Гармония в музыке
Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду музыкально-числовых пропорций, представляющих интервалы: 1:1 и 1:2 (унисон и октава), 2:3 и 3:4 (квинта и кварта), 4:5 и 5:6 (терции) и т. д.
(В музыке принят латинский счёт, т.е. один – прима, два – секунда, три – терция, четыре – кварта, пять – квинта, шесть – секста, семь – септима, восемь – октава, девять – нона и т.д.)
Современный музыкальный строй, который принято называть равномерно темперированным (7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си и 12 полутонов), образуется следующим образом. Все «музыкальные» звуки поделены на «октавы», а каждая «октава» на 12 полутонов с коэффициентом пропорциональности (Коэфф.), равным - корень 12-й степени из 2, т.е. 1,059463. При этом 0-й и 12-й полутоны отличаются ровно в 2 раза, т.е. образуют «октаву». В результате такого «изобретения» стало удобно записывать и воспроизводить звуки в любой тональности. Но, исчезло самое главное – гармония. Ниже приводится таблица, из которой видно, что «гармоничные» созвучия: 5/6 (до/ми-бемоль), 4/5 (до/ми), 3/4 (до/фа), 2/3 (до/соль) в пределах октавы имеют погрешность, т.е. отклонение от идеальных отношений). В пределах нескольких октав (например, на фортепиано) погрешность в несколько раз больше.
Вывод. При использовании равномерно темперированного строя в музыкальных произведениях - гармонии не добиться.