О том, что у популярного персонажа рыцарских романов, имелся исторический прототип, писали давно. Слишком харизматична фигура короля, чтобы быть полностью придуманной. К тому же, сведения о великом воине бриттов, сумевшем организовать и возглавить сопротивление вторжению германцев на острова, встречаются в поэмах валлийских бардов, и в ряде латинских хроник о завоевании Британии, датируемых VI веком.
Долгое время ученые считали, что прообразом легендарного короля послужил некий «Медведь», участник битвы с саксами при горе Бадо-Хилл в 516 году. Основания для таких предположений строились, в основном, на том, что по-валлийски «медведь» - «artos» что, по мнению специалистов, этимологически близко к имени Артур. Но не все историки разделяют подобную точку зрения. Так, некоторые исследователи убеждены, что настоящий король Артур был римлянином, и имя его происходит от переиначенного кельтами древнего римского имени Арториус. Существуют и другие, более, скажем так, экзотические теории. В частности, например, английский историк Говард Рейд всерьез утверждает, что король Артур был русским, точнее, русом бежавшим из римского плена и волею судьбы ставшим вождем бриттов. Версия, конечно, любопытная. К тому же всегда приятно осознавать, что даже в далекой Англии встречаются ученые, уверенные, что легендарный король кельтов был нашим соплеменником. Но, к сожалению, версия Рейда всего лишь версия. Тем более что, как показывают исследования ряда западноевропейских и российских историков, прототипом легендарного короля Артура, вполне мог стать и сармат. Несмотря на всю кажущуюся фантастичность подобных теорий, оснований для них вполне достаточно. Само имя короля - Артур (Arthur) по мнению специалистов происходит от имени сарматского солнечного божества Arthuron, что означает "Огонь солнца". Имеются и другие, не менее убедительные доводы. В настоящее время, например, есть все основания полагать, что прототипом рыцарей Круглого стола, как и средневековых рыцарей вообще, послужили сарматские катафрактарии. Так римляне называли тяжелую сарматскую, а затем и аланскую кавалерию. Считается, что именно катафрактарии на долгие столетия вперед определили весь основной набор рыцарского вооружения и тактику конного боя. Судите сами. Вот как описывали боевую мощь катафрактариев античные историки:
«…Все они сидели на своих лошадях, как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя выглядящим, как статуя, потому что даже бедра и ноги, и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединен с панцирем прекрасным кольчужным плетением, наподобие ткани, так что ни одна часть тела не остается видимой и непокрытой, потому что это плетеное покрытие защищает руки и является таким гибким, что носители его могут даже сгибать пальцы».
По свидетельству Тацита историка, жившего во II веке н.э., доспех катафрактария был настолько тяжел, что сбитый с коня воин сам не в состоянии был подняться. Сарматский чешуйчатый доспех в комбинации с кольчугой просуществовал до XIV века. Единственным к нему дополнением у рыцарей стал щит, использование которого древние сарматы считали излишним. Защищали броней сарматы и своих коней. Отчего в глазах противника выглядели «…подобно какому-то железному человеку или движущейся кованой статуей».
В качестве главного наступательного оружия катафрактарии использовали длинное, до 3 – 3,5 метров копье, которое широкими ремнями крепилось к шее и крупу коня, тем самым, позволяя всаднику легко направлять его по своему усмотрению. Когда начиналась битва, они, выстроившись клином подобно бронированному тарану, на всем скаку врезались во вражеский строй, нанося ему сокрушительный удар. Причем сила удара была такова, что, по свидетельству очевидцев, одним копьем катафрактарий зачастую пронзал насквозь сразу двух противников со щитами и в латах. Не менее сокрушительным оружием в руках сарматов служил и длинный, свыше метра, двуручный меч, который они обычно пускали в ход после того, как в гуще боя использовать копье становилось невозможно.
Ничего подобного ни у римлян, ни тем более у кельтов на тот период не было. Поэтому, начиная со II века н.э., империя стала охотно нанимать на службу отряды тяжелой сарматской конницы, бронированной армадой прокатившейся по землям Западной Европы. В составе римских армий сарматы, а затем и аланы побывали в Галлии, Нормандии, на берегах Рейна, добрались до берегов Британии, где их экспедиционный корпус достигал 5000 тяжело вооруженных всадников. Именно тогда, считают ученые, в Западную Европу и попали иранские героические истории, рассказы и традиции, на которых позже сформировался круг легенд о короле Артуре.
Действительно, иранские мотивы в артуровском цикле довольно заметны. К ним относится сюжет с чашей Грааля, поисками которой занимались рыцари Круглого стола. Обычно считается, что культ Святого Грааля сложился в средневековой Британии, и имеет христианские корни. Но, как выясняется культ священной и одновременно магической чаши небесного происхождения - это типично иранская идея, своими корнями уходящая еще в скифское или даже арийское время.
Несомненные иранские признаки несет в себе и рассказ об инициации молодого Артура. В рыцарских романах говориться, что будущий король сумел доказать свое право владычества над Британией лишь после того, как дважды вытащил из-под лежавшего под алтарем камня волшебный меч Экскалибур, вложенный туда колдуном Мерлином.
Между тем, для древних иранцев, меч воткнутый в землю, гору хвороста или камень, служил кумиром бога войны и победы. Царь же в их представлениях считался живым воплощением бога. Поэтому сарматы верили, что священный меч мог взять в руки только человек, в жилах которого течет царская кровь. Что в полной мере и отразилось в сюжете с Экскалибуром. Согласно преданию, кроме молодого Артура его не смог вытащить из-под камня ни один из вызвавшихся для этого претендентов.
Как уже говорилось, выше самые ранние упоминания о легендарном короле бриттов встречаются в поэмах валлийских бардов и латинских хрониках VI века. Правда, в поэмах Артур еще не король, а всего лишь военный вождь бриттов. Титул же короля, как и лавры добродетельного христианина, ему «присвоили» гораздо позже, примерно в VIII веке. А до этого доблестный воин и идеальный правитель Артур оказывается, согласно преданиям, возглавлял хорошо вооруженный полувоенный - полу разбойничий отряд отчаянных головорезов, «прославившихся», между прочим, не только победами над саксами, но и банальным разбоем и грабежом местных жителей. Далек от канонического в поэмах и моральный облик Артура. По признанию все тех же бардов, в его характере удивительным образом сочетались как рыцарские прямота и благородство, так и крайняя жестокость, доходящая до кровожадности. Что, по мнению историков, указывает на варварское происхождение героя. К слову сказать, не жаловали Артура и представители христианской церкви. Что, в общем-то, вполне объяснимо. В житиях британских святых довольно подробно описывается, как сей будущий «воин господень» рыцарских романов в реальном своем воплощении с завидным постоянством обирал христианские храмы и монастыри. Из чего, кстати, следует что, вряд ли прототип легендарного короля был христианином, а значит римлянином. Не был король Артур и кельтом. И вот почему. У кельтов в то время не было своей национальной хорошо вооруженной кавалерии. Зато она имелась у сарматов, оставшихся на острове после вывода в 407 году с Британии основных войск империи. Предоставленные сами себе сарматы, к тому времени давно уже называвшиеся аланами, довольно быстро превратились в по-настоящему грозную силу. Возглавляемые племенной аристократией, они занимались разбоем и сражались с вторгшимися англосаксами, постепенно ассимилируясь в местной среде. Поэтому нет ничего удивительно в том, что кельты, видя в сарматах естественных союзников в борьбе с германцами, легко перенимали у них воинскую тактику, а также героические рассказы и мифы, переиначивая их на свой лад. Переняли они у сарматов и имя их легендарного предводителя Артхура, придав ему современную форму -Артур (Arthur) и сделав своим. Точно также как название сарматской этнической группы аланы (происходящее, по мнению лингвистов от индоиранского "aryana" - арийцы) у кельтов со временем трансформировалось в довольно популярное в Западной Европе имя собственное Алан (Аллан).
В заключении хочется добавить следующее. К сожалению, во многих исторических произведениях, будь то роман или кинокартина, до сих пор тиражируются устаревшие представления о скифах и родственных им сарматах как о варварах, диких кочевниках, лишенных сколь ни будь значимой как материальной, так и духовной культуры. А между тем это совершенно не так. Скифы и наследовавшие им сарматы обладали по-своему уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в культуре большинства современных народов Европы и в особенности в русской.
И последнее. В настоящее время довольно популярна теория утверждающая, что русы – это сарматы – роксоланы (светлые аланы) или рухс-асы (светлые асы), а значит версия англичанина Рейда возможно не так уж и далека от истины.