Расположенная в Мексиканском заливе (современные Веракрус и Табаско) цивилизация ольмеков процветала между 1200 и 400 годами до н.э., причём их влияние распространялось далеко на юг, вплоть до современной Никарагуа. Их цивилизация преимущественно жила в жарких, влажных низменностях вдоль побережья, где они строили свои поселения и занимались сельским хозяйством. Наиболее узнаваемой чертой их мастерства являются колоссальные резные головы высотой от полутора до трёх с половиной метров, которые были найдены в нескольких их крупных городах и религиозных центрах.
Ольмеки до сих пор остаются удручающе загадочной культурой, поскольку, даже на сегодняшний день неизвестно как они называли себя на самом деле. Именно ацтеки назвали их ольмеками, что переводится как «резиновый народ». Считается, что ольмеки были первыми людьми, которые превратили латекс каучукового дерева в практичные предметы, а также, что они изобрели знаменитую мезоамериканскую «игру в мяч» с резиновыми мячиками, которая впоследствии стала центральной чертой цивилизаций и культур, последовавших за ними.
Ольмеки были утончённым народом со своей собственной системой письма, календарями, городским планированием и сложными ритуальными местами. Тем не менее, мало что известно об их религиозных верованиях или истинном значении интригующих статуй и статуэток, украшавших их божественные помещения.
Несмотря на отсутствие современных записей об ольмеках известно, что у них была обширная торговая сеть. Артефакты ольмеков были найдены по всей Центральной Америке, что указывает на обширные межрегиональные торговые пути. В самих ольмекских стоянках есть артефакты, сделанные из нефрита, привезённого из Гватемалы, и из обсидиана с мексиканского нагорья на севере.
Цивилизация ольмеков, по-видимому, закончилась довольно внезапно, когда несколько их основных стоянок были намеренно разрушены около 400 года до н.э., хотя неясно, почему это произошло. Несомненным остаётся тот факт, что их влияние распространялось на протяжении веков и оставило свой след в будущих культурах, включая майя и ацтеков.
Когда ацтеки исследовали и расширяли свою империю, они наткнулись на огромные руины таинственного города, заброшенного столетия назад. Они были поражены своим открытием, и единственное объяснение, которое пришло им в голову, заключалось в том, что архитекторы, должно быть, обладали божественными способностями. Они назвали руины Теотиуакан.
Впервые поселившись около 100 года до н.э. и достигнув своего расцвета 500 лет спустя, название первоначальной культуры, которая правила их империей из Теотиуакана, так же неизвестно, как и название, которое они дали своему городу. Занимающий площадь более девяти квадратных миль, город был разбит на заранее спланированную сетку, которая содержала более пяти тысяч сооружений, и считается, что в его эпоху население составляло от ста двадцати тысяч до двухсот тысяч человек.
На пике своего развития культура Теотиуакана контролировала небольшую империю, включая господство над городами, построенными другими современными цивилизациями, такими как майя, которые изображали воинов Теотиуакана в своих произведениях искусства и записях. В самом городе жизнь его жителей, возможно, была намного лучше, чем у их современников в Европе тёмных веков. Они жили в красивых квартирах с побеленными полами и оштукатуренными стенами, украшенными фресками. У них были открытые веранды со стоками для сезона дождей, и они владели красиво украшенной керамикой и резными каменными артефактами.
Кем бы ни были жители Теотиуакана, они унесли свои секреты с собой, когда их цивилизация таинственным образом рухнула около 550 года нашей эры, возможно, сгорев дотла. Учёные до сих пор не могут прочесть их символы, понять их религию, и даже не знают наверняка, был ли у них определённый правитель, элитный класс или военные. Поскольку археологические работы и исследования продолжаются, возможно, однажды будут получены ответы на многие интересующие вопросы.
Расположенная на южном нагорье нынешней Мексики цивилизация сапотеков зародилась около 500 года до н.э. и, как полагают, распространилась вплоть до 900 года до н.э., если не до испанского нашествия, хотя их потомки и по сей день являются признанной коренной группой. Сапотеки называли себя «народом», но современные цивилизации часто называли их «Облачными людьми», возможно, потому что они жили на большой высоте или из-за религиозных верований сапотеков о смерти и загробной жизни.
Они установили торговые связи с ольмеками, а затем и с майя, и их богатство позволило им развить свою потрясающую столицу в Монте-Альбане. Этот город занимал стратегическое положение в верховьях трёх долин, что позволяло им доминировать в окружающем регионе и консолидировать свою власть.
С самого начала своего культурного развития сапотеки демонстрировали утончённое понимание архитектуры и инженерного дела, которое включало искусственные террасы на склонах холмов и сельскохозяйственные каналы. У них была высокоорганизованная система управления с чётким разделением по классовым признакам. Они разработали календарь и логосложную систему письма, которая является предшественницей тех, что использовались майя и ацтеками в более поздние века.
Упадок империи сапотеков был постепенным, начиная примерно с 700 года нашей эры, когда их места были постепенно заброшены. Причина снижения неизвестна, но рост межгосударственного насилия заставил некоторых экспертов предположить, что проблемы были связаны с повсеместной нехваткой основных ресурсов. Расцвет цивилизации микстеков, которая пришла, чтобы захватить власть и оккупировать многие территории сапотеков, привёл к непрекращающимся войнам между ними, с последующими перерывами, когда их внимание переключилось на защиту от ацтеков, которые в конечном итоге подчинили их обоих. Их окончательный крах совпал с приходом испанцев в Центральную Америку и последовавшими за этим бурными годами войны.
Родом из юго-западной части современной Мексики, ранние поселения в этой области датируются 1500 годом до н.э., но только примерно в 500 году н.э. общины микстеков (миштеки) начали развиваться благодаря монументальной архитектуре, террасному земледелию и сложным ирригационным системам. Они называли себя нуу дзавуи, что означает «Нация дождя», но ацтеки, а позже испанские конкистадоры называли их микстеками.
В течение следующей тысячи лет микстеки продолжали расширять свои королевства, основывая их в долинах, разделённых горными хребтами, и каждым из них управлял местный лорд. Их цивилизация представляла собой сильно стратифицированное общество с правящей элитой и талантливым классом ремесленников, которые славились своей работой с бирюзой, золотом и мозаичной плиткой.
Однако, что действительно отличает цивилизацию микстеков от других культур Центральной Америки, так это их потрясающие кодексы из оленьих шкур. За исключением рукописей майя, кодексы микстеков являются единственными историческими документами коренных народов, пережившими испанское вторжение. Они содержат бесценную информацию о политике, религиях, событиях и традициях народа микстеков, написанную самими микстеками. Написанные логографическим шрифтом микстеков, эти рукописи включают в себя истории их происхождения вплоть до деяний их правителей. Они включают в себя рассказы о войнах между различными городами-государствами микстеков, что даёт редкое представление об их культуре.
Эти города-государства микстеков были окончательно объединены под властью одного правителя в XI веке. Повелитель Восьми Оленей Коготь Ягуара был правителем Тилантонго. Согласно кодексам микстеков, благодаря серии сражений, политических союзов и легендарных деяний он смог подчинить себе различные другие города-государства, но в конечном итоге был свергнут и принесён в жертву своим собственным племянником.
Примерно через столетие после того, как повелитель Восьми Оленей Коготь Ягуара объединил королевства, микстеки распространили свою власть на долину Оахака, что привело их к прямому конфликту с цивилизацией сапотеков. К 1350 году н.э. они взяли под контроль несколько поселений сапотеков, включая Монте-Альбан, и стали главной силой в регионе. Однако господству народа микстеков не суждено было продлиться долго, поскольку на Севере росла новая держава. К 1450 году нашей эры ацтеки пересекли горы, чтобы расширить свою империю, и в течение десятилетия подчинили миштеков как вассальное государство, обязанное платить им дань.
Хотя истоки культуры майя остаются неясными, их самобытная культура возникла между 1500 и 200 годами до н.э. на севере современного Белиза, когда начали возводиться их монументальная архитектура и сложные церемониальные комплексы. Они развивались бок о бок с цивилизацией ольмеков, на протяжении веков обмениваясь как товарами, так и идеями, перенимая некоторые из их стилистических изысков. После падения ольмеков майя повторили эту практику с культурой Теотиуакана, предполагая, что они всегда были открыты для новых идей и художественных стилей своих торговых партнёров.
Несмотря на то, что майя были одной из самых ранних сформировавшихся цивилизаций в Центральной Америке, по-настоящему расцвести им удалось только в 200 году нашей эры. На пике своего расцвета цивилизация майя насчитывала около двух миллионов человек, обслуживавших более сорока городов, а их империя охватывала современные Белиз, Гватемалу и полуостров Юкатан. Эти города и поселения были соединены обширными торговыми сетями, которые использовали серию дорог из известняка, называемых сакбеоб, которые майя прорубали через джунгли. Города майя, в которых проживало до 1000 000 человек, были сосредоточены вокруг священного комплекса религиозных зданий, в которых, возможно, также размещалась их центральная администрация, которая затем была окружена смесью жилых и сельскохозяйственных районов. Поскольку пресной воды в джунглях было мало, у майя была сложная система управления дождевой водой с подземными резервуарами, каналами и ирригационными каналами для поддержания своего населения.
Начиная с 900 года н.э. их могущество значительно ослабло, целые города были заброшены без видимой причины. Несмотря на то, что майя хранили замечательные кодексы, наполненные их историей, к сожалению, они были уничтожены теми же руками, которые в конечном счете несут ответственность за окончательное падение этой могущественной цивилизации: конкистадорами. И несмотря на то, что майя продолжают жить как отдельный коренной народ Центральной Америки, большая часть их наследия была стёрта и забыта после начала колониального периода, и только в последние годы мир вновь начинает ценить эту богатую, сложную культуру.