Ну а теперь разберём «лучшую в мире» советскую школу с классно-урочной системой образования по косточкам.
Начнём с главного. Классно-урочная система обучения, которая уже давно всем прогрессивным человечеством признана единственно приемлемой, является корнем важнейшего социального противоречия – противоречия между работой и учёбой. Предвижу возражения: работа и учёба – одно целое, как же можно овладеть навыками работы, не учась? Совершенно согласен. Но что именно, как у нас, так и во всех цивилизованных странах принято называть учёбой? Правильно, обучение в школах, училищах, техникумах, институтах, академиях, и прочих учебных заведениях. А вот если человек, допустим, овладевает какой либо специальностью прямо на производстве, про него никто не скажет, что он учится. Он работает. Не смотря на то, что за один день он овладевает большим объёмом знаний, чем иной двоечник-шалопай за весь учебный год. Но всё равно, в глазах общества двоечник – учится, а рабочий-стажёр – работает. Потому что первый находится в учебном заведении, а второй – на предприятии.
В глазах социума любой человек, за исключением детей-дошкольников, инвалидов, тунеядцев и пенсионеров, либо учится, либо работает.
Но ведь учёба тоже труд? Да труд, но труд умственный. А под словом «работа», однокоренным со словом «раб», испокон веков подразумевалась физическая работа, не требующая особой квалификации и учёбы в специальных заведениях, которой обычно учатся прямо на рабочем месте и которую выполняли люди низкого звания. А вот умственным трудом, где требуются не сильные и ловкие руки, а развитый мозг или болтливый язык, как правило занимались господа Ну и учёба в гимназиях, лицеях, кадетских корпусах, университетах, духовных семинариях, институтах благородных девиц, было привилегией исключительно состоятельных сословий.
В царской России начала XX века дети рабочих – будущие рабочие обучались в начальных школах не более 4-х лет, и с двенадцатилетнего возраста, как правило уже работали. Крестьяне, не редко не научившись даже грамоте, начинали работать ещё раньше. Дети же дворян и буржуазии - будущие чиновники и интеллигенты до 17 – 18 лет учились в гимназии, а потом ещё и в университете или каком другом высшем учебном заведении. То есть 10 -15 лет ровесники из антагонистических классов отличались друг от друга не тем, что один другого эксплуатирует, а тем, что один – учится, а другой – работает. Понятно что на этой почве между ними с самого малолетства зияла огромная пропасть и неприязнь к друг другу. Даже слова «интеллигент» у русских мужиков не было. Доктора, учителя, инженера и пр. специалистов обычно, также как помещиков или офицеров, называли «барин». Именно на создание « бар» и была заточена прежде всего классно-урочная система вообще и гимназия в частности. Не случайно с первых дней обучения преподаватели обращались к гимназистам не иначе как «господа». Когда ещё, закончив высшее заведение, он кем-то станет – чиновником, прокурором, учёным, художником, писателем, инженером, врачом, учителем, но он уже «господин»! И своего сверстника, который уже зарабатывает на хлеб собственными руками считает «быдлом», «неучем», «плебеем».
Великая Октябрьская революция стёрла грани между сословиями, открыла детям рабочих и крестьян дороги во все учебные заведения. Но вот этот стереотип, что физический труд несовместим с трудом умственным и с учёбой прочно въелся в сознания как рабочих, так и интеллигентов. А отказ от трудового образования в пользу классно-урочного, внедрение всеобщего, сначала - начального, затем - семилетнего и наконец – среднего образования этот стереотип закрепил на подсознательном уровне.
Идея бесклассового общества подразумевает отсутствие противоречий не только между трудом и капиталом, но и между умственным и физическим трудом. Именно этого пыталась добиться советская власть, сделав всех людей образованными. Но классно-урочная система обучения сыграла с ней злую шутку.
Вылечить отсталую Россию от дремучести, классового неравенства – такова была цель коммунистической партии и советского правительства. Но любое лекарство при превышении дозы становится ядом. Так и классно-урочная система, много веков служившая исключительно паразитическим эксплуататорским классам, оказалась смертельной отравой для советского общества. В первую очередь из-за того, что её оказалось слишком много. Десять лет сидеть за партами и слушать преподавателей для будущих рабочих и колхозников – противоестественно. Полный отрыв от живого дела, от производительного труда, изучение наук, которые большинству скорее всего никогда не понадобятся, превратил их не в гордых званием « рабочий» созидателей, а в люмпенов и в сознательных неудачников, завидующим своим бывшим одноклассникам, которым удалось выбиться в начальство и в интеллигенцию. С другой стороны, те учащиеся, которые пошли после школы в институты, прониклись той же самой психологией, которая была присуща барчукам, закончившим гимназии и поступившим в университеты – осознание себя «элитой», сливками общества, презрение к физическому труду и простому народу. Вот вам и противоречие, и даже раскол общества на классы.
А так ли было необходимо, даже будущим интеллигентам, просиживать в школе столько лет? Если вспомнить классическую гимназию – в ней было множество предметов совершенно ненужных для практической работы в отраслях действительно полезных для общества, такие как философия, изящные науки, политэкономия, латинский и пр. древние языки, рисование, музыка, танцы, гимнастика, закон божий. Загромождение программы этими предметами сильно удлиняло срок обучения. Но в гимназиях специально готовили паразитический класс, оторванный от народа, вот и забивали его головы ненужной мишурой, никак не совместимой с социалистическим строем и бесклассовым обществом. Да и не ставили дворяне, капиталисты, интеллигенты и чиновники задачи вырастить себе замену в кротчайшие сроки. Скорее наоборот – пусть подольше побудут за партами, не путаясь под ногами , переждут в учебных заведениях дурной возраст повышенной половой возбудимости и юношеского максимализма. А классно-урочная система обучения за это время им привьёт, укоренит как можно глубже в сознания будущих бизнесменов, бюрократов и интеллигентов классовую буржуазную культуру, всю совокупность материальных, духовных и культурных ценностей эксплуататоров трудового народа. Объёмом знаний, необходимым чиновникам и интеллигентам для будущего труда, можно было бы овладеть в гораздо более короткие сроки. Но тут было важно не столько само обучение, сколько воспитание. Сам факт многолетнего нахождения в классах и аудиториях укоренял в юных господских душах сознание собственной значимости, образованности, превосходства над простым народом.
Правда, как мы уже выяснили выше, именно это искусственное затягивание учебного процесса способствовало развитию противоречий поколений, расколу эксплуататорского класса на не понимающих друг друга «отцов» и «детей», а в конечном итоге – падению Российской империи и революции. Но точно также и советская система классно-урочного образования расколола на враждующие поколения, на этот раз уже не только правящий класс, а весь советский народ, что напрямую способствовало падению СССР. Советская система образования прививала эксплуататорскую культуру не только будущей «элите» ( которой в СССР не должно было быть в принципе), а всему советскому народу, в результате чего «господами» захотели быть все! Естественно, все ими быть не могут. Раньше для этого нужно было иметь соответствующее происхождение, а теперь всего лишь хорошо учиться. Причём обязательно в учебном заведении, по утверждённой программе, а не где-то там на производстве или в порядке самообразование. Но результат-то один и тот же. Что в Российской империи, что в СССР, одни – господа, мыслители, «голубая кровь», а другие – работяги, угнетаемые, «быдло».
"Так и классно-урочная система, много веков служившая исключительно паразитическим эксплуататорским классам, оказалась смертельной отравой для советского общества". (цитата)
Чушь. Классно-урочная система придуманная чехом Яном Коменским оправдала и оправдывает себя до сих пор на все 100 процентов. А большевички-экспериментаторы пробовали и бригадный метод обучения (когда один знаток предмета отвечал за всех остальных, получающих такую же оценку. как "бригадир"), но "сели в лужу" и, в конце концов, вынуждены в 1930-х гг. вернуться к "буржуазной" системе уроков и индивидуального опроса учащихся.
Да, совершенно верно. Большевики со своими программами сели в лужу. Описанный вами "бригадный" метод обучения хорошо описан в "Республике ШКИД", в главе "Учет". Там даже учебной программы, как таковой не было. Импровизировали на ходу, кому как вздумается.
Про Яна Коменского в курсе, специально изучал. Да, классно-урочная система себя оправдывает, но только в классовом эксплуататорском обществе. А в коммунистическом - ни в коем разе. Предвижу, Владимир, ваши возражения, в виде антимарсистских, антиленинских и антисталинских лозунгов, о том, что коммунизм - утопия. Я это читал тысячу раз. Дело в том, что тот коммунизм, который разработан классиками, коммунизмом ( бесклассовым обществом) не является. Только не ищите подтверждение этого тезиса где либо. Это моя собственная разработка, в корне не соответствующая всем толкованиям отечественной и мировой истории, в том числе и толкованиям советских и современных коммунистов. Поэтому мои тезисы и принимают в штыки буквально все - и левые, и правые и центристы. они не соответствуют общепринятым догмам. так что, Владимир, читайте внимательнее и с выводами не торопитесь.
А спорить в сети я в настоящее время не расположен, потому что очень занят написанием дальнейших глав. Списывать не откуда, всё - исключительно плод собственных размышлений.
По-моему, так вы в ложной парадигме утопии коммунизма ни к чему путному не придёте. По мне коммунизм есть равенство посредственностей, а не всесторонне развитых личностей, как об этих целях заявлялось в советском образовании. Но даже всех сделать посредственностями недостижимо, ибо "рождённый ползать, летать не сможет". Генетика-с, которую упрямо игнорировали Ленин со Сталиным, как большевики-мичуринцы для которых человек а-ля Маркс лишь "продукт общественных обстоятельств". Отсюда из этого ложного посыла вытекает ложный вывод через революционное насилие "железной рукой загоним человечество в счастье" коммунистических обстоятельств с общественной собственностью и равенством потребностей, игнорируя природное неравенство способностей.
Ну вот, как я и предвидел, вы в своем репертуаре- очередном охаивании Ленина и Сталина. Видимо вы прочитали мой материал по диагонали и, приняв за очередную, писанную тысячи раз, коммунистическую пропаганду, отвечаете своей антикоммунистической пропагандой. Не знаю как вам объяснить, что ничью идеологию из существующих по сей день - я не пропагандирую. Это принципиально новое ученье, мое собственное. А вы опять мне свое - марксизм - утопия!!! Откуда вы взяли, что я марксист? Есть в сети такое течение - прорывисты. Это марксисты-фанатики, типа религиозных фанатиков. Так вот они мне с ещё большим жаром, чем вы, доказывали, что я заблуждаюсь.
Просто как они, так и вы, как впрочем и все остальные толкователи истории и обществоведения, уцепились за созданные ранее догмы, и любой новый взгляд, которого ранее не существовало, просто не воспринимаете.
Владимир, а как вам тот факт, что и современное буржуазное общество, и сторонники научного коммунизма, уповают на прогресс. То есть на глобальное развитие всех видов наук, компьютеризацию, химизации, автоматизацию, искусственный интеллект? Вам не кажется, что это пахнет концом света?
С эпохи Просвещения нельзя не отмечать прогресс во многих видах научной и производственной деятельности, но собственно в гуманитарной сфере представители "золотого миллиарда" со всей очевидностью скатились в откровенный маразм с умопомешательством на гей-парадах и гей-браках...
По-моему и гей-браки, и искусственный интеллект, и даже роботизированные доильные установки - извращения самой природы и, вместе с тем, ягоды одного поля. А называется это поле - ПРОГРЕСС. Предвижу возражение: "Но без прогресса люди так и лазали бы по деревьям!" Согласен, совсем без прогресса нельзя. Прогресс подобен очень сильному лекарству, наркотику - в правильных дозах он приносит облегчение, но когда выходит из под контроля - уродует организм ( в данном случае человечество) и в конечном итоге приводит к преждевременным деградации и гибели. Что из этого следует? - Прогресс должен находиться под строжайшим контролем, который может осуществить только государство, но никак не рынок и не свобода предпринимательства.
Главной задачей коммунизма ( не того, что проповедовали Маркс и Ленин, а того - что проповедую я лично) должно быть не "каждому по потребности", а сдерживание прогресса.
К сожалению ни одно из правительств всех времён и народов не ставило перед собой такой задачи, даже не рассматривало её. И скорее всего не поставит.
Такой вот парадокс. Капитализм не может этого теоретически. А коммунизм теоретически мог, но не захотел, следовательно коммунизмом не являлся, а являлся всего лишь формой эксплуататорского общества, наряду с капитализмом, феодализмом и рабовладелием.
Чушь. Классно-урочная система придуманная чехом Яном Коменским оправдала и оправдывает себя до сих пор на все 100 процентов. А большевички-экспериментаторы пробовали и бригадный метод обучения (когда один знаток предмета отвечал за всех остальных, получающих такую же оценку. как "бригадир"), но "сели в лужу" и, в конце концов, вынуждены в 1930-х гг. вернуться к "буржуазной" системе уроков и индивидуального опроса учащихся.