Это отрывок из моей большой работы (около 7 часов чтения) "Известная особа или история одной старинной песни", которую можно прочитать здесь (там разные шрифты, цвета, цитаты и ссылки хорошо выделяются):
Начну с исторического экскурса. Многие события вам хорошо известны, но вот некоторые "детали", я думаю, будут интересны.
Третий по счёту царь правящей династии Романовых — Фёдор Алексеевич (сын царя Алексея Михайловича,1629 – 1676 гг., у которого было от двух жён 16 детей, 13+3) умер от цинги 27 апреля 1682 года в 20-летнем возрасте, не оставив после себя ни потомства, ни распоряжений о престолонаследии. Вот как об этом пишет в своих "Записках" современник Петра I граф Матвеев (Андрей Артамонович, 1666 – 1628 гг., дипломат, сенатор):
"В прошлом от создания мира 7190 году, а от воплощения Слова Божия 1682 лета, Апреля 27 числа, по семилетнем и многоболезненном государствовании Великаго Государя, Царя Феодора Алексеевича, Самодержца Всероссийскаго блаженныя памяти, в Москве учинилася его высокопомянутому Величеству от бывшей при детских его летах болезни скорбутики, или цынготной скорби, кончина"
У него, как говорится, "семейная жизнь не сложилась": первая жена царя Фёдора Алексеевича — Агафья Грушецкая (1663 – 1681 гг., польского происхождения) скончалась через три дня после родов, а появившийся на свет сын Илья умер на десятый день жизни.
Именно Агафья свела на нет "татарский стиль" — люди перестали брить налысо головы, некоторые начали подстригать бороды (а часто сбривать совсем ), усы и волосы. Потеряли актуальность татарские одежды и начал превалировать польский стиль, вышли из моды охабни и вместо них стало престижным носить контуши и шубки..., женщины избавились от неказистого вида платьев и впервые одели шапки именно при царице Агафье Семёновне. Стоит отметить, что все эти внешние перемены происходили не путём принуждения, а сами собой.
Царь крайне тяжело переживал кончину жены..., его болезнь вновь усилилась. Хотя Фёдор Алексеевич и выбирал Агафью на смотре невест (согласно традиции), но "кандидатка" была им подмечена тремя месяцами до того — во время крестного хода (он вертел головой по сторонам в правильном направлении), это можно сказать была его "любовь с первого взгляда". Кстати, сам царь прекрасно разговаривал на польском языке, так как одним из его наставников был монах–поэт Симеон Полоцкий.
Через полгода после смерти любимой жены царь обвенчался с Марфой Матвеевной Апраксиной (1664 – 1715 гг.), но за 71 день брака вторая жена так и не успела "понести" от Фёдора Алексеевича..., как тот скончался. В его смерти обвинили придворных докторов — фон Гадена и Гутменша..., якобы они дали царю яд. Справедливости ради, надо сказать, что Фёдор Алексеевич был на самом деле "доходягой" — даже на похоронах своего отца в 15-летнем возрасте он не смог идти за гробом и его пришлось нести на носилках (есть версия, что у него отказывали ноги из-за повреждённого позвоночника после падения в детстве с лошади). Но как всегда, крайними остались доктора..., за что и были убиты стрельцами через три недели после смерти царя во время стрелецкого бунта. (Б.Нахапетов "Врачебные тайны дома Романовых", Часть 1, Глава 1 – Чем болели и как лечились цари Романовы, изд. 2008 г.) Борис Александрович Нахапетов (1928 – 2017 гг.) — видный советский невропатолог, историк медицины.
Отдадим должное вдове Марфе Матвеевне, соблюдавшей траур более трёх десятков лет — до самой своей смерти (она умерла от отравления грибами в последний день 1715 года). Ещё исстари повелось в дни поминовения усопших государей кормить нищих. Так вот, Марфа Матвеевна в память о своём муже пять раз в году кормила по 300 человек.
Тут надо рассказать об одной истории, связанной с этой женщиной.
"Поговаривают", что царица Марфа так и осталась девственницей..., это стало нам известно, так как Пётр I настоял на проверке тела 51-летней усопшей — рожала женщина или нет..., и он самолично присутствовал при вскрытии (стр. 64 "Записки князя Петра Долгорукова", перевод с фр. А.Ю.Серебрянниковой, СПб, ИЦ "Гуманитарная академия", 2007 г.), ведь в народе ходили упорные слухи, что Марфа всё-таки родила и где-то скрывает законного наследника престола.
В этом отношении Петру Великому повезло — роди в своё время Марфа наследника, и тогда не видать Петру Алексеевичу российского престола, как своих ушей..., правящий царский род пошёл бы по другой линии. Тут надо понимать, что за два месяца до кончины "старой девы" у Петра I от второй жены родился сын Пётр (Шишечка — так называли его родители) и поэтому проблемы наследия трона стали волновать царя особенно остро..., тем более, что на сыне Алексее от своей первой опальной жены он собирался уже окончательно поставить крест, как на своём преемнике.
А в том декабре 1715 Пётр I уже был при смерти, и по словам историка Сергея Соловьёва "2 декабря Петръ приобщился св. тайнъ" (сказалось почти месячное "непросыхание" после рождения Шишечки), и Марфа Матвеевна часто навещала государя во время его болезни..., но неожиданно сама оказалась на смертном одре.
У Пушкина в его подготовительных текстах к "История Петра" (гибель поэта прервала работу над произведением и этот труд так и остался в "эскизах") в разделе 1715 года мы находим следующую запись:
"24 декабря скончалась царица Марфа Матвеевна, вдова государя Феодора Алексеевича, при ее погребении запрещено выть как ныне, так и впредь".
И далее в последней строке перечня указов Петра I за тот 1715 год Пушкиным написано: "Указ о вытье".
Сначала я обратил внимание на дату смерти царицы (это число отличается от современных источников — 31 декабря), а затем заинтересовался и самим этим указом. Надо сказать, что авторы нескольких сотен публикаций (статьи и книги), затрагивая тему "запрета вытья" на похоронах, слепо "копировали" Пушкина..., и даже не пытались найти сам первоисточник. Мне захотелось отыскать его и выяснить, соответствует ли это истине.
Но сначала нужно было понять — откуда поэт мог взять дату смерти царицы Марфы — 24 декабря. После долгих поисков среди работ историков, живших до Пушкина, мне удалось найти у Голикова (Иван Иванович, 1735 – 1801 гг.) в описании 1715 года следующее:
"Между тем, когда 24 Декабря скончалась супруга брата Его Величества, Царя Феодора Алексеевича, Царица Мария Матвеевна: то Монарх, повелев учредить ей приличное характеру Царскому погребение, но желая истребить непристойный и суеверный обычай выть, приговаривать и рваться над умершими, наистрожайше заказал, чтобъ никто как над сею Царицею, так и над всеми прочими не издавал таковаго непристойнаго вопля" (стр. 105, часть V, Голиков "Деяния Петра Великого мудрого преобразителя России", изд. Москва, 1788 г.)
Но вся беда в том, что современные источники называют другую дату смерти царицы Марфы — 31 декабря. Даже возможное тут разногласие в применении Юлианского и Григорианского календарей ситуацию не спасает, так как разница между этими практиками летоисчислений в 18-м веке была 11 дней. Я попросил своего знакомого по интернет–переписке петербуржца — поэта Андрея Чернова (пушкинист, исследователь древних текстов) посмотреть на самой табличке надгробия царицы Марфы дату её смерти..., и он сказал, что в том месте Петропавловского собора рядом с царицей захоронены останки семьи императора Николая II и сейчас доступ в тот предел собора закрыт. Поэтому решение этого вопроса отложим до поры (если кому-то из читателей удастся увидеть это надгробие, то сообщите мне искомую дату — лучше всего через ФБ, и я опубликую это здесь).
Но вот второй вопрос — о самом "Указе о вытье" мне видится более сложным. В Википедии про похороны Марфы Матвеевны (7 января 1716 г.) есть следующий абзац, процитирую его:
"Царица Марфа была чрезвычайно набожной женщиной, оставаясь приверженцем старых обрядов. Именно она была последним членом царской семьи, чьё отпевание и погребение были проведены в соответствии со старинными традициями, которым были присущи причитания над гробом усопшего. После присутствия на погребении царицы Марфы Матвеевны царь Пётр издал указ о запрещении старинного русского обряда ПЕЧАЛОВАНИЯ по умершим".
Ссылки на этот указ и там не оказалось.
Примерно почти такое же смысловое окончание вышеприведённого абзаца я обнаружил в статье (она включена в несколько исторических сборников) кандидата исторических наук Болотиной Натальи Юрьевны "Последний путь царевны Прасковьи Ивановны: церемониал похорон члена императорской фамилии Романовых", и там даже была сообщена дата этого указа — 25 (??!) января 1716 года.
Изучая дальше эту тему, я наткнулся на ряд научных публикаций, которые противоречат друг другу, и тут получается полная разноголосица — одни говорят, что "указ о вытье" был применён уже В ДЕНЬ ПОХОРОН, а другие утверждают, что указ вышел лишь ПОСЛЕ того, как царь "наслушался завываний".
Я не знаю, правильно ли переведены записки ганноверского резидента при русском дворе Вебера (Фридрих Христиан, ум. в 1739 г.) "Преображенная Россия", но там по поводу похорон царицы Марфы 7 января 1716 года сказано:
"Хоронили её в вечерние сумерки с большим великолепием. От ее печального дома до церкви было расстояние с небольшую четверть мили, и весь этот путь по льду уставлен был двойным рядом факелов, между которыми совершалась процессия. Богатую корону, всю усыпанную драгоценными камнями, нёс тайный советник Толстой, а гроб и провожатых (числом более 500, из которых 200 были в похоронных плащах) везли на санях. Тело, по совершении над ним последнего погребального обряда, погребено в новой царской усыпальнице в крепостной церкви ...
В подобных случаях у русских искони в обыкновении были громкие рыдания, плач и разные причитания, которые часто казались мне настолько искренними, настолько же и притворными; но царь решительно хочет вынести этот обычай, и на упомянутых похоронах строго приказано было, чтобы никто громко не плакал и не причитывал".
Поэт Пушкин и тем более историк Голиков эту работу Вебера читать не могли, так как в России она стала известна только во второй половине 19-го века.
Всецело доверять "ганноверцу" тоже нельзя, так как неизвестно, был ли он на этих похоронах лично, или описал процессию с чьих-то слов..., и когда Вебер работал над своими записками, не притянул ли он сюда этот указ уже как постфактум ?
Для выяснения истины нужно всего лишь отыскать это распоряжение Петра I. В самом деле, надо же в конце концов найти этот "злополучный указ", упоминаемый во многих сотнях работ и при этом нигде нет ссылки на первоисточник.
Я пересмотрел ВСЕ указы — именные и сенатские за январь 1716 года и не встретил там подобного "запрета выть" (начиная со стр. 188, 5-й том "Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, 1713 – 1719", печатано в типографии 2 отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830 г.). Церковной темы касался только один сенатский указ от 22 января — это текст "обещания" (своего рода присяга), который должны произносить архиереи при вступлении в чин. Среди пунктов этого "обещания" я бы отметил самый последний — седьмой, начинающийся так: "В мирские дела и обряды не входить ни для чего, разве какая явная неправда показана будет ..."
Тут надо сказать, что Пётр Алексеевич уже после смерти своей матери стал энергично перекраивать сложившиеся веками церковные устои и традиции. Его основной целью было превращение церкви в часть государственного управления..., и этот инструмент воздействия на народ должен был быть в полном подчинении государству.
Далее я пересмотрел все указы за зиму, весну и начало лета, ведь следующая смерть человека из царского сословия случилась 18 июня 1716 года: тогда скончалась любимая сестра государя — великая княжна Наталья Алексеевна. Ничего похожего на запрет какого-либо обряда отпевания я не нашёл и там.
На всякий случай мной были просмотрены все указы 1713–17 годов (я нашёл там много интересного и об этом расскажу позднее), но никакого "выть как ныне, так и впредь" не увидел.
Не удовлетворившись одним источником свода законов, я нашёл другой — изданный при императрице Анне Иоанновне (ей захотелось опубликовать список и копии всех указов Петра), но и там меня ожидало разочарование.
Кроме того были просмотрены доступные мне указы царя Сенату, его резолюции, заметки и записки — результат такой же.
Своими сомнениями в реальности существования подобного указа я поделился с Андреем Черновым..., и он высказал мнение, что это могло быть УСТНОЕ распоряжение Петра. Я с этим солидарен..., но тогда как быть со всеми "научными трудами" по этой теме ? А может это была какая-то записка Петра по проведению церемониала похорон, а потом это всё было раздуто молвой до "высочайшего указа" ?
Я бы порекомендовал преподавателям, работающим на кафедрах истории, дать своим студентам в качестве "практикума" попробовать найти этот указ. Это будет замечательная задача.
Хочу сразу предупредить, что при просмотре писем и документов, близких к тому времени, можно "наткнуться" на письмо Петра I от 11 января 1716 года к своей второй жене Екатерине Алексеевне из Амстердама..., и оно может поставить вас в тупик. Здесь неправильная датировка, и это не типографская опечатка, а описка Петра Алексеевича. Он просто ошибся и по инерции памяти проставил в дате прошедший год (такое со всеми часто случается в первые дни нового года). Там даже по содержанию видно, что Пётр перед этим получил от жены известие о чьей-то смерти..., и откликается в стиле "Бог дал, Бог взял" — "Господъ даде, Господъ i възятъ; яко же годе ему, тако i бысть". В письме идёт речь о родившемся в немецком Везеле 2 января 1717 года и умершем на следующий день их сыне Павле.
Данное письмо я решил показать здесь и "склеил" его, так как в книге оно напечатано на двух страницах. Вот ссылка на просмотр:
(стр. 41, № 61, "Письма русских государей и других особ царского семейства. Переписка императора Петра I с государынею Екатериною Алексеевною", изд. Москва, 1861 г.)