14 сентября ’2011 23:14
Попробую подкинуть дровишек в угасающую дискуссию, прошу прощения за длинные посты, нет времени перекладывать их в краткой, собственной интерпретации.
Выдержки из книги «Философия в новом ключе», вышедшая в свет в 1942 г., Сьюзен Кэтрин Лангер (1895 — 1985) -Исследование символики разума, ритуала и искусства.
…Когда –то над родом возвысился герой, вместилище всей энергии племени, уже воплощённой в деяниях, отражение всей духовной силы рода. Когда лидер, выделенный общиной, встал впереди нее, в стороне от нее и, затем, над ней, начался период расцвета личности. А это её новое самосознание — началом драмы индивидуализма. Коллектив не ищет бессмертия, он его имеет, личность же, утверждая свою позицию владыки людей, необходимо должна была воспитать в себе жажду вечного бытия, или по крайней мере любым путем попасть в исторические анналы. Рабы же духа не имеют истории, да и не хотят ее знать. Народы, в которых и деятели религий и аппараты государств с одинаковым усердием умерщвляли душу, стараясь обратить его в покорную их воле физическую силу отказываясь от своей великой творческой задачи — организации коллективного опыта в форму идей, гипотез, теорий.
Для нас же важно, что все Герои являются перед нами как носители коллективной энергии, как выразители массовых желаний и Артист был любимцем народной массы, а не лакеем меценатов, соединив в себе души граждан, сплочённых в одну волю.
Сейчас модно много говорить о загадке жизни личной, о мучительном одиночестве человека на земле не помнящем родства, голом человеческом "я", — которое прячется, дрожит от страха смерти и совершенно искренно кричит о бессмысленности индивидуального существования. Отождествляя себя с живым великим миром, индивидуальность переносит ощущение утраты смысла своего бытия на весь мир: говорит о гордости своим одиночеством и надоедает людям, как комар, требуя их внимания к стонам своей жалкой души. Аристократы духа не подают милостыню внимания своего им и они это знают и потому искренно ненавидят их.
Настроение современного индивидуалиста — тревожная тоска; он растерялся, напрягает все силы свои, чтобы как-нибудь прицепиться к жизни, и нет сил, осталась только хитрость, названная кем-то «умом глупцов» существо, лишённое социальных чувств, он не ощущает никакой связи с миром, не сознаёт вокруг себя присутствия каких-либо ценностей и даже постепенно утрачивает инстинкт самосохранения — теряет сознание ценности личной своей жизни.
Он не способен к связному мышлению, с трудом ассоциирует идеи, мысль вспыхивает в нём искрами и, едва осветив призрачным, больным сиянием какой-либо ничтожный кусочек внешнего мира, бесплодно угасает. Впечатлительность его болезненно повышена, но поле зрения узко и способность к синтезу ничтожна; вероятно, этим и объясняется характерная парадоксальность его мысли, склонность к софизмам. "Не время создаёт человека, но человек время", «Важны не красивые действия, но красивые слова» , «я продаюсь как художник, значит я существую»— говорит он, сам себе не веря.
С позиции творца жизни мещанин ныне опустился до роли дряхлого сторожа у кладбища мёртвых истин. Герой был разбит и побеждён. А вожди и пророки народа ушли в кабак, в публичный дом. Всё тоньше и острее форма, всё холоднее слово и беднее содержание, угасает искреннее чувство, нет пафоса; мысль, теряя крылья, печально падает в пыль будней, дробится, становится безрадостной, тяжёлой и больной мещанин облегчённо вздыхает и гордо оглядывается: вот настали дни его царства — пророки умерли, скоморохи стоят на месте их и потешают его, жирную жабу, когда он устаёт душить правду, красоту, любовь. Жорж Занд говорила: "Искусство не такой дар, который мог бы обойтись без широких знаний во всех областях. Надо пожить, поискать, нужно сперва многое переварить, много любить, страдать, не переставая в то же время упорно работать. Прежде чем пустить в ход шпагу, надо основательно научиться фехтовать. Художник, который исключительно художник, бессилен, то есть посредственен, или он вдастся в крайность, то есть безумен".
Так что же можно сделать против наглого победителя, серого человека золотой середины? Какие символы мы и потомки проявят на своих знаменах и щитах
|
|