16+
Лайт-версия сайта

Реальность и сознание

Литература / Критика, философия / Реальность и сознание
Просмотр работы:
27 апреля ’2010   09:07
Просмотров: 26564

Реальный мир и сознание

По материалам интервью с Вадимом Рудневым
(фрагменты)

Популярность настигла Вадима Руднева в 1997 году,
когда вышел его "Словарь культуры ХХ века"
ставший уже знаковым, если не сказать классическим.

кто его автор сам по себе и чем он занимается.
А кто он, в самом деле, такой: лингвист? Филолог? Исследователь культуры?
Семиотик, как его часто называют?
Может быть, теоретик безумия? Это и попыталась выяснить корреспондент
Ольга Балла.

- Вадим Петрович, как вообще строилась ваша интеллектуальная биография?
- Я начинал как стиховед - занимался метрикой,
потом перешел к математической логике, затем -
к фундаментальной философии, а после этого познакомился с профессором Бурно,
психиатром, и попытался соединить аналитическую философию с психопатологией.

- Как в вас уживаются все эти специалисты в разных областях?
Не конфликтуют ли? Кто среди них главный?
- Философ, конечно. Лингвист я только формально,
хотя прослушал очень хорошие курсы в университете
и защитил диссертацию по общему языкознанию.
Моя родная специальность - лингвистическая философия:
ранний Витгенштейн, "Логико-философский трактат"

се эти специалисты прекрасно во мне уживаются и помогают друг другу.

Культура как предмет моих занятий - это побочный продукт.
Я вообще против слов "культура"
Я занимаюсь философией.

- Вы против слова "культура".
Но каким словом вы бы описали то целое, которое исследуете
и по которому как-никак выпускаете уже третье издание словаря?
- Я бы назвал это развитием мысли.

- Даже если это не мысль, а, скажем, чувство?
- Чувство - тоже мысль. Как говорил Витгенштейн,
"мысль есть осмысленное высказывание".
Мысль первичнее чувства, если оно выражается.

- Что дает для понимания культуры предложенный вами взгляд на нее?
- Он позволяет рассмотреть мир с точки зрения познающего сознания...
Я вообще не верю, что реальный мир существует вне познающего его сознания.

- Занимаетесь ли вы как исследователь культурой в становлении -
тем, что происходит после ХХ века?
- Только в свете психопатологии...

Сейчас говорят о "полифоническом характере".
Так вот, этот полифонический характер, где, как осколки,
связываются различные характеры, по-моему, наиболее перспективен в культуре.
Мне кажется, что за ним будущее.
И если мне удастся, я попробую его исследовать -
как часть психосемиотического мира.

- В чем же его перспективность?
- В том, что после постмодернизма стало уже ясно:
один-единственный взгляд на истину, на пространство, на мир - неадекватен...

"Полифонический" человек стереоскопичен.
Для него не то чтобы нет никаких приоритетов -
какие-то есть, конечно, но он наиболее широк.
При условии, правда, что он человек творческий.

- Значит, подход со стороны "безумия" к "культуре" видится вам
наиболее продуктивным? Как вы различаете "безумие" и "норму"?
Если безумие так плодотворно в культурном, в смысловом отношении -
что же тогда норма?
- Об этом очень хорошо сказал Л.:
норма - это просто очень хорошо адаптированный психоз.
Никакой нормы на самом деле нет.
Есть симуляция нормы.

- Что же, "норма" и "безумие" - это лишь разные степени адаптированности?
- Совершенно верно. Б. говорил, что есть талантливые безумцы, а есть бездарные....

- Уж не получается ли, что, вместо того
чтобы нормализовывать так называемых душевнобольных,
безумие стоило бы культивировать?
- Такая попытка была - в 60-е годы...
Но из этого ничего не получилось.
Потому что в подлинном безумии есть психическое страдание.
И его никуда не денешь.
Именно по этому критерию мы отличаем подлинное безумие от, скажем,
просто причудливости мышления, всего такого...

- Значит, каждый - в той мере, в какой он рассогласован с реальностью, - безумец?
- В той или иной мере всякий рассогласован с реальностью.
Но существует и такое понятие, как...
То есть такая нетворческая норма...

Тех, которые полностью сохраняли бы адаптацию в подобных ситуациях,
я знаю очень мало...

- Что же, они были рассогласованы с реальностью?
- Они были безусловно рассогласованы с реальностью
так называемого нормального человека.
И что самое интересное, обычно ведь бывает так,
что гении придумывают что-то такое, в чем сами далеко не уверены,
а толпа это подхватывает,
и в конце концов это превращается в новую модель реальности.
<....>

- Можно ли говорить о том, что у каждого времени свои виды безумия?
- Конечно. Например, во времена Фрейда главной была истерия.
Она была функцией от запретов викторианской эпохи,

У Фрейда есть замечательная статья "Скорбь и меланхолия",
где он, в частности, замечает, что депрессивных людей вообще довольно мало.
И это он пишет в 1917 году!

А после конца Первой мировой войны начинается наплыв депрессий. Почему?
Депрессия - это потеря...

А потом, когда началась уже эта борьба с реальностью,
главной болезнью стала шизофрения
ХХ век развивался под знаком шизофрении, и где-то в постмодернистскую эпоху
она закончилась. Постмодернизм перешагнул через это, он сумел себе помочь.

- Стало быть, шизофрения как болезнь века позади и нас ждут
некие новые виды конфликтов с реальностью?
- Да, мне кажется, по-настоящему страшная, кафкианская шизофрения позади...

Если говорить о главном психическом расстройстве новой,
постшизофренической эпохи, то, видимо, это прежде всего будет ...полифонический характер.

ХХ век, если говорить коротко, это культура борьбы с реальностью.
XIX, например, реальность осваивал, пытался ее анализировать.
Он даже добился в этом определенных успехов - пока не возникли
квантовая физика и общая теория относительности, которые всё перевернули.

- Но как мог ХХ век бороться с реальностью, если она,
как вы сказали, конструкт сознания?
- Он боролся с химерой реальности как чего-то независимого от сознания.
<...>
- За что же вы ненавидите СМИ?
- Ну не знаю..
Но, например, "Живые журналы" я, человек ХХ века, не люблю...
И вообще интернет, по-моему, очень ненадежная вещь.
Я лучше хорошую книжку почитаю, чем стану
лазить по интернету: я люблю читать лежа, карандашом подчеркивать...

- Но есть же электронные книги, их можно лежа читать...
- Нет, электронная книга - ни за что!...

- То есть вы считаете, что материальные носители мысли
решающим образом влияют на ее восприятие и усвоение?
- Именно...

Может быть, я слишком рано родился и поэтому как-то застрял
в этом столетии - я его, кстати, очень люблю, несмотря на все его ужасы и кошмары,
которые я разделяю и болею за них....
А с XXI веком мне плохо - ничего не поделаешь.


Беседовала Ольга Балла







Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 мая ’2010   19:41
кто-то сказал,что человеческое общество-это огромная психбольница,где каждый пациент считает себя врачем)))

Оставлен: 01 мая ’2010   21:20
Наверное, это из сериала про доктора Хауса?



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

198
ЦВЕТ ОСЕНИ. ХУЖЕ СМЕРТИ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft