16+
Лайт-версия сайта

Школа. гл. 4. Что такое учёба на самом деле?

Литература / Обществоведение / Школа. гл. 4. Что такое учёба на самом деле?
Просмотр работы:
01 апреля ’2022   21:28
Просмотров: 5163

ЧТО ТАКОЕ УЧЁБА НА САМОМ ДЕЛЕ?

А теперь посмотрим, на сколько велика в учёбе роль школы.
Как известно, учёба, согласно толкового словаря, это действия, в результате которых человек приобретает новый опыт (знания, умения).
Вопрос к цивилизованным гражданам, в каком возрасте, с точки зрения цивилизованного человечества, люди учатся? Разумеется, с 7-8 лет и до 17-18, часто до 20-25, иногда до 30-40. А именно – тот период, который они находятся в учебных заведениях.
Тогда проведём такой тест ( только для людей с хорошей памятью). Откройте словарь ( любой – орфографический, толковый, лучше - энциклопедический, только – не терминологический) на любой странице наугад. Теперь сосчитайте, сколько слов с этой страницы вы узнали в школе или другом учебном заведении, а сколько – в раннем детстве, от родственников, знакомых, из книг, фильмов, СМИ, на улице, на работе, в общем – из жизни и сопоставьте соотношения. Теперь еще 2 – 3 странички для чистоты эксперимента. Ну и как? Лично у меня набралось 5 слов из школы против 66 слов из других источников.
Ещё аналогичный тест, только теперь считайте, если сможете, в каком примерно возрасте вы узнали данные слова. Здесь у меня результат 13 слов до 5 лет, 30 до 10, 18 до 15, 3 до 20, 5 до 30, 2 – старше 30.
Что из этого следует? Большую часть информации человек получает вне школы. Человек совершенствуется умственно везде, где находится. Причём особенно интенсивно – в дошкольном и младшем школьном возрасте, примерно от 5 до 10 лет. Ах, школа же учит не только новым словам, но и тому, как их применять! Не факт, хотя и это можно протестировать. Уверен, что результат будет не в пользу школы.
Необходимое условие для результативной учёбы, т. е. для получения максимального количества информации и навыков – желание. Учёба с желанием, есть истинная учёба, дающая действительный эффект в приобретении знаний. Учёба без желания, по принуждению, есть дрессировка, которая нужна на данном этапе ( во время самого обучения, а не в будущем) прежде всего дрессировщику, т. е. учителю, а не ученику. Это потом, после окончания учебного заведения, полученные знания он сможет применить на практике, но в данный момент он может этого не осознавать и поэтому учится лишь постольку, поскольку его заставляют. Нет, я не хочу сказать, что все без исключения учащиеся школ учатся без желания, только под давлением педагогов или родителей. Немало школьников, которым действительно интересно то, чему их обучают на отдельных уроках и даже ( очень редко) на всех. Но большинство учащихся школ во все времена, начиная со школ древнего Египта и Спарты и кончая советской и всеми современными школами именно дрессировали.
Ну нет у большинства детей дошкольного возраста интереса к установленной в данном обществе школьной программе, и всё тут! Не применяй насилия – будут вообще неграмотными, как патриции в древнем Риме, так и рабочий класс в Советском Союзе. Обществу это надо, да и им самим?

А от чего зависит желание или нежелание детей учиться в учебном заведении? Исключительно от знаний, информации, уже полученных ими до поступления в учебные заведения, от того, насколько эти знания были связаны с программой, которую им предстоит изучать в школе. В эксплуататорском обществе это в основном зависело от происхождения. Дети неграмотных крестьян и малограмотных рабочих, так же как и родители обычно до школы имели о буквах самое отдалённое представление, а значит интереса к изучению грамоте в них быть просто не могло. Ну разве только на почве зависти к знакомым господским детям или к самим господам, что было вообще-то не типичным, ибо дети разных классов, как правило, росли изолировано друг от друга. Зато, особенно крестьянские дети, очень рано знакомились с физическим трудом, владением рабочим инструментом, следовательно имели определённый интерес к трудовой деятельности, которой в традиционной школе не обучали.
Дети господ, интеллигенции, чиновников, напротив рано, при содействии нянек, гувернёров или самих родителей, рано овладели азами грамотности, были хорошо знакомы с книгами, поэтому учёба в школе давалась им значительно легче. А вот к физическому труду, который если и видели, то только в исполнении слуг, были совершенно не предрасположены. Впрочем с них это никто и не требовал, наоборот внушали, что работа – не господское дело.
А как же обстояло с дошкольной подготовкой в бесклассовом советском обществе? Да почти также, как и в эксплуататорском: у одних детей были все данные, чтобы стать рабочими и колхозниками, и почти никаких данных для овладевания науками. У других – стремление к наукам, наряду с пренебрежением и презрением к физическому труду. Несмотря на ликвидацию безграмотности и классов-паразитов, а также на обучение в одних и тех же школах, дети, ещё дошкольниками расслаивались на «мыслителей» и «работяг». Прежде всего, конечно, благодаря родителям. Пусть помещиков, капиталистов и кулаков ликвидировали, но бюрократы и интеллигенты остались и сразу же заняли нишу «господ», так называемых «пролетариев умственного труда», если хотите, образовали некий класс, с тем, чтобы передавать его привилегии, пусть пока не имущественные, хотя бы в виде непыльной чистой работы, по наследству.
Не всё, конечно, так однозначно. Немало и рабочих, а ещё больше – бывших крестьян, которые увидели в новом общественном строе, пусть не для себя, а для своих детей, возможность «выбиться в люди», стать «господами», то, чего так не хватало для мужиков при царизме. Ну и стали, при содействии интеллигенции в лице педагогов и классно-урочной системы, настраивать соответственно своих потомков на «господское» отношение к жизни. Не прививать интерес к каким либо определённым отраслям народного хозяйства ( в любой отрасли есть рабочие и есть начальники, инженеры, даже учёные), а именно к тому, чтобы сразу после завершения учёбы стать, пусть небольшим, но начальником, «специалистом», «белым воротничком». Разумеется в дошкольном и младшем школьном возрасте внушить детям такие «истины», как « Учись, чтобы не вкалывать как батька!» или «Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек!», сложновато. Поэтому основной упор делался на насилии, на тупом принуждении к учёбе.

Любая учеба гораздо эффективней, если у детей есть желание. Ведь то, что им интересно, дошкольники схватывали буквально на лету. Не знаю как в Риме, но в Союзе 60-х – 70-х точно. Даже читать и считать некоторые чуть ли не самостоятельно научились по советской азбуке с картинками о повседневной, знакомой большинству детей жизни ( об этом в следующей главе). В середине XX века, немалую роль в воспитании детей, начиная с 3-4 лет, имела и улица, причём весьма положительную. Немало полезного дети узнавали и перенимали как от товарищей по двору и улице, так и от взрослых соседей. Дружба мальчика с мужчиной ( необязательно с родственником, просто соседом или другом семьи), была самым обычным явлением, без малейшей «подоплёки» как нынче. Нередко именно на основании знакомства с «интересным человеком», с его профессией, дошкольник или младший школьник уже хотел кем-то стать, когда вырастет.
Вобщем до поступления в школу, перед любым «средним» дошкольником – дома, во дворе, на улице, в детском саду, на прогулках или в поездках с родителями, из книг, радио и фильмов, открывался богатейший, интереснейший мир буквально всех сторон жизни, рядом с которым школьная программа выглядела ( в глазах большинства детей, во всяком случае) довольно бледно. Ведь всё, что дети усваивали вне школы, было той же самой УЧЁБОЙ ( приобретением знаний и умений), но только не вдалбливаемой насильно, а усваиваемой на основании желания, интереса. Но такой аспект, как самообразование, ни в советской школе, ни во всех остальных, почти не рассматривался, а профориентация и внеклассная воспитательная работа, в организованном виде, была обычно безрезультатной.
Вот в трудовом обучении ( для подавляющего большинства народа всех стран и времён – главном)в первые десятилетия советской власти практика и самообразование составляли основу. Но в середине XX века и его, как в СССР, так и во всем мире, перевели на классно-урочные рельсы в виде ПТУ и прочих колледжей ( об этом уродливейшем явлении будет отдельная глава).
То, что классно-урочная система обучения является единственно верной в педагогике – не более, чем миф. А придумало этот миф общемировое сообщество буржуазных педагогов, интеллигентов и бюрократов, чтобы утвердить свою незаменимость, поднять свой статус в глазах правительств и народов всех стран, узурпировать монополию на учебную деятельность и, в конечном итоге, занять место буржуазии, превратившись в ведущий эксплуататорский класс. Это крупнейшая авантюра общемирового масштаба, манипуляция сознанием всего человечества. И самое страшное – на эту удочку клюнул СССР, как правительство, так и простой народ. Вместо того, чтобы создать принципиально новую трудовую советскую школу, с разумной долей классно-урочного обучения, в тех размерах, в каких это необходимо для формирования личности коммунистического типа, в СССР скопировали по империалистической кальке всё образование, включая военное и производственное.
Неужели можно сравнить эффективность усвояемости знаний от самообразования или от индивидуальной учёбы по схеме учитель – ученик ( в крайнем случае несколько учеников на одного учителя) с обучением одним преподавателем группы в 20 – 40 человек? Даже тот факт, что ученики в классе или группе, как правило, одного возраста, уже подразумевает внутрегрупповую борьбу за статус в коллективе, иерархию, что отнюдь не способствует учёбе. Ввиду разной скорости усвояемости материала, кто-то не успевает, а кому-то на уроке просто скучно. Ещё один очень негативный момент – школьное расписание, через каждый час смена изучаемого предмета. Мало кто из учеников успел за 45 минут втянуться, вникнуть в суть, допустим, математики, как вдруг на следующем уроке нужно срочно переключаться на историю, потом идти в спортзал на физкультуру, потом – физика или география. И так 5 – 6 совершенно не связанных между собой предметов каждый день, с разными преподавателями. Это можно сравнить с просмотром по телевизору 10-12 бесконечных многосезонных сериалов, одни из которых транслируют каждый день по серии, другие – через день-два, третьи – раз в неделю. Представляете, какая в голове будет каша? И сможет ли кто, хотя бы вкратце, пересказать их содержание?
А ни кто не задумывался, что из себя представляет сам процесс преподавания? Учитель пересказывает содержание учебника, который ученик, конечно при условии умения читать (в полном смысле слова, а не по слогам) и интереса к содержанию как к интересной книге, в состоянии прочитать сам за неделю, ну пусть за две. Т. е. все учебники учебного года – за три – четыре месяца. В два с половиной раза быстрее, чем положено по программе! Ах, - возразят мне педагоги и бывшие ученики, - так он же ничего не запомнит! Напоминаю ещё раз – речь идёт об умеющем читать, то есть о начитанном товарище, который читает книги систематически, следовательно – запоминает, иначе зачем их читать вообще? Второе условие – он увлечён изучаемым в учебниках предметами. Значит – запомнит ничуть не хуже, чем от преподавания педагогом. Но читать он, конечно будет один за другим, пока не закончит один – другой не начнёт, а не так, как в школьном расписании. Кто нибудь из вас видел такого чудака, который одновременно читает 8 – 10 книг? А вот школьников и студентов мира заставляют делать именно это!
Так что советская школа, с десятилетним классно-урочным образованием, оказывала негативное влияние как на будущих советских рабочих, совершенно не развивая или притупляя интересы к рабочим профессиям, так и на будущих советских интеллигентов, развивая в них чувство превосходства над рабочим классом. При этом и тех, и других, учила прежде всего подчинению, запоминанию, но никак не мышлению и не получению удовольствия от выбранной работы, что так необходимо будущим строителям коммунизма.
Итак, большинство учащихся советской школы можно разделить на тех, кто ни при каких обстоятельствах не хотел стать рабочим, и на тех, кто не мог ( хотя и не прочь бы) стать интеллигентом. Впрочем не всё так однозначно, было множество и не стандартных типов учеников. Об этом мы поговорим в следующей главе.

Продолжение следует.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

342
ОТДЫХ КЛЁВЫЙ НА ДОМУ! УЛЫБАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft