-- : --
Зарегистрировано — 123 420Зрителей: 66 507
Авторов: 56 913
On-line — 23 144Зрителей: 4588
Авторов: 18556
Загружено работ — 2 122 922
«Неизвестный Гений»
Казаки
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
25 июня ’2013 11:17
Просмотров: 21731
Русский историк Н. Костомаров говорил в свое время: «Наша история о временах, предшествовавших принятию христианства, темна и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной достоверности». Р.Г. Скрынников, в своей книге: «Россия накануне «Смутного времени», добавляет: «Новый летописец возник в окружении Филарета Романова». История русского народа еще не написана, - утверждает философ Иван Солоневич.
Поэтому, откуда взялись казаки, единой точки зрения среди ученых и историков нет. Н. Костомаров дает такие сведения: «В так называемой Литовской летописи мы находим смутное известие, что в XIV веке Ольгерд, покоривши Подол, нашел там местное население, живущее под начальством атаманов.
Александра Ишимова в свою очередь, пишет: «Этот народ был черные клобуки. Их называли так же казаками. Имя казаков происходит от касогов».
А. Нечволодов, сообщает в свою очередь: «Донские же казаки числились за Москвой; Московские Государи также часто бывали, недовольны их самовольством и запрещали городовым казакам уходить на Дон. «А ослушает кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнить» - писал Иоанн III Рязанской великой княгине про ее казаков»
Лев Толстой так же считал: «Откуда пошли гребенские казаки – мы не знаем. Они или отрасль донских казаков, или выходцы из рязанских земель.
В нашей истории казаки появляются внезапно, как уже сложившаяся сила. Вероятно, казачество начиналось или безыменно, или под иным именем. В летописях упоминаются бродники – беглецы, которые ходили за черту княжеств, бродить…». О бродниках же говорят и другие многие источники, высказывая свое мнение, что бродники стали казаками.
Энциклопедия «Всемирная история» дополняет: «Большинство историков производят понятие «бродники» от слов «бродить», «бродяга». Бродники состояли частью из беглых людей, частью из остатков придонского оседлого населения и представляли собой своеобразную вольницу – предшественницу казачества.
Они служили и русским князьям, и половцам. В летописи под 1147 г. они упоминаются в качестве дружинников Святослава Ольговича в борьбе с черниговскими князьями. В 1216 г. «Ярослав встал со своими полками с Муромцами, городчанами и бродниками против Владимира и смолян…» В битве на Калке в 1223 г. бродники сражались на стороне монголо-татар. Однако, христиане по вероисповеданию, они сами подверглись нападению монголо-татар. Большая их часть была истреблена, а оставшиеся бродники обложены данью».
В предшествующий, указанному периоду в летописи, князем Черниговским, а затем Великим князем Киевским в 1113-1125 гг. был Владимир Мономах, во время правления, которого ни каких сведений о бродниках нет. Упоминание же в летописи о бродниках приходится на период борьбы за великокняжеский трон, когда Великий князь Киевский Всеволод II (1132-1146), умер во время войны с князем Галицким. Наследник престола Игорь Ольгович княжил только шесть недель, затем был убит занявшим престол князем Изяславом (1146-1155).
Первые сведения о бродниках приходятся на период развала государства и заката «Киевской Руси». Таким образом, в качестве бродников, христиан русского происхождения, бродивших по придонским степям, могли быть жители Галицкого, Киевского или Тмутараканского княжеств, которые не могли быть воинственным народом по ряду причин.
В упомянутой же выше Литовской летописи о населении, живущем под начальством атаманов, которых Ольгерд нашел на Подоле в XIV веке, могли указываться бежавшие из Новгорода люди, составляющие Шемякино воинство и единомышленники Марфы Посадницы. Этими людьми могли быть и выдавленные Московскими князьями Новгородские ушкуйники.
По имеющейся информации ушкуйники это вооруженные новгородские дружины, формировавшиеся из бродяг, беглых крестьян, скрывающихся от наказания преступников и других лиц без определенных занятий для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волгу и Каму в XIV начале XV веков. От древнего русского слова «Ушкуй» означающего речное судно с веслами, данные разбойничьи команды назывались, - ушкуйниками. Эти люди и могли создавать отдельные поселения, собирать «круг» и избирать себе атаманов, потому что это был привычный образ жизни Новгородцев, у которых высшим органом законодательной и судебной власти считается вече.
«А не прав ли был Гумилев, – спрашивает очередной исследователь, - Не были ли основатели первых оседлых цивилизаций загипнотизированы из космоса, получив приказ создавать оседлые культуры? «А может быть, для того чтобы обнаружить тайну рождения цивилизаций, следует отказаться от «лобовой атаки»? – Говорит другой искатель истины, - Сколько ни разглядывай места расположения первых цивилизаций, которые то сплошными, то пунктирными линиями протянулись через континенты, они сами по себе ничего не скажут, если у нас нет пособия для истолкования этих линий».
Такие пособия существуют у ранних оккультистов и астрологов. А это, в свою очередь, означает влияние энергии космоса на отдельные территории в соответствии, выстраивающихся комбинаций между планетами и зодиакальными созвездиями. Даже более того все это наглядно можно представить на фоне имеющихся исторических материалов. Комбинировать сегодня умеют не только астрологи, но и на научном уровне, имея возможность прямого влияния на формирование этнической структуры общества. Работы ученых показывают, что проживающие на Земле народы, создают сложную этническую картину, которая динамична и постоянно меняется. Эти изменения вызваны действием этнических, демографических и миграционных процессов, меняющих сегодняшнюю картину бытия, от той, которая была в недавнем прошлом и которая ожидается в перспективе.
Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V в. до н.э. называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам. Далее Геродот указывает, что за рекой Танаисом (древнее название реки Дон – авт.) – уже не скифская земля, а владения савраматов, которые как можно предположить произошли от скифов и амазонок.
В I веке до н.э. Скифия и часть Сарматии, а также Боспор, либо принадлежали Понтийскому царству, либо были зависимы от него. При Митридате VI было расширено и представляло постоянную военную угрозу восточным границам Римской империи. Во главе Понта стоял царь и полководец Митридат VI Евпатор, подчинивший своей власти все Причерноморье, Боспорское царство, греческие города – государства Тавриды, Малую Скифию, Малую Азию. Он вторгался в Македонию, постоянно грозил нашествием на Грецию и Рим. Однако, как часто это бывало в истории Рима, подкуп и предательство сделали свое дело, и неукротимого Митридата не стало.
Историки Н.И. Костомаров, Л.В. Жукова, А.Нечволодов и другие, в своих работах, рассказывают нам о том, что к десятому веку сложился некоторый довольно устойчивый порядок расселения племен и народов, которые нашли свое место в окружающем их ландшафте.
Ядром формирования государства восточных славян стали два центра – Киев и Новгород, а также города по пути «из Варяг, в Греки». В 882 г. князь Олег объединил их в единое государство и сделал Киев столицей.
После Олега Русью правил сын Рюрика Игорь. По другой версии Игорь Старший (Старый) древнерусский князь, которого убили древляне за чрезмерное налоговое бремя. Правление на Руси перешло к жене князя Игоря – Ольге, которая по всей вероятности являлась регентом при малолетнем сыне князя Игоря Святославе.
Князь – воин, Святослав Игоревич основное внимание уделял внешней политике. В 965-967 гг. Святослав предпринимает военный поход, в результате которого была разгромлена Хазария, Нижний Дон снова колонизирован славянскими поселенцами, а на острове Тмутараканском образовалось русское княжество, в состав которого вошли и племена Северного Кавказа – ясы и касоги.
Благодаря исследованиям ученых мы знаем, о буртасах и других народностях живших в пределах течения рек Дона, Волги и Днепра. Помимо буртасов в период становления Руси, на ее границах жили: Роксоланы, Торки, Берендеи, Волжская Булгария, Византия, которую по преданию основал в 658 до Р.Х. Визант, - сын Посейдона, глава переселенцев из Милета.
На Руси после Владимира Святославича, его дети, затеяли междоусобицу. В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Великим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.
Можно высказать предположение о том, что механизмы существующего противостояния территорий, точнее противоборство населения проживающего на отдельных землях, закладывались задолго до описываемых событий, о чем говорили астрологи, но связывались они, прежде всего, с периодом правления Ярослава Мудрого.
Ключевым моментом эдесь надо указать раздел государства на два удела между сыновьями Владимира Святославича, - Ярославом и Мстиславом. И далее, одним из ключевых персонажей получившивших прописку на сцене театра истории, начала формирования причинного механизма зарождения казачества был Галицкий князь Дмитрий Шемяка, творивший свой «Шемякин суд» над Великим Князем Московским. Отсюда можно далее вести отсчет событий.
На Руси тем временем начинались княжеские междоусобия, терзавшие страну целые века. Начало им положил сын умершего Ярослава, сына Владимира, Ростислав. Бежав в Тмутаракань, город, находившийся на Таманском полуострове в принадлежавший тогда черниговскому князю, поместившему там своего сына Глеба. Ростислав выгнал этого Глеба, но и сам не удержался после него. Событие это, само по себе одно из множества подобных в последующие времена, является значительным именно потому, что оно было тогда первым в этом роде.
Затем в Тмутаракань бежали Олег и Борис, после которых там утвердились два других безудельных князя, сыновья Ростислава Владимировича. Все эти побеги князей в Мстиславов удел, как лакмусовая бумага показывают направление движения, о котором говорили Л.Гумилев и ранние астрологи.
Многие историки, связывают появление казаков с периодом татаро-монгольского нашествия на Русские земли. Но если быть более точным, то вся история казачества в осознаваемом историческом времени, началась намного раньше. Все совершаемые на планете процессы, по Гумилеву, управляются космическими энергиями. И как было сказано ранее, историю с казаками, можно отследить с момента междоусобной борьбы сыновей Владимира «Святого», - Мстиславом «Удалым» и Ярославом «Мудрым», которые, упражняясь своим удальством и мудростью «располовинили» созданную дедом Святославом империю, на правую и левую сторону Днепра, определив границу будущих территориальных конфликтов. О том, что все возвращается на круги свои и об исторических закономерностях в виде трагедий и фарсов, мы знаем. Но история с казачеством началась именно с разборок пятого поколения великокняжеского семейства, после которых как мы знаем, Древняя Русь развалилась на множество карликовых государств с особыми субъектами федеральной раздробленности Руси, - Феодальных республик. Их было всего две – Новгородская и Псковская со своими местническими демократиями.
Во время правления московского князя Ивана III, можно проследить конкретные детали исторических событий послуживших началом «организованного разбоя» на южных границах Руси. Однако события предшествующие этой истории стали разворачиваться несколько ранее, во время правления Великого князя Московского Василия II «Темного» (1425-1462). К этому времени русские земли, во время татаро-монгольского ига, были поделены на три отдельные территории, занимаемые Великим Княжеством Московским, Великим Княжеством Литовским и земли бывшего Галицко Волынского Княжества, которые после смерти Даниила Галицкого были поделены между Литвой, Польшей и Венгрией.
Как мы знаем, великое княжество Литовское было наследственным владением Ягайлы, тогда как в польском государстве, корона предоставлялась каждый раз избранному Польской радой королю, причем на протяжении более чем ста лет таковыми избранниками неизменно были великие князья Литовские, совмещавшие в своем лице власть над обоими государствами. Польский король Сигизмунд-Август был последним Ягеллоном, который, оставшись без наследника, подарил свое наследственное владение польской короне. В 1569 году в городе Люблине был собран общий для Литвы и Польши сейм, после которого под давлением Польши к ней были присоединены Юго-Западная и Северо-Западная Русь, в которую выехали польские чиновники. Этой Люблинской унией закончилось отдельное существование Великого княжества Литовского. Литовское дворянство, как высшее, так и низшее, совершенно ополячилось и окатоличилось; с тех пор Латинство окончательно стало в Западной Руси панской верой, а Православие – холопской и казацкой.
Казаки появляются в разных краях русского мира, и принадлежащих разным государствам. Мы видим казаков в украинских староствах Великого княжества Литовского на берегах Днепра сначала в звании промышленников, ходивших на пороги ловить рыбу. Потом в звании военных людей составлявших дружины Дашкевича и Димитрия Вишневецкого, потом организованных литовским правительством в виде военного сословия под особою командою и в то же время самовольно основавших за днепровскими порогами вольное военное братство под названием Запорожской Сечи.
Казаками так же назывались люди, не имеющие постоянного места жительства, и переходившие по найму от одного хозяина к другому, из одного села в другое. На юге казаки имели другое значение. Тут они были люди военные, подобно тем, которые появились в поднепровских странах. Различие это понятно. На севере, где все было спокойно, гулящие нетяглые люди могли заниматься мирными промыслами, шатаясь с места на место. На юге, где беспрестанно можно было ожидать татарских набегов, подобные гулящие люди должны были ходить с оружием и приучиться к воинскому образу жизни. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века считаются преимущественно два человека: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович, и хмельницкий староста Предислав Лянкоронский, хотя это военизированное сословие было создано много раньше русскими князьями.
Политическая ситуация времен правления Василия II на Руси сложилась таким образом, что в междоусобной борьбе за власть, местом правления Дмитрия Шемяки был Новгород со своим своеволием и Вечем. Северская земля была уделом Шемяки, который, устранив соперника, успел целый год посидеть на Великокняжеском троне перед тем, как был сослан и бежал в Новгород, - постоянный соперник и противник московских князей. Карательная экспедиция Василия II разгромившая Новгородскую оппозицию заставила бежать всех противников Москвы на границы Северского княжества. Эти бежавшие от преследований новгородцы и были первыми поселенцами пограничных земель, прятавшихся от Московского князя.
Раздел Древнего Русского государства во время правления Золотой Орды привел к тому, что целостность государственного устройства зависела от лояльности удельных князей к Великому князю. Важность данного вопроса явствует из имеющихся исторических сведений, когда северская земля несколько раз переходила под влияние Литвы и России: «Около того же времени Василий покончил и с последним удельным князем Василием Шемякичем (внуком Шемяки), князем Северским. Князь этот в продолжение многих лет, верно, служил Василию, храбро бился против поляков и крымцев, но в 1523 году Василий потребовал его к себе, посадив в темницу.
Шемякич был последним из удельных князей со старыми преданиями», - писал Костомаров. Объединение Руси Иваном III, когда он подчинил Москве Ярославскую (1463), Новгородскую (1477), Тверскую (1485), Вятскую (1489), Чернигов и Новгород-Северский (1487-1503), заставило его противников, искать себе место, где они могли укрыться от руки московского князя.
Этим местом были Шемякин удел, - пограничные земли, отделяющие Русь от Литвы, Крымского ханства и «Дикого поля».
Иван III, подчинив Москве пограничные княжества, прекратил практику «выхода» удельных князей из Руси в Литву со своими уделами, тем самым, определив границы Русской земли. В судебнике 1497 года Иваном III определен единый выход крестьян в определенный срок – Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного феодала к другому. Не имеющие возможности ухода от боярина, крестьяне вынуждены были бежать в места свободные от боярского гнета – на Дон, куда стекались все недовольные княжеским правлением (ранее бежали в Новгород – авт.).
Привлечение же казаков на службу началось во время правления Ивана IV (Грозного). Царь Иван IV, хорошо знал историю европейских государств, в которых монархи брали на службу известных разбойников и пиратов для расширения торговли и колониального грабежа. У Ивана IV так же были на службе пираты и разбойники, которым он даровал жизнь. Известный писатель Тукай пишет об этом периоде истории государства: «Разбойничавшие до той поры беглецы получают одну привилегию за другой. Мало-помалу складывается то полувоенное сословие, которое известно под именем казаков.
А.Ишимова писала, что азовские и ординские казаки существовали до 1500 года, а затем куда-то делись. Между тем указанный период времени является организующим моментом, своеобразной «точкой кристаллизации», зарождения казачества. По мнению многих историков, слово «казак» тюркского происхождения и означающее – легко вооруженный воин.
Казаками в дальнейшем звали разбойников объединенных в организованные отряды, возможно название «казак» связано со сбором налога (ясака), оборотной стороной сбора (грабежом), которого и занимались казаки длительный период времени. Украинская интерпретация слова, - «козак», с ударением на «о» возможно связана с тем, что в украинском произношении это звучало бы как «кизяк», что вероятно и было с самого начала.
«Казаки», о которых упоминает А. Ишимова, были союзниками великого князя Ивана III и пользовались его покровительством. Существовало Касимовское царство – удельное княжество, созданное московскими великими князьями для татарских царевичей, которые переходили к ним на службу вместе со своими людьми. Впервые оно пожаловано Василием II «Темным» бывшему казанскому царевичу Касиму: отсюда название столицы – Городец Касимов.
Таким образом «казаки» никуда не исчезли вдруг, а ушли в свое княжество, где проживали, оберегая границы государства и участвуя во всех вооруженных конфликтах вместе с русскими воинами. Касимовское царство существовало в дальнейшем и при Иване III и при Иване IV. Оно существовало и при сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче и при Борисе Годунове. Оно было и при Лжедмитрии и далее, когда Касимовский царь Ураз-Махмет пристал к вору в Тушине. А когда вор убил его за попытку увести из Тушина своего сына, то крещеный татарин Урусов, следовавший за вором на прогулке верхом, ударил его саблею, а меньший брат Урусова отсек ему голову. Затем Урусовы с татарами убежали.
Итак, на Руси существовало государственное владение, управляемое своим царем, дети, которого считались царевичами. Мистический «треугольник», вершины которого объединяют разные во времени события: создания Касимовского царства, правлением Ивана IV и удар сабли князя Урусова, убившего «Вора», состоит в том, что при завершении своего существования Касимовское царство выполнило свою историческую миссию и защитило государство. После этого, «казаки» Василия II трансформируются в казачье войско, в том виде в каком оно существовало на протяжении всего времени правления династии Романовых. А потом, продолжая «Вселенскую мистику», вместе с этой династией, прекратило свое существование и к4азачество.
Надо сказать далеко не все русские государи были глуповатыми людьми. Как их привычно изображают советские историки и сказочники разных уровней, имеются исторические сведения о том, что Василий III в 1508 году принимая к себе на службу перешедшего из Литвы князя Михаила Глинского, посылал ему на помощь Евстафия Дашкевича, который ранее ушел на службу к московскому великому князю Василию Ивановичу. Михаил Глинский, дважды изменявший своим государям, сначала Сигизмунду Польскому, а затем и Василию Иоанновичу Московскому, вернулся назад в Литву, но был пойман и посажен в тюрьму, а Дашкевич предался королю Сигизмунду I и был сделан старостой на Украине, положил начало военной организации малороссийских казаков. Отстроил Чигирин.
Царь Иван IV, продолжая укрепление границ государства, принял на службу литовского князя Димитрия Вишневецкого и организовал с ним подвижную оборону западных границ государства, имея опыт подобного устройства от своего предка Василия «Темного». Практика управляемого партизанского метода нападения и защиты, известна, со времен рязанского боярина Евпатия Коловрата и описана в летописях с XIII-XIV вв.
Зная же о методах ведения войн в Европейских государствах, где с XIII века практиковался институт ландскнехтов, кондотьеров и других наемников, Иван Грозный, по примеру графа Бернара Арманьяка, создал собственную кондотту. Как это делал его отец Василий III, направляя в Литву отряд под руководством Дашкевича, а еще ранее князь Василий II, принимая к себе на службу татарского царевича Касима.
Самое интересное в истории организации раннего казацкого сообщества, то обстоятельство, что князь Михаил Глинский, служил у императора Максимилиана I, будучи современником Макиавелли, и, следовательно, знал все истории неаполитанских войн, в которых использовались наемники и кондотьеры. К этому человеку в помощь и был направлен Дашкевич. А затем Михаил Глинский, был советником матери малолетнего Ивана Грозного, и в этом случае знания об европейских войнах могли быть переданы царю его дедом, как говорится, из первых рук.
История Цезаря Борджиа, которому французский король преподнес в подарок герцогство Валентино в Дофинэ, назначил полковником конного отряда и дал жалование, обещая помощь овладеть Миланским герцогством, весьма схожа с историей князя Димитрия Вишневецкого. Цезарь Борджиа стремился к завоеванию некоторых итальянских княжеств, получив от отца герцогство Романья, замышлял создать новое королевство в Средней Италии, в 1502 году начал свои походы против городов и крепостей Италии. Как бы повторяя путь итальянского авантюриста, свой поход за короной, совершил и Димитрий Вишневецкий, пытавшийся занять Молдавский престол.
«Запорожские казаки во второй половине XVI века занимались поддержкой нескольких самозванцев в Молдавии. - Сообщает А.Нечволодов, - кроме помянутого Ивана Подковы, в 1592 году, при их содействии, в Яссах утвердился на некоторое время, выдавая себя за сына покойного князя Александра Молдавского, какой-то Петр казак, а ранее Подковы, Запорожцы помогли овладеть Молдавским престолом Греку Якову Василику; в виду этого, для прекращения подобного казацкого своевольства, Сигизмунд III наложил на них обязательство не принимать к себе разных «господарчиков».
Молдавской же короной пытался овладеть и казацкий гетман Богдан Хмельницкий, женивший своего сына Тимофея на дочери Молдавского господаря с помощью отправленных с ним нескольких десятков тысяч «свадебных генералов», в число которых входила и татарская орда. Эта же орда затем не позволила самому Богдану Хмельницкому идти в Молдавию после того, как его сына убили другие претенденты на Молдавский престол.
О том, что Хмельницкий и другие, последующие за ним гетманы добивались короны, подтверждает так называемый Гадяцкий договор, предусматривающий тайный союз с Польшей для создания самобытного государства «Великого княжества русского» верховная власть в котором принадлежала бы пожизненно гетманам, которого утверждал король. Для выполнения своих намерений Выговский пригласил крымского хана, с которым, совместно напав на русские войска, разбил их. Потерпев неудачу с ратификацией договора на раде, Выговский же бежал, а потом, по требованию казаков, прислал свою булаву, казаки выбрали гетманом Юрия Хмельницкого, подтверждая тем самым попытку наследственной преемственности власти гетмана.
При этом почти все соискатели, участвующие в предвыборной гонке на гетманство приходились родственниками Хмельницкого. Так претенденты на гетманство полковники Сомко и Золотаренко приходились «шурьями» Хмельницкому. Третий же соискатель гетманства Иван Мартынович Брюховецкий, бывший ранее слугою у Хмельницкого и сделавшийся кошевым атаманом в Запорожской сечи.
Победивший на выборах Брюховецкий дал своему казачеству три дня, в течение которых продолжались насилия, безобразное пьянство, грабежи. Это событие знаменуется тем, что оно и показало истинное лицо казачества, которое убивало и грабило свое же население, отданное атаманом своему воинству, как это делали в покоренных городах разные завоеватели. Это событие скорее означает, что власть захватила в свои руки очередная разбойничья шайка, угрожая расправой остальным конкурентам.
Неудивительно, что эта черта преобладала и у всего казацкого воинства. Примеров тому много. Наследник гетманской власти Юрий Хмельницкий, был убит турками за то, что содрал кожу с живой еврейки подобно древнему изуверу из ацтекских наемников, которые позволяли себе подобные развлечения к ужасу местного населения Кульхуакана.
О том, что казацкое устройство жизни и быта было именно жизнью военизорованного соединения, - подобие полка ландскнехтов или кондоттой, не требует многих дополнительных доказательств, когда есть исторические сведения, подтверждающие выступление казаков в роли наемников: Хмельницкий послал на помощь Ракочи 12000 казаков под главным начальством киевского полковника Ждановича, которых отозвал назад по требованию Москвы.
В начале 1646 года польский король заключил с Венецией договор, пригласив в Варшаву четырех казацких старшин: Ильяша Караимовича, Барабаша, Богдана Хмельницкого и Нестеренка, выдав им 6000 талеров на постройку флота. Хмельницкий незадолго был во Франции, где совещался с графом Дебрежи, назначенным посланником в Польшу, насчет доставки казаков во французское войско. Затем 2400 охочих казаков отправились во Францию и в 1646 году участвовали при взятии Дюнкерка у испанцев.
Иван Богун полковник Винницкий, помощник Б.Хмельницкого. В 1654 не принял московского подданства, доказывая его тягость, но продолжал бороться с поляками и татарами. В 1658 с гетманом Выговским перешел к полякам и с той же энергией опустошал Малороссию. Это говорит о том, что героическому полковнику безразлично было с кем воевать.
Ранее, 25 августа 1633 г. к Смоленску подошло 15 – тысячное войско, под командованием польского короля Владислава IV, у которого служил Б.Хмельницкий в качестве сотника. Вскоре королевское войско было усилено 20 – тысячной армией запорожцев под командованием Тимофея Арандоренко. Они окружили армию М.Б.Шеина, который, не имея никакой связи с Москвой, вынужден был согласиться на «почетную» капитуляцию рассчитавшись за это собственной головой.
Известно, что все Вишневецкие, имевшие огромные владения по обеим сторонам Днепра до Русской границы, после князя Димитрия были на стороне Польши, когда Борис Годунов в 1603 году забрал у князя Адама Вишневецкого часть земель путем вооруженного вторжения. А тот в ответ поддержал самозванца Лжедмитрия.
Предмет вожделения казацких атаманов, - корона и собственное государство. Если судить по справедливости. То единственным претендентом на Молдавский престол, по существующим в то время законам, был князь Димитрий Вишневецкий. Имевший кровное родство с королями, который, как и Цезарь Борджиа, - сына Римского Понтифика, мог принять титул герцога, а далее возможно и короля.
Потуги на получение престола остальных претендентов из среды казачьего руководства исторически не справедливы и только поэтому Богдану Хмельницкому не позволили утвердиться на Молдавском престоле. В-первых, такое воцарение нарушило бы баланс существующего влияния, а во-вторых, как высказал казакам гетман Потоцкий: « - Земля никогда не была казацкою! – Земля принажлежит речи Посполитой». Земля, на которой казачество пыталось построить свое казачье (разбойничье), государство, была «ворованной», она принадлежала княжескому роду Еремы Вишневецкого, и была предметом длительного территориального спора между Москвой и Польшей. Исторический мистицизм и здесь проявлен в том, что казаки пытались создать свое государство на землях основателя казачества.
И.Солоневич в своей книге высказался о разногласиях историков: «Диапазон разногласий между историками – русскими и иностранными – объясняется не их научными взглядами, а их политическими целями: наука есть служанка политики».
Исторические события можно оценивать по-разному. - Сожалея о том, что царь Алексей Михайлович так долго не принимал к себе украинский братский народ. А можно отнестись к этому же событию с пониманием. Того обстоятельства, что под братским украинским народом, того периода времени, понимались до ста тысяч рекетмейстеров-беспредельщиков, состоящих из реестровых, запорожских и разных самовольных казаков готовых убивать и резать кого угодно, «отстегивая» долю за прикрытие, - именно эти условия пытались навязать русскому посольству на Переяславской Раде, - видим мы в истории Костомарова.
О взаимоотношениях власти и отдельными историческими личностями писали разные исследователи, большинство из которых по отношению царствующих особ, высказывали пренебрежительное мнение. Были, например, высказывания о том, что царь Иван Грозный не поддержал призыва Димитрия Вишневецкого напасть на Крым и тому подобные предложения, не задаваясь вопросом, кто и кого посылал в военную экспедицию. Думается что мысли, о том, что казацкий (разбойничий) атаман в праве говорить с царем как равный, могут придти только в голову человека, не отдающего отчет своим высказываниям, или самим казакам, большая часть жизни которых происходила в набегах, разбое и пьянстве. Побуждающих к иллюзорному восприятию окружающего мира, так сказать «в изумлении», когда, очнувшись после очередного кутежа «лыцарь» с изумлением смотрел на то, что он сотворил в пьяном угаре.
Идеалом казачества была полная личная свобода, нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд, полное равенство членов общины, пренебрежение по преимуществам происхождения и взаимная защита против внешних врагов. Этот идеал ясно высказывается в истории малорусского казачества в ту эпоху, когда оно уже успело разлиться на целый народ. В Московской Руси черты такого идеала выразились слабее, но здесь и там, пока этот идеал мог быть достигнут, казачество не иначе должно было проявиться как в форме военной, наезднической и даже разбойнической.
Казачья вольность (независимость), просуществовала всего 6 лет, - с момента восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году до 8 января 1654 года, когда Переяславская рада ратифицировала постановление Московского Земского собора, а Б.Хмельницкий, казацкая старшина и все население было приведено к присяге Московскому царю. Последующие же за этим события, гетманская чехарда, - по выражению Л.Жуковой, - со дня смерти Хмельницкого в 1657 году до сложения с себя полномочий турецкоподданного гетмана М.Дорошенко в 1679 году, можно считать периодом восстановления в Украинской земле законности и порядка. Лебединая песня вольного казачества прозвучала в городе Лебедине, когда по указу Петра I казаки утратили свою вольность, после предательства гетмана Мазепы.
Сейчас некоторые современные политики пытаются навязать обществу мысли о том, что в историческом прошлом могло существовать самостоятельная казачья государственность. Но разбойничье государство не может существовать самостоятельно, по той причине, что такое общество не способно, что-либо производить и поддерживать свое существование экономическими способами, где главным делом у жителей подобного государства является разбой.
Ни Запорожская сечь, ни Украина не были отдельным территориальным образованием, о котором можно было говорить, как о Тортуге, Ямайке или другом пиратском государстве, потому что казачество, как было показано выше, всегда находилось под постоянным контролем России, Польши и Турции, не считая более мелких государств использующих казаков в военных действиях. Донские казаки, созданные тем же Дмитрием Вишневецким по приказу Ивана Грозного, всегда, с самого своего образования, были под контролем Московского царя. Это говорит о тонкой политике Ивана Грозного в защите государства. До сего времени существуют рассуждения о том, что он проиграл войну с Крымом, в то время когда Россия остается свободной второе тысячелетие с момента основания.
Мысли же о том, что на территории Древней Руси могло существовать свободное государство казаков, - «казакия», могли появиться только в бредовом состоянии сознания, - и, как говорилось выше в состоянии «изумления».
В мире есть люди умные, и есть люди глупые, - говорил И.Солоневич. - Дурак, попадая в дурацкое положение, будет винить всех, кроме себя: все виноваты, все подвели, обманули, ограбили, изнасиловали. Это будет дурацкой реакцией на дурацкое положение: ибо всех изменить нельзя. Но можно постараться учесть всех и в следующий раз постараться в дурацкое положение не попадать.
Поэтому, откуда взялись казаки, единой точки зрения среди ученых и историков нет. Н. Костомаров дает такие сведения: «В так называемой Литовской летописи мы находим смутное известие, что в XIV веке Ольгерд, покоривши Подол, нашел там местное население, живущее под начальством атаманов.
Александра Ишимова в свою очередь, пишет: «Этот народ был черные клобуки. Их называли так же казаками. Имя казаков происходит от касогов».
А. Нечволодов, сообщает в свою очередь: «Донские же казаки числились за Москвой; Московские Государи также часто бывали, недовольны их самовольством и запрещали городовым казакам уходить на Дон. «А ослушает кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнить» - писал Иоанн III Рязанской великой княгине про ее казаков»
Лев Толстой так же считал: «Откуда пошли гребенские казаки – мы не знаем. Они или отрасль донских казаков, или выходцы из рязанских земель.
В нашей истории казаки появляются внезапно, как уже сложившаяся сила. Вероятно, казачество начиналось или безыменно, или под иным именем. В летописях упоминаются бродники – беглецы, которые ходили за черту княжеств, бродить…». О бродниках же говорят и другие многие источники, высказывая свое мнение, что бродники стали казаками.
Энциклопедия «Всемирная история» дополняет: «Большинство историков производят понятие «бродники» от слов «бродить», «бродяга». Бродники состояли частью из беглых людей, частью из остатков придонского оседлого населения и представляли собой своеобразную вольницу – предшественницу казачества.
Они служили и русским князьям, и половцам. В летописи под 1147 г. они упоминаются в качестве дружинников Святослава Ольговича в борьбе с черниговскими князьями. В 1216 г. «Ярослав встал со своими полками с Муромцами, городчанами и бродниками против Владимира и смолян…» В битве на Калке в 1223 г. бродники сражались на стороне монголо-татар. Однако, христиане по вероисповеданию, они сами подверглись нападению монголо-татар. Большая их часть была истреблена, а оставшиеся бродники обложены данью».
В предшествующий, указанному периоду в летописи, князем Черниговским, а затем Великим князем Киевским в 1113-1125 гг. был Владимир Мономах, во время правления, которого ни каких сведений о бродниках нет. Упоминание же в летописи о бродниках приходится на период борьбы за великокняжеский трон, когда Великий князь Киевский Всеволод II (1132-1146), умер во время войны с князем Галицким. Наследник престола Игорь Ольгович княжил только шесть недель, затем был убит занявшим престол князем Изяславом (1146-1155).
Первые сведения о бродниках приходятся на период развала государства и заката «Киевской Руси». Таким образом, в качестве бродников, христиан русского происхождения, бродивших по придонским степям, могли быть жители Галицкого, Киевского или Тмутараканского княжеств, которые не могли быть воинственным народом по ряду причин.
В упомянутой же выше Литовской летописи о населении, живущем под начальством атаманов, которых Ольгерд нашел на Подоле в XIV веке, могли указываться бежавшие из Новгорода люди, составляющие Шемякино воинство и единомышленники Марфы Посадницы. Этими людьми могли быть и выдавленные Московскими князьями Новгородские ушкуйники.
По имеющейся информации ушкуйники это вооруженные новгородские дружины, формировавшиеся из бродяг, беглых крестьян, скрывающихся от наказания преступников и других лиц без определенных занятий для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волгу и Каму в XIV начале XV веков. От древнего русского слова «Ушкуй» означающего речное судно с веслами, данные разбойничьи команды назывались, - ушкуйниками. Эти люди и могли создавать отдельные поселения, собирать «круг» и избирать себе атаманов, потому что это был привычный образ жизни Новгородцев, у которых высшим органом законодательной и судебной власти считается вече.
«А не прав ли был Гумилев, – спрашивает очередной исследователь, - Не были ли основатели первых оседлых цивилизаций загипнотизированы из космоса, получив приказ создавать оседлые культуры? «А может быть, для того чтобы обнаружить тайну рождения цивилизаций, следует отказаться от «лобовой атаки»? – Говорит другой искатель истины, - Сколько ни разглядывай места расположения первых цивилизаций, которые то сплошными, то пунктирными линиями протянулись через континенты, они сами по себе ничего не скажут, если у нас нет пособия для истолкования этих линий».
Такие пособия существуют у ранних оккультистов и астрологов. А это, в свою очередь, означает влияние энергии космоса на отдельные территории в соответствии, выстраивающихся комбинаций между планетами и зодиакальными созвездиями. Даже более того все это наглядно можно представить на фоне имеющихся исторических материалов. Комбинировать сегодня умеют не только астрологи, но и на научном уровне, имея возможность прямого влияния на формирование этнической структуры общества. Работы ученых показывают, что проживающие на Земле народы, создают сложную этническую картину, которая динамична и постоянно меняется. Эти изменения вызваны действием этнических, демографических и миграционных процессов, меняющих сегодняшнюю картину бытия, от той, которая была в недавнем прошлом и которая ожидается в перспективе.
Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V в. до н.э. называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам. Далее Геродот указывает, что за рекой Танаисом (древнее название реки Дон – авт.) – уже не скифская земля, а владения савраматов, которые как можно предположить произошли от скифов и амазонок.
В I веке до н.э. Скифия и часть Сарматии, а также Боспор, либо принадлежали Понтийскому царству, либо были зависимы от него. При Митридате VI было расширено и представляло постоянную военную угрозу восточным границам Римской империи. Во главе Понта стоял царь и полководец Митридат VI Евпатор, подчинивший своей власти все Причерноморье, Боспорское царство, греческие города – государства Тавриды, Малую Скифию, Малую Азию. Он вторгался в Македонию, постоянно грозил нашествием на Грецию и Рим. Однако, как часто это бывало в истории Рима, подкуп и предательство сделали свое дело, и неукротимого Митридата не стало.
Историки Н.И. Костомаров, Л.В. Жукова, А.Нечволодов и другие, в своих работах, рассказывают нам о том, что к десятому веку сложился некоторый довольно устойчивый порядок расселения племен и народов, которые нашли свое место в окружающем их ландшафте.
Ядром формирования государства восточных славян стали два центра – Киев и Новгород, а также города по пути «из Варяг, в Греки». В 882 г. князь Олег объединил их в единое государство и сделал Киев столицей.
После Олега Русью правил сын Рюрика Игорь. По другой версии Игорь Старший (Старый) древнерусский князь, которого убили древляне за чрезмерное налоговое бремя. Правление на Руси перешло к жене князя Игоря – Ольге, которая по всей вероятности являлась регентом при малолетнем сыне князя Игоря Святославе.
Князь – воин, Святослав Игоревич основное внимание уделял внешней политике. В 965-967 гг. Святослав предпринимает военный поход, в результате которого была разгромлена Хазария, Нижний Дон снова колонизирован славянскими поселенцами, а на острове Тмутараканском образовалось русское княжество, в состав которого вошли и племена Северного Кавказа – ясы и касоги.
Благодаря исследованиям ученых мы знаем, о буртасах и других народностях живших в пределах течения рек Дона, Волги и Днепра. Помимо буртасов в период становления Руси, на ее границах жили: Роксоланы, Торки, Берендеи, Волжская Булгария, Византия, которую по преданию основал в 658 до Р.Х. Визант, - сын Посейдона, глава переселенцев из Милета.
На Руси после Владимира Святославича, его дети, затеяли междоусобицу. В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Великим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.
Можно высказать предположение о том, что механизмы существующего противостояния территорий, точнее противоборство населения проживающего на отдельных землях, закладывались задолго до описываемых событий, о чем говорили астрологи, но связывались они, прежде всего, с периодом правления Ярослава Мудрого.
Ключевым моментом эдесь надо указать раздел государства на два удела между сыновьями Владимира Святославича, - Ярославом и Мстиславом. И далее, одним из ключевых персонажей получившивших прописку на сцене театра истории, начала формирования причинного механизма зарождения казачества был Галицкий князь Дмитрий Шемяка, творивший свой «Шемякин суд» над Великим Князем Московским. Отсюда можно далее вести отсчет событий.
На Руси тем временем начинались княжеские междоусобия, терзавшие страну целые века. Начало им положил сын умершего Ярослава, сына Владимира, Ростислав. Бежав в Тмутаракань, город, находившийся на Таманском полуострове в принадлежавший тогда черниговскому князю, поместившему там своего сына Глеба. Ростислав выгнал этого Глеба, но и сам не удержался после него. Событие это, само по себе одно из множества подобных в последующие времена, является значительным именно потому, что оно было тогда первым в этом роде.
Затем в Тмутаракань бежали Олег и Борис, после которых там утвердились два других безудельных князя, сыновья Ростислава Владимировича. Все эти побеги князей в Мстиславов удел, как лакмусовая бумага показывают направление движения, о котором говорили Л.Гумилев и ранние астрологи.
Многие историки, связывают появление казаков с периодом татаро-монгольского нашествия на Русские земли. Но если быть более точным, то вся история казачества в осознаваемом историческом времени, началась намного раньше. Все совершаемые на планете процессы, по Гумилеву, управляются космическими энергиями. И как было сказано ранее, историю с казаками, можно отследить с момента междоусобной борьбы сыновей Владимира «Святого», - Мстиславом «Удалым» и Ярославом «Мудрым», которые, упражняясь своим удальством и мудростью «располовинили» созданную дедом Святославом империю, на правую и левую сторону Днепра, определив границу будущих территориальных конфликтов. О том, что все возвращается на круги свои и об исторических закономерностях в виде трагедий и фарсов, мы знаем. Но история с казачеством началась именно с разборок пятого поколения великокняжеского семейства, после которых как мы знаем, Древняя Русь развалилась на множество карликовых государств с особыми субъектами федеральной раздробленности Руси, - Феодальных республик. Их было всего две – Новгородская и Псковская со своими местническими демократиями.
Во время правления московского князя Ивана III, можно проследить конкретные детали исторических событий послуживших началом «организованного разбоя» на южных границах Руси. Однако события предшествующие этой истории стали разворачиваться несколько ранее, во время правления Великого князя Московского Василия II «Темного» (1425-1462). К этому времени русские земли, во время татаро-монгольского ига, были поделены на три отдельные территории, занимаемые Великим Княжеством Московским, Великим Княжеством Литовским и земли бывшего Галицко Волынского Княжества, которые после смерти Даниила Галицкого были поделены между Литвой, Польшей и Венгрией.
Как мы знаем, великое княжество Литовское было наследственным владением Ягайлы, тогда как в польском государстве, корона предоставлялась каждый раз избранному Польской радой королю, причем на протяжении более чем ста лет таковыми избранниками неизменно были великие князья Литовские, совмещавшие в своем лице власть над обоими государствами. Польский король Сигизмунд-Август был последним Ягеллоном, который, оставшись без наследника, подарил свое наследственное владение польской короне. В 1569 году в городе Люблине был собран общий для Литвы и Польши сейм, после которого под давлением Польши к ней были присоединены Юго-Западная и Северо-Западная Русь, в которую выехали польские чиновники. Этой Люблинской унией закончилось отдельное существование Великого княжества Литовского. Литовское дворянство, как высшее, так и низшее, совершенно ополячилось и окатоличилось; с тех пор Латинство окончательно стало в Западной Руси панской верой, а Православие – холопской и казацкой.
Казаки появляются в разных краях русского мира, и принадлежащих разным государствам. Мы видим казаков в украинских староствах Великого княжества Литовского на берегах Днепра сначала в звании промышленников, ходивших на пороги ловить рыбу. Потом в звании военных людей составлявших дружины Дашкевича и Димитрия Вишневецкого, потом организованных литовским правительством в виде военного сословия под особою командою и в то же время самовольно основавших за днепровскими порогами вольное военное братство под названием Запорожской Сечи.
Казаками так же назывались люди, не имеющие постоянного места жительства, и переходившие по найму от одного хозяина к другому, из одного села в другое. На юге казаки имели другое значение. Тут они были люди военные, подобно тем, которые появились в поднепровских странах. Различие это понятно. На севере, где все было спокойно, гулящие нетяглые люди могли заниматься мирными промыслами, шатаясь с места на место. На юге, где беспрестанно можно было ожидать татарских набегов, подобные гулящие люди должны были ходить с оружием и приучиться к воинскому образу жизни. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века считаются преимущественно два человека: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович, и хмельницкий староста Предислав Лянкоронский, хотя это военизированное сословие было создано много раньше русскими князьями.
Политическая ситуация времен правления Василия II на Руси сложилась таким образом, что в междоусобной борьбе за власть, местом правления Дмитрия Шемяки был Новгород со своим своеволием и Вечем. Северская земля была уделом Шемяки, который, устранив соперника, успел целый год посидеть на Великокняжеском троне перед тем, как был сослан и бежал в Новгород, - постоянный соперник и противник московских князей. Карательная экспедиция Василия II разгромившая Новгородскую оппозицию заставила бежать всех противников Москвы на границы Северского княжества. Эти бежавшие от преследований новгородцы и были первыми поселенцами пограничных земель, прятавшихся от Московского князя.
Раздел Древнего Русского государства во время правления Золотой Орды привел к тому, что целостность государственного устройства зависела от лояльности удельных князей к Великому князю. Важность данного вопроса явствует из имеющихся исторических сведений, когда северская земля несколько раз переходила под влияние Литвы и России: «Около того же времени Василий покончил и с последним удельным князем Василием Шемякичем (внуком Шемяки), князем Северским. Князь этот в продолжение многих лет, верно, служил Василию, храбро бился против поляков и крымцев, но в 1523 году Василий потребовал его к себе, посадив в темницу.
Шемякич был последним из удельных князей со старыми преданиями», - писал Костомаров. Объединение Руси Иваном III, когда он подчинил Москве Ярославскую (1463), Новгородскую (1477), Тверскую (1485), Вятскую (1489), Чернигов и Новгород-Северский (1487-1503), заставило его противников, искать себе место, где они могли укрыться от руки московского князя.
Этим местом были Шемякин удел, - пограничные земли, отделяющие Русь от Литвы, Крымского ханства и «Дикого поля».
Иван III, подчинив Москве пограничные княжества, прекратил практику «выхода» удельных князей из Руси в Литву со своими уделами, тем самым, определив границы Русской земли. В судебнике 1497 года Иваном III определен единый выход крестьян в определенный срок – Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного феодала к другому. Не имеющие возможности ухода от боярина, крестьяне вынуждены были бежать в места свободные от боярского гнета – на Дон, куда стекались все недовольные княжеским правлением (ранее бежали в Новгород – авт.).
Привлечение же казаков на службу началось во время правления Ивана IV (Грозного). Царь Иван IV, хорошо знал историю европейских государств, в которых монархи брали на службу известных разбойников и пиратов для расширения торговли и колониального грабежа. У Ивана IV так же были на службе пираты и разбойники, которым он даровал жизнь. Известный писатель Тукай пишет об этом периоде истории государства: «Разбойничавшие до той поры беглецы получают одну привилегию за другой. Мало-помалу складывается то полувоенное сословие, которое известно под именем казаков.
А.Ишимова писала, что азовские и ординские казаки существовали до 1500 года, а затем куда-то делись. Между тем указанный период времени является организующим моментом, своеобразной «точкой кристаллизации», зарождения казачества. По мнению многих историков, слово «казак» тюркского происхождения и означающее – легко вооруженный воин.
Казаками в дальнейшем звали разбойников объединенных в организованные отряды, возможно название «казак» связано со сбором налога (ясака), оборотной стороной сбора (грабежом), которого и занимались казаки длительный период времени. Украинская интерпретация слова, - «козак», с ударением на «о» возможно связана с тем, что в украинском произношении это звучало бы как «кизяк», что вероятно и было с самого начала.
«Казаки», о которых упоминает А. Ишимова, были союзниками великого князя Ивана III и пользовались его покровительством. Существовало Касимовское царство – удельное княжество, созданное московскими великими князьями для татарских царевичей, которые переходили к ним на службу вместе со своими людьми. Впервые оно пожаловано Василием II «Темным» бывшему казанскому царевичу Касиму: отсюда название столицы – Городец Касимов.
Таким образом «казаки» никуда не исчезли вдруг, а ушли в свое княжество, где проживали, оберегая границы государства и участвуя во всех вооруженных конфликтах вместе с русскими воинами. Касимовское царство существовало в дальнейшем и при Иване III и при Иване IV. Оно существовало и при сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче и при Борисе Годунове. Оно было и при Лжедмитрии и далее, когда Касимовский царь Ураз-Махмет пристал к вору в Тушине. А когда вор убил его за попытку увести из Тушина своего сына, то крещеный татарин Урусов, следовавший за вором на прогулке верхом, ударил его саблею, а меньший брат Урусова отсек ему голову. Затем Урусовы с татарами убежали.
Итак, на Руси существовало государственное владение, управляемое своим царем, дети, которого считались царевичами. Мистический «треугольник», вершины которого объединяют разные во времени события: создания Касимовского царства, правлением Ивана IV и удар сабли князя Урусова, убившего «Вора», состоит в том, что при завершении своего существования Касимовское царство выполнило свою историческую миссию и защитило государство. После этого, «казаки» Василия II трансформируются в казачье войско, в том виде в каком оно существовало на протяжении всего времени правления династии Романовых. А потом, продолжая «Вселенскую мистику», вместе с этой династией, прекратило свое существование и к4азачество.
Надо сказать далеко не все русские государи были глуповатыми людьми. Как их привычно изображают советские историки и сказочники разных уровней, имеются исторические сведения о том, что Василий III в 1508 году принимая к себе на службу перешедшего из Литвы князя Михаила Глинского, посылал ему на помощь Евстафия Дашкевича, который ранее ушел на службу к московскому великому князю Василию Ивановичу. Михаил Глинский, дважды изменявший своим государям, сначала Сигизмунду Польскому, а затем и Василию Иоанновичу Московскому, вернулся назад в Литву, но был пойман и посажен в тюрьму, а Дашкевич предался королю Сигизмунду I и был сделан старостой на Украине, положил начало военной организации малороссийских казаков. Отстроил Чигирин.
Царь Иван IV, продолжая укрепление границ государства, принял на службу литовского князя Димитрия Вишневецкого и организовал с ним подвижную оборону западных границ государства, имея опыт подобного устройства от своего предка Василия «Темного». Практика управляемого партизанского метода нападения и защиты, известна, со времен рязанского боярина Евпатия Коловрата и описана в летописях с XIII-XIV вв.
Зная же о методах ведения войн в Европейских государствах, где с XIII века практиковался институт ландскнехтов, кондотьеров и других наемников, Иван Грозный, по примеру графа Бернара Арманьяка, создал собственную кондотту. Как это делал его отец Василий III, направляя в Литву отряд под руководством Дашкевича, а еще ранее князь Василий II, принимая к себе на службу татарского царевича Касима.
Самое интересное в истории организации раннего казацкого сообщества, то обстоятельство, что князь Михаил Глинский, служил у императора Максимилиана I, будучи современником Макиавелли, и, следовательно, знал все истории неаполитанских войн, в которых использовались наемники и кондотьеры. К этому человеку в помощь и был направлен Дашкевич. А затем Михаил Глинский, был советником матери малолетнего Ивана Грозного, и в этом случае знания об европейских войнах могли быть переданы царю его дедом, как говорится, из первых рук.
История Цезаря Борджиа, которому французский король преподнес в подарок герцогство Валентино в Дофинэ, назначил полковником конного отряда и дал жалование, обещая помощь овладеть Миланским герцогством, весьма схожа с историей князя Димитрия Вишневецкого. Цезарь Борджиа стремился к завоеванию некоторых итальянских княжеств, получив от отца герцогство Романья, замышлял создать новое королевство в Средней Италии, в 1502 году начал свои походы против городов и крепостей Италии. Как бы повторяя путь итальянского авантюриста, свой поход за короной, совершил и Димитрий Вишневецкий, пытавшийся занять Молдавский престол.
«Запорожские казаки во второй половине XVI века занимались поддержкой нескольких самозванцев в Молдавии. - Сообщает А.Нечволодов, - кроме помянутого Ивана Подковы, в 1592 году, при их содействии, в Яссах утвердился на некоторое время, выдавая себя за сына покойного князя Александра Молдавского, какой-то Петр казак, а ранее Подковы, Запорожцы помогли овладеть Молдавским престолом Греку Якову Василику; в виду этого, для прекращения подобного казацкого своевольства, Сигизмунд III наложил на них обязательство не принимать к себе разных «господарчиков».
Молдавской же короной пытался овладеть и казацкий гетман Богдан Хмельницкий, женивший своего сына Тимофея на дочери Молдавского господаря с помощью отправленных с ним нескольких десятков тысяч «свадебных генералов», в число которых входила и татарская орда. Эта же орда затем не позволила самому Богдану Хмельницкому идти в Молдавию после того, как его сына убили другие претенденты на Молдавский престол.
О том, что Хмельницкий и другие, последующие за ним гетманы добивались короны, подтверждает так называемый Гадяцкий договор, предусматривающий тайный союз с Польшей для создания самобытного государства «Великого княжества русского» верховная власть в котором принадлежала бы пожизненно гетманам, которого утверждал король. Для выполнения своих намерений Выговский пригласил крымского хана, с которым, совместно напав на русские войска, разбил их. Потерпев неудачу с ратификацией договора на раде, Выговский же бежал, а потом, по требованию казаков, прислал свою булаву, казаки выбрали гетманом Юрия Хмельницкого, подтверждая тем самым попытку наследственной преемственности власти гетмана.
При этом почти все соискатели, участвующие в предвыборной гонке на гетманство приходились родственниками Хмельницкого. Так претенденты на гетманство полковники Сомко и Золотаренко приходились «шурьями» Хмельницкому. Третий же соискатель гетманства Иван Мартынович Брюховецкий, бывший ранее слугою у Хмельницкого и сделавшийся кошевым атаманом в Запорожской сечи.
Победивший на выборах Брюховецкий дал своему казачеству три дня, в течение которых продолжались насилия, безобразное пьянство, грабежи. Это событие знаменуется тем, что оно и показало истинное лицо казачества, которое убивало и грабило свое же население, отданное атаманом своему воинству, как это делали в покоренных городах разные завоеватели. Это событие скорее означает, что власть захватила в свои руки очередная разбойничья шайка, угрожая расправой остальным конкурентам.
Неудивительно, что эта черта преобладала и у всего казацкого воинства. Примеров тому много. Наследник гетманской власти Юрий Хмельницкий, был убит турками за то, что содрал кожу с живой еврейки подобно древнему изуверу из ацтекских наемников, которые позволяли себе подобные развлечения к ужасу местного населения Кульхуакана.
О том, что казацкое устройство жизни и быта было именно жизнью военизорованного соединения, - подобие полка ландскнехтов или кондоттой, не требует многих дополнительных доказательств, когда есть исторические сведения, подтверждающие выступление казаков в роли наемников: Хмельницкий послал на помощь Ракочи 12000 казаков под главным начальством киевского полковника Ждановича, которых отозвал назад по требованию Москвы.
В начале 1646 года польский король заключил с Венецией договор, пригласив в Варшаву четырех казацких старшин: Ильяша Караимовича, Барабаша, Богдана Хмельницкого и Нестеренка, выдав им 6000 талеров на постройку флота. Хмельницкий незадолго был во Франции, где совещался с графом Дебрежи, назначенным посланником в Польшу, насчет доставки казаков во французское войско. Затем 2400 охочих казаков отправились во Францию и в 1646 году участвовали при взятии Дюнкерка у испанцев.
Иван Богун полковник Винницкий, помощник Б.Хмельницкого. В 1654 не принял московского подданства, доказывая его тягость, но продолжал бороться с поляками и татарами. В 1658 с гетманом Выговским перешел к полякам и с той же энергией опустошал Малороссию. Это говорит о том, что героическому полковнику безразлично было с кем воевать.
Ранее, 25 августа 1633 г. к Смоленску подошло 15 – тысячное войско, под командованием польского короля Владислава IV, у которого служил Б.Хмельницкий в качестве сотника. Вскоре королевское войско было усилено 20 – тысячной армией запорожцев под командованием Тимофея Арандоренко. Они окружили армию М.Б.Шеина, который, не имея никакой связи с Москвой, вынужден был согласиться на «почетную» капитуляцию рассчитавшись за это собственной головой.
Известно, что все Вишневецкие, имевшие огромные владения по обеим сторонам Днепра до Русской границы, после князя Димитрия были на стороне Польши, когда Борис Годунов в 1603 году забрал у князя Адама Вишневецкого часть земель путем вооруженного вторжения. А тот в ответ поддержал самозванца Лжедмитрия.
Предмет вожделения казацких атаманов, - корона и собственное государство. Если судить по справедливости. То единственным претендентом на Молдавский престол, по существующим в то время законам, был князь Димитрий Вишневецкий. Имевший кровное родство с королями, который, как и Цезарь Борджиа, - сына Римского Понтифика, мог принять титул герцога, а далее возможно и короля.
Потуги на получение престола остальных претендентов из среды казачьего руководства исторически не справедливы и только поэтому Богдану Хмельницкому не позволили утвердиться на Молдавском престоле. В-первых, такое воцарение нарушило бы баланс существующего влияния, а во-вторых, как высказал казакам гетман Потоцкий: « - Земля никогда не была казацкою! – Земля принажлежит речи Посполитой». Земля, на которой казачество пыталось построить свое казачье (разбойничье), государство, была «ворованной», она принадлежала княжескому роду Еремы Вишневецкого, и была предметом длительного территориального спора между Москвой и Польшей. Исторический мистицизм и здесь проявлен в том, что казаки пытались создать свое государство на землях основателя казачества.
И.Солоневич в своей книге высказался о разногласиях историков: «Диапазон разногласий между историками – русскими и иностранными – объясняется не их научными взглядами, а их политическими целями: наука есть служанка политики».
Исторические события можно оценивать по-разному. - Сожалея о том, что царь Алексей Михайлович так долго не принимал к себе украинский братский народ. А можно отнестись к этому же событию с пониманием. Того обстоятельства, что под братским украинским народом, того периода времени, понимались до ста тысяч рекетмейстеров-беспредельщиков, состоящих из реестровых, запорожских и разных самовольных казаков готовых убивать и резать кого угодно, «отстегивая» долю за прикрытие, - именно эти условия пытались навязать русскому посольству на Переяславской Раде, - видим мы в истории Костомарова.
О взаимоотношениях власти и отдельными историческими личностями писали разные исследователи, большинство из которых по отношению царствующих особ, высказывали пренебрежительное мнение. Были, например, высказывания о том, что царь Иван Грозный не поддержал призыва Димитрия Вишневецкого напасть на Крым и тому подобные предложения, не задаваясь вопросом, кто и кого посылал в военную экспедицию. Думается что мысли, о том, что казацкий (разбойничий) атаман в праве говорить с царем как равный, могут придти только в голову человека, не отдающего отчет своим высказываниям, или самим казакам, большая часть жизни которых происходила в набегах, разбое и пьянстве. Побуждающих к иллюзорному восприятию окружающего мира, так сказать «в изумлении», когда, очнувшись после очередного кутежа «лыцарь» с изумлением смотрел на то, что он сотворил в пьяном угаре.
Идеалом казачества была полная личная свобода, нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд, полное равенство членов общины, пренебрежение по преимуществам происхождения и взаимная защита против внешних врагов. Этот идеал ясно высказывается в истории малорусского казачества в ту эпоху, когда оно уже успело разлиться на целый народ. В Московской Руси черты такого идеала выразились слабее, но здесь и там, пока этот идеал мог быть достигнут, казачество не иначе должно было проявиться как в форме военной, наезднической и даже разбойнической.
Казачья вольность (независимость), просуществовала всего 6 лет, - с момента восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году до 8 января 1654 года, когда Переяславская рада ратифицировала постановление Московского Земского собора, а Б.Хмельницкий, казацкая старшина и все население было приведено к присяге Московскому царю. Последующие же за этим события, гетманская чехарда, - по выражению Л.Жуковой, - со дня смерти Хмельницкого в 1657 году до сложения с себя полномочий турецкоподданного гетмана М.Дорошенко в 1679 году, можно считать периодом восстановления в Украинской земле законности и порядка. Лебединая песня вольного казачества прозвучала в городе Лебедине, когда по указу Петра I казаки утратили свою вольность, после предательства гетмана Мазепы.
Сейчас некоторые современные политики пытаются навязать обществу мысли о том, что в историческом прошлом могло существовать самостоятельная казачья государственность. Но разбойничье государство не может существовать самостоятельно, по той причине, что такое общество не способно, что-либо производить и поддерживать свое существование экономическими способами, где главным делом у жителей подобного государства является разбой.
Ни Запорожская сечь, ни Украина не были отдельным территориальным образованием, о котором можно было говорить, как о Тортуге, Ямайке или другом пиратском государстве, потому что казачество, как было показано выше, всегда находилось под постоянным контролем России, Польши и Турции, не считая более мелких государств использующих казаков в военных действиях. Донские казаки, созданные тем же Дмитрием Вишневецким по приказу Ивана Грозного, всегда, с самого своего образования, были под контролем Московского царя. Это говорит о тонкой политике Ивана Грозного в защите государства. До сего времени существуют рассуждения о том, что он проиграл войну с Крымом, в то время когда Россия остается свободной второе тысячелетие с момента основания.
Мысли же о том, что на территории Древней Руси могло существовать свободное государство казаков, - «казакия», могли появиться только в бредовом состоянии сознания, - и, как говорилось выше в состоянии «изумления».
В мире есть люди умные, и есть люди глупые, - говорил И.Солоневич. - Дурак, попадая в дурацкое положение, будет винить всех, кроме себя: все виноваты, все подвели, обманули, ограбили, изнасиловали. Это будет дурацкой реакцией на дурацкое положение: ибо всех изменить нельзя. Но можно постараться учесть всех и в следующий раз постараться в дурацкое положение не попадать.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор