. Летчик он опытный и хорошо знает, что с Арктикой шутить нельзя. Окончательно договорились, что завтра в лагерь летим вместе, моя машина будет ведущей.
Утром 12 апреля вылетели. На льдину я сел первым. Вслед за мной вполне благополучно сел и Доронин. Приняли на борт пассажиров, начали взлет. И тут с машиной Доронина случилось то, чего я каждый раз так опасался: самолет наскочил на торосы и, поломав шасси, неуклюже остановился посредине аэродрома, разделив пополам и без того узкую взлетную полосу.
Для взлета остался узенький коридор, шириной не более 30 метров. Ни разу в жизни я еще не взлетал при таких условиях. Машину Доронина с поломанными шасси оттащить в сторону не по силам, а ждать, когда будут отремонтированы шасси, означало наверняка потерять весь день. Решил взлетать.
Была ли в этой аварии вина Доронина? Конечно, нет. На ледяной полосе образовалась заструга, вернее, намерзший ночью бугор. На пробеге лыжа попала прямо на него, и самолет по инерции круто развернуло, после чего лыжи врезались в другое препятствие. В итоге - поломка.
Иван Васильевич остро переживал случившееся. Не раз и не два он мне рассказывал, как все произошло. Ему, опытному летчику, эта поломка казалась особенно обидной. А в том, что он был опытнейшим летчиком, убеждает его летная биография.
О детстве своем Иван Доронин рассказывал мне так:
- Силой меня природа не обидела. Читать, писать научили. А вот на поезде и на пароходе не ездил до шестнадцати лет. Но зато уж когда поехал - жизнь повернулась.
В двадцатых годах Иван Доронин с группой комсомольцев приехал из Балашова в Ленинград и поступил на ускоренные курсы флотских техников...
Доронин учился на минера. Но вдруг он узнал о наборе курсантов в авиацию и, преодолев все преграды, поступил в Ленинградскую теоретическую школу летчиков. Потом учился в Севастопольской летной школе. Став летчиком, пять лет работал в военной авиации, затем демобилизовался, летал на рейсовых самолетах в Сибири. Привык, овладел сложными, неизведанными трассами, а богатырскому организму не страшны были никакие морозы и испытания. Летал в места, где до него никто не приземлялся. И не имел ни одной аварии.
Иван Доронин одним из первых полетел на выручку челюскинцам. К этому времени в его летной книжке было записано: девять лет летной работы, 300 тысяч километров воздушных дорог и ни единой аварии.
К Ванкарему пробивались втроем: Водопьянов, Доронин, Галышев - на трех машинах. Выручали друг друга. В Каменском пришлось садиться на неподготовленную площадку. Первым стал "пытать счастье" Доронин. Рискуя жизнью, он сел, но подломал шасси на снежных надувах. Зато друзья избежали опасности.
Доронин первым штурмовал Анадырский хребет в тридцатипятиградусный мороз, за ним - Водопьянов. Храбрецы одолели островерхие ледяные пики гор, прорвались к Ванкарему[7]".
20.04.34 г. Доронин Иван Васильевич был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль N 7.
Член ВКП(б) с 1934 г.
В 1939 г. окончил Военную Воздушную Академию РККА им. Жуковского[8].
В 1939-40 гг. полковник Доронин был начальником Лётно-испытательной станции авиазавода N 1 (Москва), в 1940-47 гг. - начальником ЛИС авиазавода N 301 (г. Химки).
С 1947 г. - в отставке. Продолжал работать на авиазаводе N 301 заместителем начальника ЛИС по лётной части.
Умер 2.02.51 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Героя названы улицы в Астрахани и Москве, школа в городе Балаково Саратовской области.
Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Литература:
Водопьянов М.В. Повесть о первых героях. - 2-е изд. - М., 1980. С. 139-168.


[1] 1.09.10 г. при Петербургской офицерской воздухоплавательной школе был организован временный авиационный отдел, занявшийся подготовкой летчиков. В июле 1914 г. авиационный отдел был реорганизован в Гатчинскую военную авиационную школу. В апреле 1918 г. она получила название 1-я Социалистическая авиашкола Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. В октябре 1918 г. школа была эвакуирована в г. Егорьевск и стала называться Егорьевская школа авиации РККВФ. В сентябре 1924 г. на базе Киевского военного училища КВФ и Егорьевской школы авиации в Ленинграде была создана Военно-теоретическая школа КВФ (впоследствии - Ленинградская военно-теоретическая школа летчиков ВВС РККА).
[2] Каравацкий Афанасий Зиновьевич (1902-1980), генерал-лейтенант авиации (1946). Русский. В РККА с 1919 г. В 1923 г. окончил пехотное отделение Петроградских курсов красных командиров. В 1925 г. окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1926 г. - 1-ю военную авиашколу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1927 г. окончил Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. В 1927-33 гг. - летчик, командир звена, а затем отряда 18-й бомбардировочной эскадрильи. В 1933 г. окончил КУНС при ВВА. В 1933-36 гг. - командир 14-й тяжелобомбардировочной эскадрильи. В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке награжден орденом Ленина. В 1937 г. окончил Высшие летно-тактические курсы в г. Липецке. С 1938 г. - зам. командира, с 1939 г. - командир бомбардировочной авиабригады, с 1940 г. - командир 35-й бомбардировочной авиадивизии дальнего действия. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 35-й бад, а затем 132-й бад. С октября 1942 г. - командир 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйско-Берлинского ордена Суворова корпуса. С 1954 г. в отставке.
[3] Каравацкий А.З. Маршрутами мужества. - Минск: Беларусь, 1978. С. 19.
[4] В июле 1915 г. в Петрограде была открыта офицерская школа морской авиации. 7.03.18 г. Петроградская школа морской авиации была переведена в Нижний Новгород. В ноябре 1918 г. в Петрограде была открыта новая школа морской авиации. В сентябре 1919 г. Нижегородская школа морской авиации была переведена в Самару, а в декабре того же года туда была переведена Петроградская школа морской авиации. В июне 1920 г. они были объединены в Военно-морскую школу авиации. В 1922 г. Объединённая школа морской авиации из Самары была переведена в Севастополь. 31.05.23 г. она была переименована в Высшую школу красных морских лётчиков. В июле 1931 г. она была переведена в г. Ейск. 20.04.37 г. школа морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске была преобразована в Ейское военно-морское авиационное училище им. Сталина. В октябре 1941 г. ВМАУ им. Сталина было перебазировано сначала в Поволжье. В 1943 г. училище было награждено орденом Ленина. 243 выпускника Ейского высшего военного авиационного ордена Ленина училище летчиков им. дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова были удостоены звания Герой Советского Союза. М.В. Кузнецову, А.Е. Мазуренко, Н.Г. Степаняну, В.И. Ракову, Н.В. Челнокову и В.А. Джанибекову - это звание было присвоено дважды.
[5]Чухновский Борис Григорьевич (1898-1975), полковник. Русский. В 1915 г. окончил Гатчинское реальное училище и поступил в морской корпус. В 1917 г. окончил Петроградскую школу морской авиации. Был мичманом. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Командовал авиацией Крымской республики. В 1928 г. был начальником авиационной части экспедиции ледокола "Красин" по спасению Умберто Нобиле, потерпевшего аварию на дирижабле "Италия". Сумел обнаружить во льдах группу Мальмгрена. Награжден орденом Красного Знамени. В 30-е гг. - летчик Управления полярной авиации Главсевморпути. Был инициатором авиаразведки ледовой обстановки в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Участвовал в Великой Отечественной войне. После войны служил в полярной авиации.
[6] Негенбля И. Два подвига Ивана Доронина // Якутия. - 6.05.2003.
[7] Каманин Н.П. Летчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971. С. 156.
[8] 5.09.18 г. по инициативе Н.Е. Жуковского был создан Московский авиатехникум. 26.09.20 г. приказом РВС СССР он был преобразован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. 9.09.22 г. приказом РВС СССР он был преобразован в Академию Воздушного Флота им. Жуковского (с 1925 г. - Военная Воздушная Академия РККА им. Жуковского, с 1940 г. - Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского). 18.08.45 г. ВВИА им. Жуковского была награждена орденом Красного Знамени. См. подробнее: Академия имени Жуковского/Под общ. Ред. В.Я. Кремлева. - М.: Воениздат, 1990.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Кто с нами?) Мы обязательно НА МОРЕ полетим!))

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft