16+
Лайт-версия сайта

МАРГИНАЛЫ

Просмотр работы:
06 ноября ’2010   13:37
Просмотров: 28358

На Руси до революции их называли босяками. М.Горький, бродяжничая в молодости, написал цикл рассказов «По Руси», а также романтизировал образ босяка в своей пьесе «На дне». Слова героя пьесы Сатина: «Человек – вот правда!» стали крылатыми на все последующие времена.. В Древнем Риме обезземелевших землепашцев, переселившихся в города ради «хлеба и зрелищ» стали именовать плебсом. Позже Маркс назвал их деклассированными элементами или «люмпен-пролетариями». Его оппонент по I Интернационалу М.Бакунин делал на них ставку, как бунтарей, которым действительно «нечего терять, кроме своих цепей». Идеолог новой антихристианской религии Ф.Ницше видел в этих париях общества прообраз своего «сверхчеловека». Вершиной российского "босячества" была карьера Гришки Распутина, который в образе странника-богомольца, благодаря своим незаурядным способностям стал чуть ли не духовником последних Романовых. Хиппи 60-70 годов 20 века, а вслед за ними панки являлись носителями контркультуры всё тех «босяков-люмпенов». С недавних пор современные социологи дали своё определение деклассированным и асоциальным, «выпавшим в аут» бывшим людям – маргиналы. В каждой эпохе и времени они присутствуют в большем или меньшем количестве в зависимости от господствующих общественных идеалов и политики, способствующей или препятствующей росту этой социальной группы людей. Есть даже целое племя маргиналов. Иногда их называют «чавелами». Что-то похожее на «чандал» из Индии. Что заставляет одних людей не опускать руки в трудных обстоятельствах, вкалывать и «грести», чтобы выжить, а других идти на помойку, чтобы вместе с бродячими собаками находить себе там пищу и приют? И что делать с этими беспризорными людьми (да и детьми тоже) в век либеральной демократии, когда каждый имеет право делать со своей жизнью всё, что хочет и никто и ничто ему не указ? Вопрос, на который не сразу и найдёшь ответ. Вот Егор Бычков попробовал создать на свою голову фонд «Город без наркотиков» и не заметил, как нарушил основополагающие демократические ценности. Ещё легко отделался – двумя годами условно. Удельный вес маргиналов в нашем деклассированном постсоветском обществе угрожающе нарастает. Соответственно растёт и маргинальное сознание, для которого характерно не связывать себя с «какими-либо условностями». Вот и льётся потоком иногда мат, пошлость и похабщина в песнях и телепередачах. Маргиналу незачем себя утруждать каким-либо соответствием со статусным имиджем культурного человека. К чему всё это, если «всё смешалось в доме Облонских»? Быть приличным человеком стало просто неприлично. Может стоит ввести цензуру на все блатные выражения, мат, пошлость, похабщину? В конце концов, человеческая культура держится на определённых правилах-запретах (табу), а не на вседозволенности. История знает примеры использования маргиналов в качестве ударной силы. Отряды штурмовиков, состоявшие, в основном, из не вписавшихся в мирную жизнь бывших фронтовиков в веймарской Германии готовили почву для прихода к власти Гитлера. Комбеды из голытьбы в Советской России при Ленине обеспечили продотрядам поддержку в деревне, а при Сталине, в годы коллективизации, стали орудием раскулачивания и создания колхозов на селе. События лета 2010 года в Миассе на рок-фестивале «Торнадо» показали, как легко маргиналов мобилизовать на какие-либо деструктивные действия. Для внутренней стабильности в обществе всегда важно, чтобы маргинальные группы не играли в нём решающую роль в нужное время и в нужном месте и чтобы их количество сокращалось, а не увеличивалось. Бродяги, босяки, бомжи или маргиналы были и будут во все времена. Об этом типе людей писали и Достоевский ("Записки из мёртвого дома") и уже упомянутый выше Горький ("На дне", "По Руси"). Даже в благополучное социальное время (70-80-е г.г.) при Брежневе, по неофициальным милицейским данным насчитывалось свыше 1 млн. человек. При андроповском укреплении дисциплины в миллионном Новосибирске таких "горемык" нашлось аж 80 тысяч - коллектив металлургического комбината. Известно, как возился с таким типом людей Л.Толстой, пытаясь их перевоспитать бескорыстной помощью. А в советское время сколько возни было с несознательными гражданами? А сейчас главная ценность господствующего в обществе либерализма - свобода личности. И нельзя эту свободу ограничивать навязыванием понятий о достойном человека образе жизни. Как хочу своей жизнью - так и распоряжаюсь. И никто никому не указ...
Бродяги, босяки, бомжи или маргиналы были и будут во все времена. Об этом типе людей писали и Достоевский ("Записки из мёртвого дома") и уже упомянутый выше Горький ("На дне", "По Руси"). Даже в благополучное социальное время (70-80-е г.г.) при Брежневе, по неофициальным милицейским данным насчитывалось свыше 1 млн. человек. При андроповском укреплении дисциплины в миллионном Новосибирске таких "горемык" нашлось аж 80 тысяч - коллектив металлургического комбината. Известно, как возился с таким типом людей Л.Толстой, пытаясь их перевоспитать бескорыстной помощью. А в советское время сколько возни было с несознательными гражданами? А сейчас главная ценность господствующего в обществе либерализма - свобода личности. И нельзя эту свободу ограничивать навязыванием понятий о достойном человека образе жизни. Как хочу своей жизнью - так и распоряжаюсь. И никто никому не указ...
Свидетельство о публикации №17447 от 6 ноября 2010 года





Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 26 ноября ’2010   08:27
Владимир Евгеньвич! Думал уж совсем потерял Вас.
Затронутая Вами тема очень важна, давно меня мучает, даже написал статью "Изгои". Подход разный, но, по большому счёту, тема одна - тема выпавших из общества людей. Когда в обществе больше заботятся о здоровье бродячих собак, чем о потерявших себя людях - это больное общество. Вот термин "маргинал" сейчас часто употребляют, даже Медведев по ТВ, но я его смутно понимаю (посмотрел имеющиеся у меня словари и такого слова не обнаружил). Маргинал и бомж - оно и то же?

Оставлен: 26 ноября ’2010   22:14
Да, Эрвин, думаю, что босяки и маргиналы близки по социальному положению, а иногда и одно и тоже, когда живут на помойке.


Оставлен: 15 мая ’2011   23:56
Вы подняли тему просто золотую! Очень много рассуждала и думала об этом и раньше. Маргиналов на Руси всегда было огромное множество, наверное здесь есть какая-то национальная черта. В Древнем Новгороде их упоминают неоднократно в летописях и называют - лежнии. От слова лежать. Те, кто лежит и ничего не делает.
Из таких беспутных, неприкаянных личностей сами собой образовывались банды ушкуйников-грабителей, потому что жрать надо, а работать неохота.
Их раньше забривали в солдаты, чтобы работящие парни оставались в деревне и жили в семье. Таким образом очищали деревенский социум от гнили.
В сущности эта прослойка и создана природой для того, чтобы кто-то построил их в шеренги, рявкнул и повёл за край света. А теперь данность нашего общества такова, что они болтаются в городах и сёлах без дела, разрушая всё к чему прилипнут. Нет Гуляй-поля, нет Ермака, некуда их забросить и выплеснуть их всеразрушающую энергию.
Эти люди не могут жить без приказа, жёстких правил и конкретных, подавляющих их условий. (например: легион,армия,когорта, рейх, казачество) Они либо доходят до полного разложения личности, либо попадают на зону, то есть в эти же самые принудительные условия существования.
Поскольку германцы родственный нам арийский народ,(Сарматы и скифы жили рядом и имели родственную культуру) то и там всегда была такая же прослойка общества. Германия веками поставляла наёмников во все армии мира.
Есть о чём задуматься...

Оставлен: 20 мая ’2011   13:08
Спасибо за очень содержательный комментарий в тему, что называется.


Оставлен: 24 мая ’2011   21:36
Насчёт «лежников» - интересная мысль. У нас таких «Емелюшек на печи» – «пруд пруди». Недаром многие указы Петра Великого «кнутом писаны». Даже серпы на косы заменить - пришлось указ писать. Вот от такой национальной лежебокости нашей все модернизации в России приходилось проводить «сверху», через власть, а не через естественный ход развития общества. Не любим и не умеем мы себе добро делать. «Нехаи» – одним словом


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ПОЭТАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft