-- : --
Зарегистрировано — 123 598Зрителей: 66 662
Авторов: 56 936
On-line — 6 852Зрителей: 1337
Авторов: 5515
Загружено работ — 2 127 064
«Неизвестный Гений»
Проблема теодицеи в Ветхом Завете, глава 1.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
08 сентября ’2010 00:54
Просмотров: 27685
ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНИГИ ИОВА.
$ 1. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КНИГИ ИОВА.
1. В основу Кн.Иова легла народная легенда. Автор сохранил эту легенду в виде пролога и эпилога своей поэмы (гл.1,2 и 42)^1.
Легенда о Иове, скорее всего, намного древнее Кн.Иова. В конце I тыс.д.н.э. иудейские книжники и учителя считали Иова современником одного из патриархов: Авраама, Исаака или Якова. Некоторые из книжников признавали автором легенды о Иове Моисея^2.
Библейский пророк Иезекииль считал евреев потомками амореев, смешавшихся с хеттами^3. Амореи - это семитские племена, вышедшие с Аравийского полуострова в конце III тыс.д.н.э. и заселившие Палестину, Сирию и Месопотамию. По происхождению и языку они были очень близки к аккадцам и быстро ассимилировались с ними^4.
Согласно книге Бытие, родоночальник еврейского народа патриарх Авраам родился в древнем шумерском г.Уре на юге Месопотамии (Быт.11:27-31). В этой же книге Библии указывается, что Авраам сражался с царем Амрафелом (Быт.14:1-6). Современные ученые считают, что Амрафел - это вавилонский царь Хаммурапи, живший в 1792-1750 гг.д.н.э.^5. Относительно Моисея ученые придерживаются мнения, что он жил в XIII в.д.н.э.^6.
Следовательно, если взять во внимание мнение самых древних авторов Талмуда, народная легенда о Иове могла возникнуть после XVIII в.д.н.э. и до XIII в.д.н.э. В этот период формировалась древнееврейская мифология, от которой в ВЗ осталось очень мало.
2. Впервые Иов упоминается в Библии в книге пророка Иезекииля (14:14-20). Пророк пишет о Иове мимоходом, как о знаменитом праведнике и мудреце, наряду с Ноем и Даниилом.
Иезекииль пророчествовал в 597-590 гг.д.н.э. Он был среди тех евреев, которых царь Навуходоносор переселил из Иерусалима в Вавилон. Иезекииль жил и проповедовал рядом с Вавилоном^7.
Значит уже в VI в.д.н.э. Иов был легендарным героем древних сказаний, хорошо известным не только евреям, но и другим народам, жившим в Месопотамии.
3. Но легенда о Иове совершенно отличается от Кн.Иова. В дальнейшем мифологическая теодицея легенды будет подробно рассмотрена. Сейчас же отметим, что в Кн.Иова большое внимание уделено проблеме социального зла и индивидуальной ответственности человека перед Богом (этого нет в легенде).
Хотя большинство исследователей Библии не видит в Кн.Иова никакого исторического зерна и рассматривает ее как философскую притчу, можно предположить, что ситуация описанная в ней напоминает Иудею второй половины V в.д.н.э.^8.
Во второй половине VI в.д.н.э. Вавилон был захвачен персидским царем Киром. Он освободил плененных евреев и разрешил им вернуться домой. В 536 г. часть еврейских семей вернулось на развалины Иерусалима^9. Но и при власти персов Иудея оставалась бедной провинцией и подчинялась правителю Самарии. В течении 100 лет иудеи влачили нищенское существование, подавленные нуждой, налогами и отсутствием перспективы. Богатые члены еврейской общины обирали крестьян, наживались путем ростовщичества. Многие земледельцы, будучи не в силах выплатить долги и подати, закладывали свои участки и даже продавали себя и родных в неволю. Каждый недород пополнял число рабов-должников. Не было ни закона, ни права, ни власти, которые могли бы защитить иудеев. Фактически еврейский народ исчезал. Многие евреи женились на язычницах. Их дети уже не знали еврейского языка и иудейской религии. В народе гасло религиозное рвение^10. Духовенство становилось равнодушным к соблюдению религиозных ритуалов.
Эта ситуация упадка веры в Бога хорошо отображена в книге последнего пророка Малахии, проповедовавшего в конце V в.д.н.э. В книге показывется мнение многих людей, несогласных с пророком. Книга построена по принципу спора и это напоминает строение Кн.Иова. Вот, например, ответ пророку:
"14. Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?
15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы" (гл.3).
Эти слова полностью совпадают со словами Иова. Поэтому, возможно, Кн.Иова была написана примерно в одно время с книгой Малахии. Неизвестный автор поэмы об Иове изложил широко распространенный взгляд, что Яхве виноват в социальной несправедливости, глубоком экономическом и духовном кризисе, поразившем Иудею.
Можно определить дату написания книги концом V - началом IV вв.д.н.э. М.И.Рижский так же предполагает, что книга была написана примерно в 400 г.д.н.э.^11.
4. Но историю написания Кн.Иова нельзя заканчивать на этом. Идея богоборчества была до такой степени сильна в поэме, что иудейское духовенство начало вносить в нее поправки.
Еще в древней Палестине в книгу были внесены три речи Элиу^12. В дальнейшем, во II в.д.н.э. при переводе Кн.Иова на греч.язык в нее были внесены существенные исправления. Подробно они будут рассмотрены в следующем параграфе. Отметим только, что во II в.д.н.э. в Кн.Иова была внесена идея о воскресении мертвых, ранее не существовавшая.
Впервые догмат о воскресении мертвых возникает в Книге пророка Даниила, написанной в середине II в.д.н.э. Это было время, когда Иудея находилась под властью эллинистического государства Селевкидов. В 175 г.д.н.э. царь Антиох IV Епифан начал религиозную реформу - утверждение общегосударственного культа Зевса Олимпийского. В Иудее, где монотеистическая религия приняла законченную, развитую форму, реформа встретила упорное сопротивление. В 168 г.д.н.э. в Иерусалимском храме была установлена статуя Зевса; были запрещены жертвоприношения Яхве, обрезание, празднование субботы и т.п. На тех, кто отказался выполнять указы, власти обрушили репрессии. В истории Иудеи это был первый случай, когда древние евреи испытали жестокие гонения за свою веру, и результатом был сильнейший взрыв фанатизма. Многие иудеи бежали в пустыню, вступали в отряды повстанцев. В следующем 167 г. вспыхнула освободительная война под руководством Иуды Маккавея. Война длилась 20 лет^13. Тысячи людей приняли смерть и муки за веру в Яхве от рук селевкидских властей. Тогда под впечатлением большого множества безвинных казней в религиозном сознании народа возникла идея о посмертном воздаянии праведникам, - то есть воскресение мертвых. Так, в главе 19 Кн.Иова, Иов говорит:
"25. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
26. и я во плоти моей узрю Бога".
Но это высказывание дает совершенно иное, отличное от авторского, решение проблемы теодицеи.
5. В переводе Кн.Иова на разговорный арам.язык во втор.половине II в.д.н.э.^14 есть тоже очень существенные отличия от текста оригинала. Упомянутый таргум Кн.Иова принадлежал Кумранской общине (11Q tgJob) и в нем отражена кумранская концепция теодицеи, отличная от ортодоксальной догматики конца I тысячелетия д.н.э. Данная концепция будет рассмотрена ниже.
6. Таким образом, возникнув в середине II тыс.д.н.э., народная легенда о праведнике Иове в середине I тыс.д.н.э. обратила на себя внимание иудейской интеллигенции. Легенда об Иове превратилась в поэму об Иове, в которой Иов стал не только праведником, но и вольнодумцем, противоречащим Богу. В дальнейшем вплоть до конца I тыс.д.н.э. иудейское духовенство переписывало и редактировало поэму. И только в I в.н.э. Кн.Иова вошла в священный канон.
На примере Кн.Иова мы можем проследить как менялось понятие теодицеи, как решалась проблема оправдания Бога в иудейской религии на протяжении целого тысячелетия.
$ 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КНИГИ ИОВА.
1. В нынешнем виде Кн.Иова делится на три части: пролог (гл.1-2), основная часть (гл.3-42:1-6) и эпилог (гл.42:7-17).
Книга начинается эпически-повествовательно:"Был человек в стране Уц, Иов - имя его. И был человек этот непорочен, и справедлив, и богобоязнен, и далек от зла"(1:1)^15. Земля Уц не является мифологической. Скорее всего это была одна из областей Эдома - страны, расположенной к юго-востоку от Палестины^16. Вдобавок Иов был очень богат, и, возможно, являлся правителем в своей стране.
Далее действие переносится на небо. Перед Яхве предстают "сыны божии" и вместе с ними сатана. Сатана сказал, что ходил по земле и исходил ее всю. Тогда Яхве задал сатане вопрос: "Обратил ли ты внимание свое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле"(1:8), настолько он праведен и благочестив. Сатана иронически заметил, что Иов благочестив не даром: "но коснись всего, что у него, и он, наверное, проклянет ... тебя в лицо твое"(1:11). Яхве принимает вызов и позволяет сатане отнять у Иова все, кроме жизни. Иов в один день теряет богатство, гибнут все его семь сыновей и три дочери. Но при этом Иов ни единым словом не возмутился против Бога и только благословил его имя: "Яхве дал, и Яхве взял, да будет имя Яхве благословенно"(1:21).
На следующий день Бог упрекнул сатану: Иов не смотря на все несчастья оказался твердым в своей вере. Но сатана вновь находит возражение: "... но ... коснись ... плоти его, и он, наверное, проклянет тебя"(2:4,5). Снова Яхве поддается на уловку лукавого духа. Он разрешает сатане навести на Иова страшную болезнь - вероятно, проказу, которая поражает все тело Иова с головы до ног. Тогда Иов удаляется из города и садится в пепел (2:8)^17.
Жена Иова советует мужу:"Прокляни бога и умри"(2:9)^18 - и это был бы конец его страданиям. Но Иов не пошел на это. Он резко ответил жене: "Что же, доброе мы будем принимать от бога, а худого не будем принимать?"(2:10). И на этот раз Иов не согрешил.
Три старых друга Иова - Элифаз, Билдад и Цофар (в Синодальном переводе - Елифаз, Вилдад и Софар) приехали, чтобы разделить его горе, но ужаснувшись, не могли произнести ни единого слова. Иов заговорил первым, и с этого начинается основная часть книги (3:1-42:6). Иов проклинает день своего рождения. Заявляет, что он не виновен ни чем. И как это может быть, чтобы человек страдал без вины? Где в таком случае справедливость и милосердие божие? Бог жесток, зол и преступен. Друзья по очереди возражают Иову. При этом Иов произносит 9 речей, Элифаз - 3, Билдад - 3, а Цофар - 2 речи^19.
По замыслу автора Кн.Иова в главах 3-31 представляет собой спор между сторонниками доктрины ортодоксального иудаизма (сформировавшегося после Вавилонского плена (V в.д.н.э.) и древними представителями иудейского свободомыслия. Причем автор использует в речах Элифаза, Билдада и Цофара много мест из Закона Моисея, книг пророков, псалмов. Выступления друзей Иова - это целая апология Яхве. Бог всемогущ, справедлив и всегда прав. Он сотворил мир и мудро управляет им (8:3). Бог наказывает виновных, а абсолютно невинных людей перед ним нет. "Как может человек быть праведным перед богом ... Ведь даже луна - и та не светла, и звезды не чисты в его глазах!" (25:4-5).
Когда спор между друзьями заканчивается победой Иова, в защиту бога выступает еще одно лицо, о котором до сих пор в книге совсем не упоминалось. Это - Элиу, сын Барахаэля. Он тоже произносит большую речь в защиту Яхве (гл.32-37).
А после его речи появляется сам Яхве и из грозовой тучи отвечает Иову (гл.38-41).Бог не объясняет Иову причину его мучений (не упоминает о споре с сатаной) и вообще не отвечает на вопросы страдальца. Он сам начинает спрашивать Иова: где тот был, когда Яхве полагал основания Земли и закрыл море воротами; знает ли Иов законы неба? Пусть "обличающий бога" ответит (40:2). Общий смысл выступления Яхве: как смеет человек, который так мало знает и так мало может, обсуждать поведение бога.
Это смиряет Иова. Увидев Яхве собственными глазами, Иов понял, что не должен был говорить так, как говорил в споре с друзьями: "Руку кладу на уста мои"(40:4), потому что "и говорил я, что не понимал". Но теперь "око мое увидело тебя и поэтому отрекаюсь я и раскаиваюсь в прахе и пепле"(42:3-5).
Книга заканчивается небольшим эпилогом (42:7-17). Яхве неожиданно выговаривает друзьям Иова. "И сказал Яхве Элифазу теманитянину: "Разгорелся гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили обо мне так верно, как раб мой Иов"(42:7). Бог велит друзьям Иова принести жертву, и пусть Иов помолится за друзей. А Иову Яхве воздает за страдания вдвойне: если раньше у того было семь тысяч овец, то теперь четырнадцать, и т.д. Он посылает Иову других 7 сыновей и 3 дочери. Иов прожил еще много лет до глубокой старости и умер "сытый днями"(42:17).
2. Структура Кн.Иова в том виде, в котором она вошла в ВЗ канон, очень сложна. Основное ядро книги - дискуссия Иова с друзьями. Эта часть - самостоятельная поэма, изложенная в стихотворной форме.
В древнееврейской поэзии отсутствовала рифма. Зато обязательной в ней была ритмичность. Стих состоял из двух частей, и во второй части стиха повторялась мысль первой, но уже другими словами^20. Например:
"Предал меня бог неправедному
И в руки злодеев бросил меня"(16:11).
Но во многих местах поэмы этот принцип стихосложения не соблюдается. Это подтверждает, что поэма подверглась значительным редакторским исправлениям^21. Сейчас очень важно отметить, что начиная с гл.25 редакторы изменили структуру поэмы. С гл.4 до гл.21 содержится два цикла речей в определенной последовательности: по очереди один за другим выступают три друга, после речи каждого из них следует ответ Иова. Речью Элифаза в гл.22 начинается третий цикл, гл.23 и 24 содержат ответ Иова, гл.25 - речь Билдада, но в ней лишь шесть стихов. Речи Цофара, третьего из друзей, в этом цикле вообще нет, зато с гл.26 по 31 идет очень длинная речь Иова. И здесь бросается в глаза то, что эта речь содержит ряд мест, которые прямо противоречат высказываниям Иова и полностью совпадают со словами друзей. Так, например, в последней речи Иов говорит:
"Вот участь человеку беззаконому (от бога),
И удел злодеев, что принимают они от Шаддая"(27:13).
Но во второй речи Цофар высказывается точно так же:
"Вот удел человеку беззаконому от бога,
И наследие, изреченное ему божеством"(20:29).
В этой речи Иову не принадлежали такие стихи, как: 26:5-14^22; 27:7-10; 27:13^23; 28:28^24; 31:1-4^25. Эти отрывки принадлежали к выступлениям друзей-оппонентов Иова (причем третья речь Цофара перешла к Иову целиком). Причины этой операции с текстом понятны. Редакторы - ортодоксальные иудаисты преследовали цель нейтрализовать богоборческую направленность идей Иова.
Много споров в среде ученых вызывает гл.28, которую еще называют "Поэмой о мудрости". Эта поэма логически не связана ни с соседними главами, ни с сюжетом книги. Но М.И.Рижский считает, что "Поэма о мудрости" принадлежит перу автора поэмы о Иове и вложена в уста Иова^26.
С гл.32 по 37, по окончании речи Иова, редакторы вставили речи Элиу. Он придуман редакторами так как нигде более, кроме этих глав не упоминается. Редакторы возложили на Элиу речь верховного арбитра. Речи Элиу содержат в концентрированном виде основные идеи позднего иудаизма о взаимоотношениях между богом и человеком^27.
Речь Яхве и его диалог с Иовом (гл.38-42:1-6) сохранились без редакторских изменений. Автор поэмы Иова продемонстрировал здесь глубокое знание древнееврейской мифологии. Мифологический аспект Кн.Иова будет рассмотрен отдельно.
Поэма Иова вставлена в рамки народной легенды. Автор V в.д.н.э. разделил народную легенду пополам, изъял из нее часть текста и вставил на его место свою поэму. Об этом в первую очередь свидетельствует глубокое различие в стилистике легенды и поэмы. Легенда сохранила первоначальные фольклорные черты: наивный характер состязания Яхве с сатаной и благополучный исход. Поэма имеет возвышенный и трагический характер. У Иова в легенде нет и тени протеста против божьей воли, Иов поэмы доходит до богохульства.
Очень странным выглядит в эпилоге осуждение богом друзей Иова. На этом основании М.И.Рижский пытается реконструировать недостающую часть легенды:
После того, как жена посоветовала Иову проклясть бога и умереть, к нему пришли его друзья. Они, возможно, пытались внушить Иову примерно то же, что и жена. Но Иов устоял и в этом испытании. В дальнейшем явился Яхве, одобрил поведение и слова Иова и осудил как нечестивые рассуждения его жены и друзей^28.
Итак, в результате анализа структуры Кн.Иова, можно заключить, что она состоит из нескольких разделов. Очень сложное деление книги можно определить как таксономические уровни, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Таксономические уровни - это понятия, применяемые для обозначения соподчиненных групп объектов - таксонов. Каждый таксон является определенной сферой реальности. Эти сферы составляют систему таксономических уровней имеющих иерархическую структуру^29. В приведенной ниже классификации даются наименования этим таксонам. В дальнейшем при изучении Кн.Иова и ее теодицеи будут использованы только эти наименования:
I таксономический уровень ЛЕГЕНДА ИОВА:
--- пролог (гл.1-2);
--- эпилог (гл.42:7-17);
II таксономический уровень ПОЭМА ИОВА:
--- диспут Иова с друзьями (гл.3-31);
--- поэма о мудрости (гл.28);
--- речи Яхве, ответы Иова Богу (гл.38-42:1-6);
III таксоном.уровень ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ИОВА:
--- редакторская правка диспута Иова с друзьями (гл.25-31);
--- редакторские правки и испорченные места по всему тексту поэмы, не поддающиеся классификации;
--- речи Элиу (гл.32-37).
$ 3. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КНИГЕ ИОВА.
1. Языческая мифология еврейского народа не сохранилась, так как была вытеснена монотеизмом в эпоху реформ Ездры. Но следы мифологии сохранились в ВЗ. Очень много их в Кн.Иова. Следует сразу отметить, что мифические образы присутствуют в основном в поэме Иова. Автор поэмы использует их для собственных художественных целей и частично изменяет их^30. Так, например, описывая Левиафана в гл.41:5-9, автор сравнивает его с крокодилом^31. Поэму Иова вообще отличает богатая авторская фантазия. Но, не смотря на это, многие ученые признают, что автор поэмы хорошо знал древнееврейскую мифологию.
2. Прежде всего в поэме присутствуют следы мифа о творении (гл.38:4-11). Но больше всего в поэме имеется упоминаний о мифической борьбе Бога с первобытным хаосом: гл.9:13; 26:12-13; 38:8. В связи с этим мифом в поэме присутствуют первобытные чудовища - боги хаоса: ЛЕВИАФАН (3:4; 3:8; 40:25-32; 41:1-26); РАХАБ (9:13; 26:12-13); РЕФАИМЫ (26:5); БЕГЕМОТ (40:15-24); ТАННИН (7:12). Часто автор использует образ ШЕОЛА - царства мертвых (3:6;10:21-22; 26:5-6; 38:17). Упоминает автор поэмы и сынов божиих (младших богов?) в гл.38:7.
3. Чтобы понять древнееврейскую мифологию необходимо снова обратиться к предыстории еврейского народа.
Формирование древнееврейской этнической общности происходило с XVIII до XIII вв.д.н.э. на территории древней Палестины, которая тогда называлась Ханааном. Первые поселенцы пришли из Месопотамии и поселились в окрестностях Хеврона. Вторая волна переселенцев состояла из кочевых арамейских племен, которые называли себя Израилем. Они поселились вокруг Сихема. И, наконец, последние поселенцы пришли из Египта и заняли юг и восток Ханаана.
Эти этнические субстраты были скотоводами, в Ханаане же столкнулись с земледельческим населением.
Хананеи и израильтяне имели общие семитские корни и поэтому довольно быстро ассимилировали друг друга^32. Более развитая хананейская земледельческая культура дала начало еврейской мифологии. Большое влияние оказала и Вавилонская мифология, так как арамейские племена находились в постоянном контакте с Месопотамией. Необходимо так же помнить, что месопотамская цивилизация изначально была семитской^33. Так, еврейское имя бога - Элох в основе имеет общесемитское слово "эл" - обозначающее верховное божество, главу пантеона^34.
Двойное влияние хананейской и вавилонской мифологий наиболее ярко прослеживается в библейском мифе о творении. Ученые давно установили, что гл.1 кн.Бытие содержит два варианта этого мифа: 1-2:4 и 2:4-25^35. Эти варианты совершенно противоположно обрисовывают изначальное состояние вселенной. В первом - водный хаос. Во втором варианте - безводная пустыня. Водный хаос (Апсу) был первопричиной жизни в вавилонской мифологии^36. Второй же вариант выражает раннеханаанейское представление о том, как впервые возникла в Ханаане жизнь^37. Данное различие обусловлено географическими особенностями: долина Тигра и Евфрата постоянно заливалась водой^38, а древняя Палестина была сухой гористой страной.
Поэма Иова дополняет библейский миф о творении. Когда Яхве завершает создание мира "ликуют утренние звезды" и "сыны божии восклицают от радости" (38:7). Эта деталь мифа не имеет параллелей в ВЗ, но созвучна вавилонскому эпосу о творении: когда Мардук побеждает хаос, боги ликуют^39.
Библия начинается мифом о создании Яхве мира. Но в обоих вариантах этого мифа материальный мир уже присутствует (в виде хаоса) и Яхве только создает миропорядок, в котором возможна жизнь. Он упорядочивает хаос^40. Это свидетельствует о том, что в еврейской мифологии, как и в других, присутствовала мифическая предыстория творения. Воссоздать эту предысторию можно только по Кн.Иова. Чтобы реконструировать древнееврейский миф необходимо проанализировать текст поэмы Иова.
4. Поэма упоминает 4 чудовища хаоса - Левиафана, Бегемота, Рахаба и Таннин.
ЛЕВИАФАН - морское чудовище, олицетворение водного хаоса^41. В поэме Иова описывается как крокодил. Но в псалме 73:14 и в кн.Исайи 27:1 левиафан описывается как морской змей, с которым Яхве сражается. Очень важно то, что в Пс.73:13 говорится, что Яхве побеждает нескольких морских чудовищ. Учеными установлено, что еврейский Левиафан происходит от ханаанейского Латану (Лотана) - семиголового чудовища воплощающего разрушительные силы водного мира, которое борется с богом Баалом (Балу) и с Анат^42.
РАХАБ помимо поэмы упоминается в Пс.89:11 и в кн.Исаий 51:9. В последней Рахаб называется крокодилом, т.е. тоже морским чудовищем. В гл.26:12-13 поэмы Иова кратко описывается битва Яхве с Рахабом. Здесь присутствует немаловажная деталь - Бог побеждает чудовище не физически, а силой мысли. В гл.9:13 автор поэмы Иова пишет так же о помощниках Рахаба - т.е., возможно, существовало целое воинство первобытных богов.
ТАННИН упоминается в гл.7:12^43. Скорее всего этот образ восходит к вавилонскому чудовищу Тиамат^44. Тиамат олицетворяла водную бездну. В гл.1:2 кн.Бытие слово "бездна" на древ.евр. языке созвучно слову "тиамат"^45. Согласно вавилонскому мифу о творении Тиамат и Апсу являлись родоначальниками всех богов^46.
Подобную первоначальную пару богов в древ.евр. мифологии представляли Левиафан и БЕГЕМОТ^47. Слово "бегемот" происходит из Египта и переводится как "водяной бык"^48.
Миф о сражении чудовищ хаоса с богами имеет общесемитскую основу и берет начало от вавилонского мифа, описывающего победу Мардука над Тиамат^49.
Попытаемся на основе вавилонского мифа восстановить древ.евр. миф.
5. В самом начале всего в состоянии хаоса слились воедино два первоначальных бога: семиголовая гидра Левиафан и бык Бегемот. Чудовищами эти боги стали позднее. И возможно, образом крокодила заменили семиголовую гидру пришельцы из Египта в XIII в.д.н.э. Левиафан и Бегемот порождают старших богов и среди них Рахаба и его помощников, рефаимов (- в дальнейшем богов Шеола) и других. Старшие боги порождают младших богов и среди них Яхве. Младшие боги начинают борьбу с первоначальными богами хаоса за власть над миром. С обеих сторон в войну вступают целые воинства^50. Поэтому сохранилось несколько имен морских змеев и в Библии эти чудовища упоминаются во множественном числе (Пс.73:13). В конечном итоге именно Яхве мыслью побеждает силы хаоса и становится подобно Мардуку главным богом (Элох Элохим - бог богов). Остальные боги низводятся до "сынов божиих", среди которых присутствует и противоречащий Яхве сатана. В поэме Иова (7:12) есть намек на то, что хаос побежден, но не укрощен, поэтому Яхве должен "приставлять дозор"^51, чтобы хаос не вырвался на свободу.
Итак, не смотря на то, что мифические образы были творчески переработаны автором поэмы Иова, из них можно путем анализа вычленить древнюю еврейскую мифологию и реконструировать добиблейский миф.
Данный миф является самым древнейшим представлением еврейского народа о теодицее и именно поэтому имеет очень большое значение.
$ 4. МЕСТО КНИГИ ИОВА В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ.
Создание Кн.Иова расстянулось на целое тысячелетие.
Еще в середине II тыс.д.н.э. новый еврейский народ создал легенду о Иове. Тогда же возникла еврейская мифология, следы которой можно найти в поэме Иова.
В V в.д.н.э. еврейский философ использовал народную легенду для создания образа Иова-богоборца и для осмысления окружающей его действительности.
В дальнейшем, вплоть до II в.д.н.э. еврейские священники использовали поэму Иова для утверждения своей доктрины монотеизма.
Таким образом, Кн.Иова стала очень сложным, многомерным произведением, отобразившим развитие древ.евр. религии от язычества до зрелого иудаизма.
Кн.Иова вместила в себя много религиозных идей, часто противоречащих друг другу. Эти идеи так тесно переплелись в тексте, что совершенно невозможно графически разделить Кн.Иова на самостоятельные части. Предложенное деление на таксономические уровни условно и неполно. Так, например, невозможно выделить в отдельный таксон добиблейскую мифологию.
Главная же идея книги выражена в поэме Иова - это идея о противостоянии двух сил (добра и зла), о их роли в нашем мире.
Поэтому развитие представлений о теодицее в еврейской религии – это самое важное, что имеется в Кн.Иова. В ней представлены все концепции теодицеи ВЗ.
Рассмотрению проблемы теодицеи начиная с языческих времен и вплоть до эллинистической эпохи посвящена следующая глава.
* * *
^1. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. М.,1992. С.48.
^2. Рижский М.И. Указ.соч. С.45.
^3. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч.I. Первобытное об-
щество и Древний Восток. М.,1985. С.203.
^4. Там же. С.128.
^5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.:Политиздат,1985. С.145; Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.:Наука,1990. С.309.
^6. Крывелев И.А. Указ.соч. С.150; Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч.I. С.204.
^7. Мень А. ВЗ пророки: Библейские пророки от Амоса до Реставрации. VIII - IV вв.д.н.э. Л.:Сов.писатель,1991. С.173-174.
^8. Рижский М.И. Указ.соч. С.47. Там же см. гипотезу о Иове как реальном историческом лице, жившем в VI в.д.н.э.
^9. Лопухин А.П. Библейская история ВЗ. М.:Книга Принтшоп. Монреаль,1986. С.341.
^10. Мень А. Указ.соч. С.236.
^11. Рижский М.И. Указ соч. С.46.
^12. Рижский М.И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск: Наука,1991. С.184.
^13. Там же. С.193-194.
^14. Там же. С.211.
^15. Цитаты из Кн.Иова даются по переводу М.И.Рижского. См.: Рижский М.И. Кн.Иова. С.31-84.
^16. Там же. С.84.
^17. Там же. С.86 (комментарий к стиху 8 гл.2).
^18. Комментарий там же. С.86.
^19. Краткое содержание Кн.Иова см.: Библейская энциклопедия. М.:Центурион, 1991. Т.1. С.347-348.
^20. Рижский М.И. Кн.Иова. С.25.
^21. Подробные филологические комментарии, в которых отмечены все изменения авторского текста см.: Рижский М.И. Кн.Иова. С.84-146.
^22. Там же. С.121.
^23. Там же. С.122.
^24. Там же. С.125.
^25. Там же. С.128.
^26. Там же. С.124.
^27. Там же. С.130-131.
^28. Там же. С.183.
^29. Современный словарь иностранных слов. М.:Русский язык,1993. С.593.
^30. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М.:Наука,1991. С.95-96. Автор работы утверждает, что в Кн.Иова мифические образы демифологизированы.
^31. Рижский М.И. Кн.Иова. С.143-144.
^32. Хук С.Г. Указ.соч. С.91-92.
^33. Оппенхейм А. Лео. Указ.соч. С.28.
^34. Мифологический словарь. М.,1992. С.634.
^35. См. таблицу: Хук С.Г. Указ.соч. С.93.
^36. Хук С.Г. Указ.соч. С.98; Мифологический словарь. С.8.
^37. Хук С.Г. Указ.соч. С.98. Мифологию Ханаана см. там же С.67-82.
^38. Оппенхейм А. Лео. Указ.соч. С.33.
^39. Хук С.Г. Указ.соч. С.95.
^40. Хук С.Г. Указ.соч. С.97.
^41. Мифологический словарь. С.313.
^42. Хук С.Г. Указ.соч. С.70; Мифологический словарь. С.313.
^43. Рижский М.И. Кн.Иова. С.92.
^44. Мифолог.словарь. С.539.
^45. Хук С.Г. Указ.соч. С.94.
^46. Хук С.Г. Указ.соч. С.36; Мифолог.словарь. С.8.
^47. Мифолог.словарь. С.313.
^48. Рижский М.И. Кн.Иова. С.142.
^49. Хук С.Г. Указ.соч. С.36; Рижский М.И. Кн.Иова. С.121.
^50. В гл.41:17 написано, что когда поднимается Левиафан - "трепещут боги" (Рижский М.И. Кн.Иова. С.144).
^51. Комментарий к гл.7:12 Кн.Иова С.Аверинцева см.: Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973. С.716-720.
* * *
$ 1. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КНИГИ ИОВА.
1. В основу Кн.Иова легла народная легенда. Автор сохранил эту легенду в виде пролога и эпилога своей поэмы (гл.1,2 и 42)^1.
Легенда о Иове, скорее всего, намного древнее Кн.Иова. В конце I тыс.д.н.э. иудейские книжники и учителя считали Иова современником одного из патриархов: Авраама, Исаака или Якова. Некоторые из книжников признавали автором легенды о Иове Моисея^2.
Библейский пророк Иезекииль считал евреев потомками амореев, смешавшихся с хеттами^3. Амореи - это семитские племена, вышедшие с Аравийского полуострова в конце III тыс.д.н.э. и заселившие Палестину, Сирию и Месопотамию. По происхождению и языку они были очень близки к аккадцам и быстро ассимилировались с ними^4.
Согласно книге Бытие, родоночальник еврейского народа патриарх Авраам родился в древнем шумерском г.Уре на юге Месопотамии (Быт.11:27-31). В этой же книге Библии указывается, что Авраам сражался с царем Амрафелом (Быт.14:1-6). Современные ученые считают, что Амрафел - это вавилонский царь Хаммурапи, живший в 1792-1750 гг.д.н.э.^5. Относительно Моисея ученые придерживаются мнения, что он жил в XIII в.д.н.э.^6.
Следовательно, если взять во внимание мнение самых древних авторов Талмуда, народная легенда о Иове могла возникнуть после XVIII в.д.н.э. и до XIII в.д.н.э. В этот период формировалась древнееврейская мифология, от которой в ВЗ осталось очень мало.
2. Впервые Иов упоминается в Библии в книге пророка Иезекииля (14:14-20). Пророк пишет о Иове мимоходом, как о знаменитом праведнике и мудреце, наряду с Ноем и Даниилом.
Иезекииль пророчествовал в 597-590 гг.д.н.э. Он был среди тех евреев, которых царь Навуходоносор переселил из Иерусалима в Вавилон. Иезекииль жил и проповедовал рядом с Вавилоном^7.
Значит уже в VI в.д.н.э. Иов был легендарным героем древних сказаний, хорошо известным не только евреям, но и другим народам, жившим в Месопотамии.
3. Но легенда о Иове совершенно отличается от Кн.Иова. В дальнейшем мифологическая теодицея легенды будет подробно рассмотрена. Сейчас же отметим, что в Кн.Иова большое внимание уделено проблеме социального зла и индивидуальной ответственности человека перед Богом (этого нет в легенде).
Хотя большинство исследователей Библии не видит в Кн.Иова никакого исторического зерна и рассматривает ее как философскую притчу, можно предположить, что ситуация описанная в ней напоминает Иудею второй половины V в.д.н.э.^8.
Во второй половине VI в.д.н.э. Вавилон был захвачен персидским царем Киром. Он освободил плененных евреев и разрешил им вернуться домой. В 536 г. часть еврейских семей вернулось на развалины Иерусалима^9. Но и при власти персов Иудея оставалась бедной провинцией и подчинялась правителю Самарии. В течении 100 лет иудеи влачили нищенское существование, подавленные нуждой, налогами и отсутствием перспективы. Богатые члены еврейской общины обирали крестьян, наживались путем ростовщичества. Многие земледельцы, будучи не в силах выплатить долги и подати, закладывали свои участки и даже продавали себя и родных в неволю. Каждый недород пополнял число рабов-должников. Не было ни закона, ни права, ни власти, которые могли бы защитить иудеев. Фактически еврейский народ исчезал. Многие евреи женились на язычницах. Их дети уже не знали еврейского языка и иудейской религии. В народе гасло религиозное рвение^10. Духовенство становилось равнодушным к соблюдению религиозных ритуалов.
Эта ситуация упадка веры в Бога хорошо отображена в книге последнего пророка Малахии, проповедовавшего в конце V в.д.н.э. В книге показывется мнение многих людей, несогласных с пророком. Книга построена по принципу спора и это напоминает строение Кн.Иова. Вот, например, ответ пророку:
"14. Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?
15. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы" (гл.3).
Эти слова полностью совпадают со словами Иова. Поэтому, возможно, Кн.Иова была написана примерно в одно время с книгой Малахии. Неизвестный автор поэмы об Иове изложил широко распространенный взгляд, что Яхве виноват в социальной несправедливости, глубоком экономическом и духовном кризисе, поразившем Иудею.
Можно определить дату написания книги концом V - началом IV вв.д.н.э. М.И.Рижский так же предполагает, что книга была написана примерно в 400 г.д.н.э.^11.
4. Но историю написания Кн.Иова нельзя заканчивать на этом. Идея богоборчества была до такой степени сильна в поэме, что иудейское духовенство начало вносить в нее поправки.
Еще в древней Палестине в книгу были внесены три речи Элиу^12. В дальнейшем, во II в.д.н.э. при переводе Кн.Иова на греч.язык в нее были внесены существенные исправления. Подробно они будут рассмотрены в следующем параграфе. Отметим только, что во II в.д.н.э. в Кн.Иова была внесена идея о воскресении мертвых, ранее не существовавшая.
Впервые догмат о воскресении мертвых возникает в Книге пророка Даниила, написанной в середине II в.д.н.э. Это было время, когда Иудея находилась под властью эллинистического государства Селевкидов. В 175 г.д.н.э. царь Антиох IV Епифан начал религиозную реформу - утверждение общегосударственного культа Зевса Олимпийского. В Иудее, где монотеистическая религия приняла законченную, развитую форму, реформа встретила упорное сопротивление. В 168 г.д.н.э. в Иерусалимском храме была установлена статуя Зевса; были запрещены жертвоприношения Яхве, обрезание, празднование субботы и т.п. На тех, кто отказался выполнять указы, власти обрушили репрессии. В истории Иудеи это был первый случай, когда древние евреи испытали жестокие гонения за свою веру, и результатом был сильнейший взрыв фанатизма. Многие иудеи бежали в пустыню, вступали в отряды повстанцев. В следующем 167 г. вспыхнула освободительная война под руководством Иуды Маккавея. Война длилась 20 лет^13. Тысячи людей приняли смерть и муки за веру в Яхве от рук селевкидских властей. Тогда под впечатлением большого множества безвинных казней в религиозном сознании народа возникла идея о посмертном воздаянии праведникам, - то есть воскресение мертвых. Так, в главе 19 Кн.Иова, Иов говорит:
"25. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
26. и я во плоти моей узрю Бога".
Но это высказывание дает совершенно иное, отличное от авторского, решение проблемы теодицеи.
5. В переводе Кн.Иова на разговорный арам.язык во втор.половине II в.д.н.э.^14 есть тоже очень существенные отличия от текста оригинала. Упомянутый таргум Кн.Иова принадлежал Кумранской общине (11Q tgJob) и в нем отражена кумранская концепция теодицеи, отличная от ортодоксальной догматики конца I тысячелетия д.н.э. Данная концепция будет рассмотрена ниже.
6. Таким образом, возникнув в середине II тыс.д.н.э., народная легенда о праведнике Иове в середине I тыс.д.н.э. обратила на себя внимание иудейской интеллигенции. Легенда об Иове превратилась в поэму об Иове, в которой Иов стал не только праведником, но и вольнодумцем, противоречащим Богу. В дальнейшем вплоть до конца I тыс.д.н.э. иудейское духовенство переписывало и редактировало поэму. И только в I в.н.э. Кн.Иова вошла в священный канон.
На примере Кн.Иова мы можем проследить как менялось понятие теодицеи, как решалась проблема оправдания Бога в иудейской религии на протяжении целого тысячелетия.
$ 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КНИГИ ИОВА.
1. В нынешнем виде Кн.Иова делится на три части: пролог (гл.1-2), основная часть (гл.3-42:1-6) и эпилог (гл.42:7-17).
Книга начинается эпически-повествовательно:"Был человек в стране Уц, Иов - имя его. И был человек этот непорочен, и справедлив, и богобоязнен, и далек от зла"(1:1)^15. Земля Уц не является мифологической. Скорее всего это была одна из областей Эдома - страны, расположенной к юго-востоку от Палестины^16. Вдобавок Иов был очень богат, и, возможно, являлся правителем в своей стране.
Далее действие переносится на небо. Перед Яхве предстают "сыны божии" и вместе с ними сатана. Сатана сказал, что ходил по земле и исходил ее всю. Тогда Яхве задал сатане вопрос: "Обратил ли ты внимание свое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле"(1:8), настолько он праведен и благочестив. Сатана иронически заметил, что Иов благочестив не даром: "но коснись всего, что у него, и он, наверное, проклянет ... тебя в лицо твое"(1:11). Яхве принимает вызов и позволяет сатане отнять у Иова все, кроме жизни. Иов в один день теряет богатство, гибнут все его семь сыновей и три дочери. Но при этом Иов ни единым словом не возмутился против Бога и только благословил его имя: "Яхве дал, и Яхве взял, да будет имя Яхве благословенно"(1:21).
На следующий день Бог упрекнул сатану: Иов не смотря на все несчастья оказался твердым в своей вере. Но сатана вновь находит возражение: "... но ... коснись ... плоти его, и он, наверное, проклянет тебя"(2:4,5). Снова Яхве поддается на уловку лукавого духа. Он разрешает сатане навести на Иова страшную болезнь - вероятно, проказу, которая поражает все тело Иова с головы до ног. Тогда Иов удаляется из города и садится в пепел (2:8)^17.
Жена Иова советует мужу:"Прокляни бога и умри"(2:9)^18 - и это был бы конец его страданиям. Но Иов не пошел на это. Он резко ответил жене: "Что же, доброе мы будем принимать от бога, а худого не будем принимать?"(2:10). И на этот раз Иов не согрешил.
Три старых друга Иова - Элифаз, Билдад и Цофар (в Синодальном переводе - Елифаз, Вилдад и Софар) приехали, чтобы разделить его горе, но ужаснувшись, не могли произнести ни единого слова. Иов заговорил первым, и с этого начинается основная часть книги (3:1-42:6). Иов проклинает день своего рождения. Заявляет, что он не виновен ни чем. И как это может быть, чтобы человек страдал без вины? Где в таком случае справедливость и милосердие божие? Бог жесток, зол и преступен. Друзья по очереди возражают Иову. При этом Иов произносит 9 речей, Элифаз - 3, Билдад - 3, а Цофар - 2 речи^19.
По замыслу автора Кн.Иова в главах 3-31 представляет собой спор между сторонниками доктрины ортодоксального иудаизма (сформировавшегося после Вавилонского плена (V в.д.н.э.) и древними представителями иудейского свободомыслия. Причем автор использует в речах Элифаза, Билдада и Цофара много мест из Закона Моисея, книг пророков, псалмов. Выступления друзей Иова - это целая апология Яхве. Бог всемогущ, справедлив и всегда прав. Он сотворил мир и мудро управляет им (8:3). Бог наказывает виновных, а абсолютно невинных людей перед ним нет. "Как может человек быть праведным перед богом ... Ведь даже луна - и та не светла, и звезды не чисты в его глазах!" (25:4-5).
Когда спор между друзьями заканчивается победой Иова, в защиту бога выступает еще одно лицо, о котором до сих пор в книге совсем не упоминалось. Это - Элиу, сын Барахаэля. Он тоже произносит большую речь в защиту Яхве (гл.32-37).
А после его речи появляется сам Яхве и из грозовой тучи отвечает Иову (гл.38-41).Бог не объясняет Иову причину его мучений (не упоминает о споре с сатаной) и вообще не отвечает на вопросы страдальца. Он сам начинает спрашивать Иова: где тот был, когда Яхве полагал основания Земли и закрыл море воротами; знает ли Иов законы неба? Пусть "обличающий бога" ответит (40:2). Общий смысл выступления Яхве: как смеет человек, который так мало знает и так мало может, обсуждать поведение бога.
Это смиряет Иова. Увидев Яхве собственными глазами, Иов понял, что не должен был говорить так, как говорил в споре с друзьями: "Руку кладу на уста мои"(40:4), потому что "и говорил я, что не понимал". Но теперь "око мое увидело тебя и поэтому отрекаюсь я и раскаиваюсь в прахе и пепле"(42:3-5).
Книга заканчивается небольшим эпилогом (42:7-17). Яхве неожиданно выговаривает друзьям Иова. "И сказал Яхве Элифазу теманитянину: "Разгорелся гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили обо мне так верно, как раб мой Иов"(42:7). Бог велит друзьям Иова принести жертву, и пусть Иов помолится за друзей. А Иову Яхве воздает за страдания вдвойне: если раньше у того было семь тысяч овец, то теперь четырнадцать, и т.д. Он посылает Иову других 7 сыновей и 3 дочери. Иов прожил еще много лет до глубокой старости и умер "сытый днями"(42:17).
2. Структура Кн.Иова в том виде, в котором она вошла в ВЗ канон, очень сложна. Основное ядро книги - дискуссия Иова с друзьями. Эта часть - самостоятельная поэма, изложенная в стихотворной форме.
В древнееврейской поэзии отсутствовала рифма. Зато обязательной в ней была ритмичность. Стих состоял из двух частей, и во второй части стиха повторялась мысль первой, но уже другими словами^20. Например:
"Предал меня бог неправедному
И в руки злодеев бросил меня"(16:11).
Но во многих местах поэмы этот принцип стихосложения не соблюдается. Это подтверждает, что поэма подверглась значительным редакторским исправлениям^21. Сейчас очень важно отметить, что начиная с гл.25 редакторы изменили структуру поэмы. С гл.4 до гл.21 содержится два цикла речей в определенной последовательности: по очереди один за другим выступают три друга, после речи каждого из них следует ответ Иова. Речью Элифаза в гл.22 начинается третий цикл, гл.23 и 24 содержат ответ Иова, гл.25 - речь Билдада, но в ней лишь шесть стихов. Речи Цофара, третьего из друзей, в этом цикле вообще нет, зато с гл.26 по 31 идет очень длинная речь Иова. И здесь бросается в глаза то, что эта речь содержит ряд мест, которые прямо противоречат высказываниям Иова и полностью совпадают со словами друзей. Так, например, в последней речи Иов говорит:
"Вот участь человеку беззаконому (от бога),
И удел злодеев, что принимают они от Шаддая"(27:13).
Но во второй речи Цофар высказывается точно так же:
"Вот удел человеку беззаконому от бога,
И наследие, изреченное ему божеством"(20:29).
В этой речи Иову не принадлежали такие стихи, как: 26:5-14^22; 27:7-10; 27:13^23; 28:28^24; 31:1-4^25. Эти отрывки принадлежали к выступлениям друзей-оппонентов Иова (причем третья речь Цофара перешла к Иову целиком). Причины этой операции с текстом понятны. Редакторы - ортодоксальные иудаисты преследовали цель нейтрализовать богоборческую направленность идей Иова.
Много споров в среде ученых вызывает гл.28, которую еще называют "Поэмой о мудрости". Эта поэма логически не связана ни с соседними главами, ни с сюжетом книги. Но М.И.Рижский считает, что "Поэма о мудрости" принадлежит перу автора поэмы о Иове и вложена в уста Иова^26.
С гл.32 по 37, по окончании речи Иова, редакторы вставили речи Элиу. Он придуман редакторами так как нигде более, кроме этих глав не упоминается. Редакторы возложили на Элиу речь верховного арбитра. Речи Элиу содержат в концентрированном виде основные идеи позднего иудаизма о взаимоотношениях между богом и человеком^27.
Речь Яхве и его диалог с Иовом (гл.38-42:1-6) сохранились без редакторских изменений. Автор поэмы Иова продемонстрировал здесь глубокое знание древнееврейской мифологии. Мифологический аспект Кн.Иова будет рассмотрен отдельно.
Поэма Иова вставлена в рамки народной легенды. Автор V в.д.н.э. разделил народную легенду пополам, изъял из нее часть текста и вставил на его место свою поэму. Об этом в первую очередь свидетельствует глубокое различие в стилистике легенды и поэмы. Легенда сохранила первоначальные фольклорные черты: наивный характер состязания Яхве с сатаной и благополучный исход. Поэма имеет возвышенный и трагический характер. У Иова в легенде нет и тени протеста против божьей воли, Иов поэмы доходит до богохульства.
Очень странным выглядит в эпилоге осуждение богом друзей Иова. На этом основании М.И.Рижский пытается реконструировать недостающую часть легенды:
После того, как жена посоветовала Иову проклясть бога и умереть, к нему пришли его друзья. Они, возможно, пытались внушить Иову примерно то же, что и жена. Но Иов устоял и в этом испытании. В дальнейшем явился Яхве, одобрил поведение и слова Иова и осудил как нечестивые рассуждения его жены и друзей^28.
Итак, в результате анализа структуры Кн.Иова, можно заключить, что она состоит из нескольких разделов. Очень сложное деление книги можно определить как таксономические уровни, которые переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Таксономические уровни - это понятия, применяемые для обозначения соподчиненных групп объектов - таксонов. Каждый таксон является определенной сферой реальности. Эти сферы составляют систему таксономических уровней имеющих иерархическую структуру^29. В приведенной ниже классификации даются наименования этим таксонам. В дальнейшем при изучении Кн.Иова и ее теодицеи будут использованы только эти наименования:
I таксономический уровень ЛЕГЕНДА ИОВА:
--- пролог (гл.1-2);
--- эпилог (гл.42:7-17);
II таксономический уровень ПОЭМА ИОВА:
--- диспут Иова с друзьями (гл.3-31);
--- поэма о мудрости (гл.28);
--- речи Яхве, ответы Иова Богу (гл.38-42:1-6);
III таксоном.уровень ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ИОВА:
--- редакторская правка диспута Иова с друзьями (гл.25-31);
--- редакторские правки и испорченные места по всему тексту поэмы, не поддающиеся классификации;
--- речи Элиу (гл.32-37).
$ 3. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КНИГЕ ИОВА.
1. Языческая мифология еврейского народа не сохранилась, так как была вытеснена монотеизмом в эпоху реформ Ездры. Но следы мифологии сохранились в ВЗ. Очень много их в Кн.Иова. Следует сразу отметить, что мифические образы присутствуют в основном в поэме Иова. Автор поэмы использует их для собственных художественных целей и частично изменяет их^30. Так, например, описывая Левиафана в гл.41:5-9, автор сравнивает его с крокодилом^31. Поэму Иова вообще отличает богатая авторская фантазия. Но, не смотря на это, многие ученые признают, что автор поэмы хорошо знал древнееврейскую мифологию.
2. Прежде всего в поэме присутствуют следы мифа о творении (гл.38:4-11). Но больше всего в поэме имеется упоминаний о мифической борьбе Бога с первобытным хаосом: гл.9:13; 26:12-13; 38:8. В связи с этим мифом в поэме присутствуют первобытные чудовища - боги хаоса: ЛЕВИАФАН (3:4; 3:8; 40:25-32; 41:1-26); РАХАБ (9:13; 26:12-13); РЕФАИМЫ (26:5); БЕГЕМОТ (40:15-24); ТАННИН (7:12). Часто автор использует образ ШЕОЛА - царства мертвых (3:6;10:21-22; 26:5-6; 38:17). Упоминает автор поэмы и сынов божиих (младших богов?) в гл.38:7.
3. Чтобы понять древнееврейскую мифологию необходимо снова обратиться к предыстории еврейского народа.
Формирование древнееврейской этнической общности происходило с XVIII до XIII вв.д.н.э. на территории древней Палестины, которая тогда называлась Ханааном. Первые поселенцы пришли из Месопотамии и поселились в окрестностях Хеврона. Вторая волна переселенцев состояла из кочевых арамейских племен, которые называли себя Израилем. Они поселились вокруг Сихема. И, наконец, последние поселенцы пришли из Египта и заняли юг и восток Ханаана.
Эти этнические субстраты были скотоводами, в Ханаане же столкнулись с земледельческим населением.
Хананеи и израильтяне имели общие семитские корни и поэтому довольно быстро ассимилировали друг друга^32. Более развитая хананейская земледельческая культура дала начало еврейской мифологии. Большое влияние оказала и Вавилонская мифология, так как арамейские племена находились в постоянном контакте с Месопотамией. Необходимо так же помнить, что месопотамская цивилизация изначально была семитской^33. Так, еврейское имя бога - Элох в основе имеет общесемитское слово "эл" - обозначающее верховное божество, главу пантеона^34.
Двойное влияние хананейской и вавилонской мифологий наиболее ярко прослеживается в библейском мифе о творении. Ученые давно установили, что гл.1 кн.Бытие содержит два варианта этого мифа: 1-2:4 и 2:4-25^35. Эти варианты совершенно противоположно обрисовывают изначальное состояние вселенной. В первом - водный хаос. Во втором варианте - безводная пустыня. Водный хаос (Апсу) был первопричиной жизни в вавилонской мифологии^36. Второй же вариант выражает раннеханаанейское представление о том, как впервые возникла в Ханаане жизнь^37. Данное различие обусловлено географическими особенностями: долина Тигра и Евфрата постоянно заливалась водой^38, а древняя Палестина была сухой гористой страной.
Поэма Иова дополняет библейский миф о творении. Когда Яхве завершает создание мира "ликуют утренние звезды" и "сыны божии восклицают от радости" (38:7). Эта деталь мифа не имеет параллелей в ВЗ, но созвучна вавилонскому эпосу о творении: когда Мардук побеждает хаос, боги ликуют^39.
Библия начинается мифом о создании Яхве мира. Но в обоих вариантах этого мифа материальный мир уже присутствует (в виде хаоса) и Яхве только создает миропорядок, в котором возможна жизнь. Он упорядочивает хаос^40. Это свидетельствует о том, что в еврейской мифологии, как и в других, присутствовала мифическая предыстория творения. Воссоздать эту предысторию можно только по Кн.Иова. Чтобы реконструировать древнееврейский миф необходимо проанализировать текст поэмы Иова.
4. Поэма упоминает 4 чудовища хаоса - Левиафана, Бегемота, Рахаба и Таннин.
ЛЕВИАФАН - морское чудовище, олицетворение водного хаоса^41. В поэме Иова описывается как крокодил. Но в псалме 73:14 и в кн.Исайи 27:1 левиафан описывается как морской змей, с которым Яхве сражается. Очень важно то, что в Пс.73:13 говорится, что Яхве побеждает нескольких морских чудовищ. Учеными установлено, что еврейский Левиафан происходит от ханаанейского Латану (Лотана) - семиголового чудовища воплощающего разрушительные силы водного мира, которое борется с богом Баалом (Балу) и с Анат^42.
РАХАБ помимо поэмы упоминается в Пс.89:11 и в кн.Исаий 51:9. В последней Рахаб называется крокодилом, т.е. тоже морским чудовищем. В гл.26:12-13 поэмы Иова кратко описывается битва Яхве с Рахабом. Здесь присутствует немаловажная деталь - Бог побеждает чудовище не физически, а силой мысли. В гл.9:13 автор поэмы Иова пишет так же о помощниках Рахаба - т.е., возможно, существовало целое воинство первобытных богов.
ТАННИН упоминается в гл.7:12^43. Скорее всего этот образ восходит к вавилонскому чудовищу Тиамат^44. Тиамат олицетворяла водную бездну. В гл.1:2 кн.Бытие слово "бездна" на древ.евр. языке созвучно слову "тиамат"^45. Согласно вавилонскому мифу о творении Тиамат и Апсу являлись родоначальниками всех богов^46.
Подобную первоначальную пару богов в древ.евр. мифологии представляли Левиафан и БЕГЕМОТ^47. Слово "бегемот" происходит из Египта и переводится как "водяной бык"^48.
Миф о сражении чудовищ хаоса с богами имеет общесемитскую основу и берет начало от вавилонского мифа, описывающего победу Мардука над Тиамат^49.
Попытаемся на основе вавилонского мифа восстановить древ.евр. миф.
5. В самом начале всего в состоянии хаоса слились воедино два первоначальных бога: семиголовая гидра Левиафан и бык Бегемот. Чудовищами эти боги стали позднее. И возможно, образом крокодила заменили семиголовую гидру пришельцы из Египта в XIII в.д.н.э. Левиафан и Бегемот порождают старших богов и среди них Рахаба и его помощников, рефаимов (- в дальнейшем богов Шеола) и других. Старшие боги порождают младших богов и среди них Яхве. Младшие боги начинают борьбу с первоначальными богами хаоса за власть над миром. С обеих сторон в войну вступают целые воинства^50. Поэтому сохранилось несколько имен морских змеев и в Библии эти чудовища упоминаются во множественном числе (Пс.73:13). В конечном итоге именно Яхве мыслью побеждает силы хаоса и становится подобно Мардуку главным богом (Элох Элохим - бог богов). Остальные боги низводятся до "сынов божиих", среди которых присутствует и противоречащий Яхве сатана. В поэме Иова (7:12) есть намек на то, что хаос побежден, но не укрощен, поэтому Яхве должен "приставлять дозор"^51, чтобы хаос не вырвался на свободу.
Итак, не смотря на то, что мифические образы были творчески переработаны автором поэмы Иова, из них можно путем анализа вычленить древнюю еврейскую мифологию и реконструировать добиблейский миф.
Данный миф является самым древнейшим представлением еврейского народа о теодицее и именно поэтому имеет очень большое значение.
$ 4. МЕСТО КНИГИ ИОВА В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ.
Создание Кн.Иова расстянулось на целое тысячелетие.
Еще в середине II тыс.д.н.э. новый еврейский народ создал легенду о Иове. Тогда же возникла еврейская мифология, следы которой можно найти в поэме Иова.
В V в.д.н.э. еврейский философ использовал народную легенду для создания образа Иова-богоборца и для осмысления окружающей его действительности.
В дальнейшем, вплоть до II в.д.н.э. еврейские священники использовали поэму Иова для утверждения своей доктрины монотеизма.
Таким образом, Кн.Иова стала очень сложным, многомерным произведением, отобразившим развитие древ.евр. религии от язычества до зрелого иудаизма.
Кн.Иова вместила в себя много религиозных идей, часто противоречащих друг другу. Эти идеи так тесно переплелись в тексте, что совершенно невозможно графически разделить Кн.Иова на самостоятельные части. Предложенное деление на таксономические уровни условно и неполно. Так, например, невозможно выделить в отдельный таксон добиблейскую мифологию.
Главная же идея книги выражена в поэме Иова - это идея о противостоянии двух сил (добра и зла), о их роли в нашем мире.
Поэтому развитие представлений о теодицее в еврейской религии – это самое важное, что имеется в Кн.Иова. В ней представлены все концепции теодицеи ВЗ.
Рассмотрению проблемы теодицеи начиная с языческих времен и вплоть до эллинистической эпохи посвящена следующая глава.
* * *
^1. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. М.,1992. С.48.
^2. Рижский М.И. Указ.соч. С.45.
^3. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч.I. Первобытное об-
щество и Древний Восток. М.,1985. С.203.
^4. Там же. С.128.
^5. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.:Политиздат,1985. С.145; Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.:Наука,1990. С.309.
^6. Крывелев И.А. Указ.соч. С.150; Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч.I. С.204.
^7. Мень А. ВЗ пророки: Библейские пророки от Амоса до Реставрации. VIII - IV вв.д.н.э. Л.:Сов.писатель,1991. С.173-174.
^8. Рижский М.И. Указ.соч. С.47. Там же см. гипотезу о Иове как реальном историческом лице, жившем в VI в.д.н.э.
^9. Лопухин А.П. Библейская история ВЗ. М.:Книга Принтшоп. Монреаль,1986. С.341.
^10. Мень А. Указ.соч. С.236.
^11. Рижский М.И. Указ соч. С.46.
^12. Рижский М.И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск: Наука,1991. С.184.
^13. Там же. С.193-194.
^14. Там же. С.211.
^15. Цитаты из Кн.Иова даются по переводу М.И.Рижского. См.: Рижский М.И. Кн.Иова. С.31-84.
^16. Там же. С.84.
^17. Там же. С.86 (комментарий к стиху 8 гл.2).
^18. Комментарий там же. С.86.
^19. Краткое содержание Кн.Иова см.: Библейская энциклопедия. М.:Центурион, 1991. Т.1. С.347-348.
^20. Рижский М.И. Кн.Иова. С.25.
^21. Подробные филологические комментарии, в которых отмечены все изменения авторского текста см.: Рижский М.И. Кн.Иова. С.84-146.
^22. Там же. С.121.
^23. Там же. С.122.
^24. Там же. С.125.
^25. Там же. С.128.
^26. Там же. С.124.
^27. Там же. С.130-131.
^28. Там же. С.183.
^29. Современный словарь иностранных слов. М.:Русский язык,1993. С.593.
^30. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М.:Наука,1991. С.95-96. Автор работы утверждает, что в Кн.Иова мифические образы демифологизированы.
^31. Рижский М.И. Кн.Иова. С.143-144.
^32. Хук С.Г. Указ.соч. С.91-92.
^33. Оппенхейм А. Лео. Указ.соч. С.28.
^34. Мифологический словарь. М.,1992. С.634.
^35. См. таблицу: Хук С.Г. Указ.соч. С.93.
^36. Хук С.Г. Указ.соч. С.98; Мифологический словарь. С.8.
^37. Хук С.Г. Указ.соч. С.98. Мифологию Ханаана см. там же С.67-82.
^38. Оппенхейм А. Лео. Указ.соч. С.33.
^39. Хук С.Г. Указ.соч. С.95.
^40. Хук С.Г. Указ.соч. С.97.
^41. Мифологический словарь. С.313.
^42. Хук С.Г. Указ.соч. С.70; Мифологический словарь. С.313.
^43. Рижский М.И. Кн.Иова. С.92.
^44. Мифолог.словарь. С.539.
^45. Хук С.Г. Указ.соч. С.94.
^46. Хук С.Г. Указ.соч. С.36; Мифолог.словарь. С.8.
^47. Мифолог.словарь. С.313.
^48. Рижский М.И. Кн.Иова. С.142.
^49. Хук С.Г. Указ.соч. С.36; Рижский М.И. Кн.Иова. С.121.
^50. В гл.41:17 написано, что когда поднимается Левиафан - "трепещут боги" (Рижский М.И. Кн.Иова. С.144).
^51. Комментарий к гл.7:12 Кн.Иова С.Аверинцева см.: Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973. С.716-720.
* * *
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор