Кино «Последний день» или проблемы российского Гамлета.
Мне не очень нравятся подавляющее большинство фильмов, из массы боевиков и детективов, наполнивших экраны за последнее десятилетие!
Часто, они сделаны авторами и режиссерами на любительском уровне и потому, сюжет и игра актеров ниже всякой критики, хотя люди смотрят и некоторым это нравиться.
Но, увидел я и несколько хороших картин, в том числе и жестокую историю о российских полицейских, показанную нам режиссером Ротенбергом. Я имею ввиду фильм «Скольжение»
Но уже следующий сериал Ротенберга «Мурка» меня сильно разочаровал. Какая-то не то комедия, не то балаганная пародия на «Красных дьяволят», которую я не смог досмотреть до середины.
Сделано это не без профессионализма, но сюжет высосан из пальца и затянут до невозможности. Одним словом – полное разочарование.
Но затянутостью, грешат вообще все российские сериалы, сюжет которых можно было бы уложить в полтора часа!
И тут, я случайно натолкнулся на фильм «Последний день» выпуска 2014 года. На Ютюб, фильм почему –то называется «Смертник», может потому, что прокатчикам показалось - так будет забористей?
После просмотра этого фильма я решил написать рецензию.
Сначала, после просмотра первых кадров, я подумал, что это очередной кино опус из целой лавины фильмов о полиции, очередной «Майор», который пытается понять и разобраться, почему все вокруг продаются и покупаются.
Вкратце, сюжет фильма таков: главный герой – майор Романов – хороший полицейский и взяток не берёт. Полковник Немоляев, глава розыскного отдела продается из любви к искусству. Он чей-то зять, которого ведут по жизни его высокие покровители и он уже видит себя главой целого полицейского управления!
Генерал Блохин, старый друг и некогда сослуживец Романова, лечит свою жену от рака, операции стоят очень дорого и потому, он тоже зависит от этих высоких чинов в «аппарате».
Другие ребята из «ментовки» просто зарабатывают деньги. И им все равно за что им платят: за продажу наркотиков которую они крышуют сопровождая транспорты и охраняя продавцов зелья, или за то, что они невиновного человека, но без денег и без связей, намеренно делают виновным в убийстве…
И получается, что все повязаны в этом подло устроенном полицейском мире и никто, не то что не хочет, но просто не может вырваться из этого ада желаний, хотений и трагической нужды!
И причины всего этого современного бедлама, заключены в непреодолимой власти денег!
И разбираясь в этих причинах, приходишь к выводу, что все это вместе, называется первоначальным капитализмом, в котором все человеческие отношения измеряются в рублях – простите, в долларах. И все это происходит не в страшные девяностые, а уже близко к нашему времени…
У опера Романова постоянно болит голова, ещё и от того, что его новый начальник хочет от него избавиться, а сын попал в грязную историю и не может из неё выбраться.
Такое в жизни встречается, но и это не главное.
Главное то, что он не продается и постоянно занят работай, а его сослуживцам да и жене это не нравится и она ищет в этом оправдание своему пусть маленькому, но тоже предательству.
А тут ещё обнаруживается, что у Романова аневризма головного мозга и он может умереть в любой момент.
И вот он, поглядывая на часы, зная, что ему уже недолго осталось жить, начинает разбираться очень жестко, но в каком-то человеческом смысле справедливо с теми, кто предает и продается по разным причинам.
А ещё, он беспощаден к тем, кто в этом мире, не обладая совестью, но и страхом за содеянное тоже, не боится ни продажной власти, ни строгости закона – это бандиты, уголовники и ребята из личной охраны, называемой сегодня, службой безопасности.
Надо отметить, что вот уже в котором российском фильме, бандиты показаны как реальная власть в городе, а городские власти чуть ли не подчиняется им. Получается так, что полицейские, прямо или косвенно зависят от бандитов и потому, сами становятся такими же!
И мне кажется, что это преувеличение, которое очень играет против реальной власти и не помогает людям стать законопослушными и совестливыми гражданами России.
Но вернёмся к сюжеты фильма.
Очень быстро выясняется, что полиция и бандиты повязаны: нет не кровью, а деньгами!
Полковник, вновь назначенный на место по протекции сверху за деньги «работает» с бандитами, «менты» берут деньги с распространителей наркотиков, служба внутренней безопасности боится за карьеру и потому, старается накопать материалы на Романова, вместо того чтобы разоблачить откровенного предателя и взяточника полковника Немоляева…
Тут одно цепляется за другое и из этого кровавого круговорота «жизни», можно выскочить, освободиться от грязи и мерзости таких отношений, только через смерть.
…Шекспир, похожую ситуацию описал в «Гамлете», где его герой, тоже был окружен ложью и предательством близких, друзей и даже матери!
…И вот, загнанный в угол жизни российский «Гамлет» - честный опер Романов, - решает по своему, по мужски разрубить этот узел, связанный из желаний и очарований людей, далеких от каких-либо принципов, тем более христианских.
Он уже освободился от желаний, как какой-нибудь буддист, но главной причиной его справедливой жестокости становится смерть, после которой всем уже все равно, как пойдут дела у живых.
И в этой своей непримиримости к негодяям, бандитам и оборотням в погонах, он вполне симпатичен российским зрителям, которые устали от равнодушных бюрократов – чиновников, взяточников в высоких креслах и полиции, «которая меня не бережет», а совсем наоборот!
Наверное каждый кто жил и живет в эту эпоху в России, бывал в такой безысходной ситуации, когда на тебя ищут компромат, предают и шельмуют только потому, что ты пытаешься жить по человечески.
И мне, тоже приходилось выцарапываться из ситуации, когда все, вдруг встают против тебя. И самое трагичное в этих историях, что предают самые близкие, родные люди.
Часто это наши жены, которые в какой-то момент, перестает нравиться просто жить и хочется, как старухе из сказки о золотой рыбке, все больше физических и материальных удовольствий…
А часто это друзья, которые не хотят даже на время проникнуться чужой болью и нуждой и отворачиваются тогда, когда именно их помощь необходима! Вот тут, конечно не только буддизмом, но и христианством даже не пахнет!
Конечно, и Гамлет у Шекспира с его драмой предательства окружающих и безысходной ситуацией оформленной коварством врагов, и опер Романов, оказавшийся лишним в «системе» и потому никому, даже собственной жене и сыну не нужен – это все трагедия придуманная талантливыми авторами.
Однако, как в русской поговорке говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»!
И эта история о честном опере, может многих в России научить не забывать, что самые хитрые и самые богатые, иногда могут поплатиться жизнями за свою алчность и привычный цинизм.
В фильме собраны талантливые актеры и потому, веришь всему происходящему на экране.
Но важно, что выбран талантливый и по фактуре подходящий актер Евгений Бакалов, играющих опера Романова натурально и искренне.
И женские роли, тоже вполне соответствуют ситуации и даже классовому правдоподобию. Жена Романова, симпатична, интеллигентна и сдержана, а жена жертвы бандитов и ментов, повесившегося в камере, играет настоящую короткую драму и входит в роль очень органично.
На мой взгляд, не очень удачен выбор актера на роль двухзвездного генерала, но это уже ошибка ответственного за набор команды для фильма. И это вообще грех российских киношников, а примеров несоответствия фактуры и характера актера и героя фильма – великое множество!
Мне нравятся талантливые актеры, Алексей Гуськов, Александр Балуев, Григорий Гладий, но они играют не часто, да и сценарии их фильмов не всегда отвечают масштабам и таланту этих актеров. Надеюсь, что со временем эта ситуация разрешится в пользу российского зрителя.
На мой взгляд и музыка к фильму подобрана неудачно – какой-то непонятный квартет напевает многозначительный текст, который в картине ничего не объясняет…
Однако, такие огрехи не самое важное в этом кино!
…Честно говоря, в «Смертнике» я ждал обычной для мелодрамы концовки, когда герой не только выживает, но и становится начальником.
И хорошо, что я ошибся, потому что в российской жизни, таких сказочных концовок не бывает!
А в этом фильме, жизнь загнала Романова в угол и ему остался один выход - убить себя. Что он и делает в завершающих кадрах этой киноистории!
И символично, что ночной трамвай, увозит одинокого и уже мертвого Романова в «депо» откуда нет возврата ни героям, ни негодяям…