16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему в советских школах главным языком был немецкий и за что не любили английский



Сегодня школьники учат всевозможные иностранные языки – от китайского до португальского. Долгое время в царской России настолько увлекались французским, что часто забывали родной. С 70-х прошлого века в образовании лидирует английский, хотя до того он считался в СССР вражеским. В школах и вузах господствовал немецкий. Удивительно на этом фоне, что язык, которым пользовались германские нацисты, оставался популярным даже после Великой Отечественной. Как русские меняли свои симпатии к иностранным языкам и при чем здесь войны – в нашем материале.



Французский в царской России

Долгий период в царской России при дамах принято было говорить на французском. /Фото: static.tildacdn.com

 

Долгий период в царской России при дамах принято было говорить на французском. /Фото: static.tildacdn.com

 

В допетровские времена русская знать не утруждала себя овладением иностранными языками. На изучение чужой речи смотрели предвзято, опасаясь, что таким путем в православные головы проникнет лютеранская ересь. Лишь на исходе 18 века дворянство бросилось в обратную крайность. Полиглот Петр I, знавший немецкий, английский, голландский и французский прекратил эту массовую изоляцию. В Россию стали стекаться иностранцы, дворянские дети отправлялись на учебу в Европу, а местные аристократы принялись активно изучать языки самостоятельно. В какой-то момент элита настолько увлеклась использованием в родной речи заморских оборотов, что едва не забросила свой язык. И если на заре увлечения иностранным преобладал немецкий, то с воцарением Елизаветы Петровны империю захватила галломания. В Российском государстве французский приняли за самый изысканный, благородный и поэтичный. На нем стали писать красивые романы и делать изысканные комплименты дамам. В считанные годы «офранцузилось» в России всё: туалеты, домашнее убранство, кухня и танцы. 

Придворные аристократы знали французский лучше русского. /Фото: upload.wikimedia.org

 

Придворные аристократы знали французский лучше русского. /Фото: upload.wikimedia.org



К 19 веку дворянские поколения владели русским лишь на бытовом уровне, иногда даже не умея писать. Взять хотя бы известную нам Татьяну Ларину, которая выливала свои чувства к Онегину по-французски, так как «выражалася с трудом на языке своем родном». Надо сказать, что и Пушкин, знавший родной язык в совершенстве, свои первые рифмы слагал на французском. В высшем же обществе изъясняться по-русски могли себе позволить только крестьяне. Свет считал это дурным тоном, особенно, что касается обращения к даме. Сложилась абсолютно парадоксальная ситуация: дворянство и народ говорили на двух разных языках. В войну 1812-го это не раз приводило к дурным последствиям, когда простой люд принимал российских офицеров за французов из-за их манеры общаться на иностранном. К середине 19 века у русского появился патриотичный покровитель Николай I, вернувший родную речь на должный уровень. Наполеоновские войны положили конец галломании, но элита тут же потянулась за английским, что сложилось в духе политических расстановок в тогдашней Европе. Язык Байрона начали преподавать в вузах и гимназиях, а знатные семьи нанимали из Туманного Альбиона нянь и гувернеров.

Пушкинская рукопись. /Фото: cultureru.com

 

Пушкинская рукопись. /Фото: cultureru.com


Почему немецкий полюбился в СССР

Английский долго вытеснял немецкий.

 

Английский долго вытеснял немецкий.



В тот период обозначилась конкуренция английского с немецким. Последний в новый век неизменно ассоциировали с великими учеными. Лучшие европейские университеты располагались в Германии, в этой же стране рождались светила физики, математики и химии. Преуспели немцы и в контексте литературных достижений, так что не знать работы Шиллера и Гете считалось моветоном. Наверное, играло на немецкую руку и то, что династия монархов Романовых по большей части происходила от немцев. Эти дореволюционные симпатии с готовностью унаследовал Советский Союз. Да и немецкий казался преподавателям молодого государства максимально простым для изучения в школах. Кроме того, этим языком пользовались классики коммунизма — Маркс и Энгельс. В 30-х Германия заняла позицию экономического и военного союзника СССР, и в страну повалили немецкие специалисты. Тогда считалось, что, владея немецким, дети получат возможность знакомиться в оригинале с множеством качественных литературных произведений, чем расширят свой кругозор. Да и в наследство от царского периода Москва получила множество представителей немецкого образования, осевших здесь с имперских времен.

Такие позиции подорвались лишь с окончанием Великой Отечественной. В первые послевоенные годы школьники начали отказываться от изучения языка гитлеровских нацистов. Но перестроиться моментально школы не могли, и немецкий еще долго оставался главным иностранным. Преподаватели, которым приходилось нелегко, тщетно пробовали объяснить учащимся, что «фашистский» язык ни в чем не виноват. Подобные конфликты вспыхивали и в других затронутых войной странах, где родители категорически требовали отменить школьный предмет.

 

Сложный переход на английский

Переход школ на английский длился долго. /Фото: chapchap.su

 

Переход школ на английский длился долго. /Фото: chapchap.su



Но вернемся назад. В начале 20 века английский не только утратил популярность, но и стал называться языком «классового врага». Опять-таки в угоду политическим перипетиям. Тогда принято было враждебно смотреть на американских капиталистов. Детям доводилось, что английским пользуются исключительно рабовладельцы, колонизаторы и остальные угнетатели свободного народа. Единственными местами, где на тот момент преподавался английский, были считанные университеты для дипломатов, в будущем планировавших контактировать с англосаксами. Но уже в 50-е большая часть весомых научных публикаций эмигрантов стала издаваться на английском. Для перевода на новый иностранный системы школьного образования не хватало одного – англоязычных преподавателей.

Этих специалистов ещё не успели выучить, так что переход затянулся до самых 70-х. Власти, оценившие сложность ситуации, создали набор в педвузы по новой специальности «преподаватель английского», а затем распределяли молодых учителей по всему СССР. Так что язык Шекспира и Твена почувствовал себя уверенно на фоне немецкого далеко не сразу. Качественные школьные учебники и отработанные методики появились еще позже, но к перестроечным временам английский язык в качестве иностранного изучало подавляющее число советских школьников.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160223/55526/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Супер хит - Не судьба..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft