16+
Лайт-версия сайта

Новости

Головокружительные работы Виктора Вазарели: Оп-арт, завоевавший сердца



Кажущиеся движущимися фигуры, выпуклые сферы и вибрирующие цвета — вот лишь несколько особенностей, характеризующих увлекательные работы Виктора Вазарели, которого по праву можно считать отцом оптического искусства. Как правило, оп-арт предназначался для создания иллюзий движения и искажения изображений во время просмотра. И совсем неудивительно, что головокружительные картинки вызывают широкий спектр эмоций от дискомфорта и замешательства до очарования и радости.



Ранние годы


Виктор Вазарели.

 

Виктор Вазарели.

 

Виктор получил художественное образование в Будапеште в традициях Баухауза. В 1930 году он покинул родной город и поселился в Париже, где первоначально работал коммерческим художником. В 1930-е годы он находился под влиянием конструктивизма, но к сороковым годам сформировался его характерный стиль рисования анимированных поверхностей геометрических форм и взаимодействующих цветов. Его стиль достиг зрелости в середине 1950-х и 1960-х годов, когда он начал использовать более яркие цвета, дабы усилить ощущение движения с помощью оптической иллюзии.

Оп-арт


Тигр, Виктор Вазарели.  Фото: i.pinimg.com.

 

Тигр, Виктор Вазарели. Фото: i.pinimg.com.



Оп-арт — это отдельная категория визуального и творческого самовыражения. Но, если присмотреться повнимательнее, можно обнаружить точки пересечения между областями оптического и кинетического искусства. Как правило, кинетическое искусство, полагается на движение или эффект движения для достижения желаемого эффекта. Кажущиеся удаляющимися фигуры, вибрирующие цвета и выступающие сферы, которые обычно характеризуют оп-арт, также могут попадать в категорию кинетического искусства. Поэтому неудивительно, что путь Виктора пересёкся с кинетическим искусством. Фактически, он сыграл значительную роль в развитии и подъёме этого направления, в частности, благодаря своему участию в выставке под названием «Движение», проходившей в галерее Дениз Рене в Париже в 1955 году.

Слева направо: Арлекин, Виктор Вазарели, 1936 год.  Алфавит VR, Виктор Вазарели.

 

Слева направо: Арлекин, Виктор Вазарели, 1936 год. Алфавит VR, Виктор Вазарели.



Рассматриваемое как официальное начало кинетического движения, оно включало в себя творчество как новых, так и опытных современных художников, таких как Вазарели, Хесус Рафаэль Сото и Марсель Дюшан, чьи работы соответствовали кинетическому искусству. Виктор также написал свой знаменитый «Manifeste Jaune» (Жёлтый манифест) для этой выставки, в котором он изложил многие из своих убеждений относительно создания искусства, укрепив своё положение на художественной арене.

Слева направо: Шахматная доска, Виктор Вазарели, 1935 год.  Эзинор Виктор, Вазарели, 1949 год.

 

Слева направо: Шахматная доска, Виктор Вазарели, 1935 год. Эзинор Виктор, Вазарели, 1949 год.



После выставки «Manifeste Jaune» стал огромным источником вдохновения для молодых художников, которые продолжили изучать вопрос Вазарели о том, что работы должны быть совершенно уникальными и отличаться друг от друга. Напротив, Виктор считал, что искусство процветает благодаря концепциям воссоздания, умножения и экспансии. Эта идея очевидна в его последующих работах, причём большая часть из них воссоздаёт иллюзорный стиль шахматной доски с помощью различных сред, таких как краска, ткань и скульптура. Независимо от формы, почти всё его творчество включает иллюзии, которые усиливаются благодаря мастерски созданным цветовым соотношениям, геометрическим узорам и повторам.

 

Творческий путь


Oerveng, Виктор Вазарели.  Фото: bing.com.

 

Oerveng, Виктор Вазарели. Фото: bing.com.



Несмотря на то, что Виктор работал с геометрией и оптикой в течение десяти лет до этого, термин «оп-арт» не был применён к его творчеству до 1964 года, пока журнал Time не наткнулся на одну из его работ. Введение этого термина послужило официальным толчком к развитию движения в целом, причём Вазарели выступил в качестве одной из центральных фигур.

Растущее влияние Виктора на международную художественную арену было особо отмечено во время выставки оп-арта Нью-Йоркского музея современного искусства 1965 года под названием «The Responsive Eye». Во время этой выставки творчество Виктора, демонстрирующее абстрактные формы, привлекло внимание посетителей и вывело его на передний план международного движения оп-арта. На выставке также были представлены работы Йозефа Альберса и Жан-Пьера, сына Вазарели.

Слева направо: Вега, Виктор Вазарели, 1957 год.  Кассиопея II NB, Виктор Вазарели, 1958 год.

 

Слева направо: Вега, Виктор Вазарели, 1957 год. Кассиопея II NB, Виктор Вазарели, 1958 год.



1960-е и 1970-е годы ознаменовались расцветом движения в области оптического искусства. За это время Виктор создал сотни произведений искусства в своём фирменном стиле, а в конце шестидесятых отважился на скульптуру, причём некоторые из его картин также включали различные формы трехмерных элементов для создания более реалистичных эффектов глубины, движения и иллюзии. Движение оп-арта включало в себя многих других известных художников того периода, таких как Бриджит Райли, Марина Аполлонио и Ричард Анушкевич, которые все добивались оптических эффектов с помощью собственных художественных методов и стилей.

В конце его карьеры скульптуры стали неотъемлемой частью растущего творчества Вазарели и становились всё более популярными среди коллекционеров произведений искусства. Люцит, акрил и стекло, использованные в изделиях, делали скульптуры невероятно привлекательными, в то время как иллюзорные эффекты усиливались их величественной природой.

 

Наследие


Скульптура Виктора Вазарели в родном городе Пече.  Фото: wikipedia.org.

 

Скульптура Виктора Вазарели в родном городе Пече. Фото: wikipedia.org.



Виктор скончался в возрасте девяноста лет в 1997 году. Картины, скульптуры и гравюры, которые он оставил после себя, по-прежнему хранятся в галереях, музеях и частных владениях. Эти произведения позволяют зрителю потеряться в гипнотизирующих цветах и искажённых поверхностях. Открытый в 1976 году музей Виктора Вазарели расположен в его родном городе Печ, Венгрия. Этот музей был создан после того, как художник пожертвовал сотни графических работ, шелкографий, гобеленов, рисунков и скульптур своему родному городу в 1968 году. В коллекцию также входит одна из его знаменитых картин с изображением зебры.

В серии Zebra представлены некоторые из самых знаковых произведений масштабного творчества художника. Начав эксперименты с зебрами в самом начале своей карьеры, Виктор постоянно возвращался к этому произведению и воссоздавал его на протяжении всей своей жизни, играя и углубляя мастерское понимание графики и иллюзий, которых можно достичь на двумерной поверхности. Используя линии и творческую игру теней и света, зебры заложили основу художественного стиля Вазарели и оставались предметом восхищения художника, позволяя ему снова и снова применять растущие навыки к кажущимся движущимися животным.

Зебра, Виктор Вазарели.  Фото: verslecentre.com.

 

Зебра, Виктор Вазарели. Фото: verslecentre.com.



Благодаря иллюзиям относительно того, где заканчивается одна зебра и начинается другая, а также кажущейся кинетической природе животных, первая известная версия зебр 1930-х годов считается одним из первых произведений оп-арта в истории. Излишне говорить, что зебры представляют собой культовое произведение истории искусства. Из-за этого они пользуются большим спросом у коллекционеров произведений искусства. Кульминацией его чёрно-белого периода стала бинарная оптическая кинетика, предвещающая появление цвета. В конце своей карьеры Вазарели создал несколько скульптур из керамики и оргстекла с изображением животных. Большинство его работ демонстрируют множество цветов, которые усиливают оптические иллюзии и искажения.

Слева направо: Сверхновые звёзды, Виктор Вазарели, 1959-1961 годы.  Бора III, Виктор Вазарели, 1964 год.

 

Слева направо: Сверхновые звёзды, Виктор Вазарели, 1959-1961 годы. Бора III, Виктор Вазарели, 1964 год.



Виктор также проявлял растущий интерес к теории цвета и его влиянию, которое он оказывал на человеческое восприятие. По мере того как художник стремился создавать в своём искусстве всё более совершенные оптические иллюзии, он начал использовать более тёплые цвета для достижения эффекта приближения объектов в плоскости изображения и более холодные цвета для достижения эффекта отступления. Это видно по его работе «Oerveng», в которой Виктор использовал как холодные, так и тёплые цвета, а также повторение линий, чтобы привлечь внимание к самой середине произведения и успешно добиться иллюзии движения.

Музейный фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе.  Фото: wikipedia.org.

 

Музейный фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе. Фото: wikipedia.org.



Другой музей Вазарели продолжает ежегодно принимать тысячи гостей в столице Венгрии Будапеште. Проведя большую часть своей жизни во Франции, Виктор также оставил большое наследие в этой европейской стране. Фонд Вазарели продолжает хранить многие из его работ в Экс-ан-Провансе, Франция, а также проводит множество временных выставок. Таким образом, наследие Виктора продолжает жить, поскольку его привлекательные иллюзии очаровывают любителей искусства по всему миру.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060723/56629/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft