Виктор получил художественное образование в Будапеште в традициях Баухауза. В 1930 году он покинул родной город и поселился в Париже, где первоначально работал коммерческим художником. В 1930-е годы он находился под влиянием конструктивизма, но к сороковым годам сформировался его характерный стиль рисования анимированных поверхностей геометрических форм и взаимодействующих цветов. Его стиль достиг зрелости в середине 1950-х и 1960-х годов, когда он начал использовать более яркие цвета, дабы усилить ощущение движения с помощью оптической иллюзии.
Оп-арт — это отдельная категория визуального и творческого самовыражения. Но, если присмотреться повнимательнее, можно обнаружить точки пересечения между областями оптического и кинетического искусства. Как правило, кинетическое искусство, полагается на движение или эффект движения для достижения желаемого эффекта. Кажущиеся удаляющимися фигуры, вибрирующие цвета и выступающие сферы, которые обычно характеризуют оп-арт, также могут попадать в категорию кинетического искусства. Поэтому неудивительно, что путь Виктора пересёкся с кинетическим искусством. Фактически, он сыграл значительную роль в развитии и подъёме этого направления, в частности, благодаря своему участию в выставке под названием «Движение», проходившей в галерее Дениз Рене в Париже в 1955 году.
Рассматриваемое как официальное начало кинетического движения, оно включало в себя творчество как новых, так и опытных современных художников, таких как Вазарели, Хесус Рафаэль Сото и Марсель Дюшан, чьи работы соответствовали кинетическому искусству. Виктор также написал свой знаменитый «Manifeste Jaune» (Жёлтый манифест) для этой выставки, в котором он изложил многие из своих убеждений относительно создания искусства, укрепив своё положение на художественной арене.
После выставки «Manifeste Jaune» стал огромным источником вдохновения для молодых художников, которые продолжили изучать вопрос Вазарели о том, что работы должны быть совершенно уникальными и отличаться друг от друга. Напротив, Виктор считал, что искусство процветает благодаря концепциям воссоздания, умножения и экспансии. Эта идея очевидна в его последующих работах, причём большая часть из них воссоздаёт иллюзорный стиль шахматной доски с помощью различных сред, таких как краска, ткань и скульптура. Независимо от формы, почти всё его творчество включает иллюзии, которые усиливаются благодаря мастерски созданным цветовым соотношениям, геометрическим узорам и повторам.
Несмотря на то, что Виктор работал с геометрией и оптикой в течение десяти лет до этого, термин «оп-арт» не был применён к его творчеству до 1964 года, пока журнал Time не наткнулся на одну из его работ. Введение этого термина послужило официальным толчком к развитию движения в целом, причём Вазарели выступил в качестве одной из центральных фигур.
Растущее влияние Виктора на международную художественную арену было особо отмечено во время выставки оп-арта Нью-Йоркского музея современного искусства 1965 года под названием «The Responsive Eye». Во время этой выставки творчество Виктора, демонстрирующее абстрактные формы, привлекло внимание посетителей и вывело его на передний план международного движения оп-арта. На выставке также были представлены работы Йозефа Альберса и Жан-Пьера, сына Вазарели.
1960-е и 1970-е годы ознаменовались расцветом движения в области оптического искусства. За это время Виктор создал сотни произведений искусства в своём фирменном стиле, а в конце шестидесятых отважился на скульптуру, причём некоторые из его картин также включали различные формы трехмерных элементов для создания более реалистичных эффектов глубины, движения и иллюзии. Движение оп-арта включало в себя многих других известных художников того периода, таких как Бриджит Райли, Марина Аполлонио и Ричард Анушкевич, которые все добивались оптических эффектов с помощью собственных художественных методов и стилей.
В конце его карьеры скульптуры стали неотъемлемой частью растущего творчества Вазарели и становились всё более популярными среди коллекционеров произведений искусства. Люцит, акрил и стекло, использованные в изделиях, делали скульптуры невероятно привлекательными, в то время как иллюзорные эффекты усиливались их величественной природой.
Виктор скончался в возрасте девяноста лет в 1997 году. Картины, скульптуры и гравюры, которые он оставил после себя, по-прежнему хранятся в галереях, музеях и частных владениях. Эти произведения позволяют зрителю потеряться в гипнотизирующих цветах и искажённых поверхностях. Открытый в 1976 году музей Виктора Вазарели расположен в его родном городе Печ, Венгрия. Этот музей был создан после того, как художник пожертвовал сотни графических работ, шелкографий, гобеленов, рисунков и скульптур своему родному городу в 1968 году. В коллекцию также входит одна из его знаменитых картин с изображением зебры.
В серии Zebra представлены некоторые из самых знаковых произведений масштабного творчества художника. Начав эксперименты с зебрами в самом начале своей карьеры, Виктор постоянно возвращался к этому произведению и воссоздавал его на протяжении всей своей жизни, играя и углубляя мастерское понимание графики и иллюзий, которых можно достичь на двумерной поверхности. Используя линии и творческую игру теней и света, зебры заложили основу художественного стиля Вазарели и оставались предметом восхищения художника, позволяя ему снова и снова применять растущие навыки к кажущимся движущимися животным.
Благодаря иллюзиям относительно того, где заканчивается одна зебра и начинается другая, а также кажущейся кинетической природе животных, первая известная версия зебр 1930-х годов считается одним из первых произведений оп-арта в истории. Излишне говорить, что зебры представляют собой культовое произведение истории искусства. Из-за этого они пользуются большим спросом у коллекционеров произведений искусства. Кульминацией его чёрно-белого периода стала бинарная оптическая кинетика, предвещающая появление цвета. В конце своей карьеры Вазарели создал несколько скульптур из керамики и оргстекла с изображением животных. Большинство его работ демонстрируют множество цветов, которые усиливают оптические иллюзии и искажения.
Виктор также проявлял растущий интерес к теории цвета и его влиянию, которое он оказывал на человеческое восприятие. По мере того как художник стремился создавать в своём искусстве всё более совершенные оптические иллюзии, он начал использовать более тёплые цвета для достижения эффекта приближения объектов в плоскости изображения и более холодные цвета для достижения эффекта отступления. Это видно по его работе «Oerveng», в которой Виктор использовал как холодные, так и тёплые цвета, а также повторение линий, чтобы привлечь внимание к самой середине произведения и успешно добиться иллюзии движения.
Другой музей Вазарели продолжает ежегодно принимать тысячи гостей в столице Венгрии Будапеште. Проведя большую часть своей жизни во Франции, Виктор также оставил большое наследие в этой европейской стране. Фонд Вазарели продолжает хранить многие из его работ в Экс-ан-Провансе, Франция, а также проводит множество временных выставок. Таким образом, наследие Виктора продолжает жить, поскольку его привлекательные иллюзии очаровывают любителей искусства по всему миру.
Рупор будет свободен через:
5 сек.