16+
Лайт-версия сайта

Происхождение восточных славян 3

Литература / История, естествознание / Происхождение восточных славян 3
Просмотр работы:
07 сентября ’2010   19:22
Просмотров: 27536

6. Верования

Кроме межплеменной торговли, славян объединяли общие верования. И, как и другие народы, славяне прошли несколько этапов развития своих религиозных представлений. В догосударственный период и в первые века существования Древнерусского государства у восточных славян было широко распространено язычество.
У восточнославянских племен был свой пантеон языческих богов. И, жившие единым общинным строем, они и пантеон свой представляли общиной – племенем или патриархальной семьёй. Во главе семьи - пантеона стоял Род и его супруга Лада, был свой князь-воевода Перун, бог войны и молнии (потом покровитель дружины), волхв-шаман Велес (покровитель скотоводства), и многие, многие другие божества, которые олицетворяли разнообразные силы и явления природы или отражали социальные и общественные отношения того времени. Языческий пантеон состоял из нескольких уровней. Старшие боги (во главе которых стоял Род - сущий, единый, прародитель богов и творец всего мира), олицетворяли древнейшие традиции славян, уходившие в глубь тысячелетий. К ним также относились Белбог - бог плодородия, Лада - богиня любви и брака, Макош (Мокошь) - богиня судьбы, урожая и другие. Младшие боги появились с развитием общественных отношений, усложнением системы верований и разделением славян на отдельные племена. Самый почитаемый бог Солнца имел несколько имен: Ярило, Даждьбог, Хорс. (Хотя существует мнение, что Ярило – это бог весны, плодородия, любви.) Важное место в пантеоне богов занимали Стрибог – «дед ветров», Сварог - бог огня, небесный кузнец, Семаргл - бог земледельцев и скотоводов (многие исследователи существование Семаргла отрицают; считают его лишь неверным прочтением имени Ярило) и Чернобог – владыка зла, князь подземного мира.
Помимо того имеются веские причины для того, чтобы полагать: языческий пантеон древних славян со временем претерпевал изменения. И постепенно Род уступил главенство своеобразной славянской троице – Белбогу, Святовиту и Свентовиту. А уже этот Триглав (или Триединый), с приходом на княжение Владимира (до принятия будущим святым христианства), уступил первенство в пантеоне «златоусому» Перуну.
По языческим представлениям, боги были грозными и недоступными существами, которые следили за деяниями людей. А на земле совсем рядом существовали те, кто прислуживал божествам и являлся проводником между небом и землей. Это были духи. Бесы, домовые, лешие, полевые, кикиморы, водяные, русалки и другие были хозяевами на определенной территории и отвечали за все, что на ней происходило. Помимо того, славяне почитали стихии: огонь, воду и землю. Особо трепетно относись они к заповедным местам. Чаще всего в этой роли выступали священные рощи. В них молились и оберегали каждое дерево. Единых храмов и жрецов у язычников не было. Хранителями языческой веры являлись старшины и родоначальники каждого племени. Но были так же волхвы, кудесники, к которым обращались за советом, гаданием и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились кумиры богов, перед которыми совершались обряды и приносились «требы» - жертвы. Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым Игорь в 945 году приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора. Владимир же (по принятии христианства и крещении государства прозванный «Святым»), поставил после своего утверждения на киевском столе новые кумиры древних богов – Хорса, Даждьбога, Стрибога, Перуна и Мокоши между которых особенно выделялся Идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
Но если с крещением Руси культ Белбога и его братьев постепенно исчез, то культ предков (пращуров) держался ещё много веков (отголоски его чувствуются ещё и сейчас), не сдавая свои позиции христианству. У славян он был развит неимоверно сильно. И в период пахоты, сева они приходили на кладбища и приносили «дедам» угощения: мед, кутью, яйца, считая, что предки помогут им.

7. Знахарство

Верования древних славян основывались на их представлениях о многообразных силах природы. И каждому природному явлению соответствовало какое-либо божество, которое его олицетворяло. Так, например, богом Солнца считался Даждьбог; само Солнце ассоциировалось с богом Хорсом; богом грозы и дружины был Перун, а во главе всего языческого пантеона славян находился Триглав, который был «един в трёх» и представлял собой сразу трёх богов – хозяев верхнего, среднего и нижнего миров – Белбога, Святовита и Чернобога. (Об этом чуть более подробно говорилось выше…)
Помимо того существовали и божества рангом пониже – леший, водяной, домовой, банник, овинник. Они (по представлениям древних) обитали рядом с людьми, вмешивались в их жизнь. И поэтому, чтобы избегать неприятностей, люди задабривали мелких богов – домовому на ночь наливали плошку молока, клали кусочек сала, а перед походом в лес обещали лешему «леса не портить» и просили, чтоб «кругами не водил». Однако, даже, несмотря на то, что богам пантеона - Триглаву, Перуну, Сварогу, Велесу жертвы приносились не малые, людские просьбы и жертвы помогали далеко не всегда. И начинались эпидемии, неурожаи, наводнения и пожары… Поэтому в каждом роде, в каждом племени были свои ворожеи, ведуны, волхвы и знахари – то есть те, кто мог упросить или обмануть богов, те, кто мог иногда обойтись без их помощи. Ведь, как говорится: «на Бога надейся, а сам не плошай!»
Сама болезнь тогда рассматривалась народом как злой дух, который после очищения огнем и водою покидает свою добычу и спешит удалиться. А лечили знахари заговорами, водой, разминанием (массажем), растиранием и травами, с помощью окуривания, обрызгивания и умывания, с произнесением на болезнь страшных заклятий. Могли заживлять раны, останавливать кровь, выгонять червей, помогать от укуса змеи и бешеной собаки, вылечивать ушибы, вывихи, переломы костей и всякие другие недуги. Могли приготовить целебные мази и снадобья. Знали свойства как спасительных, так и «зловредных» (ядовитых) трав и кореньев. Ведь в травах, по народному поверью, скрывается могучая сила, ведомая только чародеям. А тайный язык трав и цветов понимали только избранные, которые знали, на что пригодны и против каких болезней они помогают. Знахари бродили по лесам и полям, собирали травы, выкапывали коренья, а потом готовили из них разнообразные зелья - мази и порошки.
Кроме того, знахари лечили заговорами. Причём, весьма эффективно! Дело в том, что людей толкали к знахарю вера, надежда и страх.
Вера в то, что должно существовать такое могущественное снадобье, средство, которое может оградить, вылечить, защитить от напастей, от нечисти.
Надежда, - что должно быть могущественное снадобье, которое справится с любой, даже самой страшной болезнью.
И всегда люди боялись за себя и своих близких, а помимо того, страшились самого знахаря – того, кто постоянно общается с неведомыми тёмными силами. Даже сегодня, входя в светлый, стерильный кабинет врача, мы непроизвольно, неизвестно от чего волнуемся. А что же чувствовали наши предки, попадая в избу древнего колдуна? Который может всё - разговаривать с духами предков, ежедневно встречаться с лешим и домовым? Исцелять и убивать одним взглядом?
От одной этой мысли захватывало дух! И конечно, каждое слово знахаря западало в душу, на всю жизнь оставалось в памяти. И всё, что он рекомендовал и советовал – хоть жаб живыми глотать, - делалось беспрекословно. К тому ж, если не послушаешь, мог наслать еще худшую хворь. Таким образом, возникал великолепный психотерапевтический эффект! Который и способствовал исцелению.
Усилению этого эффекта способствовали также якобы входящие в зелье необычные тайные ингредиенты. Впрочем, в снадобьях ведьм, знахарей и врачей древности имелись не только невинные травки и корешки. В них клали и плесень, и волосы, и сок раздавленных мокриц, и яд жаб, и печень черного кота. Что было, мягко говоря, не совсем полезно. Но, в любом случае, знахари были хранителями огромной мудрости и уникального опыта. Так как все лечебные средства, что действовали эффективно, бережно отбирались, сохранялись и передавались потомкам. А всё, что представлялось фантастическим и загадочным, на поверку оказалось практически необходимым и рационально объяснимым.
Значительную роль в народной медицине и волшебных чарах играли амулеты – наузы, узлы, навязки. Наузы состояли из различных привязок, надеваемых на шею. Большей частью это были травы, коренья и иные снадобья: уголь, сера, соль, змеиные головки, крыло летучей мыши, змеиная кожа и другие. Этим предметам приписывалась целебная сила от той или другой болезни.
Навешивая на себя лекарственные снадобья или клятвенные, заговорные письмена, силою которых прогоняются нечистые духи болезней, наши предки были убеждены, что в этих наузах они обретали предохранительный талисман против сглаза, порчи и влияния демонов и тем самым привязывали, прикрепляли к себе здравие.
О траволечении следует сказать особо. Ведь Русь всегда была богата целебными травами, что нашло отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Великого князя Святослава Ярославовича» (1073 г.), и поэтому, накопленные за века секреты позволили русским княжествам ещё в древности обрести славу в этом виде целительства. Заимствовать этот опыт стремились многие иноземные лекари.
Новгородским «лечникам» ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте. Ими же применялись панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, подорожник. Настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок - при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях чумы и при дизентерии. На Руси также использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и многое другое.
От новгородцев заграничные лекари узнали об отваре коры ясеня (издавна использовавшийся за границей как противомалярийное средство) и об отваре побегов багульника (как о мощном противокашлевом средстве). А, кроме того, уже в IX веке из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка, применяемая как средство против туберкулёза.
Таким образом, знахарство, по сути - это народная терапия, в основе которой лежит представление о неразрывном единстве человека с природой, сопричастности его ко всему, что происходит в окружающем мире.








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Младенец НОВЫЙ ГОД, СПАСИ от новых испытаний!..

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft